На каком уровне мышления мы уже готовы изобретать что то новое
8 способов развить креативное мышление
Креативное мышление — это способность создавать или иным образом воплощать в жизнь что-то новое, будь то решение проблемы, метод, устройство, художественные объект или форму [1].
Креативное мышление помогает быстро реагировать на любую проблему и находить нестандартные пути выхода из сложных ситуаций. Оно требуется не только людям творческих профессий — креативность с успехом можно применять для решения самых разных повседневных задач [2].
Например, бухгалтеру способность мыслить нетривиально поможет сэкономить для компании массу средств, а менеджеру — продать больше товаров и услуг. С каждым годом этот навык становится все более востребованным.
Потенциал выстраивать оригинальные логические цепочки есть у каждого человека [3]. Его уровень определяется коэффициентом творческого интеллекта, который принято обозначать как CQ (Creativity Quotient). Считается, что он не связан с IQ, но так же вполне поддается развитию и тренировке. Начать активно генерировать свежие идеи и воплощать их в жизнь можно с помощью ряда простых упражнений.
1. Настройте себя на позитив
Чтобы развивать креативность, нужен особый психологический настрой. Если человек считает себя неудачником, он не сможет быть генератором новых идей. Страхи, сомнения и негативные подсознательные установки подавляют творческое начало. Попытайтесь определить, что мешает именно вам. Для одних это боязнь показаться глупым, для других — неуверенность в себе или страх перед критикой. Чаще всего источником таких мыслей служат наши убеждения, многие из которых формируются еще в детстве. Из-за них мы начинаем интерпретировать любые события в негативном ключе.
Старайтесь чаще вспоминать о своих успехах и концентрироваться только на хорошем. Позитивный настрой стимулирует мозговую активность, помогает достичь внутреннего спокойствия и гармонии. По этой причине очень важно работать над своим настроением и самооценкой. Возьмите лист бумаги и разделите его пополам. В левой колонке перечислите те страхи, которые препятствуют достижению ваших целей. На второй половине листа составьте подробный план действий по преодолению страхов. Если регулярно выполнять это упражнение, вы привыкните заменять негативные мысли позитивными.
2. Тренируйтесь с помощью ассоциаций
Разбудить в себе творческое начало и стимулировать мыслительную активность хорошо помогают ассоциации. Еще Стив Джобс говорил о том, что креативность — это «просто создание связей между вещами». Объединяя между собой разные фрагменты из уже имеющегося опыта, человек синтезирует нечто новое. Выберите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше нестандартных способов его применения. Например, полиэтиленовый пакет можно использовать вместо бахил, плавательной шапочки, кондитерского мешка или пищевой пленки для обертывания.
Еще одно упражнение — случайные ассоциации. Откройте словарь или другую объемную книгу. Не глядя на страницу, укажите пальцем любое слово и выпишите его на бумагу. Повторите это действие еще раз. Теперь попробуйте связать получившиеся слова между собой — можно придумывать целые истории. Со временем мозг начинает быстрее создавать ассоциации и необычные идеи. Каждое из слов также полезно представлять в качестве аббревиатуры и расшифровывать. Интереснее всего выполнять это упражнение вдвоем — сравнивать полученные результаты будет очень весело.
3. Представьте себя на месте директора
Развить способность к генерации новых идей помогает ролевое перевоплощение. Сидя в общественном транспорте или на скучной встрече, представьте себя на месте другого человека. Это может быть архитектор, которому предстоит выполнить необычный заказ. Или руководитель крупного предприятия, находящегося в состоянии упадка. Подумайте, какие антикризисные меры позволят вам избежать банкротства и сохранить деловую репутацию. В идеале вымышленную проблему нужно решить нестандартным методом и придумать оригинальную развязку.
4. Начните пользоваться второй рукой
У большинства людей правая рука — ведущая. Она более активна, чаще используется, выполняет движения быстрее и точнее. Правую руку контролирует левое полушарие мозга. Оно же отвечает за наше аналитическое мышление. А вот воображение, сложные образы и эмоциональный интеллект — прерогатива правого полушария. Если иногда выполнять привычные бытовые действия левой рукой, можно улучшить его работу и развить творческие способности. Левшам такое упражнение тоже будет полезно. Использование правой руки разбудит мозг и активизирует его деятельность.
Свободное рисование — уже само по себе упражнение на креативность. Подготовьте белый лист, цветные карандаши и нарисуйте несложный пейзаж. Лучше всего, если он будет состоять из несуществующих деталей. После этого сделайте пятиминутный перерыв и повторите ту же самую картинку, но другой рукой. Или возьмите по карандашу в правую и левую руку и попробуйте изобразить бабочку, создавая зеркальный рисунок. Руки могут двигаться как одновременно, так и поочередно. Если справиться с этой задачей не получается, начните с более простого: обводите по пунктирным линиям уже готовые симметричные иллюстрации.
5. Записывайте идеи в блокнот
Не нужно ждать вдохновения — оно почти никогда не приходит само по себе, а возникает уже в процессе работы. Для развития креативности требуется постоянное самообучение и творческий рост. Читайте как можно больше литературы по вашей теме, общайтесь с талантливыми людьми и единомышленниками. В соцсетях можно подписаться на блогеров, которые так или иначе соприкасаются с вашей сферой. Постоянно ищите примеры для творческого подъема и учитесь у тех, кто уже достиг определенных успехов. Просматривая работы других людей, вы наверняка извлечете для себя много нового и интересного.
При этом важно внимательно следить за своими мыслями. Записывайте любые возникающие в голове идеи, даже если они кажутся абсурдными. Творческие порывы случаются неожиданно — за приемом пищи, на тренировке, в обувном магазине, во сне. Например, Архимед открыл свой знаменитый закон, принимая ванну. Для записи идей лучше всего завести специальный блокнот и всегда носить его с собой. Создавать заметки на ходу очень удобно с помощью диктофона. Только не забывайте потом переносить аудиозаписи на бумагу. В дальнейшем, рассуждая над этими пометками, вы можете придумать новый проект.
6. Найдите новое применение старым вещам
В повседневной жизни люди следуют давно заведенным шаблонным схемам. Попытайтесь креативно подходить не только к рабочим вопросам и хобби, но и к любой деятельности. Привносите в каждое свое занятие немного творчества: даже небольшие изменения могут натолкнуть на новую идею. Начните переделывать старые вещи или превращать самые обыденные предметы в необычные. Например, можно по-новому использовать кофейную гущу, мед или кокосовое масло. Тренировать креативность можно в компании с друзьями — поставьте новый фильм, выключите звук и начните дублировать героев. А прочитав половину книги, сначала попробуйте самостоятельно придумать ее финал.
7. Запишитесь на онлайн-курсы
Новые впечатления помогают не только нестандартно мыслить, но и улучшают работу головного мозга. Благодаря регулярно поступающей информации образуются новые нервные клетки и связи между ними. Именно поэтому важно слушать новую музыку, открывать для себя новые фильмы, пробовать новую еду в разных кафе и ресторанах, путешествовать. Даже простой поход в магазин или на ярмарку народного творчества может подарить интересную идею. Попробуйте отказаться от карт и привычных маршрутов. Всегда брали отпуск летом? В следующий раз возьмите зимой.
Все это подключает к решению задач ранее незадействованные системы мозга и позволяет взглянуть на любую задачу по-новому. Кроме того, очень полезно расширять свои знания в других предметных областях. Популярный и удобный формат обучения — онлайн-курсы. Старайтесь выбирать интересные, но малознакомые вам темы. Готовый успешный шаблон из другой сферы может неожиданным образом пригодиться в вашей деятельности. При этом, даже если вы не получите конкретных знаний, смена привычных действий повысит вашу производительность и поможет открыть что-то новое.
8. Попробуйте поработать в кофейне
Для рождения новых идей важна смена обстановки. При длительной работе на одном месте человек становится невнимательным и начинает чаще совершать ошибки. Проще всего освободить рабочее место от ненужных вещей, завести новые канцелярские принадлежности, поменять лампу или стол. Попытайтесь понять, в каких условиях вам легче всего работать. Можно подглядеть, как организован творческий процесс у известных людей. Или попробуйте поработать в кофейне. Это отличное место для того, чтобы написать статью или закончить рабочий проект. Исследование, результаты которого были опубликованы в Journal of Consumer Research, показало, что уровень фонового шума в заведениях такого типа стимулирует творческую активность [4].
Шкала уровней мышления
Хочу поделиться инструментом, который я для себя выработал. Опыт работы в консалтинге и директором по развитию привёл меня к убеждению, что важно понимать, какие изменения, преобразования возможны в данной организации, а какие неуместны, преждевременны или напротив, регрессивны. То есть в первую очередь нужно понять, чего делать точно не следует, чтобы избежать потери времени, денег, мотивации к изменениям и развитию.
С годами и опытом приходит понимание, что для качественного, результативного внедрения изменений необходима качественная предпроектная диагностика. Что я в первую очередь обычно хочу диагностировать? Так как управленческая деятельность – это не физический труд, а умственная работа, я хочу разобраться с образом мышления владельцев и менеджмента организации.
Мыслительная деятельность – это система мыслительных действий, операций для решения определенной задачи.
Это основная работа владельцев бизнеса и менеджеров всех уровней. Изучая вопрос, я увидел, что при всем обилии подходов к вопросу мышления общепринятой классификации видов и форм мышления, отвечающей современной теории мышления, не существует.
Факультативно, несколько лет, помимо основой работы консультантом и директором по развитию, я занимался разработкой для себя простого и практичного инструмента диагностики уровня мышления владельцев и менеджмента – от микро- до крупного бизнеса.
Не претендуя на научную строгость, хочу поделится простым (где-то даже намеренно упрощённым), но практичным инструментом, который выработал для себя и которым пользуюсь на этапе диагностики и при разработке решений в консалтинговых проектах по развитию и трансформации бизнеса.
Я исходил из постулатов, что всё есть шкала и всё эволюционирует, либо деградирует. В моём варианте эволюционная шкала мышления выглядит так:
Сразу оговорюсь, что восьмой уровень, на мой взгляд, скорее всего существует, но я лично с ним не сталкивался. Считаю, что если вы и соприкоснётесь с просветлением, то уже где-то далеко от бизнеса. Поэтому в этой статье я его касаться не буду.
Пройдемся по уровням?
Медиапособие Виктора Вальчука «Личная дилемма»
Личная дилемма — это ситуация выбора конкретного человека. Можно сказать, это конфликт между двумя «Я». Я1 — это собственно Я, и если бы не Я2, я бы поступал так, как мне хочется. Я2 — это моя вторая натура, которая больше склонна прислушиваться к мнению окружающих (друзей, знакомых, сотрудников, начальства). Они ждут от меня другого решения и действий. Поэтому мне приходится выбирать. Или есть возможность найти решение, которое устроит и меня, и их?
Медиапособие для тех, кто хочет развить свои управленческие навыки и вывести карьеру на новый уровень, но не хватает времени. Включает полный разбор инструмента ТОС «Грозовая туча» для верного решения личной дилеммы (в т.ч. 3 часа видеолекций курса «Директор по трансформации»).
1. Действенное мышление
Сначала ребенок познает мир благодаря собственным практическим (предметным) действиям. Затем мир представляется и осваивается в образах, относительно свободных от действий и только этот опыт создает базу для перевода действия и образа в языковые средства.
Совершая новые действия мы постепенно и всё больше осваиваем реальность, переводим её в нашу действительность (корень этого слова – «действие»). При этом мы учимся, мыслим даже на довербальном уровне, понимаем телом, через ощущения. Это уровень мышления с нами на всю жизнь. Делая что-либо, мы мыслим, и часто без слов.
При диагностике я выясняю, стремятся ли люди в компании пробовать делать что-то новое или образ их действий шаблонный и «застывший».
2. Вербальное мышление
Один из видов мышления с использованием понятий. Функционирует на базе языковых средств. Взрослея, мы осваиваем язык, понятия и смыслы. Слушаем, читаем, пишем, общаемся, обсуждаем, спорим, аргументируем, договариваемся об операциональных определениях, осваиваем профессиональный сленг и т.д, и т.п.
Насколько владеют люди языком? Насколько богат их понятийный аппарат вообще и в их профессиональной предметной области? Умеют ли ясно излагать свои мысли? Понимают ли они смысл таких употребляемых ими, вроде обычных слов как «цель», «ценность», «эффективность», «результативность», «рентабельность», «координация», «проект», «процесс», «технология», «развитие» и т.п. – могут ли дать ясное определение?
Часто бывает, что каналы коммуникации хоть и существуют, но по ним транслируется шум, а не смыслы. Значит, то же самое будет и со мной, как с человеком, который говорит о развитии, трансформации бизнеса, но по сути для людей со слабо развитым вербальным мышлением транслирует непонятный шум.
3. Логическое мышление
Начинается со способности составлять элементарные списки дел и расставлять в этих списках приоритеты. На заре инфобизнеса в РФ только ленивый инфоцыган не продавал жаждущим «пошаговые инструкции» к богатству и счастью. Потому что, да. Есть люди, и их немало, для которых составить список дел, задач и расставить в нём приоритеты – высшая математика.
Но для руководителя проекта в бизнесе, любого, даже самого маленького, это навык, способность первого уровня необходимости. Создавать диаграммы Гантта, водопады, критические пути и критические цепи без способности мыслить уже чуть выше на этом уровне – не получится.
Мудрёные схемы обналички и «оптимизации» налогообложения, нарисованные пусть и от руки на бумажке, реинжиниринг бизнес-процессов, их описание с помощью блок-схем, логистические схемы – всё это уровень мышления вполне развитой линейной логики.
Следующий этап на этом уровне, на мой взгляд – инструменты мыслительных процессов Теории ограничений с «тучами» и «деревьями», целый набор, взаимосвязанный комплекс нетривиальной логики. Причём эта причинно-следственная логика как минимум уже двухмерная.
Простроенные и работающие цепочки создания ценности, выходящие за рамки одной организации – уже высший пилотаж на этом уровне.
Что из уровня логического мышления есть в нашем бизнесе? Кто конкретно владеет этим уровнем в компании, с кем можно работать в этой парадигме? Я сталкивался с ситуациями, когда в компании с полусотней сотрудников нет ни одного, кто способен работать на уровне хотя бы начальной логики. Включая владельца-директора. Всё хаотично. Видел компанию численностью в 700 человек, в которой нет, или почти нет людей, с которыми можно было бы внятно описать бизнес-процессы. Не за них описать, а им показать, как делается, и чтобы они САМИ описали. Ведь по-другому – работать не будет.
4. Абстрактное мышление
Основоположник Общей семантики, Альфред Коржибский говорил: «Единственно возможное содержание знания – это структура». В своей книге «Наука и душевное здоровье» он описал методику абстрагирования.
Абстрактное (отвлеченное) мышление – вид мышления, основанный на выделении существенных свойств и связей предмета и отвлечении от других, несущественных.
Работа над Качеством во всех смыслах уже требует абстрактного мышления. Например, разработка технологических карт – это уже работа на уровне абстрактного мышления. Что включать в описание технологии, а что несущественно? Что существенно для этого технологического процесса, технологической операции, а что оставить за рамками?
Да и разработка карты бизнес-процессов в системе менеджмента качества – это уже мыслительная работа на уровне абстрагирования. Картирование и совершенствование потока создания ценности в Бережливом производстве требует, как линейной логики, так и начального уровня абстрактного мышления.
Мыслительные процессы ТОС хоть и основаны на так называемых логических инструментах, но и навыки абстрагирования тоже требуются. Например, из всего вороха нежелательных явлений всё-таки следует выбрать разумное небольшое количество для анализа и последующего синтеза решения.
Профессия бизнес-архитектора основана на способности создавать абстрактные модели бизнеса и наполнять их конкретным содержанием.
Например, для представления результатов диагностики я могу как консультант построить и продемонстрировать владельцам и руководителям 3D-модель их бизнеса. По осям покажу их текущее и идеальное состояние. По вертикали – владельцы, менеджеры, специалисты-исполнители. По горизонтали их бизнес-функции, выстроенные в сквозной бизнес-процесс. А в глубину – количество и пропорциональность сотрудников в необходимых бизнес-функциях и процессах. Покажу связи и каналы коммуникации, проблемы, если такие есть. Эта абстрактная модель позволяет наглядно визуализировать и продемонстрировать – организация «инвалид без рук, без ног», «шизофреник» или более-менее в порядке.
Но можно пойти и дальше, если уровень мышления собеседников-руководителей позволяет. 8D-модель уже включает шкалы времени, ценностей и другие. 3D-модель – это больше про hard, 8D – и hard, и soft skills.
5. Контекстное мышление
Как ни странно, доступно даже обезьяне. Вольфганг Кёллер, немецко-американский психолог, в своей книге «Исследование интеллекта человекообразных обезьян» описал свой знаменитый эксперимент с обезьяной, бананом и ящиком. Всё вроде бы просто: с потолка свисает банан, обезьяна прыгает, чтобы его достать, но не может. Затем она некоторое время думает, смотрит по сторонам, находит ящик, встает на него и достает банан.
Что тут важно? Что произошло с обезьяной? Она не стала прыгать дальше – она поняла, что надо делать. У нее сложилась целостная картинка ситуации, она поняла контекст. Люди, не понимающие контекст, продолжают прыгать за своим «бананом», пока не сдуются.
И Кёллер сделал свое главное открытие: инсайт – это мгновенное усмотрение структуры. Со стороны кажется, что снизошло озарение, но все сложнее (или проще?): в какой-то момент приходит осознание, что пазл сложился. Другой психолог Макс Вернгеймер в своей книге «Продуктивное мышление» описал подобные эксперименты с людьми и подтвердил выводы Кёллера. Мышление человека — это мгновенное усмотрение структуры, а не метод проб и ошибок, как считалось ранее.
Контекстное (холистическое, целостное) мышление даёт нам понимание, что не свойства целого определяются свойствами частей, а свойства частей зависят от свойств целого. Проще говоря, надо понять, что есть целое, тогда мы поймем свойства его частей.
Поняв это, мы приходим к выводу, что сначала надо уловить структуру, целое, а потом уже смотреть, как поведут себя разные свойства этого целого в этой конкретной структуре. Ведь нам важно понять не отдельные части, а взаимоотношения между ними.
Простые вещи мы всегда видим целостными образами. Например, я смотрю на белую собаку и вижу именно белую собаку, а не просто что-то белое. Мы сразу видим образ предмета, а не его отдельные части. С бизнесом, даже небольшим, такой фокус не проходит. Как увидеть бизнес целостно, во всей полноте его контекста? Для мгновенного усмотрения структуры бизнеса сначала стоит пройти этап абстрагирования, потренировать своё мышление видеть структуры, системы, надсистемы и подсистемы. Видеть фрактальность этих систем. И hard, и soft. И многое другое.
Если всё это перенести на мышление человека, то мы увидим следующую картину: человек с развитым контекстным мышлением реагирует не на отдельные стимулы, а на целостную структуру. И эта реакция обычно уже мудрая, спокойная, проактивная.
По своему опыту могу сказать, что когда удаётся ухватить суть на уровне контекстного мышления, то понимание возникает сначала невербальное и ощущается оно где-то внутри тебя, не в голове, в области груди. Уже затем приходят слова, описывающие это понимание, но эти слова не всегда точны и не всегда их хватает. Но это и не так уж важно. Появляется ясное понимание, что следует делать, а чего делать не следует – бесполезно, а чаще просто вредно.
В целях диагностики я всегда обращаю внимание, как описывают бизнес и ситуацию владельцы и руководители. Просматривается ли в их сообщениях попытки дать системную, целостную оценку, или они зациклены на частностях. Описывают контекст, или их мышление фрагментарно? Что их больше волнует – hard или soft, или и то, и другое? Речь о глобальном, или о локальном?
Затем пробую аккуратные заходы – а себя они включают в систему, которая требует улучшения и развития? Когда я слышу, если грубо выразиться, – «ты ко мне не лезь, иди на производство и помоги там навести порядок» – становится ясно, контекст скорее всего «я – начальник, ты – дурак» и работать не стоит. И совсем другое дело, когда человек хочет искренне и по-настоящему глубоко понять то, чем он занимается. Когда его волнуют суть и смысл его бизнеса, его работы.
6. Образное мышление
Образное мышление – это мышление, в котором используются образы и сила воображения. Это способность создавать и транслировать яркие, отчетливые и детализированные образы будущего, желаемого, идеального состояния. Сильные, успешные, масштабные предприниматели обычно хорошо владеют образным мышлением – они видят цель.
Такие собственники и руководители предприятия хотят иметь будущее, которое они должны сначала придумать. Их привлекает придумывание будущего – разработка Vision, метод форсайт, методика делфи и тому подобные вещи.
Но чтобы это не было пустым фантазированием, маниловщиной, плюсом к этому у них должна быть развита сила намерения и воля. Также необходимы желание выделять, инвестировать имеющиеся ресурсы, и мощная способность привлекать недостающие ресурсы для реализации этого видения.
Они формируют образ в своем сознании и начинают движение в выбранном направлении. Причем, что замечательно, движение в сторону осознанного будущего подкрепляется бессознательными действиями и инстинктами. Как говорится, «наше тело умнее нашей головы». Если голова видит что-то впереди, тело уже само по себе без лишних подсказок и напоминаний несет голову туда, куда нужно или куда не нужно, но очень хочется. И, кроме инстинктов, в работу включается следующий уровень мышления – интуиция.
Когда организация разрабатывает свой Vision, мгновенно включается психологический механизм вытягивания из прошлого, ибо, как гласит восточная мудрость, «не мы движемся к будущему, отталкиваясь от прошлого, а будущее вытаскивает нас из прошлого и притягивает к себе».
Чем дальше мы движемся по шкале, тем реже встречаются в реальности эти уровни мышления. И если пересечься с таким владельцем или ТОПом, то нужно понимать, что им абсолютно не интересно вникать в рисование блок-схем или самостоятельно заниматься project management. Их мышление уже не линейно, а объёмно. Даже со стратегических трансформационных сессий с использованием инструментов мыслительных процессов они скорее всего будут сбегать (и сбегают) – скучно. Они моментально схватывают суть, контекстное мышление у них работает отлично. Но они его не нарабатывали годами, они с ним родились.
Если в результате диагностики организации и разработанного на её основе решения такой владелец или генеральный директор увидит нужный ему смысл-картинку, он вряд ли сам засучит рукава. Обычно они говорят: «Ясно – мне нужны люди, которые способны всё это делать и довести до нужного мне результата». И найдёт, замотивирует, вдохновит, обеспечит ресурсами и возглавит этот поход в светлое будущее.
Но важно отличать истинных визионеров-лидеров от прожектёров-пустобрёхов, с которыми не стоит связываться.
7. Интуитивное мышление
Еще более редко наблюдаемое явление в бизнесе. В забитой проблемами голове интуиция не живёт. Характерные черты – быстрота протекания, отсутствие четко выраженных этапов, малоосознанно.
Не стоит путать с рефлекторно-инстинктивным поведением, которое обычно свойственно действенному и вербальному уровням мышления. Это быстрое принятие решений по принципу «бей – замри – беги», проявление познавательного инстинкта, интереса и прочих продуктов рептильного ума и лимбической (эмоциональной) системы по МакЛину. Что тоже вещь весьма полезная. Но здесь не об этом.
Третья часть триединого мозга по МакЛину – неокортекс является шестым (психическим, интуитивным) органом чувств. Его развитие активизирует так называемое ментальное чувство, которое позволяет ощущать тончайшие вибрации мироздания, мысли других людей – воспринимать все бессознательные процессы, осознавать, а, следовательно, и управлять ими.
Именно в неокортексе заложены безграничные возможности процесса познания и реализации их в жизни. Эта область мозга управляет не только лингвистическими и интеллектуально-логическими, но и телепатическими, экстрасенсорными способностями. Только благодаря развитию неокортекса человек может творчески реализовывать себя и совершить амбициозные прорывы.
На этом уровне мышления люди не занимаются постоянно управленческой, а тем более операционной деятельностью. Они давно освободили себя от рутинного труда. Имеют возможность и обычно любят заниматься рефлексией и медитативными практиками. Понимают, что пустота является источником всего и спокойно могут останавливать свой внутренний диалог, пребывая в гармонии и получая интуитивные подсказки о лучшей траектории своей жизни. Чем более развита интуиция – тем меньше человек парится о будущем, он не строит планов. Он просто живет в моменте здесь и сейчас. И ему всегда предельно ясно, что делать в следующий момент.
Такой человек – мудрец. И учитель, если хочет быть таковым. И если он как-то ещё вовлечён в бизнес, то это совсем не главное в его жизни.
Вот так, если вкратце, я описал для себя шкалу уровней мышления.
Чем больше уровней мышления эволюционно освоено человеком, тем меньше таких людей встречается в общей массе населения. Примерный график распределения, на мой взгляд, выглядит так:
Рис. 1
С чем чаще всего приходится иметь дело? Бывает нужен ликбез на вербальном уровне, семинары, консультации. На логическом уровне пахать и пахать – постановка регулярного менеджмента, управления проектами и переход на процессную модель деятельности и её совершенствование, разработка стратегий и тактик. Абстрактный уровень необходим для оргпроектирования и построения организаций, для координации работы сотрудников (задания им координат в пространстве и времени). Контекстный уровень удаётся задействовать не часто. Это обычно в длительном процессе сотрудничества, консалтингового сопровождения.
Онлайн-курс «Прорывное мышление в менеджменте» (135 часов). Выдается Удостоверение о повышении квалификации установленного образца Школы бизнеса «Управляй будущим».
На работе с воображением не специализируюсь. Просто понимаю, что визионерам нужна команда с развитым мышлением предыдущих уровней и помогаю разобраться, кто и зачем нужен, какими способностями и компетенциями должны обладать и что конкретно уметь и хотеть делать.
В начале статьи я упоминал, что создать этот инструмент меня заставила работа директором по развитию и бизнес-консультантом. Но работать сложно, потому, что часто не с кем внутри организации реализовывать решения и проекты по трансформации и развитию бизнеса.
Нужны люди с определённым уровнем мышления выше второго, особенно третьего-пятого. А их катастрофически не хватает. Не готовит сегодня целенаправленно таких людей система высшего и бизнес-образования. Если мы хотим совершить прорыв в экономике – необходимо образовывать, прокачивать мышление, создавать таких людей, собирать в сообщество. Над чем и работаем сейчас.