На что обратить внимание при выборе школы
Вы уверены, что выбрали подходящую школу для ребенка?
Критерии выбора школы, о которых вы могли не подумать
Ксения Кнорре Дмитриева журналист, автор книг, руководитель пресс-службы ПСО «Лиза Алерт»
Екатерина Бурмистрова детский и семейный психолог, психотерапевт, мама 11 детей, автор книг, проводит вебинары для родителей
Какие критерии важно учитывать при выборе школы, помимо качества образования, расстояния до дома и программы? Те, что будут перечислены дальше, неочевидны, однако в конечном счете могут перевесить любые плюсы. Возможно, вы обращали на них внимание, когда ребенок ходил на подготовку к школе или вы посещали родительские собрания, но не придавали значения таким «мелочам». Что же может неожиданно оказаться важным для вашего первоклассника и для вас самих?
Чтобы оценить школу и попытаться понять, подходит ли она вам, психологи и опытные родители часто советуют заранее сходить и посмотреть на момент выхода детей из школы. Наверняка и вы это делали. Вспомните, как прошла такая «этнографическая экспедиция», обдумайте еще раз сведения, которые вам удалось получить: как устроена жизнь в школе, кто учится, сколько мам встречает, сколько нянь, какие родители ждут детей, кто из учеников идет из школы сам, выходит ли с ними учитель проводить, как гуляет продленка, играют ли в игры, в какие и так далее.
Перечислим моменты, которые должны привлечь ваше внимание. Сначала обсудим критерии, важные для ребенка.
Одного возраста, на одном уровне
Для ребенка крайне желательно идти в такую школу, где он будет находиться в своей возрастной группе с детьми похожего уровня развития и не окажется одиночкой и белой вороной.
Почему гендерный состав класса – это важно
Для ребенка очень хорошо, если мальчиков и девочек в классе примерно одинаковое количество. Года не проходит, чтобы я не слышала «у нас в классе 19 мальчиков и 5 девочек» или, наоборот, «22 девочки и 6 мальчиков». Почему так получается, никому не известно. А теперь представьте себе, что ваша девочка — одна из пяти, а остальные одноклассники мальчики. Или наоборот. И окажется, что учительнице очень тяжело с мальчишескими классами, а мальчикам сложно, когда вокруг них сплошной женский коллектив.
У меня в практике огромное количество таких «змеиных» дамских историй именно из этого возраста — шести-семи-восьми лет. Классы, в которых мальчиков более половины, более шумные, непоседливые, больше проблем с дисциплиной, жалоб. Учителю в них нужно иметь хорошие навыки «шумопогашения» — приведения детей в рабочее состояние без криков и агрессии. Классы с девочками более конфликтные, но более дисциплинированные на уроках.
Этнический состав одноклассников
В российских городах и поселках появляются места компактного проживания диаспор, и в некоторых местах дети из других культур составляют до трети класса. Для нас это относительно новая ситуация. Скажем, в Германии, во Франции уже давно научились перемешивать детей, чтобы не было преобладания одной диаспоры. У нас пока это не получается, особенно сейчас, когда система зачисления в школу стала электронной.
Я советую оценить обстановку после поступления и при необходимости, возможно, подумать про другой класс в параллели. Ни в коем случае не утверждаю, что дети других культур и национальностей хуже — просто сосуществование в одном классе действительно может быть очень непростым. Например, потому, что у какого-то народа, скажем, совершенно другие традиции воспитания мальчиков, они могут иметь совсем другое представление о том, что такое «мужское поведение» и какие у «настоящих мужчин» есть способы разрешения конфликтов.
И конечно, ребенку, у которого в классе значительное количество детей просто не говорит по-русски, тоже будет непросто учиться.
Повлиять на это невозможно, и если вы предполагаете, что в первый класс школы, в которую вы собираетесь, придет много детей разных национальностей, узнайте заранее, как там решают такие задачи, какая там практика. Поговорите с администрацией. Просто так по умолчанию никто не предложит вам пойти в другой класс. Это надо учитывать.
Организация школьного пространства – раздевалка, столовая, перемены
Для детей очень важны критерии, которые почти нигде не учитываются и на которые невозможно влиять: что происходит на переменах и на продленке, в столовой, раздевалке. Взрослые обычно это недооценивают. А сплошь и рядом бывает так, что школа очень хорошая, но, например, из рук вон плохо организовано пространство, и учителя младших классов не выпускают первые классы на переменах из кабинетов, потому что в эту же рекреацию выходят еще двенадцать других классов, и там всегда есть какие-нибудь буйные четвертые, поэтому малышам там просто опасно.
Часто стресс первого класса — это не стресс от содержания обучения, а стресс от его организации. Раздевалка, в которой нельзя достать до крючка, или раздевалка — маленькая темная комната — это тоже стрессовый фактор. Желательно об этом знать, заранее оценить степень дискомфорта, который будет у ребенка, и впоследствии быть готовым ему помочь.
Насколько школа будет утомительной?
Нужно понимать, что ребенок будет уставать, особенно мальчик. Подумайте, что вы будете с этим делать и какие у вас будут возможности, чтобы ему помочь. Можно ли будет безболезненно пропускать один день в неделю? Сможете ли вы забирать ребенка сразу после уроков?
В первом классе ходить на продленку лучше начинать не с первого сентября. Крайне желательно узнать заранее, какие там педагоги, сколько детей на одного педагога, гуляют ли они, что делают на прогулке (воспитатели стоят своим кружком и общаются, а дети сами по себе, или педагоги организовывают игры), есть ли перекус, есть ли возможность поваляться на ковре…
Массовая школа — это казенное учреждение, где человек не может быть так же расслаблен, как дома, но если в школе об этом думают и, например, дробят посещение столовой, чтобы обедать шли не двести человек одновременно, это поможет ребенку постепенно привыкнуть к новой для него форме обучения.
Ваши планы на дополнительное образование
Если вы выбираете условную «школу рядом с домом», продолжая вне школы развивать другие способности ребенка — музыкальные, спортивные, языковые и прочие, — это, конечно, сделает его кругозор более широким, разовьет его и так далее, но при этом с большой вероятностью лишит ребенка свободного времени, которое обязательно должно быть, чтобы все эти новые знания переваривались, чтобы развитие было не во вред, а на пользу.
Мне кажется, что в период выбора школы и в первом классе расписание нужно не наполнять, а, наоборот, прореживать. Не пытайтесь впихнуть туда все, что можно, даже если у ребенка хорошо получается и одно, и другое, и третье.
Дополнительное образование, которое «закрывает» потребности ребенка и развивает его способности, — это, конечно, особенность нашей системы. Родитель лучше знает, что ребенку нужно, и принимает решение исходя из своих представлений о том, как устроен социум. Запросы ребенка тут вторичны.
И здесь есть немало рисков: невротизации, срывов в подростковом возрасте и юности, когда он выполнит эту программу и вступит в период подросткового бунта и отрицания.
Поэтому вопрос такой: какую вы ставите перед собой задачу — вырастить счастливого и гармоничного или успешного? Имейте в виду, что успешность и счастье далеко не всегда имеют знак равенства. И если вы сознательно, систематически и планомерно это делаете, то вы должны знать о рисках стимулированного развития — в частности, о том, что, когда у ребенка дозреют свои способности выбирать, он, возможно, захочет резко сменить профиль, и это происходит довольно часто с детьми, которых гнали по такому проторенному маршруту.
В подростковом возрасте сплошь и рядом математические, химические, музыкальные, языковые и прочие гении резко бросают то, на что они до этого тратили все свое время, уходят в неформальные молодежные объединения и так далее.
В наших условиях в первый класс идет не только ребенок, но и вся семья, поэтому я рекомендую оценить еще несколько критериев, может, напрямую не связанных с тем, насколько хорошо ребенку будет в школе, но весьма весомых для вашего, родительского ощущения комфорта.
Оцените расходы на школу
Сколько денег ежегодно сдают родители на нужды школы? У всех разные возможности, разное понимание того, какую сумму они готовы на это выделить. На одном родительском собрании в первом классе, когда шло обсуждение суммы на год, встал чей-то папа и сказал: «Давайте скинемся по мелочи, тысяч по восемьдесят, и больше не будем про это говорить. «
Где-то в традициях школы ездить на экскурсии общественным транспортом и пользоваться школьными библиотечными учебниками, а где-то принято ежегодно покупать новые учебники, ездить только на специальном автобусе и дарить учителям дорогие подарки.
Родительская среда
Насколько вы ощущаете себя в своей тарелке среди родителей этой школы? Совпадает ли уровень благосостояния, образованности, культуры с вашим? Сплоченный коллектив родителей образуется редко, но тем не менее это все равно люди, с которыми вы как минимум четыре года будете в постоянном контакте. Оцените, насколько вам это комфортно. Мне кажется, что совсем уж большой разницы лучше избегать. Стоит поискать школу чуть дальше, в пределах получаса езды, чтобы находиться в среде, которая больше вам соответствует.
Степень вашего участия в школьной жизни
Школы во многом живут энергией родителей, в «началке» все внеклассные, внешкольные и каникулярные мероприятия, все экскурсии делаются благодаря родительской активности. Иногда такая погруженность в школьную жизнь считается чуть ли не обязанностью взрослых.
В школах, куда дети попадают по конкурсу, обычно отбирают и родителей, которые готовы работать на школу — организовывать праздники, заниматься экскурсиями, репетировать с детьми выступления. Заранее оцените свои силы, возможности и желание во всем этом участвовать.
Предполагается ли участие родителей в учебе
Это становится понятно уже на первом собрании. Иногда открытым текстом объявляется: «Родители, программу проходить будете вы. У нас в классе 36 человек, и вы же понимаете, что я не в состоянии им всем объяснять». Или, наоборот, учитель говорит: «Дорогие родители, мы очень хотим, чтобы вы не вмешивались в процесс обучения. Нам крайне важно, чтобы ребенок учился сам. Если он не будет справляться, мы с вами свяжемся».
Вторая позиция уже почти исключение, хотя именно она нормальна и оптимальна для того, чтобы ребенок правильно развивался. Но в результате смены учительских поколений, изменения ФГОСов, внедрения ЕГЭ, ОГЭ, интенсификации программы обучения и изменения комплектности классов она стала редкостью.
Если раньше считалось, что 25 человек — это большой класс, а 20–21 — оптимальный, то сейчас после очередного этапа «оптимизации» не редкость и 32 человека.
«Началка» удлинилась с трех до четырех классов, но парадоксальным образом сделалась не более расслабленной, а более интенсивной. В результате то, что ребенок должен освоить, слишком сложно для него.
Кроме того, внедрение современных способов работы — презентаций, докладов и исследований — неизбежно предполагает участие родителей. Идея, безусловно, прекрасная — познакомить детей с современными форматами научной деятельности. Но задания, которые так хорошо выглядят снаружи, невозможно выполнить без родительского участия, потому что ребенок в первом-втором классе просто неспособен самостоятельно сделать презентацию или проект. Иногда родительское участие должно быть очень плотным.
Кстати, когда вы придете в первый раз в школу, обратите внимание на поделки, расставленные на выставочных полках. Если в них отчетливо видна рука взрослого, то вполне вероятно, что вам тоже придется в этой школе заниматься творчеством за вашего ребенка.
10 секретов, как выбрать лучшую школу для подростка
Если ребёнок не блещет знаниями, то большинство взрослых подумает, что дело в нём, — но, может, всё же проблема в школе? Наш блогер Елена Морозова рассказывает, по каким критериям стоит выбирать образовательное учреждение для подростка и чего в идеальной школе быть не должно.
Совсем не всегда школа, прекрасно подходящая для младшего школьника, будет хороша и для тинейджера. Тревожная новость для родителя: ребёнок вырос; возможно, менять надо не только обувь, но и кое-что, что поменять совсем не так просто, — школу!
Вообще, придирчивый взгляд на место, в котором ребёнок проводит большую часть жизни, весьма оправдан. Замечали, что есть лёгкие на подъём люди? К 25 годам они уже зачастую окончили бакалавриат в одном вузе и магистратуру в другой стране, летом занимались волонтёрством и в благотворительном фонде, и в экологическом движении против мусора, работали аниматорами в языковом лагере, тему для диссертации выбрали не по советам старшего преподавателя, а из списка самых актуальных вопросов отрасли, в следующем месяце их ждёт стажировка в большой коммерческой компании.
Есть и те, кто о таких впечатлениях, приключениях и достижениях и не помышляет. Живёт день за днём. Поднимается со ступеньки на ступеньку, порой даже и не задумываясь, куда они, эти ступеньки, ведут. Да, мечтает о дальних странах, но как-то непредметно: где же взять для этого возможности, время, деньги?
Смена школы может дать ребёнку новый опыт, как не жить по накатанной. В современном мире это важно!
Давайте задумаемся, какой должна быть хорошая школа для подростка: пять пунктов, что непременно должно быть, три — что хорошо бы, чтобы было, и два — чего не должно быть ни в коем случае. Всего десять.
Итак, must have
1. Самое главное — школа должна быть принимающей, дающей подростку возможность быть собой, отличаться, «вытанцовывать» собственную личность. В идеале здорово, если школа ещё и интересуется подростком. Выделяет его из общего ряда, чтобы ребёнок (да не ребёнок уже) чувствовал себя не просто учеником 9-го «Б» класса, а человеком с собственным именем и фамилией, своими достоинствами и, возможно, их дефицитом, а также интересами и способностями. Не только отличников и двоечников. Каждого.
2. Не менее важно наличие «качественных» взрослых. Не только предметников, но и людей, с которыми полезно и интересно общаться, с кем можно поговорить и о науке, и о жизни, и о личных проблемах. Принципиально важно, чтобы эти люди были готовы к такому общению, а правила школы позволяли и приветствовали это. Если таких людей в школе нет, на мой взгляд, туда вообще незачем ходить!
3. Школа должна уметь работать с детьми — не только с послушными и прилежными второклашками, но и со скептически настроенными, вечно в чём-то сомневающимися, критично обо всём отзывающимися, имеющими право на бунт подростками. Если учителей застаёт врасплох переходный возраст воспитанников, то это вопрос квалификации педагогов.
4. Учиться должно быть трудно, но не беспросветно трудно. Школа обязана давать опыт постановки собственных целей, интеллектуальной пахоты, преодоления и достижений!
5. Школа должна быть честной. Если третьеклашка не почувствует, что его однокласснику с «заботливыми» родителями оценку поставят более высокую, от дополнительных обязанностей освободят, за провинность не накажут, то подростки подобные вещи воспринимают очень остро! Школа — это организация, где «клиент» внутри. Если на школьной «кухне» грязь, значит, помимо уроков физики и словесности, школьник получит и уроки беспринципности, а они усваиваются куда быстрее и запоминаются надолго. Конечно, мы живём в несовершенном мире. Несправедливость, конфликты, столкновение мнений и интересов — ежедневная реальность для каждого из нас: и детей, и взрослых. Все ошибаются, бывают неправы, обижают. Важно только, чтобы всё это было без двойных стандартов, возведённых в систему.
4 школы за 7 лет: как я искала идеальную школу для своих дочерей
Спросите: а как же качество образования, ФГОСы, ДКРы, результаты ЕГЭ? На мой взгляд, если всё вышесказанное соблюдено: имеются «качественные» взрослые, которые работают и учат по-честному, не за страх, не за галочку, если детей видят и понимают, думают, а не просто выполняют план, — значит, процесс как минимум не разрушающий. Это уже неплохо, на самом деле! Всё же школа не завод, не конвейер, где каждая операция следует строго за предыдущей, а каждая гайка занимает своё место на строго определённом этапе производственного цикла. Школа — это история про жизнь, и принцип «не навреди» при выборе школы — один из самых главных. Дети все разные. Что нужно вашему ребёнку? Непростой вопрос. Мне кажется, то, что я описала выше, — жизненная необходимость для каждого подростка.
Следующий список — не must have, но хорошо бы, чтобы школа…
1. Мотивировала, а не демотивировала. Предметы, одноклассники, обсуждаемые темы — всё это призвано будоражить, вызывать живой интерес, ощущение перспектив. Происходящее на уроках и вне уроков обязано давать пищу для размышлений, чем стоило бы заниматься в будущем, к чему приложить дополнительные усилия, что узнать, прочитать, найти в интернете. Обучение не должно быть рутинным, монотонным, безэмоциональным и не имеющим никакого отношения к жизни и будущему ученика.
2. Питала разные сферы личности: и интеллектуальные, и духовные, и творческие. Конечно, заниматься творчеством можно и вне школы, можно и музеи посещать по выходным, а не в рамках учебного процесса, но когда развитием чувства прекрасного занимается не только семья, это чувство, формируется более объёмным, более интегрированным в общую систему представлений, знаний и убеждений подростка. В школе, где гуманитарная работа построена удачно, ребёнок может сталкиваться с большим количеством мнений, аргументов и доводов, высказываемых его одноклассниками и преподавателями. Он учится формировать собственное мнение, предъявлять и отстаивать его, воспитывает собственный вкус, формирует определённые предпочтения и убеждения.
На практике часто случается так, что в математическом лицее история и литература вообще за предметы не считаются
На них не выделяют достаточного количества часов, не ищут качественных преподавателей, а в языковых или гуманитарных гимназиях, где язык — это «наше все», точные науки подаются с гораздо меньшим пиететом, не формирующим вкуса к этим предметам и достаточной эрудиции. Такие школы не формируют полноценное мировоззрение. Углубление в профиль — да! Но не в ущерб всему остальному.
3. Обеспечивала профориентацию. Серьёзное отношение старшеклассников к образованию важно для их будущего. Опыт показывает, что учиться по-настоящему подростки начинают только тогда, когда чётко понимают, для чего им это. Когда начинают связывать своё будущее с той или иной предметной областью, ориентируются на тот или иной вуз. Поэтому умная профориентация, включающая не только тестирование, но и разговоры, и возможность попробовать себя в различных видах деятельности, критически необходима для того, чтобы обеспечить активную позицию учащегося. Без неё образование остаётся школярством, и не более того.
И, наконец, самый короткий список
1. Школа не должна делать ребёнка безжизненным, закомплексованным, безвольным, бессильным. Если это происходит, какой бы блестящей школа не считалась, оттуда надо бежать. Срочно.
2. Школа не должна быть серой. Если учителя не говорят на хорошем русском языке, если преподаватель литературы считает, что «литература» — это то, что в учебнике, если в туалете нет зеркала, а на стенах — приказы и стенгазета в стиле 80-х, если дети орут, а не спорят и не смеются, если педагоги следят за порядком, а не общаются с детьми, значит, это убогая школа. Не надо по её поводу ломать копья, спорить, осуждать, не надо надеяться что-то в ней изменить. Просто заберите оттуда ребёнка.
Фото: Unsplash (Mesh)
Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Мы расскажем о том, какие факторы нужно учитывать при подборе школы. И поможем подобрать учебное заведение, в которое вашему ребенку будет нравиться ходить.
Факторы, которые нужно учитывать при подборе школы для ребенка
Фактор #1: Местоположение
В каждом районе любого города России есть своя школа. Наверняка хотя бы одно учебное заведение расположено неподалеку от того места, в котором вы живете.
Отправьтесь в ближайшую к вашему дому школу. Проанализируйте профессионализм учителей. Интерьер. Программу обучения. А также наличие охраны.
Если все аспекты вас устроят, то можете отдавать ребенка в школу, находящуюся рядом с вашим домом.
Бывают ситуации, когда ребенку нужна не обычная общеобразовательная школа, а учебное заведение с каким-либо уклоном. Например, то, в котором, помимо традиционных уроков, есть факультативы по дизайну. Или дополнительные занятия по экономике, менеджменту.
Подобные школы зачастую находятся в отдаленных районах города. Вдалеке от вашего дома. При этом, в подобных школах представлена необходимая вам программу обучения.
Если ребенку нужна школа с конкретным уклоном, которая находится в другой части города, то можете отдавать его в нее. Даже если она находится далеко от вашего дома.
Когда речь идет о получении необходимых знаний, расстояние до учебного заведения не важно.
Фактор #2: Что думает общество по поводу конкретного образовательного учреждения?
Перед тем, как отдать ребенка в ту или иную школу, проанализируйте мнение общества по поводу нее. Поспрашивайте у своих знакомых, дети которых учатся в этом учебном заведении, что они думают по поводу него. Нравится ли им учиться. Хорошо ли к детям относятся учителя. Сильные ли знания дает школа.
Почитайте комментарии о школе в интернете.
Если в учебном заведении работают дружелюбные учителя, то об этом гарантированно напишут. И вы еще на этапе подбора сможете понять, стоит ли отдавать ребенка в конкретную школу.
Фактор #3: Какие результаты показывают выпускники школы на ЕГЭ? Высокие или низкие?
Посмотрите на средний балл учеников школы, сдавших ЕГЭ. Если он составляет 70, то отдавать ребенка в подобное учебное заведение можно. В нем дают сильную базу знаний. И эффективно готовят к Единому Государственному Экзамену.
Фактор #4: В каком формате проходит учеба?
Существуют школы с разными режимами дня. И с разным расписанием:
Не рекомендуем отдавать предпочтение школам, в которых уроки начинаются в 08:30. Ребенок действительно сможет немного дольше поспать утром. Однако, и уроки у него будут заканчиваться, к примеру, не в 14:30, а в 15:00. Это удобно далеко не для всех детей.
Существуют школы с разными типами обучения. Большинство общеобразовательных учреждений дают традиционную базу знаний. Однако, существуют и так называемые «сильные» школы.
В них детям дают более сильную базу знаний. И на уроках в них проходят более глубокие темы.
Например, в сильных школах ученикам задают очень много домашнего задания. Которое дети выполняют по 3-5 часов.
Рекомендуем отдавать ребенка в школу с традиционной программой обучения. В противном случае, он может быстро устать учиться. Потому, что чрезмерное количество домашнего задания сможет вытерпеть далеко не каждый.
Фактор #6: Стоимость обучения в школе
Существует два основных вида школ. Частные и государственные.
В государственных школах обучение абсолютно бесплатное. Если у вас и будут просить деньги, к примеру, на фонд учебного заведения, то небольшие. Максимум 1-2 тысячи рублей в год.
В частных школах обучение платное. Причем, стоит оно очень дорого. Год обучения в среднестатистической частной школе равен той сумме, которую придется отдать за двенадцать месяцев учебы в МГУ.
При выборе вида школы рекомендуем исходить из вашего текущего финансового состояния.
Фактор #7: Есть ли в школе группа продленного дня?
Преимуществом продленки является то, что в ней дети:
Фактор #8: Чистота территории
Перед тем, как отдать ребенка в школу, проверьте ее территорию. Посмотрите:
Если с вышеперечисленными аспектами все хорошо, то можете отдавать ребенка в эту школу. Она имеет безопасную территорию, на которую не попадают незнакомцы.
Фактор #9: Безопасность
Важно, чтобы в вашей школе была надежная охрана. Большинство учебных заведений России имеют свою систему безопасности. И даже пропускной режим.
Если система безопасности в учебном заведении хорошая, то можете смело отдавать в него ребенка.
Фактор #10: Питание
Рекомендуем отдавать ребенка в школы, в которых сбалансированное питание. То есть, в столовой которых продается не только пицца, но и здоровая еда. Салаты, супы, гречка и прочая пища.
Именно поэтому в столовой должна быть еда на любой вкус. Не только пирожки и различные виды фастфуда. Но и продукты, которыми можно действительно наесться. И подкрепиться.
Фактор #11: Атмосфера в школе
У каждого учебного заведения есть атмосфера. Хорошая или плохая.
Перед тем, как отдать ребенка в конкретную школу, пройдитесь по ней.
Понаблюдайте за тем, как ведут себя ученики. Не оскорбляют ли они друг друга. Не дерутся ли. Относятся ли друг к другу уважительно.
Если среди учеников в школе принято унижать друг друга, то коллектив в ней нездоровый. От подобного учебного заведения стоит отказаться.
Когда вы будете гулять по школе, наверняка какая-нибудь учительница будет разговаривать с учеником. Проследите за их диалогом. Посмотрите, как она ведет себя. Не повышает ли она голос. Не оскорбляет ли ученика. Не бьет ли она его.
Если же в школе дружелюбная атмосфера, то можете отдавать в нее ребенка. Ему в ней понравится. Он будет чувствовать себя комфортно во время занятий. И каждое утро будет с радостью идти в школу.