На какой вопрос отвечает вопрос чем
Какая часть речи слово «чем»?
«Чем» — это союз или местоимение «что» в форме творительного падежа в зависимости от контекста.
Чтобы понять, какая часть речи слово «чем», выясним его грамматическую форму и синтаксическую роль в определенном высказывании.
«Чем» — это местоимение
Рассмотрим несколько предложений, в которых употребляется интересующее нас слово.
Че́м ты сегодня меня порадуешь?
Че́м мне сегодня заняться на досуге?
В этих вопросительных предложениях используется слово «чем», начальной формой которого является «что».
Понаблюдаем, как оно изменяется по падежам:
Слово «че́м» в форме творительного падежа не обозначает предмет, а только указывает на него. По этим грамматическим признакам можно понять, что эта лексема принадлежит к самостоятельной части речи — местоимению.
Слово «че́м» помогает грамматически оформить простое вопросительное предложение. Значит, это вопросительное местоимение. Оно также может участвовать в качестве союзного слова в сложноподчиненном предложении. И тогда оно принадлежит к относительным местоимениям.
Я не знаю, че́м тебе можно помочь.
Расскажи мне, че́м ты так увлечен в этой игре.
Че́м бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало (Пословица).
Слово «чем» — это союз
Это слово может присоединять оборот или придаточную часть со значением сравнения, сопоставления в сложноподчиненном предложении.
Давай пойдем медленнее, че́м обычно.
Смысл его слов оказался глубже, че́м мы предполагали.
К нему невозможно задать синтаксический вопрос, что свидетельствует о том, что это слово не является членом предложения. Оно используется как связочный аппарат между двумя частями высказывания. Эта синтаксическая функция позволит отнести его к служебной части речи.
Рассматриваемый союз может присоединять член предложения или придаточную часть со значением меньшей предпочтительности чего-либо тому, о чем сообщается в главной части сложноподчиненного предложения.
Лучше признаться, че́м жить с ощущением вины в содеянном.
Лучше узнать достоверную информацию, че́м пользоваться домыслами.
Анализируемое слово также может являться частью сложного союза «че́м…тем», который присоединяет придаточную часть со значением сопоставления чего-либо с тем, о чём говорится в главной части.
Че́м дальше охотники углублялись в тайгу, тем сумрачнее становилось вокруг.
Че́м сложнее задача, тем больше времени потребуется на её решение.
На какие вопросы отвечает существительное?
Существительное как самостоятельная часть речи, обозначающая предмет или лицо, отвечает на вопросы кто? что? В предложении в роли дополнения имя существительное отвечает на вопросы косвенных падежей: кого? чего? кому? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?
Узнаем, на какие вопросы отвечает имя существительное в зависимости от категории одушевлённости, грамматической формы и синтаксической роли в предложении.
Прежде вспомним, какая часть речи является существительным в русской грамматике.
Имя существительное — самостоятельная часть речи
Множество слов русского языка называют конкретные и абстрактные предметы, людей, животных, явления действительности, действие, состояние:
Вопросы к имени существительному
Важной грамматической категорией имени существительного является одушевлённость или неодушевлённость. В зависимости от этой категории к словам этой части речи в форме именительного падежа поставим вопрос кто? или что?
Существительное в этой начальной грамматической форме является подлежащим в предложении.
На каток (кто?) брат пошёл вечером.
Имя существительное может выступать в роли второстепенного члена предложения дополнения.
Тогда оно имеет форму косвенных падежей и отвечает на соответствующие вопросы.
Форма родительного падежа обозначает отсутствие кого-либо или чего-то, часть от целого и пр. Существительное отвечает на вопросы кого? чего?
В форме дательного падежа существительное обозначает объект-адресат и отвечает на вопросы кому? чему?
В форме винительного падежа имя существительное обозначает объект, на который непосредственно направлено действие, и отвечает на вопросы кого? что?
В форме творительного падежа существительное обозначает род занятий человека, предмет как инструмент и отвечает на вопросы кем? чем?
В форме предложного падежа существительное обозначает объект размышлений и отвечает на вопросы о ком? о чём?
Девушка узнала (о чём?) об изменении расписания.
Вопросы к существительному как обстоятельству
Существительное в форме косвенных падежей с предлогами и без них может выступать в роли второстепенного члена предложения обстоятельства. В зависимости от вида обстоятельства имя существительное отвечает на вопросы:
Матвею подарили карандаши и краски (с какой целью?) для рисования.
Вопреки прогнозу установилась ясная погода.
Какая часть речи слово «чего»?
Слово «чего» — это самостоятельная часть речи местоимение. «Чего» — это форма родительного падежа местоимения «что». В зависимости от контекста слово «чего» употребляется как частица и союз.
Чтобы определить, какая часть речи «чего» в русском языке, выясним следующие его признаки:
По указанным грамматическим признакам можно соотнести любые слова русского языка с определенными лексико-грамматическими классами, которые называются частями речи.
Каждая часть речи обладает обобщенным грамматическим значением, например:
«Чего» — это местоимение
Чтобы узнать общее значение слова «чего», воспользуемся предложением.
Корзина была полна игрушек. Чего там только не было!
Из предыдущего предложения становится понятно, что речь идет об игрушках. Чтобы не возникало лексического повтора, обозначение предмета (игрушки) заменяется словом «чего». Такой уникальной способностью замещать названия предметов, признаков и количеств и только указывать на них обладает самостоятельная часть речи — местоимение.
Анализируемое слово замещает слово, обозначающее предмет, и отвечает на вопрос чего? С этой точки зрения оно является местоимением-существительным.
Разряд местоимения «чего»
Лексико-грамматический класс местоимений включает слова, обладающие разным общим значением, в соответствии с которым у местоимений укажем постоянный грамматический признак — разряд по значению:
Определим, к какому семантическому разряду принадлежит рассматриваемое местоимение.
Оно является грамматической формой местоимения «что». Понаблюдаем, как изменяется по падежам это слово:
В зависимости от смысла контекста слово «что» и его грамматическая форма «чего» могут быть вопросительным или относительным местоимением.
Вопросительное местоимение оформляет высказывание, с помощью которого говорящий хочет узнать интересующую его информацию. Относительное местоимение «чего» используется в сложноподчиненном предложении в качестве союзного слова.
В предложении это местоимение выполняет синтаксическую роль дополнения.
Примеры
Никак не пойму, чего ты тут ищешь.
Вы знаете, до чего может довести чрезмерное любопытство?
Слово «чего» — союз
Рассматриваемое слово может быть частью составного подчинительного союза в сложном предложении.
Дети очень любознательны, вследствие чего, немного поиграв с новой игрушкой, тут же разбирают её на части.
Слово «чего» — частица
В определенном контексте это слово может принадлежать к служебной части речи и являться частицей. В речи частица употребляется для подчеркивания и смыслового выделения того слова, рядом с с которым употребляется.
Вы знаете, до чего она любопытна! — Вы знаете, как она любопытна!
Словоформа «до чего» заменяется аналогичной усилительной частицей «как», что доказывает ее частеречную принадлежность.
Памятка по русскому языку на тему «Части речи»
Имя существительное (сущ) – самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто?(одушевленное) что? (неодушевленное).
Конкретные предметы: тигр, дерево
Явления природы: гром, молния
События: мир, праздник
Промежутки времени: сутки, век
Качества человека: доброта, смелость
Названия действий: ходьба, прыжок
Род имени существительного:
Женский (она, моя): осень, сирень
Мужской (он, мой): день, гость
Средний (оно, моё): солнце, пальто
Бывает:
1.Одушевленное (мама, девочка, кошка и т.д) – отвечает на вопрос КТО? 2.Неодушевленное ( стол, окно, ветер и т.д) – отвечает на вопрос ЧТО?
Склонение существительных:
Так же существительные бывают :
Нарицательные: (названия предметов): собака, девочка, город)
Собственные: (имена, фамилии, клички животных, названия рек, озёр, морей, городов): Иван, Петров, Жучка, Волга, Байкал, Краснодар
Имена существительные обладают постоянными и непостоянными морфологическими признаками.
Постоянные и непостоянные грамматические признаки
В предложении существительные являются:
Подлежащим – И.п (подчеркивается одной чертой );
Дополнением (косвенные падежи);
Обстоятельством (косвенные падежи).
Начальная форма существительного (н.ф) – именительный падеж единственного числа (И.п, ед.ч)
Наречие
Наречие – самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий, признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда? когда? где? почему? зачем? (ярко, весело, ярко, поздно и т.д)
В предложении часто является обстоятельством.
Наречие не изменяется, т.е. не склоняется и не спрягается, не имеют окончаний, не изменяются по родам и числам.
И мя прилагательное
Имя прилагательное (прил) — самостоятельная часть речи, обозначающая признак предмета и отвечающая на вопросы «какой?», «какая?», «какое?»,
Некоторые прилагательные могут употребляться в: полной и краткой
формах (широкие дорого – широки дороги)
В предложении прилагательное является:
Дополнением (подчеркивается волнистой линией)
Сказуемым (в краткой форме: чист, свеж) – подчеркивается 2 чертами =.
Имя прилагательное зависит от имени существительного!
Прилагательные изменяются по:
Имя прилагательное ВСЕГДА стоит в том же роде, числе и падеже, что и имя существительное, с которым оно связано по смыслу.
Как определит падеж прилагательного?
1.Найти существительное, к которому оно относится; 2.Определить падеж существительного;
По падежу существительного определить падеж прилагательного.
Местоимение
Местоимение (мест/ м) – самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его.
Личные местоимения – я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.
Начальная форма местоимений (н.ф) – форма единственного числа, именительного падежа (И.п., ед.ч).
В предложении может быть подлежащим.
Личные местоимения изменяются по падежам и отвечают на те же вопросы, что и существительное.
Склонение личных местоимений 1-го и 2-го лица в ед.ч и мн.ч
Предлоги с личными местоимениями пишутся раздельно.
Склонение личных местоимений 3 – го лица в ед.ч и мн.ч
Глагол (гл) – самостоятельная часть речи, которая обозначает действие предмета и его состояние (спать, ждать и т.д) и отвечает на вопрос «что делать?» «что делал?», «что сделает?»
В предложении является сказуемым (подчеркивается =)
Неопределённая форма глагола (н.ф) – неизменяемая форма глагола, отвечает на вопросы: что делать? что сделать? Не указывает ни время, ни число глагола.
Времена глаголов:
Прошедшее время: что делал? что сделал? (что (с)делала? что (с)делало?)
Настоящее время: что делает?
Будущее время: что сделает? что будет делать?
Частица не с глаголами пишется раздельно кроме слов, которые без не не употребляются ( ненавидеть, негодовать, недоумевать, невзлюбить,
Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам в форме настоящего и будущего времени.
Лицо и число глагола можно определить по местоимению и личному
окончанию глагола или только по личному окончанию глагола.
Личные окончания глаголов под ударением пишутся так, как слышатся
Как определить спряжение глагола?
Спряжение глаголов с безударными личными окончаниями определяется по их неопределённой форме.
Спряжение глаголов
Глаголы, оканчивающиеся на –ать,
1.Глаголы, оканчивающиеся на –ить ; 2.Глаголы исключения: 4 глагола на – ать ( гнать, дышать, держать, слышать), и 7 глаголов на –еть ( смотреть, видеть, ненавидеть,
терпеть, обидеть, вертеть, зависеть)
2 способа запомнить гл. искл 2 спр:
Гнать, дышать, держать и слышать, видеть, ненавидеть и обидеть и ещё терпеть, вертеть и зависеть и смотреть)
Гнать, дышать, держать, обидеть, слышать, видеть, ненавидеть и ещё терпеть,
вертеть, и зависеть и смотреть.
Правило написания безударного личного окончания глагола
1.Определить время, лицо, число глагола; 2.Поставить глагол в неопределённую форму;
3.Определить спряжение глагола (проверить не относится ли к исключению)
1.Поставить глагол в неопределённую форму и определить спряжение
Возвратные глаголы – глаголы с суффиксом – ся ( перед ним всегда пишется мягкий знак (ь)). В неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? что сделать?
Правописание –тся и –ться в возвратных глаголах
Если отвечает на вопрос что делать? что сделать? – то пишется -ться
Если отвечает на вопрос что делает?
(что сделает?) что сделают? (что делают?) – то пишется -тся
Глаголы в прошедшем времени изменяются по: числам и родам (в ед.ч)
Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по: лицам и числам (спрягаются)
Падежи в русском языке
без, у, с, от, до, из, около, возле,
Виды второстепенных членов предложения
1.Отвечает на вопросы какой? чей? 2.Обозначает признак предмета 3.Обычно выражается прилагательным
4.Подчеркивается волнистой линией:
Отвечает на вопросы кого? чего? чему? и т.д (т.е. вопросы косвенных падежей)
Может быть выражено существительным, местоимением (в косвенном падеже)
Отвечает на вопросы где? откуда? когда? как?
Обозначает место, способ действия.
Выражается наречием/существительным (в косвенном падеже)
Порядок разбора слова как части речи
Разбор имени существительного
1.Часть речи – вопрос 2.Н.ф (И.п., ед.ч)
3.Собственное/нарицательное; одушевленное/неодушевленное 4.Род, склонение
Роль в предложении.
(Белку – сущ., (кого?)., н.ф- белка, нарицательное, одушевленное, ж.р., 1скл, В.п., ед.ч., вт.чл.
Разбор имени прилагательного
1.Часть речи – вопрос 2.Н.ф (И.п., ед.ч., м.р) 3.Род (в ед.ч), падеж, число 4.Роль в предложении
Душистая (черёмуха) – прил., (какая?), н.ф – душистый., ж.р., И.п., ед.ч., вт.чл.
Часть речи – вопрос
Н.ф (что делать? что сделать?) 3.Спряжение, время
4.Лицо и число (в наст. вр и буд. вр) и род и число (в прош. вр) 5.Роль в предложении.
Летят – гл, (что делают?), н.ф – лететь, 2 спр, наст.вр, 3 л., мн.ч, сказ.
1.Часть речи 2.Н.ф (И.п., ед.ч)
3.Лицо, число, падеж 4.Роль в предложении
Я – мест., н.ф – я, 1 л., ед.ч, И.п, подл.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Памятка предназначена учащимся начальной школы на уроках русского языка и при выполнении домашних заданий.
— совершенствование знаний частей речи;
— различать части речи и уметь приводить примеры;
— формирование навыков обобщения материала;
— воспитание культуры учебной деятельности;
— воспитание любви к речевой культуре.
Номер материала: ДБ-1140128
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам
Время чтения: 1 минута
В России предложили учредить День семейного волонтерства
Время чтения: 2 минуты
Каждый третий российский школьник хотел бы стать разработчиком игр
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
В России планируют создавать пространства для подростков
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
На вопросы КЕМ? ЧЕМ? отвечают ИМЕНА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ и МЕСТОИМЕНИЯ-СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ в формах ТВОРИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА. Начальная форма данных вопросов (а это вопросительные местоимения- существительное) – КТО? ЧТО?
◆ Я восхищён (КЕМ?) жонглёром. Я восхищён (КЕМ?) им.
◆ Он жонглирует (ЧЕМ?) мячиками. Он жонглирует (ЧЕМ?) ими.
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ И МЕСТОИМЕНИЯ – ЭТО ЧАСТИ РЕЧИ, а подчёркиваем мы ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
НА ВОПРОСЫ КОСВЕННЫХ ПАДЕЖЕЙ, в том числе вопросы творительного падежа, отвечает ВТОРОСТЕПЕННЫЙ ЧЛЕН ПРЕДЛОЖЕНИЯ, который называется ДОПОЛНЕНИЕМ. Дополнения подчёркиваются ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ.
Существительные и местоимения-существительные в творительном падеже могут быть и ДОПОЛНЕНИЯМИ, и СКАЗУЕМЫМИ (основной частью составного именного сказуемого – изучается в 8-м классе):
◆ Я восхищён (КЕМ?) жонглёром. Я восхищён (КЕМ?) им. (Жонглёром, им – дополнения, как члены предложения они отвечают на вопрос КЕМ?). Подчёркиваем ПУНКТИРНОЙ ЛИНИЕЙ.
◆ Василий Петрович был жонглёром. Василий Петрович был им. (Был жонглёром, был им – составные именные сказуемые, как члены предложения они отвечают на вопрос ЧТО ГОВОРИТСЯ О ВАСИЛИИ ПЕТРОВИЧЕ?). Сказуемое как член предложения подчёркивается ДВУМЯ ЧЕРТАМИ.
НЕ ПУТАЙТЕ ЧАСТИ РЕЧИ и члены предложения. Вопросы к одному и тому же слову как к части речи и как к члену предложения далеко не всегда совпадают.