На что живут цыгане
Позолоти ручку! Как устроены жизнь и бизнес цыган (30 ФОТО)
Знаменитый цыганский актёр и певец, народный артист СССР, худрук театра «Ромэн» Николай Сличенко, который объездил с гастролями весь мир, как-то сказал, что встречал цыган везде, кроме Японии. Только в России, по его словам, живут больше миллиона представителей этой нации – в 5 раз больше, чем выявляет перепись населения.
Мнение о цыганах сложилось противоречивое. Большинство россиян восхищаются их свободолюбием, богатыми традициями и яркой культурой, считают, что среди них много талантов. В то же время многие опасаются и презирают цыган. Социологи заключили, что люди знают о них очень мало – в основном мифы и легенды, не связанные с современной реальностью. Anews решил восполнить пробелы, чтобы понять, как же всё-таки относиться к этой загадочной нации.
1. Табор
Цветные шатры, удалые кибитки, песни под гитару, звон монисто, гулянья до утра – всё это киношная романтика, мало похожая на будни современного табора. Как правило, это клан из нескольких семей, которым проще жить и обеспечивать себя сообща. Но, в принципе, у цыган давно нет общинного строя, так что немало семей живут самостоятельно и отдельно.
Несмотря на легендарное гостеприимство, цыгане – люди закрытые и подпускают к себе далеко не всех. Они чётко делят мир на «своих» и «чужих», то есть цыган (рома́) и нецыган (гадже́). Последние могут заслужить их доверие и уважение, а могут и не заслужить. К тому же цыгане далеко не всегда имеют документы и официальную прописку, поэтому в любом незнакомце поначалу подозревают недоброжелателя, готового выдать их как нелегалов.
2. Кочевая жизнь
Сегодня это скорее миф, чем реальность. По некоторым данным, лишь 1% российских цыган кочует, и то в тёплое время года, а на зиму они снимают жильё. Перемещаются они не бесцельно, а по продуманному маршруту, на котором точно смогут заработать. Так было со времён Средневековья, когда рома прокладывали путь через населённые пункты, рынки и ярмарки, где сбывали свою продукцию. Теперь же цыгане в основном оседлые и снимаются с места, только если заставляет нужда, например, если против них ожесточилось местное население.
Во многих странах есть постоянные цыганские посёлки или кварталы, чаще бедные, но в Восточной Европе, например, немало зажиточных семей, которые строят себе вычурные дворцы.
3. Цыганский барон
На самом деле никаких баронов и прочей «знати» у цыган нет, как и нет предводителя в таборе. У каждой семьи свой глава – муж и отец, в таборе есть уважаемые старейшины, да и вообще цыгане свято почитают старших.
Понятие «цыганский барон» распространилось после выхода одноимённой фантазийной оперетты Штрауса, завоевавшей в конце XIX века огромную популярность. Титул был выбран благодаря созвучию с цыганским словом «баро» («старший»). В реальности классическому образу «цыганского барона» скорее соответствует переговорщик – представительный, богато одетый цыган, который отвечает за связь табора с внешним миром. Но он не является вожаком, хотя и обладает определённым авторитетом.
4. Серьга в ухе
Многие в России и за рубежом убеждены, что мужчины-цыгане носят в ухе золотую серьгу. Википедия пишет, что серьгу продевали мальчику, родившемуся после смерти предыдущего ребёнка, а также единственному сыну в семье. А в одном иностранном источнике встречается версия, что цыганёнку при рождении вставляют золотые серьги в оба уха, а когда он вырастает и женится, то одну серьгу отдаёт жене.
5. Кража детей
У цыган существует культ материнства и детства: статус женщины низок, пока она не обзаведётся мужем и детьми. Тогда её начинают ценить как мать, а если она вырастила сыновей, то пользуется особым уважением, практически наравне со старейшинами. Поэтому бездетные или потерявшие ребёнка цыганские пары берут детей из неблагополучных и неполных семей, нередко отдают за них деньги. А цыганки, у которых рождаются только дочери, стараются усыновить мальчиков.
Однако это породило дремучую «страшилку», будто цыгане крадут чужих детей. Причём в неё верят органы опеки. Так, в 2013 году они отняли у цыганской пары в Греции светловолосую приёмную дочку, заподозрив, что та была похищена. Хотя в ходе расследования подтвердилось, что биологическая мать – цыганка из Болгарии – отдала её добровольно, суд не вернул ребёнка приёмным родителям, поместив вместо этого в приют.
И потом, цыганские дети не всегда рождаются черноволосыми, встречаются блондины, шатены и рыжие. Ниже на фото – трое других родных детей той самой болгарской цыганки, отдавшей дочь соплеменникам-грекам.
6. Криминал
Во многих странах цыган воспринимают как воров и мошенников, неспособных на честный заработок, а в России главным цыганским бизнесом считают наркоторговлю. Но этнографы и правозащитники оспаривают резко-негативный имидж, обвиняя силовиков и журналистов в преувеличении и искажении фактов. Например, утверждают, что в СМИ по упоминанию в криминальных статьях цыганские мошенничества на первом месте, а в статистике МВД – на последнем. Также, по их словам, реальное число «цыганских наркобаронов» сильно раздуто.
В 2006 году сообщалось, что почти 90% цыган в той или иной форме занимаются наркобизнесом. Сегодня исследователи говорят, что зло обернулось против самих цыган, чья молодёжь неизбежно стала подсаживаться на иглу, так что в ряде общин теперь существует табу на наркотики и прочую криминальную деятельность.
«Честный бизнес» цыган – это традиционные ремёсла на современный лад: русские рома когда-то торговали лошадьми, а теперь торгуют машинами, котляры были кузнецами и лудильщиками, а сейчас скупают-перепродают металл, собирают металлолом.
Конечно, одной из главных статей заработка для русских цыган остаётся фольклор: ярчайший тому пример – знаменитый во всём мире московский театр «Ромэн».
7. «Нищая мафия»
В свою очередь «Новая газета» выяснила, что цыгане, преимущественно на Украине и в Молдавии, занимаются вербовкой «рабов»-попрошаек, которых обманом отправляют в Москву, якобы для нормальной работы. Здешние хозяева отбирают у этих людей документы и заставляют клянчить деньги на улицах и в транспорте. С каждого «рабовладельцы» получают до 15 тысяч рублей в день, а самые разнесчастные приносят до 50 тысяч.
8. Цыганки-гадалки
Многие искренне верят в мистический пророческий дар цыганок. Но вот вам факт: своим они не гадают, потому что цыганам нельзя обманывать друг друга. А облапошить нецыган – совсем не грех. Гадание – это заработок, и чем эффектнее товар, тем больше выручка.
9. Цыганская грамота
Даже в XXI веке мало кто из цыган заканчивает школу, максимум – начальную, чтобы научиться считать и писать. В России цыганские дети, в основном только мальчики, учатся в отдельных классах либо отдельных цыганских школах, но часто не попадают и туда, получая базовые навыки от грамотных взрослых на дому.
Цыгане не видят большого смысла в том, чтобы их дети пошли учиться дальше, для них важнее иметь дом, чем бороться с администрацией школы и местными жителями за права своих детей на общее образование, объясняет цыгановед Кирилл Кожанов.
Случаев, когда цыгане учатся в вузе, – вообще единицы. Хотя это не редкость среди «цивилизованных» русских, украинских и европейских цыган. У них даже появилась прослойка интеллигенции.
10. Цыганская свадьба
Пожалуй, ни у кого не распространены такие ранние браки, как у цыган. В некоторых этнических группах невесту спешат сосватать ещё в раннем детстве, чтобы выдать замуж уже в 11-12 лет. Жених может быть даже младше. Как поясняют исследователи, цыгане повёрнуты на целомудрии, а «детский брак» – гарантия того, что невеста не опорочила себя до свадьбы. Неудивительно, что именно цыганка стала самой молодой в мире бабушкой – она обзавелась внуком в 23 года.
Свадьба – один из важнейших праздников цыган. У котляров она считается внутренним событием, официально брак не регистрируют. В целом цыгане женятся внутри своей этногруппы (но не табора), «чужим» цыганам своих женщин не отдают. Также запрещено создавать семью с нецыганами, хотя у русских рома этот запрет всё чаще нарушается.
За невесту платится выкуп – живыми деньгами или традиционными цыганскими золотыми монетами (одна примерно равна тысяче долларов). Котляры обычно отдают 12 монет, но семья жениха также оплачивает праздничный стол и покупает подарки, так что в сумме выходит на 2-3 монеты больше.
Впрочем, этот обычай чисто символический: родня невесты потом возвращает монеты «в знак уважения» одному из членов семьи жениха. А вот если выкуп реальный, то за невестой отдают приданое, равное ему по стоимости.
В России ранние браки (в 14-15 лет) также встречаются у кавказских народов, причём, в отличие от цыган, совсем юную невесту могут выдать за мужчину на десятки лет старше. Смотрите дальше: Чечня, Грузия и другие места, шокирующие свадебными обычаями
Блеск и нищета гомельских ромов: фоторепортаж из цыганского табора
О жизни цыган мы знаем не много. Но, кажется, и этого достаточно для того, чтобы в обществе сформировалось непоколебимое убеждение: цыганский народ состоит исключительно из воров, наркоторговцев, мошенников и попрошаек. Корреспонденты Оnliner.by отправились в гости к гомельским цыганам и посмотрели, так ли все однозначно.
Отыскать цыган нетрудно. Но сам к ним не пойдешь: чужака, а уж тем более журналиста, они к себе не подпустят. Действовать нужно через доверенное лицо. Оказалось, что найти такое непросто. Интернет и телефонный справочник единодушно выдали номер организации гомельских ромов, но по нему ответили, что это квартира и здесь таких нет. В отделе по делам религии тоже развели руками. Мол, раньше цыгане с властями больше знались, а теперь вот ушли в подполье. Участковые на просьбу провести нас по цыганским адресам порекомендовали забыть об этой идее. «С хорошими цыганами мы по долгу службы не сталкиваемся. У тех же, с которыми общаемся, вам делать нечего», — отрапортовали милиционеры. После двух часов безрезультатных поисков удалось выудить информацию об общественном объединении «Социальные проекты». С недавнего времени организация вызвалась помогать гомельским цыганам. Через нее-то мы и вышли на представителя ромской диаспоры. Нет, не барона. Николай назвал себя координатором недавно зарегистрированной цыганской общины «Романо Дром» и с радостью вызвался помочь.
— Обидно, что про нас думают только плохое. Среди цыган много хороших людей, которые честно трудятся, ходят на работу, в церковь, ведут обычный образ жизни. У любой нации найдутся нечистые на руку люди, но из-за них ведь никто не называет плохим весь народ. Преступники есть везде, и от национальности это не зависит, — изливает накипевшее за долгие годы Николай.
На стареньком Nissan мы едем к его племяннице Раде. Ей понадобилась какая-то помощь по хозяйству. Сворачиваем с Барыкина на Сосновую и останавливаемся возле старого кирпичного дома.
— Здесь раньше много цыган жило. Такие дома были! Вон тот большой и вон тот, — обводит рукой окрестности Николай. — Это сейчас коттеджи стало модно строить. А в советские годы двухэтажные дома были только у цыган. Но сегодня многие из них распроданы русским.
— Зачем?
— Кто за долги, кто уходит в квартиры, а кто переезжает в другое место в поисках лучшей жизни.
— А сейчас цыгане кочуют?
— Да нет. Слышал, что в России кочевой образ жизни ведет 1% цыган. Думаю, у нас и того меньше.
Нас встречает скромно одетая цыганка с большими золотыми серьгами в ушах. Просит не разуваться и зовет за стол. На небольшой кухне — скромная мебель, в углу — печь, чисто. Рада наливает чай и извиняется за отсутствие лакомств: не успела сходить в магазин.
15 лет назад от Рады ушел муж. С тех пор она одна. Сначала растила детей. Теперь — внуков. С гордостью рассказывает о том, что дочь получила образование: закончила 11 классов. Сын, правда, не успел — в 9-м женился. Теперь у него две дочки. На подходе третий ребенок. О своем прошлом цыганка рассказывает с удовольствием, а вот от фотокамеры уворачивается. На очередную попытку фотокора заполучить колоритный снимок выругалась на своем языке и одарила суровым цыганским взглядом. После такого направлять объектив в ее сторону уже не хотелось. Зато внучку Рада презентовала без тени стеснения. Трехлетняя Злата словно создана для фотосессий.
Рада рассказывает о том, как трудно живется. Денег совсем нет. Выручают огород и хозяйство: женщина держит корову, свиней. Продает молоко и мясо.
— А гадать не пробовали?
— Не верю я в это. Моя мама гадала, чтобы выжить. Но я знаю, что она толком-то и не умела этого делать. Там у нас на Крайней была одна гадалка. Вот она была настоящая — к ней все начальство города и даже прокуроры ходили. А все остальные… Не верю я им, — машет рукой цыганка.
В семье работает только дочь Рады. Сын сидит дома. И это норма. В перманентном поиске рабочего места пребывают многие цыганские мужчины. Спроси у любого из них, где он работает, и 8 из 10 непременно скажут: только что уволился, ищу новую. Но тунеядца у цыган никогда не попрекнут куском хлеба. К проблеме постоянной нехватки денег у этой нации отношение философское.
Недавно у Рады повалился забор. Говорит, помогали всем цыганским миром: «Кто пятьдесят тысяч давал, кто сто — так и собрали деньги. Отремонтировали и поставили», — с гордостью рассказывает женщина.
Племянник Рады Иван долго не хочет нас отпускать. Просит передать привет одному нашему знакомому тележурналисту. «Он мой друг. Мы вместе в детстве росли», — не обращая внимания на наше удивление, рассказывает цыган.
Пока стоим, мимо дома проезжают две груженные ломом повозки. И один велосипед. Рядом — пункт сдачи металлолома.
— Где они берут столько металла?
— Собирают. Иногда скупают за бесценок, а потом перепродают.
— У милиции другая версия…
— Не-ет. У нас никто не ворует.
В своем ответе Иван так убедителен, что дальнейшие расспросы о природе возникновения металла в цыганских закромах становятся бессмысленными. Тем временем велосипедист с пустым багажником возвращается назад. Заработал 65 тыс.
— Негусто, — оценивает доход соседа Иван. — Но ведь и их никто не даст.
Две девочки погодки — Сандра и Рената — с любопытством разглядывают неместных. У Сандры светлые волосы. Говорят, такое у цыган случается, когда мешается кровь.
Свою маму, наполовину цыганку, наполовину украинку, сестры не помнят. Она оставила их, когда те еще ползали. Что-то не заладилось у нее с мужем и отцом девочек, собралась да уехала на родину в Украину. Теперь детей растят бабушка и тетя Зоя.
Малышки проводят экскурсию по дому. Хотя демонстрировать здесь особо нечего. В гостиной из мебели только диван и стол. В других комнатах — видавшие виды комоды и кровати. Сестры показывают, кто где спит. Из их рассказа получается, что членов семьи как минимум в два раза больше, чем спальных мест в доме.
На прощание угощаем девочек жвачкой. Они просят еще.
Следующий адрес — дом Николая и Альбины. Во дворе две машины. Одна — подержанная иномарка, вторая… верно — «Жигули». О многолетней преданности цыган именно этой марке авто ходят легенды. Сами цыгане свою любовь к ВАЗу объясняют просто: любую поломку в этом автомобиле можно исправить самостоятельно, не прибегая к помощи автослесаря.
На пороге нас встречает глава семейства — мужчина лет пятидесяти. В руках у него молоток: хозяин починяет дверь в гостиной. Нас тут же усаживают на диван. Судя по обстановке, здесь живут крепкие цыганские середнячки. На полу ковры, на стене — многодюймовый телевизор.
С Николаем и Альбиной в доме проживает еще восемь душ: три дочки, сын с невесткой и трое внуков. Все они каким-то чудом размещаются всего в двух комнатах.
Молодежь, заслышав звуки затвора фотокамеры, заперлась в зале.
— Не надо нас фотографировать.
— Почему?
— Потом все смеяться будут и обсуждать, — объясняет одна из девушек. После чего берет веник и начинает мести пол возле порога. Где-то приходилось слышать, что если уж цыганка при гостях делает такое, расположения от нее не жди.
Ситуацию разрядила средняя дочь — Вера. Она только что вернулась с работы. Одета девушка по последней моде. Юбка не в пол, а до колена.
— Такую длину можно, пока не замужем, — поясняет цыганка. — А замуж выйдешь — уже от мужа зависит. Одни разрешают, другие — нет.
— Ой не знаю. Мне бы и разрешил муж — не надела бы. Стыдно это. Знаете, как наши люди говорят потом? А! Это она уже мужика другого захотела, так юбку такую надела. Нет, это позор так ходить, — выговаривает Вере ее сноха.
— А это правда, что замуж берут у вас только девственниц?
— Конечно. У нас даже обычай такой — на свадьбе простыню выносят. И всем гостям показывают. Если девушка нечестная оказалась — позор ей и всей ее семье потом.
После таких откровений девушки оттаяли и согласились-таки на фотосессию. Пошли наряжаться. Чтобы гости не скучали, глава семейства включил DVD с цыганскими песнями. В клипах лошади всех пород и мастей галопом скачут по ЖК-экрану. Цыган, затаив дыхание, не сводит с гнедых своих горящих глаз.
— Ну, посмотри, какие красавцы! — причмокивает Николай.
— А у вас есть лошадь?
— Был конь. Продал, — вздыхает мужчина. — Деньги нужны были. Но обязательно куплю. Какой же цыган без коня?
Через 15 минут вышли наряженные девушки.
Еще позже цыганок и вовсе как подменили. Позабыв о том, с чего начиналась наша встреча, они разговорились и рассказали о своей главной проблеме — безработице.
— Стоим с мамой на бирже. Как только там для нас находится подходящая работа, нам дают номер телефона. Мы звоним. Нам говорят: «Да, приходите». Приходим, видят, что цыганка, и отказывают. Уже не знаем, сколько раз такое было. Обидно. Мы ведь хотим работать. Почему к нам такое отношение? — недоумевает Светлана. — Пусть бы спросили о нас, узнали бы, что мы честные и порядочные. Вон, наша Вера уже сколько на «Стеклолюксе» работает! И начальство довольно ею.
Цыганское радио сработало исправно. Прослышав, что на его земле журналисты, в дом Николая и Альбины пожаловал сам барон. Впрочем, обряд посвящения в бароны Жан не проходил. Просто, будучи уважаемым человеком, взял на себя обязанности по поддержанию в округе порядка. Вот и сейчас приехал посмотреть, все ли спокойно. Убедившись в нашей адекватности, цыганский предводитель засобирался домой, кинув с порога:
— Ну что? Когда закончите, жду вас у себя?
Дом барона не спутаешь ни с каким другим. Выглядит внушительно, но без особых изысков. Никаких расписных башенок и мозаичных витражей из цветного стекла. Зато внутри — и хрустальные люстры, и мейсенский фарфор…
Жан проводит нас по дому. Знакомит с приятной моложавой женщиной — это жена Светлана, с единственной дочерью Златой и самой большой своей радостью — внучкой Раминой.
— Хочу, чтобы она артисткой была, — не сводит глаз с девочки барон. Глядя на Рамину, которая в свои четыре года не поленилась нарядиться к приходу гостей, в ее артистическом будущем совсем не сомневаешься.
Затем нас приглашают за огромный стол. От роскоши взгляд не может сконцентрироваться на хозяине дома, а мысли — те и вовсе не собрать. Приходится задавать дежурный вопрос.
— В обществе сложился стереотип: цыган — вор, обманщик, бездельник. Как думаете, почему и кто в этом виноват?
— Не исключаю, что среди представителей нашего народа имеются и такие люди. Но их не больше, чем в любой другой нации. Одна из наших бед — низкий уровень образованности. Многие не закончили даже начальную школу. Сейчас, правда, ситуация меняется к лучшему: все больше цыган получают не только среднее, но и высшее образование. Но это среди тех, кто более-менее обеспечен. На селе же все по-прежнему. Цыгане держат хозяйство, за ним нужно смотреть. И дети сызмальства помогают родителям это делать. Взять хотя бы меня. Мой отец был уважаемым человеком, богатым, но богатство он это заработал упорным трудом: держал много скота. В нашей семье любые рабочие руки на вес золота были. Какая там школа!
— Почему подавляющее большинство цыган не работает?
— Во-первых, как мы уже говорили, из-за отсутствия образования. А во-вторых, думаю, из-за свободолюбия своего. Цыган должен заниматься любимым делом. Откройте конезаводы для цыган, и они смогут обучать лошадей, смогут работать кузнецами — заниматься теми профессиями, которыми они зарабатывали сотни лет. Цыгане хорошие артисты, но почему-то в последнее годы об этом все забыли и не хотят говорить. Общество отвернулось от цыган. Из-за их неграмотности они не знают законов, не знают, как им вести разговор с властями. За цыган некому заступиться.
— Поэтому цыганам нужны и барон, и другие люди, которые помогали бы защищать их интересы, — вступает в беседу Николай. — У нас много планов и соображений, как улучшить жизнь нашего народа. К примеру, я, являясь представителем цыганской общины, могу встречаться с администрацией района, доносить до них цыганские проблемы. Жан имеет весомый авторитет среди цыганского народа. Его слушают. Он может повлиять на поведение отдельных представителей нашей нации.
— Но почему тогда, раз барон такой уважаемый и его все слушают, цыгане продолжают пополнять криминальные сводки?
— Если кто-то из наших преступил закон, мы можем собрать сход общины, на котором решаем, как с ним быть дальше. Наказать можем по-разному. Смотря что он сотворил. Самое страшное наказание — изгнание. Другое дело, что не на всех это сегодня действует. Лес неровный, и люди неровные.