На дыбе висела что значит

Рассказы чёрной мазохистки. Дыба и связь времён

Дыба-страппадо (на самом деле, просто дыба, но из-за некоторой терминологической путаницы я буду называть её именно так) в простейшем варианте представляет собой П-образную конструкцию из двух вертикальных столбов с горизонтальным бревном-перекладиной. Что характерно, простейшая виселица – орудие казни – имеет совершенно аналогичную конструкцию.

Как и в случае виселицы, через перекладину перекидывают верёвку с петлёй на конце (если уж совсем лень, то можно и через толстый сук перекинуть или через горизонтальную балку в сарае или в доме).

Только затягивали не на шее казнимого (или казнимой), а на связанных за спиной руках пытаемого (или пытаемой). После чего его (или её) за эти самые руки поднимали как минимум пока ноги не отрывались от земли (хотя иногда поднимали на метр и более) и истязаемый висел на одних руках.

При этом руки у поднятого на дыбу человека, разумеется, выворачивались назад и выходили из суставов; так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках (поверьте, это ОЧЕНЬ больно).

На «просвящённом» Западе (где сей дивайс юзали намного шире, чем на Руси – особенно в период «охоты на ведьм») он получил название страппадо. Дивайс получил настолько широкое распространение в Европе, что удостоился сомнительной чести быть включённым в уголовно-процессуальный кодекс Святой Инквизиции в качестве первого орудия «допроса с пристрастием».

Чтобы тело истязаемого (или истязаемой – женщин и мужчин пытали и истязали на дыбе совершенно аналогично) было удобнее пороть и прижигать, к его или её связанным ногам привязывали дополнительный груз.

Достаточно тяжёлый, чтобы тело практически вытягивалось в струнку. На вывернутых за спиной руках, что не просто очень больно, а реально нестерпимо больно – причём безо всякой порки и огня.

Всё это имело к моей соответствующей алго-сессии самое прямое отношение. впрочем, я должна сделать небольшое «организационное отступление».

До сего момента всё всегда происходило именно так. но когда меня уже подняли на дыбу (в смысле, подвесили за вывернутые за спиной руки), Кристиан вдруг объявил, что он выпорет меня «облегчённым флагрумом» (просто плетью-трёхвосткой, без свинчаток или косточек на концах), после чего будет прижигать моё тело раскалёнными угольками из жаровни.

А чтобы ему было удобнее меня истязать, он подвесит к моим ногам груз, достаточно тяжёлый для того, чтобы я. правильно, вытянулась в струнку. На вывернутых за спиной руках.

Я подумала. и согласно кивнула. Хотя запросто могла отказаться, разумеется (добровольность это наше всё в самом что ни на есть прямом смысле). Ибо, несмотря на то, что я не поклоница Д/С (в смысле, доминирования-подчинения) от слова совсем, я почему-то почувствовала, что это будет правильно. и даже праведно (хотя последним я отродясь не заморачивалась).

Ощущение во время истязания было. странным. С одной стороны, подобным тому, которое у меня было, когда меня посадили на кол. в смысле, когда я на нём уже прочно сидела.

Боль, хоть и реально жуткая, нечеловеческая боль, каким-то странным и непонятным образом отделилась от меня, а всю меня (точнее, все мои тонкие тела – в этой эзотерике я уже неплохо разбиралась) заполнило. нет, на этот раз не сексуальное возбуждение.

Которого (совершенно неожиданно, ибо Кристиан прижигал мне и груди, и соски, а это меня возбуждает просто люто) не было совсем. Вообще. Никакого. Хотя и от порки я обычно кончаю. причём хорошо так кончаю.

А неведомое мне до того ощущение правильности и праведности происходившего. И даже. какой-то странной, но очень приятной «лёгкости бытия». На дыбе. С вывернутыми за спиной руками. Вытянутой в струнку. Во время порки и прижигания, скажем так, очень чувствительных мест моего роскошного (реально роскошного) тела.

А когда меня сняли с дыбы и сделали вторую инъекцию эликсира, странности продолжились. Обычно после столь жёстких воздействий мне (как и любой другой женщине и даже женщине-людену) вкалывают вторую инъекцию нано-регенератора с мощным снотворным. От которого дрыхнут без задних ног шесть часов как минимум даже такие крутые люденши, как Магда или Марта Эрлих.

Мне же Кристиан на этот раз ввёл нано-регенератор хоть и с просто убийственным (для боли) анальгетиком, но без снотворного. И оставил регенерировать. стоя. Привязанной за руки. Ибо на моём теле буквально живого места не было. Привязанной нормально, ибо руки мне Кристиан, разумеется, вправил.

А когда я регенерировала спустя час с небольшим, он совершенно неожиданно объявил:

Я подумала – и снова согласилась. И потому, что была уверена, что это всего лишь «расширенное испытание» Эликсира Белого Ангела – а в этом процессе с обеспечением безопасности всё зер гут. Ибо за этот аспект проекта отвечает не кто иной, как ныне обергруппенфюрер СС, начальник Службы безопасности Die Neue SS Генрих Мюллер. Гестапо-Мюллер.

Хотя и деперсонализация меня не привлекала никогда (на самом деле, ровно наоборот); и во время изнасилований я – в отличие от Виолетты и прочих кедеш – всегда думала только о себе любимой и о собственном удовольствии.

Насиловали меня капитально. Много часов подряд нон-стоп. Причём это было действительно реальное изнасилование. точнее, максимально приближённое к реальному (ибо принципиальное согласие я всё же дала совершенно добровольно).

Ибо секса мне не хотелось ни на секунду. Никакого. Вообще. Поэтому я так ни разу и не кончила. А после того, как кто-то решил, что с меня хватит, меня почему-то (или зачем-то) пребольно выпороли солдатским ремнём.

По спине, ягодицам и бёдрам. Причём не привязывая – просто держали за руки, за ноги и за волосы. Без нано-регенератора, разумеется – да мне он был и не нужен, ибо от такой порки следы у меня даже в нормальном состоянии исчезают в считанные дни.

Потом меня отвезли домой, где я приняла душ и тут же завалилась спать. Проспала почти сутки (ибо марафон был крутоват даже для меня). а затем вернулась к нормальной жизни. Нормальной для меня, разумеется.

А вот насчёт «расширенного испытания» я ошиблась. Ибо некоторое время спустя якобы случайно узнала, что семнадцать столетий назад ровно через то же самое прошла Лилит. Что это было действительно правильно и праведно. и что моя сессия была самая настоящая связь времён.

Ну а потом меня познакомили с другой дыбой (дыбой-ложем). точнее, с её усовершенствованным вариантом – «австрийской лестницей». И с дивайсом с на первый взгляд совершенно неподходящим назанием.

Источник

На дыбе висела что значит

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Содержание

История термина

Первоначально дыбой на Руси называлась орудие наказания — колода или колодка, к которой привязывали обвиняемого («сажали в дыбу»).

Дыба-ложе

В Западной Европе обычно представляла собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались верёвки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков верёвки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело и разрывая суставы пытаемого. В момент послабления верёвок пытаемый также испытывал ужасную боль, как и в момент их натяжения. Иногда дыба снабжалась специальными валиками, утыканными шипами, раздиравшими жертву при протягивании.

Подвешивание

Применялся и другой вариант дыбы: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам верёвку. Иногда к его связанным ногам привязывали дополнительный груз. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осуждённый или пытаемый висел на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами. Этот вариант дыбы с подвешиванием (известный как strappado) применялся и в Западной Европе.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

В середине XVII века Григорий Котошихин описывал русскую дыбу следующим образом:

Этот вид дыбы можно увидеть в фильме «Царь» 2009 года.

Примечания

Полезное

Смотреть что такое «Дыба» в других словарях:

дыба — сущ., кол во синонимов: 1 • орудие (68) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Дыба — колода, как известный вид наказания впервые упоминается в начале XIII в. в договоре Смоленска с Ригой 1229 г., по которому, если русин окажется виновным, то в Д. его не сажать, а отдать на поруки; если же поруки не будет, то посадить его в железо … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

дыба — дыба, дыбы, дыбы, дыб, дыбе, дыбам, дыбу, дыбы, дыбой, дыбою, дыбами, дыбе, дыбах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Источник

Термин «инквизиция» был широко распространён в правовой сфере ещё до возникновения средневековых церковных учреждений с таким названием.

Печально знаменитый на весь мир способ ужасной китайской казни. Возможно, легенда, ибо до наших дней не сохранилось ни единого документального доказательства, что эту пытку действительно применяли.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1) Ростки живого бамбука затачиваются ножом, чтобы получились острые «копья»;
2) Жертва подвешивается горизонтально, спиной или животом над грядкой молодого заостренного бамбука;
3) Бамбук быстро растет в высь, вонзается в кожу мученика и прорастает сквозь его брюшную полость, человек умирает очень долго и мучительно.

Как и пытку бамбуком, «железную деву» многие исследователи считают страшной легендой. Возможно, этими металлическими саркофагами с острыми шипами внутри только пугали подследственных, после чего те признавались в чем угодно.

«Железная дева»

«Железная дева» была изобретена в конце XVIII века, уже на закате католической инквизиции.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1) Жертву запихивают в саркофаг и закрывают дверцу;
2) Шипы, вбитые во внутренние стенки «железной девы» довольно короткие и не пронзают жертву на сквозь, а лишь причиняют боль. Следователь, как правило, за считанные минуты получает признательные показания, которые арестованному остается только подписать;
3) Если арестант проявляет стойкость духа и продолжает молчать, через специальные дырочки в саркофаге пропихиваются длинные гвозди, ножи и рапиры. Боль становится просто невыносимой;
4) Жертва так и не признается в содеянном, то ее запирали в саркофаге на длительное время, где она и погибала от потери крови;
5) В некоторых моделях «железной девы» были предусмотрены шипы на уровне глаз, чтобы их выкалывать.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1) Пленника укладывают в неглубокое корытце и обматывают цепями.
2) Его насильно кормят большими количествами молока и меда, от чего у жертвы начинается обильный понос, привлекающий насекомых.
3) Пленника, обгадившегося, измазанного медом, в корыте пускают плавать по болоту, где водится много голодных тварей.
4) Насекомые незамедлительно приступают к трапезе, в качестве основного блюда — живая плоть мученика.

Груша страданий

Этот жестокий инструмент использовался для наказания женщин, сделавших аборт, лжецов и гомосексуалистов. Устройство вставлялось во влагалище у женщин или задний проход у мужчин. Когда палач крутил винт, «лепестки» раскрывались, разрывая плоть и принося жертвам невыносимые мучения. Многие умирали затем от заражения крови.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1) Инструмент, состоящий из заостренных листовидных сегментов грушевидной формы засовывается клиенту в нужное отверстие тела;
2) Палач помаленьку крутит винт на верхушке груши, при этом «листья»-сегменты распускаются внутри мученика, причиняя адскую боль;
3) После того, как груша раскрывается полностью провинившийся получает внутренние повреждения, несовместимые с жизнью и умирает в ужасных муках, если до этого уже не впал в беспамятство.

Медный бык

Конструкцию этого агрегата смерти разработали древние греки, а если быть точнее, то медник Перилл, который продал своего жуткого быка сицилийскому тирану Фаларису, который просто обожал мучить и убивать людей необычными способами.

Внутрь медной статуи, через специальную дверцу, заталкивали живого человека. А дальше Фаларис первым делом испытал агрегат на его создателе — алчном Перилле. Впоследствии и самого Фалариса поджарили в быке.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1) Жертву закрывают в полой медной статуе быка;
2) Под брюхом быка разводится огонь;
3) Жертва поджаривается заживо;
4) Строение быка таково, что вопли мученика доносятся из пасти статуи, словно бычий рев;
5) Из костей казненного делали украшения и обереги, которые продавались на базарах и пользовались огромным спросом.

Пытка крысами была очень популярна в древнем Китае. Тем не менее, мы рассмотрим технику крысиного наказания, разработанную лидером Нидерландской революции XVI века Дидриком Соноем.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1) Раздетого догола мученика кладут на стол и привязывают;
2) Большие, тяжелые клетки с голодными крысами кладутся арестанту на живот и грудь. Дно клеток открывается с помощью специальной задвижки;
3) На клетки сверху кладутся раскаленные угли, чтобы растормошить крыс;
4) Пытаясь убежать от жара горячих углей, крысы прогрызают себе путь через плоть жертвы.

Колыбель Иуды

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Наверное самая знаменитая, и непревзойденная в своем роде машина смерти под названием «дыба». Ее впервые испытали примерно в 300 году н. э. на христианском мученике Винсенте из Сарагосы.

Любой, выживший после дыбы, больше не мог пользоваться своими мышцами и превращался в беспомощный овощ.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

1. Это орудие пыток представляет собой специальное ложе с валиками на обоих концах, на которые наматывались веревки, удерживающие запястья и лодыжки жертвы. При вращении валиков веревки тянулись в противоположных направлениях, растягивая тело;
2. Связки на руках и ногах жертвы растягиваются и рвутся, кости выскакивают из суставов.
3. Применялся и другой вариант дыбы, под названием strappado: она состояла из 2 столбов, вкопанных в землю и соединённых перекладиной. Допрашиваемому связывали руки за спиной и поднимали за привязанную к рукам веревку. Иногда к его связанным ногам прикреплялось бревно или иные грузы. При этом руки у поднятого на дыбу человека выворачивались назад и часто выходили из суставов, так что осужденному приходилось висеть на вывернутых руках. На дыбе находились от нескольких минут до часа и более. Такой вид дыбы применялся чаще всего и в Западной Европе
4. В России поднятого на дыбу подозреваемого били кнутом по спине, и «прикладывали к огню», то есть водили по телу горящими вениками.
5. В отдельных случаях палач ломал у висящего на дыбе человека рёбра раскалёнными клещами.

Шири (верблюжья шапочка)

Чудовищная участь ждала тех, кого жуаньжуаны (союз кочевых тюркоязычных народов) забирали к себе в рабство. Они уничтожали память раба страшной пыткой — надеванием на голову жертвы шири. Обычно эта участь постигала молодых парней, захваченных в боях.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Испанское кресло

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Часто использовался и другой вариант испанского кресла, представляющий собой металлический трон, к которому привязывали жертву и разводили под сиденьем огонь, поджаривая ягодицы. Пытке на таком кресле была подвергнута известная отравительница Ла Вуазен во время знаменитого Дела об отравлениях во Франции.

Иногда гридирон делался в виде дыбы, чтобы иметь возможность прибегнуть к комбинированной пытке.

На подобной решетке был замучен святой Лаврентий.

Кровавый орел

Одна из самых древних пыток, во время которой жертву привязывали лицом вниз и вскрывали спину, ребра обламывали у позвоночника и раздвигали наподобие крыльев. В скандинавских легендах утверждается, что во время такой экзекуции раны жертвы посыпали солью.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

«Колесо Екатерины»

Прежде, чем привязать жертву к колесу, ей ломали конечности. При вращении ноги и руки окончательно выламывались, принося жертве невыносимые мучения. Одни умирали от болевого шока, а другие мучились по несколько дней.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Испанский осел

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Испанский сапог

Это такое крепление на ноге с металлической пластинкой, которая с каждым вопросом и последующим отказом отвечать на него, как этого требовалось, затягивалась все сильнее, чтобы переломать человеку кости ног. Для усиления эффекта иногда к пытке подключался инквизитор, который ударял молотом по креплению. Часто после таких пыток все кости жертвы ниже колена были раздроблены, а израненная кожа выглядела, как мешочек для этих костей.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Четвертование лошадьми

Источник

«А С ДЫБЫ СКАЗАЛ…»

Допрашивали «у пытки» следующим образом. Человека подводили к дыбе. Дыба представляла собой примитивное подъемное устройство. В потолок или в балку вбивали крюк, через него (иногда с помощью блока) перебрасывали ремень или веревку. Один конец ее был закреплен на войлочном хомуте, называемом иногда «петля». В нее вкладывали руки пытаемого. Другой конец веревки держали в руках ассистенты палача.

«Роспрос у дыбы» переходил в собственно пытку. Как правило, соблюдалась такая последовательность:

1) «роспрос» в застенке под дыбой, с увещеванием и угрозами;

2) подвешивание на дыбу («виска»);

3) «встряска» – висение с тяжестью в ногах;

4) битье кнутом в подвешенном виде;

Женщин пытали наравне с мужчинами, но число ударов им давали поменьше, да и кнут иногда заменяли плетьми или батогами. Беременных, как правило, не пытали. Впрочем, известно, что прислужница царевны Марфы Алексеевны, Анна Жукова, в 1698 году «на виске… родила». Между тем до виски ее пытали трижды, причем в последний раз дали ей 25 ударов кнута. Вряд ли следователи не видели, что женщина беременна. Императрица Елизавета в 1743 году так писала по поводу «роспроса» беременной придворной дамы Софьи Лилиенфельд, проходившей по делу Лопухиных: «Надлежит их (Софью с мужем. – Е. А.) в крепость всех взять и очной ставкой производить, несмотря на ее болезнь, понеже коли они государево здоровье пренебрегали, то плутоф и наипаче жалеть не для чего». Преступницу, родившую ребенка, разрешалось наказывать телесно через 40 дней после родов.

Осмотру тела (прежде всего – спины) пытаемого перед пыткой в сыске придавали большое значение. Это делали для определения физических возможностей человека в предстоящем испытании, а также для уточнения его биографии: не был ли он ранее пытан и бит кнутом. Дело в том, что при наказании кнутом, который отрывал широкие полосы кожи, на спине навсегда оставались следы в виде белых широких рубцов – «знаков». Специалист мог обнаружить следы битья даже многое время спустя после экзекуции. Когда в октябре 1774 года генерал П. С. Потемкин решил допросить Пугачева с батогами и для этого приказал раздеть и разложить крестьянского вождя на полу, то присутствующие при допросе стали свидетелями работы опытного заплечного мастера. Вот как описывает этот эпизод сопровождавший Пугачева майор П. С. Рунич: Потемкин приказал «палачу начать его дело, который, помоча водою всю ладонь правой руки, протянул оною по голой спине Пугачева, на коей в ту минуту означились багровые по спине полосы. Палач сказал: «А! Он уж был в наших руках!» После чего Пугачев в ту минуту вскричал: «Помилуйте, всю истину скажу и открою!»»

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Г. К. Котошихин, живший во второй половине XVII века, описывает другой, весьма распространенный и впоследствии, вариант «встряски»: после того как ноги пытаемого, который висел на дыбе, связывали ремнем, «один человек, палач, вступит ему в ноги, на ремень, своею ногою и тем его оттягивает, и у того вора руки станут прямо против головы его, а из суставов выдут вон». Англичанин Перри, бывший в России при Петре I, писал о том, что к ногам пытуемого еще привязывали гирю. Вывернутые из суставов руки вправляли, и после этого человека вновь подвешивали на дыбу так, что новая встряска оказывалась болезненней предыдущей.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Пытки стрелецкого подполковника Колпакова в 1698 году оказались настолько жестокими, что он онемел и не смог ответить ни на один вопрос. Колпакова сняли с дыбы и принялись лечить.

Во время пыток Кочубея в 1708 году следователи также опасались давать ему много ударов. Канцлер Г. И. Головкин сообщал царю: «А более пытать Кочубея опасались, чтоб прежде времени не издох, понеже зело дряхл и стар, и после того был едва не при смерти… и если б его паки (опять, снова. – Е. А.) пытать, то чаем, чтоб конечно издох».

В 1718 году начальник Тайной канцелярии П. А. Толстой писал Петру I о пытаемой в застенке Марии Гамильтон: «Вдругорядь пытана… И надлежало бы оную и еще пытать, но зело изнемогла».

Выражение «пытать жестоко» («жесточае», «легчае» или «накрепко»), известное из следственных дел и законодательства, нигде не уточняется, числом ударов не обозначается. В этом проявлялась характерная для того времени приблизительность закона, который давал следователю значительную свободу действий. Можно предположить, что палач получал от следователей указания не только о том, сколько раз бить кнутом, но и том, как бить – сильнее или слабее, в менее или более болезненные места.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

Раскаленными докрасна клещами ломали ребра пытаемого. До нашего времени в музейных коллекциях Европы сохранились два вида подобных инструментов: щипцы и клещи, имевшие длинные ручки для того, чтобы накаливать их на огне. Первые похожи на гигантские плоскогубцы, они сделаны в виде пасти крокодила и предназначались для прижигания различных частей тела (грудей, гениталий). Вторые напоминают длинные клещи для вытаскивания гвоздей. Вероятно, именно такими клещами ломали ребра пытаемого и вырывали ноздри у казнимого на эшафоте.

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

На дыбе висела что значит. Смотреть фото На дыбе висела что значит. Смотреть картинку На дыбе висела что значит. Картинка про На дыбе висела что значит. Фото На дыбе висела что значит

«Покормить селедкой» – так называли пытку, которая состояла в том, что арестанта кормили соленой пищей, а потом ему долго не давали пить. В XIX веке этот способ добиться нужных показаний был в ходу, он упоминается даже в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», когда идет речь о приемах работы судьи Ляпкина-Тяпкина.

Пытаемый давал показания в висячем положении. Как пишет Перри, удары кнутом «обыкновенно производятся с расстановкой, и в промежутках поддьяк или писец допрашивает наказуемого о степени виновности его в преступлениях, в коих он обвиняется, допрашивает и о том, нет ли у него сообщников, а также не виновен ли он в каких-либо других из тех преступлений, которые в эту минуту разбираются судом…»

После каждого допроса под протоколом должны были расписаться не только следователи, но и сам подследственный, только что снятый с дыбы. Если он не мог этого сделать, это также фиксировалось в протоколе (что было в деле Артемия Волынского, которому на дыбе сломали правую руку). Удивительно то, что в показаниях пытаемого могло не быть ни одного слова правды, но подпись должна была стоять подлинная. Казалось бы, ничего нет проще – расписаться за подследственного или вообще отменить эту процедуру. Вероятно, секрет всего этого кроется в том, что политический сыск есть часть бюрократической машины, бюрократического процесса, в котором правильное оформление бумаги важнее не только человека, но и содержания самой бумаги.

То, что первым на дыбу шел изветчик, отвечало традиции, отраженной в пословице «Доносчику – первый кнут». Закон в принципе позволял изветчику избежать пыток, но для этого ему следовало убедительно «довести» – доказать свой извет.

В 1703 году Авдотья Невляинова донесла на Арину Мячкову, которая позволила себе оскорбительное высказывание о Петре I. Обе женщины «утверждались» в своих показаниях в «роспросе», на очной ставке и с трех пыток каждая. После серии пыток ответчица умерла, а Авдотья была освобождена на том основании, что «ей в непристойных словах перепытываться не с кем».

Попадья Авдотья донесла, что крестьянка Прасковья Игнатьева произнесла «непристойные слова» о Петре I: «Я слышала про государя, что он не царского колена». Обеих женщин пытали, и через месяц ответчица умерла, а изветчицу выпустили на свободу.

Только стойкость могла спасти ответчика, но не у всех ее хватало, чтобы выдержать три «пытки непризнания», стоять «на первых своих словах» и таким образом «очиститься кровью» от навета.

Крестьянин Иван Зубов выдержал три «пытки непризнания», причем одну из них с огромным числом ударов кнута (52 удара). В конце концов его выпустили на волю, как очистившегося от навета, хотя, судя по делу, следователи сомневались в искренности ответчика.

Благодаря своей стойкости на пытках весьма близкий к царевичу Алексею сибирский царевич Василий Алексеевич был только сослан в Архангельск, тогда как другие, менее близкие к сыну Петра люди, оказались на плахе, с вырванными ноздрями, были сечены кнутом и сосланы в Сибирь.

«.Переменные речи» – отказ от данных на предыдущей пытке показаний или частичное изменение их – с неизбежностью вели к утроению пыток. Они продолжались до тех пор, пока на трех последних из них не будут даны идентичные показания. Указ предписывал: если «воры учнут речи свои переменять, и тех людей велено ис переменных речей пытать трижды и огнем жечь. Да что с тех трех пыток и с огня скажут, тому и верить».

Полно процессуальных «странностей» дело писаря Бунина против вдовы Маремьяны Полозовой, которое велось в 1723-1725 годах. После того как доносчик на первых допросах и с очной ставки убедился в том, что ответчица «в повинку» не пойдет и что ему грозит «первый кнут», он прикинулся больным и подтвердил свой донос на исповеди. В итоге ответчицу пытали первой, но она пытку выдержала и не признала извета. Тогда послали за попом – духовным отцом Полозовой. Он свидетельствовал о религиозности и послушании своей духовной дочери. Теперь по всем правилам сыска путь на дыбу предстояло проделать Бунину. Однако этого не произошло – на дыбу опять подняли Маремьяну и дали ей 20 ударов кнута.

Бунину и Полозовой устроили очную ставку, и на ней измученная пытками старуха сказала, что она «поносила священнический чин», но в главном – в говорении «непристойных слов» об императоре – виновной себя не признала и на очной ставке! Обычно в такой ситуации следствие выносит приговор: доносчика пытать, чтобы начать, хотя бы и с опозданием, «перепытывать» стороны. Но нет! П. А. Толстой под расписку о невыезде выпустил изветчика на свободу, а Полозовой назначил третью пытку, которую отложили до выздоровления колодницы. Когда Полозова через два года тюремного сидения стала наконец ходить на костылях, последовал указ: сослать преступницу в Пустозерск. В приговоре от 23 декабря 1724 года о причинах наказания Полозовой было сказано: «А вина ея такова: говорила она писарю Бунину весьма важные непристойныя слова про Его и. в., о чем на нее тот писарь доносил, а в роспросе и с двух розысков созналась, что из означенных слов говорила Бунину некоторыя слова, токмо не все». На самом же деле Полозова упорно отрицала свою вину, донос об оскорблении чести государя Бунин так и не «довел», но кнута при этом ни разу не отведал. 5 января 1725 года Бунин был выпущен на свободу.

Подъемы на дыбу бывали многократными и затяжными. Пытаемого не все время держали на дыбе, а периодически опускали на землю, чтобы он мог прийти в себя. Когда в 1732 году пытали А. Яковлева, обвиненного Феофаном Прокоповичем в писании анонимного пасквиля, то его пришлось спустить с виски, так как он «обмер и весь посинел и стал храпеть». Архимандрит Александро-Свирского монастыря Александр во время следствия 1720 года был поднят на виску и провисел 28 минут, после чего потерял сознание. На следующий день его продержали «в подъеме» 23 минуты. А. П. Волынского держали на дыбе и били кнутом в первый раз полчаса.

В петровские времена большая часть пытаемых прошла по три «застенка» (сеанса пыток), получив за один «застенок» в среднем 25 ударов кнутом. При этом женщины получали несколько меньше ударов, чем мужчины. Следователи учитывали их «деликатную натуру», да и пытали женщин, вероятно, полегче. Раскаленные клещи для ломания ребер к женщинам не применялись.

Впрочем, как уже многократно отмечено выше, в политическом сыске не было раз и навсегда принятых норм. Когда власти требовали признания во что бы то ни стало, тогда число «застенков» и ударов кнута резко превышало средние показатели. Так было в Стрелецком розыске 1698 года, когда некоторым пытаемым давали по 40, 50, 60 и даже 70 ударов за один сеанс. Пожалуй, никого так свирепо не пытали при Петре I, как стрельцов. В послепетровское время более жестоко, чем других арестантов, пытали старообрядцев. Среди материалов Сыскного приказа за 1750-е годы есть данные о 40, 50, 60 ударах кнутом тем, кто «упорствовал в своей заледенелости». Не было и особых правил о паузах между пытками как в одном «застенке», так и между «застенками». В одних случаях следователи давали пытанному длительный срок для поправки, в других – добиваясь показаний, они мучили его почти каждый день.

Но вновь подчеркнем: с возрастом, сложением, здоровьем, полом пытаемого, кровью, которая текла в его жилах, а потом по спине, могли совсем не считаться.

Если верховной власти требовалось выбить из человека признание вины или нужные сведения, то все эти обстоятельства не принимались во внимание. Во время Стрелецкого розыска 1698 года служительницы царевен Марфы и Софьи Анна Жукова и Офроська получили, как и мужчины, по 25 ударов, а постельница Анна Клушина – 15 и «жжена огнем дважды». Царскому сыну царевичу Алексею Петровичу на пытке дали, как обыкновенному разбойнику, 25 ударов, а через два дня еще 15!

Выдержать пытку, да еще не одну, обыкновенному человеку было невероятно трудно. Это оказывалось под силу только двум типам «клиентов» сыска: физически сильным людям и психически ненормальным фанатикам-самоистязателям. К первому типу относились могучие, грубые каторжники, не раз битые кнутом и утратившие отчасти чувствительность кожи на спине. Австриец Корб в своем «Дневнике путешествия в Московию» упоминает об одном стрельце, который выдержал шесть пыток и совсем не боялся кнута и огня. Невыносимой он считал только описанную выше «ледяную капель», а также пытку, когда горящие угли клали на уши, что вызывало особенно острую боль. И таких могучих людей было на Руси, вероятно, немало.

В 1785 году в Нерчинск попал закоренелый преступник, 32-летний Василий Брягин, которого с 18-летнего возраста почти непрерывно наказывали за воровство: в 1774 г. два раза били плетьми и один раз батогами; в 1776 г. – плетьми и батогами; в 1777 г. – «за полученную от невоздержанности венерическую болезнь» – батогами, в 1779 г. (снова за воровство) – кошками, в 1780 г. Брягина приговорили к шпицрутенам: гоняли восемь раз через 1000 человек; в 1781 и в 1782 гг. за преступления он был приговорен к вырезанию ноздрей, битью кнутом и к ссылке на каторгу. Наконец, в 1782 г. за воровство и побег он был снова прогнан через 1000 человек восемь раз и отправлен в Нерчинск, как неисправимый преступник.

Историк XIX века Я. А. Канторович, изучая по материалам западноевропейской инквизиции поведение пытаемых, в особенности женщин, пришел к выводу, что некоторые из них терпели нечеловеческие боли на пытках потому, что «у этих женщин являлась общая анестезия, делавшая их нечувствительными ко всяким мучениям пытки; часто нравственное возбуждение было столь сильно, что оно заглушало физическую боль и давало жертвам силу переносить ее и не проронить ни одного слова». Возможно, нечто подобное было и в пыточных палатах Тайной канцелярии.

Левина пытали шесть раз, в том числе один раз водили по спицам. Из его дела видно, что он страдал эпилептическими припадками – «падучей болезнью». В своем дневнике, который у него забрали при аресте, он писал о приступах «меланхолии», посещавших его видениях, о том, что ему «припало забвение». В 1720 году его, присланного в Петербургский госпиталь армейского капитана, освидетельствовали врачи. Они жгли на огне его левую руку, после чего зафиксировали утрату в ней осязания и затем уволили со службы, чего в петровское время добиться, не достигнув дряхлости, было очень трудно.

В тюрьме больных пользовали казенные доктора из Медицинской канцелярии. Забота о здоровье узника никакого отношения к гуманизму не имела. О колоднице Маремьяне Андреевой в 1724 году было решено: «Пытана дважды, а более не пытана, понеже больна… велено ее розыскивать еще накрепко в то время, как от болезни выздоровеет». Ранее по другому делу А. И. Ушаков писал П. А. Толстому в ноябре 1722 года: «Мне зело мудрено новгородское дело, ибо Акулина многовременно весьма больна, что под себя испражняется, а дело дошло, что надлежало было ее еще розыскивать, а для пользования часто бывает у нее доктор, а лекарь – беспрестанно». С колодницей возились «с прилежанием неослабно» потому, что «до нее касается важное царственное дело», и боялись, чтобы она с помощью смерти не «ускользнула» от дачи показаний и казни. В деле есть и приписка о том, что Акулину врачи если не вылечили, то, во всяком случае, довели до эшафота: «Акулина и Афимья кажнены марта 23 дня 1724 году».

Термина «исповедальные показания» в источниках нет, но он мог бы существовать, ибо исповедь умирающего в тюрьме иначе назвать трудно. Каждый православный имел право требовать перед смертью исповедника. Выше уже было сказано, что священника обязывали открыть властям тайну исповеди своего духовного сына. Священник выполнял у постели умирающего задание начальства и должен был, в сущности, провести последний в жизни колодника «роспрос», узнать подлинную правду – ту, которую не мог, страшась мучений в ином мире, скрыть перед своим духовником верующий человек. Исповедник получал инструкцию от сыска: «И тому священнику приказать… при исповедании спрашивать по духовности, правда ли…», а потом рапортовал о проделанной работе: «Показанного Волкова он исповедовал и святых тайн сообщил и при исповеди по вышеозначенному приказу его спрашивал».

На исповедальном допросе, как и во время увещевания, священнику было запрещено знать «важность», то есть существо, преступления. Его задача была предельно узка – добиться раскаяния преступника, подтверждения (или опровержения) данных им ранее показаний. Каких именно – это священника не касалось. Рапорт священника после исповеди умирающего колодника записывали со слов пастыря в Тайной канцелярии. И хотя все священники были людьми надежными и проверенными, все же иногда – в делах особо важных – им не доверяли. Тогда во время совершения таинства исповеди возле священника сидел караульный офицер или канцелярист и записывал исповедальные слова. Исповедальное признание на следствии ценилось весьма высоко – считалось, что перед лицом вечности люди лгать не могут.

Как известно, придя к власти, императрица Елизавета Петровна фактически отменила смертную казнь, точнее – навечно приостановила исполнение смертных приговоров. При Елизавете были введены некоторые ограничения и в традиционный пыточный процесс: отменили истязания для людей, сделавших описки в титуле государя, перестали пытать детей.

Помещик, доморощенный следователь, был в ярости: «И как… вывел он меня совсем уже из терпения, то боясь, чтоб бездельника сего непомерным сечением не умертвить, вздумал я испытать над ним особое средство. Я велел скрутить ему руки и ноги и, бросив в натопленную жарко баню, накормить его насильно поболее самою соленою рыбою и, приставив к нему караул, не велел давать ему ни для чего пить и морить его до тех пор жаждою, покуда он не скажет истины, и сие только в состоянии было его пронять. Он не мог никак перенесть нестерпимой жажды и объявил нам наконец истинного вора, бывшего с ним в сотовариществе. И вот с какими удальцами принужден я был иметь дело». Как уже знает читатель, «особое средство», примененное Болотовым, называлось в просторечье «покормить селедкой».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *