На что направлены современные коррекционно развивающие технологии

Современные коррекционно-развивающие технологии и методики

На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Смотреть фото На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Смотреть картинку На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Картинка про На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Фото На что направлены современные коррекционно развивающие технологии Татьяна Белоусова
Современные коррекционно-развивающие технологии и методики

Эффективность использования той или иной технологии в коррекционной педагогике непосредственно зависит от того, насколько тщательно продумана организация этого процесса, какие цели поставлены, какой подход избран.

Смысл применения технологий состоит, прежде всего, в перспективе реализации основополагающего преимущества этих технологий по сравнению с другими средствами – возможности индивидуализации коррекционного обучения, обеспечения каждому ребенку адекватных лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной дозированной помощи.

В работе учителя-дефектолога считаю целесообразным и оправданным применение следующих технологий:

• Технологии обследования познавательной деятельности и речи.

• Технологии уровневой дифференциации.

• Технология индивидуализации обучения.

• Технологии проблемного обучения.

Коротко расскажу о каждой из них.

Технология обследования познавательной деятельности и логопедического обследования.

Це ль: полная и качественная оценка состояния речи детей с ЗПР, интеллектуальным недоразвитием (У/О).

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные компетенции.

Эффект использования: позволяет получить достаточно полные сведения о речевых нарушениях каждого конкретного ребёнка, что, в свою очередь предшествует грамотному планированию лого-коррекционной работы и получению наилучших результатов по исправлению речевых недостатков.

Технология уровневой дифференциации

Цель:обучение ребенка на уровне его возможностей и способностей; адаптация обучения к особенностям ребенка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, когнитивные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: дает возможность каждому ученику овладеть учебным материалом на разном уровне, но не ниже базового, в зависимости от способностей и индивидуальных особенностей личности каждого учащегося.

Технология индивидуализации обучения

Цель: сохранение и дальнейшее развитие индивидуальности ребенка, его потенциальных возможностей.

Компетенции, на которые направлена технология: социально- информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: предупреждение неуспеваемости; формирование общеучебных навыков и умений при опоре на зону ближайшего развития каждого ребенка; усиление учебной мотивации и развитие познавательных процессов.

Технология проблемного обучения

Цель: усвоение способов самостоятельной деятельности.

Компетенции, на которые направлена технология: когнитивные, коммуникативные компетенции.

Эффект использования: организация активной деятельности учащихся по разрешению проблемы, активизация познавательной активности,развитие мыслительных способностей.

Технология моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных занятиях (автор Ткаченко Т. А.).

Цель: формировать вербальные средства коммуникации, мотивации, речевого общения, развивать и активизировать словарь, формировать грамматический строй речи, связную речь.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: способствует возникновению мотивации речевого общения, формированию первичных произносительных навыков, пополнению и активизации словаря, появлению фразы в речи ребёнка.

Информационно-коммуникативные технологии.

Цель: повышение интереса детей к изучаемому материалу и качества коррекци-онной работы, обеспечение непрерывности наглядного показа изучаемого материала.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, со-циально-информационные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: позволяют разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышать интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционной работы, значительно облегчают деятельность учителя-дефектолога.

Игровые технологии.

Цель: более успешная социализация, формирование социально-активной личности, самореализация, игровая терапия и психологическая коррекция.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативная, со-циально-личностные, межкультурные компетенции.

Эффект использования: стимулируют детей к учебной деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитив-ные процессы.

Технология развивающего обучения.

Цель: развитие способностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Эффект использования: ориентация познавательной деятельности

на потенциальные возможности ребенка.

Технология формирования слоговой структуры слова. Автор Четверушкина Н. С.

Цель: формирование вербальных средств коммуникации. Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные коммуникации

Эффект использования:формирует слоговую структуру слова, делает речь ребёнка более понятной для окружающих, снимает коммуникативные барьеры.

Здоровьесберегающие технологии:

Су-джок терапия

Цель: развитие мелкой моторики, тактильной сферы, развитие мотивации общения, коррекция различных сторон речи, снятие синкенезий и мышечных зажимов.

Эффект использования: нормализация мышечного тонуса и коррекция дизартрических расстройств. Сохранение и укрепление здоровья детей. Компетенция личностного самосовершенствования. Стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает тактильные ощущения и мелкую моторику. Способствует снятию усталости, раздражительности, повышению работоспособности, улучшению общего со-стояния детей.

Биоэнергопластика

— содружественное взаимодействие руки и языка (сопряжённая гимнастика). Применяется для достижения лучших результатов в работе по постановке звуков, а также чтобы процесс был более занимательным и увлекал детей.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Фонетическая ритмика

— двигательные упражнения в сочетании с произнесением речевого материала.

Цель:развитие фонематического слуха; развитие умения выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми. сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Эффект использования: способствует развитию фонематического слуха; правильному воспроизведению звуков и их сочетаний изолированно, в слогах, словах и фразах; умению выражать свои эмоции разнообразными интонационными средства-ми.

Дыхательная гимнастика по методике Стрельниковой А. Н.

Цель: формирование правильного физиологического и речевого дыхания, сохранение и укрепление здоровья детей.

Компетенция личностного самосовершенствования.

Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха, что очень важно на этапе постановки и автоматизации звуков. Сочетание речи с кодированными движениями пальцев рук. Формирование первичных произносительных умений, у детей с ОНР I, обусловленным стойким недоразвитием познавательной сферы и нарушениями по типу моторной алалии и дизартрии.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные компетенции.

Эффект использования: способствуют возникновению первичных произносительных умений и навыков, формированию мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря у безречевых детей.

Педагогический прием «Маленький учитель».

. Более продвинутый ребенок занимает на занятии ведущую роль, роль учителя.

Цель: развитие самоконтроля, познавательной деятельности

и потенциальных возможностей ребёнка.

Компетенции, на которые направлена технология: коммуникативные, социально-личностные, когнитивные компетенции.

Помогает научить будущих школьников учиться и передавать свои знания другим детям. Более развитые ученики лучше усваивают материал, а у более слабых появляется для этого стимул.

Применение этих и других педагогических технологий помогает мне развивать, формировать, корректировать, воспитывать личность ребёнка. Разнообразие технологий не дает детям привыкнуть к однотипным видам занятий и мотивирует их на получение новых знаний.

Презентация для учителей-логопедов «Использование технологий в работе учителя-логопеда» В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений языкового.

Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия педагога дополнительного образования Системный анализ и оценка эффективности учебного занятия Детское объединение___ Группа.

Источник

На что направлены современные коррекционно развивающие технологии

Автор: Киселёва Татьяна Ивановна

Организация: МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»

Населенный пункт: Воронежская область, п.г.т. Каменка

«…Чтобы любить жизнь,

не обязательно иметь все блага мира.

Для этого достаточно научиться ценить её и знать,

что всё в наших руках…»

П. Астахов.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, мы используем в своей работе нестандартные подходы, современные коррекционно-образовательные технологии, создаем индивидуальные программы развития. Все это помогает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья получить необходимый багаж знаний и подготовиться к жизни и деятельности в новых социально-экономических условиях.

Сказкотерапия. В ходе этих занятий возможно решение не только эмоциональных и поведенческих проблем у детей (неврозы, застенчивость, страхи, агрессию), но и приобщение их к книге, знакомство с творчеством писателей-сказочников. Занятия с особыми детьми по методу сказкотерапии несут в себе не только обучающий и коррекционно-развивающий характер, направленный на развитие личностного и творческого роста ребёнка, но и воспитывают в нём будущего потенциального читателя.

Музыкотерапия. Это использование музыки на занятиях с ребенком в любом виде. Можно прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это приносит неоценимый вклад в развитие ребенка.

Игротерапия – это особый способ взаимодействия с ребёнком, в процессе которого ему предоставляется возможность, с одной стороны, быть таким, какой он есть, быть самим собой, а с другой – установить отношения с воспитателем и детьми. Цель игровой терапии – дать ребёнку свободу, возможность самому оценивать своё поведение, понять свой творческий потенциал: результатом каждой игры является поддержание положительного «Я» ребёнка. С помощью игры педагог может помочь ребёнку раскрыться и установить контакт с окружающим миром.

Пескотерапия – прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит ребенка. Наблюдения и опыт показывают, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие и развитие детей.

Песочная терапия намного эффективнее, чем стандартные приемы обучения. В условиях учебного заведения не только психолог может использовать песочницу, но и педагоги, которые могут проводить развивающие игры на песке. Именно благодаря самостоятельным рисункам на песке, ребёнок быстрее осваивает буквы и цифры, усваивает пространственные и временные понятия. С помощью построений на песке можно развивать наглядно-образное мышление, восприятие и память. В песочнице мощно развивается тактильная чувствительность, мелкая моторика руки. Занимаясь играми на песке, ребёнку становится интересно, он старается сделать все правильно, красиво, аккуратно и, что немаловажно – быстро.

Особо нуждаются в такой терапии дети с ОВЗ. В качестве ведущих характеристик таких детей выделяют слабую эмоциональную устойчивость, нарушение самоконтроля во всех видах деятельности, агрессивность поведения и ее провоцирующий характер, трудности приспособления к детскому коллективу, суетливость, частую смену настроения, чувство страха.

Формы и варианты песочной терапии определяются особенностями конкретного ребенка, специфическими задачами работы и ее продолжительностью, и каждая игра имеет конкретное целевое применение.

Закончить своё выступление хочу такими словами В. А. Сухомлинского. О здоровье человека есть очень хорошие слова великого педагога: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний и вера в свои силы».

Список использованной литературы

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Нисневич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание.- СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

Источник

Обобщение опыта по теме «Современные технологии развивающей и коррекционной работы с детьми»

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Бугаева Светлана Петровна

Рыбина Татьяна Александровна

БОУ г. Омска «СОШ № 118»

Современные технологии развивающей и коррекционной работы с детьми

Релаксация, терапия, гимнастика, партнерство, ИКТ, проектные методы.

Federal law «On education in the Russian Federation» provides creation of necessary conditions for receiving quality education based on special pedagogical approaches and programs. The teacher, working with children needs to own various methods, techniques and technologies educational and correctional work with children, be able to combine, modify and apply properly.

Relaxation, therapy, gymnastics, partnerships, ICT, design methods.

В развитии и коррекции детей в современном обществе используются как проверенные технологии, так и новые, в применении которых видна положительная динамика.

На современном уроке и внеурочной деятельности преимуществом является использования ИКТ, которые открывают широкие возможности в практической деятельности школьника. Занятия на компьютере ведется в основном в сфере коррекции и развития познавательных способностей детей. В работе за компьютером используются компьютерные игры и тренажеры (квесты, ролевые и стратегические игры), обладающие большим потенциалом для коррекции и развития интеллекта, различные развивающие программы по развитию памяти, внимания, логического и образного мышления, а также эмоциональных и поведенческих качеств ребенка, интернет. Применение данной технологии дает возможность учитывать индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. [3, с. 15]

Проектные методы обучения.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками жизненных проблем, имеющих для них особый смысл. Технология проектного обучения применяется в развитии личностных качеств учеников. Она помогает в раскрытии творческих способностей, лидерских качеств, выявлению интересов и потребностей. Дети учатся работать самостоятельно. Метод проектов предполагает решение проблемы, где дети пользуются своими знаниями и особенностями. Продуктом этой технологии является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы.

Пальчиковая гимнастика применяется для повышения работоспособности, так как влияет на центры развития речи. Развивают мелкую моторику, помогает снять усталость.

Дыхательная гимнастика состоит из ритмичных и шумных вдохов и выдохов, которые способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обмен веществ, поднимают настроение, успокаивают.

Релаксация помогает снять напряжение, повысить эмоциональный настрой. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Психогимнастика используется для развития мимики и артикуляционной моторики. Основной акцент делается на обучение техники выразительных движений и изображения различных эмоций. [4]

Телесная терапия – методы работы с телом, это может быть массаж или различного рода упражнения, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.

Арт-терапия – это форма работы, основанная на изобразительном искусстве, где рисунки детей отражают умственного развития и индивидуальные личностные особенности. [ 5 ]

Библиотерапия — это технология, в которой применяются литературные сочинения и прочтения различных литературных произведений.

Сказкотерапия – это процесс, способствующий развитию высших психических функций и воспитанию нравственных качеств ребенка.

Музыкотерапия направленна на комплексное развитие эмоциональной сферы ребенка, с использованием специальной музыки.

Игровая терапия формирует активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, развивает его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формирует его личность в целом, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Игры с песком направлены на развитие коммуникативных навыков, влияют на эмоциональное самочувствие ребенка и способствуют его саморазвитию. [1, с.10]

Технологии социального партнерства появилась с введением ФГОС. Суть технологии в тесном взаимодействии педагога и родителей, они становятся партнерами в развитии и коррекции детей. Благодаря партнерству дети лучше усваивают школьную программу, имеют высокий уровень мотивации учения и быстрее развиваются во всех аспектах личности. [2, с.12]

Список используемой литературы :

1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998 г.

2. Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства.-СПб.: Детствопресс.2001.

3.Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.

Источник

Коррекционно-развивающие технологии

На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Смотреть фото На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Смотреть картинку На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Картинка про На что направлены современные коррекционно развивающие технологии. Фото На что направлены современные коррекционно развивающие технологии

Коррекционно-развивающие технологии в обучении и воспитании детей в «специальной(коррекционной) школе VIII вида.

Традиционные технологии позволяют обогащать воображение учащихся, вызывая у них обилие ассоциаций, связанных с их жизненным и чувственным опытом, стимулируют развитие речи учащихся.

Одним из путей модернизации традиционных технологий является введение в них элементов развивающего обучения и интеграции информационных и развивающих методов и форм обучения.

Технологии коррекционно-развивающего обучения позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются:

совершенствование движений и сенсомоторного развития;

коррекция отдельных сторон психической деятельности;

развитие основных мыслительных операций;

развитие различных видов мышления;

коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;

расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;

коррекция индивидуальных проблем в знаниях.

На каждом уроке в школе VIII вида педагогами ведётся коррекционно-развивающая работа. Излагаемый материал должен быть научным, доступным, достоверным, должен быть связан с жизнью и опираться на прошлый опыт обучающихся и, конечно, же на каждом уроке должен осуществляться индивидуально-дифференцированный подход

Объяснительно – иллюстративные технологии применяются в классно-урочной системе и во внеклассной работе. Результатом применения является экономия времени, сохранение сил учителей и учащихся, облегчение понимания сложных знаний.

Игровые технологии – единство развивающих возможностей игровых технологий для формирования личности обучающихся осуществляется средствами разумной организации разносторонней игровой деятельности, доступной каждому ребенку, с учетом психофизических возможностей путем осуществления специальных игровых программ, имеющих как общеразвивающий, так и специализированный характер.

Игра – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут.

Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком – чётко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:

— дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;

-учебная деятельность подчиняется правилам игры;

— учебный материал используется в качестве её средства;

-в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в образовательно-воспитательном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

-обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

— познавательные, воспитательные, развивающие;

— репродуктивные, продуктивные, творческие;

— коммуникативные, диагностические, психотехнические.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно-печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Личностно-ориентированные технологии в школе направлены на организацию образовательно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и способностей учащихся. Применение данной технологии позволяет формировать адаптивные, социально-активные черты учащихся, чувства взаимопонимания, сотрудничества, уверенности в себе, ответственности за свой выбор.

Чтобы идти в ногу со временем, необходимо овладевать основами компьютерной грамотности, учиться работать в компьютерных программах Word, Excel, Paint, Power Point, организовывать поиск нужной информации, необходимой для решения поставленной задачи из множества источников, работать с отобранной информацией, выделять главное, систематизировать и обобщать её с помощью современных средств.
Всё более широкое распространение получает применение ИКТ на уроках и внеклассных мероприятиях.

К инновационным технологиям относится арттерапия (музыкотерапия, фототерапия, игротерапия, изотерапия, сказкотерапия, песочная терапия, оригамитерапия)
Применение компьютерных технологий позволяет усилить мотивацию учащихся, повысить познавательную активность, что является одной из важнейших задач, которую ставит перед собой специальная (коррекционная) школа VIII вида.

Учителя используют метод презентаций, как способ эффектного и современного преподавания учебной информации. На уроках письма, чтения учителя могут использовать элементы компьютерных тренажеров, тестов при наличии соответствующих условий.

Использование компьютерных и ауди – визуальных технологий в организации внеклассных воспитательных мероприятий стало неотъемлемой частью воспитательного процесса значительно повышающего его качество, что делает процесс обучения и воспитания более современным разнообразным и насыщенным.

При использовании активных технологий обучения в процессе организации обучения учителями используются: проблемные вопросы, программированные задания, дифференцированные задания по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический материал обеспечивает разные виды помощи (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.

Вывод: коррекционно-развивающие технологии, применяемые в коррекционной школе 8 VIII, должны содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что обеспечивает новый эффект в совершенствовании учебного процесса, а следовательно, сама учебная деятельность учащихся, их знания приобретают новые качества. В целом, применение современных технологий доказало улучшение качества образования обучающихся, воспитанников с ОВЗ, результативнее стал УВП, что в свою очередь создаёт коррекционно-развивающую среду как способ коррекции недостатков в личности обучающихся школы VIII вида.

Технология коррекционно-развивающего обучения

на уроках русского языка и литературы

В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о его содержании и о контингенте детей, которому оно адресовано. В данной статье мы попытаемся в общих чертах обозначить специфику коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы.

Изучая причины школьных трудностей, психологи отмечают, что основным фактором возникновения дезадаптации у учащихся является существенное изменение условий жизни ребенка при переходе к школьному обучению, которое предъявляет повышенные требования к функционированию познавательных процессов (восприятия, памяти, речи), а также к эмоционально-волевой стороне личности. В период адаптации у детей из-за общей незрелости организма и центральной нервной системы повышается физическое и нервно-психическое напряжение, что приводит к функциональным нарушениям и невротическим реакциям.

Недостаточность регуляторных механизмов, которые не позволяют ребенку успешно вырабатывать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности, влечет за собой различные отклонения в поведении: повышение агрессивности или, наоборот, состояние заторможенной подавленности. Подобные состояния снижают познавательную активность и делают весьма проблематичным эффективное вхождение в школьную жизнь и усвоение учебного материала. Существует мнение, что эта проблема обусловлена еще и значительным усложнением школьных программ и, как следствие, повышением требований к уровню предшкольной интеллектуальной подготовки детей.

Необходимость изучения и осмысления путей и способов гармонизации ребенка и окружающей его среды, логики и содержания педагогической работы с такими детьми привела к возникновению новой отрасли педагогики – коррекционной. Она родилась в недрах общей педагогики, став ее составной частью, и взяла на себя ответственность за решение дезадаптационных проблем развивающегося человека.

В современную педагогическую науку термин «коррекционная педагогика» был введен в 1988 году Г.Ф. Кумариной, которая определила коррекционную педагогику как «область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей» [4, с. 14]. А свое практическое выражение коррекционная педагогика нашла в системе коррекционно-развивающего образования (КРО), которое представляет собой синтез общеучебных, диагностических, социальных и коррекционно-развивающих стратегий обучения.

В середине XX в. из пограничной категории детей была выделена и описана особая субкатегория – с временной задержкой психического развития (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, А.А. Люблиневская, М.С. Певзнер и др.), к которой отнесли детей с церебрастеническими состояниями, психофизическим и психическим инфантилизмом, с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, с развитием личности по невротическому типу, детей, перенесших в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, травмы головного мозга, вызвавшие функциональную недостаточность центральной нервной системы, детей с относительно стойкими состояниями незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.

Дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, характеризуются стойкими затруднениями в усвоении всех образовательных программ. Обучение таких детей допускается как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития (VII вид классификации специальных образовательных учреждений), так и в специализированных классах КРО в составе общеобразовательной школы.

Однако «определение ребенка в специальный класс (школу) может состояться только после выявления причин его отставания в развитии и неуспеваемости» [6, с. 15]. Другими словами, сначала констатируется факт стойкого отставания развития познавательной и личностной сферы ребенка по сравнению с его сверстниками, причем на констатацию может уйти до двух лет обучения в школе, затем диагностируются причины, и только после этого начинается коррекционно-развивающая работа.

Обучение происходит по специальным образовательным программам и в специальных организационно-педагогических условиях, включающих в себя меньшую наполняемость классов, соотнесение темпов учебной работы с возможностями познавательной деятельности учеников.

В классах КРО устраняются или сглаживаются дефекты развития познавательной деятельности и физического развития ребенка, что обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

Обучение аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. И об этом нельзя забывать и на уроках русского языка и литературы. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

На уроках русского языка и литературы так же, как и на других уроках, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые для обычной общеобразовательной школы, а также некоторые методы и приемы из других областей коррекционной педагогики.

Для организации эффективного коррекционно-развивающего обучения и воспитания рекомендуется использование следующих технологий.

1. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы (внутри класса).

Это имеет следующие преимущества:

• исключается уравниловка и усреднение детей;

• в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче усвоить материал;

• создаются щадящие условия для слабых;

• у учителя появляется возможность помогать слабому;

• появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

• повышается уровень Я-концепции ученика: слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

2. Технологии компенсирующего обучения – если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и ещё большей социально-педагогической дезадаптации. К компенсирующим элементам (средствам) относят в первую очередь: любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

взаимообучение, диалогические методики;

оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.

Использование коррекционных методов свидетельствует о том, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы:

• упражнения на развитие памяти;

• опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному;

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

• опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

• алгоритмы выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

• указание типа, закона, правила;

• подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

• предупреждение о возможных ошибках;

• разделение сложного задания на составляющие.

Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы (можно проводить их в тестовой форме), чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучить в опережающем режиме.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать на уроке литературы такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты.

В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.

Поэтому в процессе обучения на уроках русского языка и литературы используются некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в обычных классах) включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы чаще можно использовать для закрепления пройденного материала.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит, необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно, важно сочетать эти методы.

Для запоминания изучаемого правила на уроке русского языка можно использовать прием неоднократного повтора нового правила всеми учащимися и записи его в тетради. Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

В содержание учебного курса «Русский язык» и «Литература» можно ввести разделы, ориентированные на подготов­ку детей к восприятию последующего учебного материала. Изу­чение наиболее трудных разделов программ также предваряется различного рода практическими упражнениями, которые спо­собствуют накоплению у учащихся непосредственных наблюде­ний.

А занятия по курсу «Культура речи» направлены на развитие познавательных процессов, развитие связной устной и письменной речи.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает также индивидуальные и групповые коррекционные занятия по русскому языку и литературе. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их обучении.

Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, для которых предусмотрено от 2 до 4 часов в неделю за счет школьного компонента. Это время предусмотрено в расписании уроков. Не следует использовать эти часы для занятий со всем классом. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в усвоении школьной программы или похожие затруднения.

При организации коррекционных занятий по русскому языку и литературе следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.

Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные методы, средства и формы обучения и воспитания. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего, о том, что будут делать ученики в ходе урока.

Выбор методов и приемов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей, в связи с чем важное место должен занимать метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности. Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, и тем самым реализовался охранительный режим обучения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *