На кого что распространяются реторсии

Взаимность и реторсия

В отношениях между государствами необходимо стремиться к установлению деловых отношений и связей в области экономики, культуры, торговли и др. Наше государство всегда стремилось и стремится за установление таких связей, в том случае если другие государства хотят сотрудничать с Россией. Подобные связи начинают свое развитие с равноправия, которое находит свое выражение во взаимном признании государствами законов, которые действуют на их территории.

В международном частном праве принцип взаимности понимается в широком и узком смыслах. В широком смысле данный принцип представляет собой предоставление лицу в иностранном государстве таких же прав, которые ему бы предоставило собственное государство. Например, русский гражданин поехал отдыхать на автомобиле в другую страну, в России он имел право собственности на данный автомобиль, следовательно, в иностранном государстве он так же будет иметь право собственности на этот автомобиль. В более узком смысле под взаимностью понимается предоставление определенного режима, а именно национального режима или режима наибольшего благоприятствования.

Конечно же в законодательствах разных государств имеются существенные различия, что приводит к затруднению использования взаимности, но, вводя оговорку о взаимности в международный договор, государства преследуют цель обеспечить правами граждан и организации за границей.

Условно существуют два вида взаимности: материальная и формальная.

Материальная взаимность означает, что иностранным физическим и юридическим лицам предоставляются те же права, которые иностранное государство предоставляет отечественным физическим и юридическим лицам.

Под формальной взаимностью понимается предоставление иностранным физическим и юридическим лицам тех прав, которыми пользуются отечественные граждане и юридические лица.

Поскольку государства не всегда бывают дружелюбными, то с принципом взаимности граничит реторсия.

Под реторсией понимаются правомерные принудительные действия государства, совершаемые в ответ на недружественный акт другого государства, поставившего в дискриминационные условия физических и юридических лиц первого государства.

В соответствии со ст. 1194 Гражданского кодекса РФ Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Также данное правило закреплено и в Гражданском процессуальном кодексе РФ. Так, в соответствии с п. 4 ст. 398 Правительством РФ могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций.

Источник

Статья 1194 ГК РФ. Реторсии

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Комментарии к ст. 1194 ГК РФ

В комментируемой статье говорится о реторсии, которую можно определить как ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Таким образом, Правительство РФ вправе принимать акты, ограничивающие права иностранных физических и юридических лиц, если такого рода ограничения носят ответный характер.

Из комментируемой статьи следует, что реторсии в области гражданско-правовых отношений:

2) являются ответными действиями на ограничения имущественных и личных неимущественных прав, дискриминирующие российских субъектов права, и, следовательно, не могут носить упреждающий, превентивный характер.

О реторсии также говорится в некоторых российских федеральных законах. Так, российское законодательство допускает возможность принятия ответных мер в области внешнеторговой деятельности согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ). В ст. 40 «Ответные меры» этого Закона предусмотрено, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство, во-первых, не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; во-вторых, принимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; в-третьих, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; в-четвертых, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Источник

Процессуальная реторсия в России – понятие и перспективы

На кого что распространяются реторсии. Смотреть фото На кого что распространяются реторсии. Смотреть картинку На кого что распространяются реторсии. Картинка про На кого что распространяются реторсии. Фото На кого что распространяются реторсии

Профессор В. А. Василенко относит к санкциям все виды правомерного принуждения, осуществляемого как государствами, так и международными организациями: репрессалии; самооборону; коллективные невооруженные и вооруженные принудительные меры, осуществляемые международными организациями; в том числе и реторсии.

По моему мнению, реторсии не следует относить к санкциям. Реторсии следует относить скорее к виду контрмер.

Смысловые различия

• Санкции – коллективные принудительные меры экономического, политического, дипломатического характера, применяемые с использованием институционального механизма международных организаций к правонарушителю в целях побуждения его к выполнению своих международных обязательств.

• Контрмеры – это меры невоенного характера, совершаемые одним государством в ответ на действия другого государства, которые осуществляющее контрмеры государство считает неправомерными.

В международно-правовой доктрине санкции нередко отождествляют с формами ответственности. В наиболее развернутом виде такая позиция нашла отражение в исследованиях В. И. Менжинского, Г. И. Тункина, Ю. М. Колосова.

В последнее время в научной среде на первый план выходит теория о самостоятельности института санкций. Как отмечает профессор И. И. Лукашук, «принуждение, будь то контрмеры или санкции, является самостоятельным институтом, который связан с ответственностью, но ему присущи другие характеристики».

Реторсии – ответное ограничение, устанавливаемое государственным органом исполнительной власти в отношении процессуальных, имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения процессуальных, имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Суть реторсии

Цель реторсии – не наказать иностранных лиц конкретного государства, а побудить соответствующее иностранное государство отменить дискриминационные положения в отношении российских лиц.

Признаки реторсии: 1) антидискриминационный характер – реторсия может быть применена в отношении конкретных государств, где установлены специальные ограничения прав только российских граждан, а не всех иностранцев (т. е. носящие дискриминационный характер); 2) адекватность – соразмерность ограничениям, введенным иностранным государством; 3) срочность – акт о реторсии принимается на определенный срок; 4) введение и отмена реторсии является компетенцией Правительства РФ; 5) безопасность для «третьих лиц».

Среди общепризнанных принципов, на которых в том числе основана реторсная практика, можно назвать следующие:

– принцип суверенного равенства государств (п. 1 ст. 2 Устава ООН);

– принцип невмешательства одного государства во внутренние дела другого (п. 7 ст. 2 Устава ООН);

– принцип взаимности (закрепляется в двусторонних договорах и регулируется международными обычаями);

– принцип гарантии и необходимости защиты прав граждан и др.

Одним из основных требований, предъявляемых в современном международном праве к реторсиям, является их безопасность для «третьих лиц». Речь идет о недопущении негативных последствий для мирного населения иностранного государства, в отношении которого используется реторсное право.

На иностранных лиц нельзя возлагать обязанности доказывания отсутствия в их странах какой-либо судебной дискриминации российских тяжущихся.

Законодательное закрепление процессуальной реторсии

• ГК РФ ст. 1194. Реторсии: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц».

• п. 4 ст. 254 АПК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц тех иностранных государств, в которых введены ограничения в отношении российских организаций и граждан».

• п.4 ст. 398 ГПК РФ: «Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются такие же ограничения процессуальных прав российских граждан и организаций».

• п. 3 ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

• п. 3 ст. 62 Конституции РФ: «Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

Вопрос к аудитории о возможном противоречии Конституции положений ГПК и АПК

Ст. 1102 ГК Республики Беларусь: допускает установление реторсий Правительством Республики Беларусь только как ответные меры в отношении прав граждан и организаций тех государств, в которых имеются специальные ограничения прав граждан и организаций Республики Беларусь.

• В Законе Украины о международном частном праве, Законе Грузии о международном частном праве, Кодексе Бельгии о международном частном праве, Законе Венесуэлы о международном частном праве, законе Италии «Реформа итальянской системы международного частного права», Законе Южной Кореи о коллизиях законов, Федеральном кодексе Швейцарии о международном частном праве положения о реторсиях отсутствуют.

• Ст. 187 ГПК КНР: «. если суды иностранного государства налагают ограничения на процессуальные права граждан, предприятий и юридических лиц Китайской Народной Республики, народные суды будут соблюдать принцип взаимности в отношении ограничения прав граждан, предприятий и организаций такой страны». Стоит обратить внимание на разницу в процессуальном законодательстве разных государств относительно понимания процессуальной реторсии.

На практике реторсии применяются очень редко. (Современная практика применения реторсии отсутствует.) В отечественной литературе в качестве примера ссылались на постановление СНК СССР от 26.11.1937 г. «Об имуществе иностранцев, не проживающих на территории Союза ССР», принятое в ответ на действия ряда государств, дискриминировавшие советских граждан в праве на недвижимое имущество, находящееся на территории этих государств.

Приводились примеры из прошлого (Декрет 1873 г. о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны, русско-германская «таможенная война» 1887–1894 годов) и более близкого времени (современные «винные», «текстильные» и тому подобные «войны»). Можно сослаться и на постановление Правительства РФ от 14.07.2001 г. № 532 «О введении специальных пошлин на отдельные товары, происходящие из Венгерской Республики». Впоследствии, с прекращением Венгерской Республикой мер, нарушающих интересы российских предприятий, указанное постановление было признано утратившим силу, как и Декрет 1873 года о конфискации во Франции имущества испанских подданных в ответ на аналогичную меру испанской стороны.

В связи с принятием федерального закона от 28.12.2012 г. № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» вопрос о международном усыновлении нуждается в дополнительном рассмотрении. Закон от 28.12.2012 г., как следует из его названия и содержания, по сути носит характер ответных мер. Применительно к международному усыновлению запрет на усыновление распространяется только на граждан США. Норма ст. 4 названного закона рассматривается как ответ на отдельные нарушения в США прав усыновленных российских детей, в частности на дело, связанное с гибелью усыновленного мальчика из России Димы Яковлева.

Как видно, положение ст. 4 закона от 28.12.2012 г., вводящее запрет на усыновление российских детей гражданами США, хотя и носит по существу характер ответных мер, не может считаться принятым в рамках реторсий, предусмотренных ст. 1194 ГК РФ, прежде всего потому, что упомянутый акт принят не Правительством РФ. Норма закона от 28.12.2012 г. о запрете усыновления тоже могла бы быть оценена как одно из допускаемых Конституцией изъятий из принципа национального режима, предоставляемого в России иностранцам, если бы эта норма относилась к гражданам любого иностранного государства.

Источник

Статья 1194 ГК РФ. Реторсии (действующая редакция)

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Комментарий к ст. 1194 ГК РФ

В комментируемой статье говорится о реторсии, которую можно определить как ответные ограничения имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц. Таким образом, Правительство РФ вправе принимать акты, ограничивающие права иностранных физических и юридических лиц, если такого рода ограничения носят ответный характер.

Из комментируемой статьи следует, что реторсии в области гражданско-правовых отношений:

2) являются ответными действиями на ограничения имущественных и личных неимущественных прав, дискриминирующие российских субъектов права, и, следовательно, не могут носить упреждающий, превентивный характер.

О реторсии также говорится в некоторых российских федеральных законах. Так, российское законодательство допускает возможность принятия ответных мер в области внешнеторговой деятельности согласно Федеральному закону от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. от 28 июля 2012 г. N 137-ФЗ). В ст. 40 «Ответные меры» этого Закона предусмотрено, что Правительство РФ может вводить меры ограничения внешней торговли товарами, услугами и интеллектуальной собственностью (ответные меры) в случае, если иностранное государство, во-первых, не выполняет принятые им по международным договорам обязательства в отношении Российской Федерации; во-вторых, принимает меры, которые нарушают экономические интересы Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований или российских лиц либо политические интересы Российской Федерации, в том числе меры, которые необоснованно закрывают российским лицам доступ на рынок иностранного государства или иным образом необоснованно дискриминируют российских лиц; в-третьих, не предоставляет российским лицам адекватную и эффективную защиту их законных интересов в этом государстве, например защиту от антиконкурентной деятельности других лиц; в-четвертых, не предпринимает разумных действий для борьбы с противоправной деятельностью физических или юридических лиц этого государства на территории Российской Федерации. До введения ответных мер Правительство РФ может принять решение о проведении переговоров с соответствующим иностранным государством.

Источник

Статья 1194 ГК РФ. Реторсии

Новая редакция Ст. 1194 ГК РФ

Правительством Российской Федерации могут быть установлены ответные ограничения (реторсии) в отношении имущественных и личных неимущественных прав граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения имущественных и личных неимущественных прав российских граждан и юридических лиц.

Комментарий к Ст. 1194 ГК РФ

Возможность введения ответных ограничений непосредственно связана с реализацией в области МЧП принципа взаимности. Это объясняется тем, что хотя требование взаимности не установлено в отношении применения иностранного права, принцип взаимности применяется в отдельных определенных законом случаях определения гражданско-правового положения иностранных физических или юридических лиц.

Другой комментарий к Ст. 1194 Гражданского кодекса Российской Федерации

1. Под реторсией понимаются правомерные действия одного государства, принимаемые им в ответ на дискриминационные ограничения, установленные другим государством в отношении физических или юридических лиц первого государства. Прежде соответствующее положение содержалось в ст. 162 Основ гражданского законодательства. В этой статье предусматривалось, что «Правительством СССР могут быть установлены ответные ограничения правоспособности в отношении граждан и юридических лиц тех государств, в которых имеются специальные ограничения гражданской правоспособности советских граждан и юридических лиц».

Правило о реторсии было включено в часть третью Модельного ГК для стран СНГ, затем воспроизведено в гражданских кодексах Армении (ст. 1261), Белоруссии (ст. 1102), Казахстана (ст. 1093), Киргизии (ст. 1176), Узбекистана (ст. 1167). Аналогичное правило имеется в Законе о международном частном праве Азербайджана от 06.06.2000. Положения о возможности принятия реторсии имеются и в законодательстве некоторых других государств (Чехии, Словакии, КНР, Монголии).

Возможность установления ответных ограничений предусмотрена рядом других законодательных актов. Российское законодательство предусматривает возможность принятия ответных мер в области внешнеторговой деятельности. Согласно Федеральному закону от 08.12.2003 N 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» в случае принятия иностранным государством мер, нарушающих экономические либо политические интересы Российской Федерации, а также экономические интересы субъектов РФ, муниципальных образований или российских лиц, Правительство РФ вправе вводить ответные меры в соответствии с общепризнанными нормами международного права и в пределах, необходимых для эффективной защиты экономических интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований и российских лиц. Федеральный закон от 14.04.98 N 63-ФЗ «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами» (в ред. от 24.07.2002) определяет основания принятия таких мер, порядок их введения и применения. По действующему законодательству ответные ограничения могут быть установлены Правительством РФ в отношении иностранных лиц тех государств, в судах которых допускаются специальные ограничения процессуальных прав организаций и граждан Российской Федерации (п. 4 ст. 254 АПК, п. 4 ст. 398 ГПК). В отношении дипломатических представительств иностранных государств установлено, что они подлежат юрисдикции российского суда по гражданским делам лишь в пределах, определяемых общепризнанными принципами и нормами международного права или международными договорами РФ (п. 3 ст. 401 ГПК).
———————————
СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.

СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1798; 2002. N 30. Ст. 3027.

3. Возможность введения ответных ограничений непосредственно связана с реализацией в области МЧП принципа взаимности. Это объясняется тем, что, хотя требование взаимности не установлено в отношении применения иностранного права (см. коммент. к ст. 1189), принцип взаимности применяется в отдельных определенных законом случаях определения гражданско-правового положения иностранных физических или юридических лиц. Согласно Конституции иностранные граждане пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором. Таким образом им предоставляется так называемый национальный режим. По общему правилу в отношении имущественных и личных неимущественных прав требование взаимности не установлено. Оно предусмотрено лишь в некоторых федеральных законах, в частности в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности.

Однако несмотря на то, что предоставление национального режима не обусловлено требованием взаимности, путем применения реторсии может быть достигнут тот же результат, а именно обеспечено недопущение дискриминации в отношении прав и интересов отечественных граждан и организаций за рубежом. В этих особых случаях путем применения реторсии законодатель преследует цель восстановления действия взаимности и недопущения ущемления прав российских граждан и организаций в соответствующем государстве.

Ответные ограничения могут быть использованы в случае нарушения законных прав и интересов соотечественников, проживающих за рубежом. Согласно Постановлению Правительства РФ от 31.08.94 N 1064 «О мерах по поддержке соотечественников за рубежом» возможно принятие в необходимых случаях соответствующих мер, допускаемых современным международным правом и используемых в мировой практике по отношению к тем государствам, в которых грубо нарушаются права соотечественников, в частности отмена льгот физическим и юридическим лицам.
———————————
СЗ РФ. 1994. N 21. Ст. 2383.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *