На велосипеде врезался в машину что делать
Царапают машины и уезжают: чем грозит ДТП с велосипедом
В дептрансе назвали велосипед «крайне популярным» транспортом у москвичей, несмотря на пандемию и дождливое лето. Растет и число ДТП с велосипедистами, которые зачастую сами создают аварийные ситуации. Что делать, если двухколесный виновник аварии скрылся с места аварии, разбирались «Известия».
Создают опасные ситуации
Аварии с велосипедистами происходят повсеместно. Недавно на Сахалине местный житель решил привлечь к ремонту машины велобайкера, который повредил его машину. По словам пострадавшего, молодой человек на трюковом велосипеде BMX буквально прыгнул на проезжую часть с тротуара прямо под колеса.
После столкновения велосипедист заявил о том, что машину просто не заметил, а затем, не дожидаясь приезда инспектора ГИБДД, укатил.
«Велосипедисты часто покидают место ДТП. Даже если им причинен вред здоровью. Очень много велосипедистов сейчас катается в качестве развозчиков еды. Большинство из них находятся в России нелегально. Они довольно часто царапают машины и уезжают. Кроме того, нередко велосипедисты выезжают на дорогу и создают опасные ситуации, в результате которых автомобилисты вынуждены останавливаться друг в друга, чтобы спасти нерадивого велосипедиста. А сам виновник аварии уезжает», — рассказал юрист Алексей Гудас.
«Дело просто закроют»
Правила дорожного движения разводят понятия «водитель» и «велосипедист». В судебной практике, по словам юристов, эти понятия также не тождественны. Велосипедист не является водителем, а его двухколесный транспорт не подлежит регистрации. Поэтому велосипедиста невозможно привлечь за оставление места ДТП, рассказал ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала. Разве что личность велосипедиста будет установлена компетентными органами и его движению на велосипеде будет дана правовая оценка.
Орест Мацала отметил, что есть другая статья — 12.29, в которой прописана ответственность пешехода, пассажира и иного участника дорожного движения, в том числе — велосипедиста. Например, он не уступил кому-то дорогу или же не спешился перед пешеходным переходом. За это штрафуют на 800 рублей.
Если же велобайкер создал помехи для движения других транспортных средств, то его оштрафуют на 1000 рублей по статье 12.30.
По словам Ореста Мацалы, без установленной личности виновника такое дело развалится через два месяца.
«В течение месяца будет проведено расследование, затем его продлят до двух, и из-за невозможности установить личность дело просто закроют. Есть сроки давности для привлечения к административной ответственности. В этом случае гражданин будет вынужден восстанавливать автомобиль за своей счет. Если, конечно, у него нет полиса каско», — отметил ведущий юрист Европейской юридической службы.
Ищите камеры
Юрист Алексей Гудас рекомендует заручиться показаниями свидетелей и снять окружающую местность на камеру, чтобы потом посмотреть, есть ли на местности какие-то камеры наблюдения, записи с которых можно было использовать в суде, — если велосипедист обратится в правоохранительные органы из-за причиненного вреда здоровью. Так можно будет доказать, что велосипедист сам уехал с места аварии.
«Если же автомобиль пострадал — царапины, сколы, трещины, необходимо вызвать сотрудника ГИБДД, чтобы зафиксировать повреждения. К слову, можно попросить у едущих рядом машин записи с их видеорегистраторов», — советует Гудас.
Если виноват водитель
Если же в аварии с велосипедистом будет виновен водитель, то самое меньшее, что ему грозит, — штраф в 500 рублей за нарушение правил маневрирования.
Если при наезде был причинен легкий или средний вред здоровью велосипедиста, то водителю может грозить штраф от 2500 до 5000 рублей либо лишение прав от одного до полутора лет. В случае вреда средней тяжести штраф может составить от 10 000 до 25 000 рублей, а лишение прав на срок от полутора до двух лет.
Если же был причинен тяжкий вред здоровью, виновнику грозит и вовсе уголовная ответственность: ограничение свободы на срок до трех лет или же принудительные работы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
«По ОСАГО велосипедист имеет право получить компенсацию за причиненный вред здоровью и велосипеду. А к самому виновнику велосипедист имеет право предъявить компенсацию за моральный вред. Если пострадает только велосипед, о моральном вреде говорить не приходится», — рассказал Орест Мацала.
СИМ повелели
Год назад Министерство транспорта предложило вынести электросамокаты, сегвеи и моноколеса в отдельную группу — средства индивидуальной мобильности. Для их владельцев пропишут ряд обязанностей и указаний, а также введут административную ответственность за нарушения ПДД.
Пока что управляющие такими транспортными средствами приравниваются к обычным пешеходам. Однако именно для пешеходов аппараты на электрической тяге и представляют наибольшую опасность, так как частенько передвигаются по пешеходным зонам на больших скоростях.
Если предложение будет одобрено властями, 14-летние владельцы СИМ смогут перемещаться только по велодорожкам, велополосе и проезжей части. Вместе с пешеходами владельцам мобильных устройств можно ехать только при отсутствии вышеперечисленных участков для велосипедистов и то со скоростью не выше 20 км/ч.
Гроза автомобилей и пешеходов
Правила езды на велосипеде также стоит продумать более тщательно, считает заместитель руководителя Центра организации дорожного движения (ЦОДД) Александр Евсин.
«Есть очень различные сценарии применения велосипедов. Одни велосипедисты ездят по автомобильным дорогам, другие только по велодорожкам и паркам. Это совершенно различные модели поведения. Причем при движении по автомобильной дороге велосипедист рискует в основном собой, поскольку в случае столкновения с автомобилем понесет более серьезный ущерб, а при езде, например, по паркам сам становится источником опасности для пешеходов. Особую опасность представляют столкновения с детьми. Это необходимо решать на уровне формулирования правильного и общественного неопасного поведения и поддержания порядка» — отметил Евсин.
По его словам, также важно вести постоянную работу по правильному проектированию городского пространства, как в части автомобильных дорог, так и других мест, где люди ездят на велосипеде.
«Чем более продумана среда, тем меньше возникает конфликтных ситуаций и проблем», — отметил Евсин.
Научат ездить безопасно
Велосипедист Павел Низкин считает, что необходима пропаганда соблюдения ПДД, такая же, как при смене шин к зиме и пристегивании ремня безопасности.
«Вот моему сыну три года, с 2,5 лет мы начали ездить на самокате и велосипеде. Мы подъезжаем к дороге, он уже знает, что нужно спешиться, дать мне руку и тогда перейти. Я его приучил», — рассказал Низкин.
Необходимость пропаганды понимают и столичные власти. В дептрансе заявили, что разрабатывают рекомендации по безопасному передвижению на велосипеде для курьеров.
Ребёнок въехал в автомобиль: это ДТП? Кто виноват, кто и как оплачивает ущерб?
ДТП с ребёнком-велосипедистом
Дети-велосипедисты по ПДД – это уже не пешеходы, но ещё не полноценные совершеннолетние водители транспортных средств. И потому в ДТП с участием ребёнка на велосипеде есть определённые тонкости. В статье мы рассмотрим все такие нюансы в обзорах ситуаций по происшествиям на дороге и во дворах. Также выясним, в каких случаях ущерб покрывает ОСАГО, что делать в первую очередь в таких ДТП, кто будет виноват по мнению приехавших сотрудников ГИБДД и по судебной практике, как и с кого взыскивать ущерб в различных случаях и как учитываются такие аварии.
Ребёнок на велосипеде столкнулся с автомобилем – это ДТП или нет?
По определению дорожно-транспортного происшествия для определения этого термина должно быть выполнено несколько условий:
Таким образом, если машина в момент удара тоже двигалась, то здесь всё просто – при наличии даже мало-мальского ущерба или вреда здоровью (в том числе гибели людей) это ДТП. Но как быть, если машина в момент столкновения стояла во дворе на стоянке, к примеру?
Здесь следует определить, является ли транспортным средством детский велосипед. И в данном случае тоже всё достаточно просто. ПДД не разделяют возраст человека для вождения двухколёсными (пункт 1.2 Правил). То есть даже если речь идёт о ребёнке хоть 2 лет, но который находится на устройстве, приводимое в действие мускульной силой, то это тоже транспортное средство, а ребёнок в этом случае – велосипедист. Причём, обратите внимание, что по определению в ПДД беговел тоже является велосипедом.
В то же время получаем, что дорожным происшествием по Правилам не являются события при следующих условиях:
Что делать в первую очередь?
Таким образом, так как практически во всех случаях, когда дети на велосипедах врезаются в автомобили, то это ДТП, то нужно выполнить обязанности, предписанные пунктами 2.5-2.6.1 ПДД. А это как минимум:
Обратите внимание, ничего вам не запрещает как гражданину и участнику ДТП разговаривать, опрашивать ребёнка. Разумеется, в том числе на предмет вреда здоровью.
Первым делом следует найти или вызвать его родителей на место происшествия. В зависимости от возраста детей именно его родители (а также опекуны или попечители) как представляют его, так и несут за него ответственность. Об этом мы ещё поговорим подробнее немного ниже.
Вызывать ли скорую помощь?
Конечно же, всё зависит от конкретной ситуации. Но главное здесь – не недооценить её. В судебной практике 2021 года немало случаев, когда пренебрежение вызовом Скорой было расценено как осложнение последствий для вреда здоровью детей.
Объясним подробнее. Речь здесь не только и не столько о реальных последствиях, а во многом о нежелании родителей компенсировать ущерб автомобилю в случае виновности ребёнка-велосипедиста. Те иногда используют все возможности, чтобы либо избежать таким образом ответственности, переложив многое на водителя машины, либо просто попытаться отомстить автолюбителю.
То есть не вовремя оказанная медицинская помощь ребёнку является по сути ответственным бездействием водителя, которое осложняет последствия его виновности в ДТП с участием детей на велосипеде либо даже без наличия вины усугубляет последствия (речь об источнике повышенной опасности – об этом подробно поговорим ниже).
Водитель, честно полагая, что никаких последствий в лёгком столкновении велосипеда и автомобиля не может быть, просто договаривается о возмещении ущерба родителями либо им самим ребёнку – в зависимости от того, кто, по их решению или ГИБДД оказывается виновным в ДТП. Но потом родители решают обратиться в травмпункт или другое лечебное учреждение, где ребёнку ставят определённый диагноз. И затем в судебных разбирательствах судья может указать на то, что несвоевременная медицинская помощь из-за пренебрежения вызовом скорой водителем машины усугубила последствия для вреда здоровью ребёнка.
И расписки, взятые с родителей, в данном случае вряд ли помогут. Ведь отсутствие вреда здоровью никак не доказать на месте. А симптомы травмы могут проявиться и позднее.
Поэтому здесь как раз та ситуация, когда лучше перебдеть, чем недобдеть. Но без «паранойи», конечно же!
Можно ли разъехаться, если нет претензий?
Тоже крайне нежелательно. Вообще, ПДД в пункте 2.6.1 есть возможность не звонить в ГАИ вообще. Но для этого должны быть выполнены условия из закона Об ОСАГО о составлении европротокола (как ни странно, да, но закон есть закон). Одно из таких условий – наличие полисов ОСАГО у обоих участников ДТП. У велосипедиста такой страховки не может быть, поэтому вызов полиции обязателен. Здесь та же ситуация, когда расписка не поможет от основного наказания – возможности лишения прав за оставление места ДТП.
Причём, согласно той же судебной практики 2021 года, лишить права управления могут не только водителя, но и велосипедиста (например, если ему уже есть 16 лет и права категории M или подкатегории A1).
Даже при отсутствии претензий нельзя разъезжаться очень желательно вызвать ГИБДД и зафиксировать событие дорожного происшествия. Так как неимение претензий не спасёт от лишения водительских прав. И первоначальное отсутствие материального ущерба и вреда здоровью может в их появление позже. Например, когда родители ребёнка обнаружат даже малейшую царапину на ребёнке или на велосипеде.
Однако, иная ситуация в том случае, если автомобиль был припаркован. В таком случае самого события покидания места ДТП не может быть в принципе. В момент столкновения в авто не было водителя (даже если кто-то находился внутри припаркованной машины, но не воздействовал на органы управления). Поэтому и обязанности выполнить пункты 2.5-2.6.1 у такого человека не возникло.
Кто виноват в ДТП с детьми-велосипедистами в 2021 году?
В определении виновности и причинителя вреда в современном законодательстве работает принцип причинно-следственной связи.
Таким образом, на вину в ДТП влияют два фактора:
Например, если водитель был в момент столкновения пьяным, но его в даже едущую машину врезался ребёнок велосипедом, то нетрезвое состояние автолюбителя не находится в такой причинно-следственной связи с ДТП. Да, водителя накажут лишением прав, но виновным в конкретном событии будет признан ребёнок.
Поэтому виноват будет тот, кто нарушил ПДД и чьё нарушение привело непосредственно к аварии.
Есть ещё одна тонкость. Как правило, когда ребёнок въезжает в машину на велосипеде или наоборот, речь идёт о пересечении траекторий (причём, во времени и пространстве). В таком случае часто один из участников дорожного движения обязан был уступить дорогу.
И вот в этом случае тоже есть важная в нашей теме ДТП с участием детей на велосипедах тонкость. Дело в том, что обязанность уступить дорогу у вас возникает только тем транспортным средствам, которые имеют преимущество перед вами на дороге. Если точнее, то не просто преимущество, а преимущественное право на движение. Но, если нет права на движение в намеченном направлении, то и преимущества не может быть. Так указал Верховный суд – пункт 14 Постановления Пленума ВС РФ №20 от 25.06.2019 г.
И это один из самых важных факторов при определении виновности в ДТП, поэтому для ответа на главный вопрос определим, где именно дети-велосипедисты имеют право на движение.
ПДД для детей на двухколёсных
Вообще, правила езды на двухколёсных для детей подразделяются в зависимости от возраста:
Ещё одна важная тонкость. Столкновения детей на велосипедах и автомобилей часто происходят во дворах, жилых зонах. Многим автолюбителям известно, что пешеходы имеют преимущество на таких территориях. Однако, это не относится ни к каким велосипедистам – даже к детям до 7 лет и старше. Раздел 17 ПДД упоминает исключительно пешеходов, а ребёнок на велосипеде в любом возрасте формально является водителем транспортного средства. Потому преимущественное право проезда во дворах на него не распространяется.
То есть в довольно стандартной ситуации, когда водитель на автомобиле движется по проезжей части дороги двора, и сталкивается с ребёнком на двухколёсном, то виновность должна лечь на последнего. Причём, не только когда ребёнок врезался велосипедом в стоящую машину, но и когда столкнулся с движущейся.
Теперь рассмотрим, где должны двигаться велосипедисты в зависимости от возраста.
Ребёнок старше 14 лет
Тут в дело вступает раздел 24 ПДД. И его пункты обязывают передвигаться велосипедистам по определённым участкам дорог при их наличии. А, если их нет, то по другим. И вот в таком порядке приоритета расположены эти участки:
Таким образом, если, к примеру, нет велодорожки или невозможно по ней ехать (по объективным причинам, а не просто, например, плохое покрытие для передвижения по ней), то можно ехать по правому краю проезжей части. То есть при наличии проезжей части на данном участке дороги и возможности ехать по ней, у велосипедиста нет права двигаться по обочине и, тем более, по тротуару.
Возраст – от 7 до 14 лет
А вот здесь уже проще – дети-велосипедисты в указанном возрастном диапазоне обязаны ездить только по:
ПДД для детей младше 7 лет
Ещё более ограничены малолетние велосипедисты. Им можно передвигаться:
Таким образом, детям в возрасте до 14 лет вообще запрещено выезжать на проезжую часть дорог. При отсутствии права на движение ребёнка у него не образуется и преимущественного права, как мы указали выше. Однако, никогда не следует забывать, что для водителя есть ещё пункт 10.1 ПДД (про неверно выбранную скорость, не соответствующую дорожной обстановке). Нарушение этого по сути универсального пункта очень часто вменяют автолюбителям в судебной практике.
Если ребёнок врезался велосипедом в стоящую машину?
В данной ситуации ДТП последствия зависят от двух вариантов:
В первом случае практически всегда вина ляжет на велосипедиста. Потому как, если в авто не было водителя, то и нарушения не могло быть. Как мы выяснили выше, не зависит при этом, возраст ребёнка. Причём, владелец автомобиля в момент столкновения с велосипедом не являлся водителем, и потому не является и участником ДТП. Отсюда следует, что и оставления места происшествия в данном случае как события правонарушения быть не может – прав лишать некого.
Однако, фактически привлечь вас к ответственности могут в том случае, если вы вышли к машине и уехали с места происшествия, зная при этом, что автомобиль повреждён – то есть попал в ДТП. Хотя, это незаконно, так как именно в момент взаимодействия велосипеда с авто вы водителем не являлись. Следовательно, обязанности по выполнению пунктов 2.5-2.6.1 у вас не возникало.
Если же автомобиль остановился в рамках так называемой «технической остановки», то это не является таковой в рамках 12 раздела Правил дорожного движения. Следовательно, машина участвовала в процессе дорожного движения. И потому такие дела должны рассматриваться на общих основаниях – виновной стороной должны признать того, чьё нарушение стало причиной ДТП. Если у обоих участников выявились такие нарушения, то вина будет обоюдной.
А если авто стояло с нарушением ПДД?
Это не имеет никакого значения, если речь идёт о парковке на остановку или стоянку. Выше мы упоминали, что виновность в ДТП определяется таким нарушением, которое находится в причинно-следственной связи со столкновением. Нарушение правил стоянки/остановки почти никогда не находится в такой связи.
Аргумент «если бы автомобиль здесь не стоял, то и ребёнок бы в него не въехал» также не должен быть признан объективным. Судьи обычно ставят вопрос следующим образом: «А что, если бы вместо машины на том месте стоял другой ребёнок? Если ребёнок на велосипеде не увидел машину, то и иное препятствие бы не усмотрел«.
Если ребёнок ударил движущийся автомобиль?
Как мы уже упомянули выше, такие дела должны рассматриваться на общих основаниях – чьё нарушение Правил привело к ДТП, тот и виноват в нём.
Но здесь ещё раз напомним, о недопустимости, согласно ПДД, нахождения детей в возрасте до 14 лет на проезжей части дороги. То есть при отсутствии у водителя признаков нарушения пункта 10.1 (не превышено ограничение скорости, и последняя, кроме того, выбрана с учётом погодных условий и дорожной обстановки), то виновность в любом случае в такой ситуации должна лечь на велосипедиста.
Другое дело, если ребёнок на велосипеде, к примеру, уже некоторое время находился на проезжей части дороги, и будет установлено в рамках экспертизы, что у водителя была возможность предотвратить ДТП, если бы тот выбрал меньшую скорость движения. Либо если водитель проживает в этом дворе и должен был знать, что здесь часто выбегают на дорогу дети.
Кроме того, не в пользу автолюбителей сыграет наличие дорожного знака 1.23 «Осторожно, дети!».
Таким образом, каждое ДТП рассматривается индивидуально с учётом конкретных обстоятельств. Однако, даже самое очевидное происшествие с виновником – ребёнком на велосипеде, который врезался в авто, на первый взгляд, может повернуться против водителя. Проблема в том, что в судебной практике при авариях с участием автомобиля и детей есть негласная презумпция виновности владельца источника повышенной опасности. Так, судьи могут зацепиться за любой довод в пользу невиновности детей: вменяют водителю нарушение пункта 10.1 ПДД, при тяжких последствиях для здоровья или при гибели детей даже оценивают тормозную систему автомобиля. Даже малейшая степень вины водителя машины может повлечь уголовную ответственность.
Покроет ли ОСАГО повреждения в 2021 году?
Всё зависит от того, кого признают виновником такой аварии. Но главный принцип здесь один – объект страхования автогражданской ответственности – виновность в ДТП, а не собственное имущество автолюбителей.
Из этого следует, что ОСАГО покрывает обязанность по выплате ущерба потерпевшим и/или пострадавшим в ДТП за застрахованного водителя. То есть, если вы попали в аварию, где вас признали виновником, то по ОСАГО вместо вас ущерб компенсирует страховая компания с лимитом 400 000 рублей при вреде имуществу или 500 тысяч при вреде здоровью или гибели людей.
Здесь тоже есть важная тонкость – ОСАГО не покрывает моральный вред. Если он заявлен, то возмещать придётся из собственного кармана.
Следовательно, если вина полностью легла на ребёнка, который врезался в автомобиль, то возмещение ущерба должно производиться его родителями (или им самим).
Кто и как взыскивает ущерб от ДТП с детьми на велосипеде?
Итак, выше мы рассмотрели, что виновен в аварии должен быть признан тот, кто нарушил и совершил её. Однако, с взысканием причинённого вреда не всё так просто. Его могут взыскать и без наличия вашей вины.
Но сначала рассмотрим нюансы главного участника такого ДТП – ребёнка.
Назначат ли ребёнку штраф? Кто его платит?
В большинстве случаев нет. Дети являются несовершеннолетними лицами, и их ответственность не наступает по закону почти никогда.
Но всё зависит от вида ответственности, которая может отличаться в зависимости от тяжести последствий происшествия.
Обратите ещё внимание для справки на то, что любые процессуальные действия с несовершеннолетними детьми должны проводиться в присутствии их родителей (или опекунов/попечителей). Сюда включаются опрос, допрос, составление протокола и другие.
Если виноват водитель автомобиля?
Теперь более предметно рассмотрим порядок возмещения ущерба. И начнём с самого простого – при виновности водителя автомобиля тот компенсирует ущерб пострадавшему велосипеду и здоровью ребёнка. Здесь всё элементарно.
При наличии на машину действующего полиса ОСАГО данное возмещение перекладывается под ответственность страховой компании (кроме морального вреда).
Вот пример уголовного дела о сбитых детях-велосипедистах во вдоре.
Если виновником признали ребёнка на велосипеде?
А вот здесь для водителя автомобиля плохие новости. Дело в том, что автомобиль – это источник повышенной опасности. И владение им накладывает определённую ответственность даже при отсутствии виновности. Мы упоминали об этом выше. И этому посвящена статья 1079 Гражданского кодекса РФ.
Однако, это работает только в отношении компенсации вреда здоровью или жизни, но не имуществу. То есть, даже если ребёнок сам врезался в припаркованный автомобиль, и автовладелец ни в чём не виноват, то последний всё равно обязан будет возместить вред здоровью ребёнка, в том числе моральный.
Чтобы было понятнее, рассмотрим несколько примеров.
Как учитываются такие ДТП для расчёта стоимости ОСАГО?
К сожалению, и здесь для автовладельцев у нас плохие новости. При любой степени вины и даже при её отсутствии безаварийная скидка может уменьшиться. Достаточно только обращения по полису ОСАГО водителя за выплатой.
А последнее может быть, как мы уже выяснили выше, даже если водитель полностью невиновен, так как автомобиль по отношению к любому велосипеду – это источник повышенной опасности. То есть если родители ребёнка обращаются за возмещением ущерба вреда здоровью/жизни/имущества ребёнка даже при отсутствии вины водителя, то у последнего всё равно возрастёт коэффициент бонус-малус, и стоимость страховки в следующем страховом периоде увеличится.