Набережная обводного канала 20 что за объект

С ОКРАИНЫ — В САМЫЙ ЦЕНТР

Не самый старый, зато самый длинный из ныне существующих каналов Петербурга (если не считать Морской) был прорыт в некотором отдалении от тогдашней границы города во второй половине XVIII века. Тогда эта водная артерия проходила от реки Екатерингофки до Лиговского канала (ныне Лиговский проспект). Копали канал целых 11 лет, причем с внешней стороны еще насыпали вал для защиты города.

Строительство восточной части канала, от Лиговки до Невы, началось в 1804 году и продолжалось шесть лет. Тогда канал на некоторое время переименовали в Загородный, так как он стал, по сути южной границей Санкт-Петербурга. С тех пор город значительно разросся, и Обводный оказался практически в центре. А после завершения строительства развязки с проспектом Обуховской обороны он выполняет важную инфраструктурную функцию — транспортного обхода центра города.

За время своего строительства и существования Обводный канал оброс историей, из которой мы выбрали для вас интересные факты.

Строительство Обводного канала было сложным и требовало серьезных инженерных работ. В частности, при пересечении с Лиговским каналом пришлось соорудить, как сейчас бы сказали, развязку: акведук, по которому Обводный канал тек под Лиговским, не смешиваясь с ним.

Более простые «перекрестки» раньше встречались на канале куда чаще: в него впадали несколько ныне засыпанных речек и каналов. Например, Введенский канал — параллельно линии Витебской железной дороги — был окончательно утрачен в начале 70-х годов XX века.

А там, где сейчас странной косой чертой в прямолинейной планировке промышленных кварталов проходит улица Циолковского, до первой половины XX века раньше впадала в Обводный канал речка со странным названием Таракановка. Сейчас она тоже течет по городу — но только от Бумажного канала до Екатерингофки, а раньше была куда длиннее. Часть реки засыпали в 1906 году.

Обводный канал создавался как судоходный, для разгрузки основной водной трассы города — Невы (почему его и назвали Обводным — идущим в обвод, обход). Ожидалось также, что канал защитит город от наводнений, но этого не вышло, а вот транспортную функцию он выполнял прекрасно.

По нему к выраставшим на берегах промышленным предприятиям подвозили материалы и топливо, доставляли на склады и к потребителю готовую продукцию и туда же, увы, сливали отходы производства и канализационные стоки.

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Это превратило одну из самых длинных рукотворных артерий города в зловонную клоаку, о которой сложено было немало присказок. Горожане непочтительно обзывали канал «Канавой» или, чтобы отличать от Екатерининского канала, «Новою Канавой». Очень скоро Обводный канал в речи петербуржцев стал вообще «Обвонным». Еще в конце 20-х годов прошлого века в газетах перепечатывали анекдот:

— Как бы мне добраться до Обводного канала?
— А вы идите сейчас все прямо, а как запах вовсе нестерпимым станет — тут-то он и будет.

Тяжелый труд на тогдашних заводах нашел отражение в присказке «Батюшко Питер бока наши вытер, братцы заводы унесли годы, а матушка канава и совсем доконала».

В XX веке канал почистили, облагородили и теперь запах от его воды такой же, как и от других городских рек.

Через южную границу города, хочешь не хочешь, а пришлось провести железные дороги. Разумеется, и мосты для поездов надо было сооружать. И так получилось, что первый в России железнодорожный мост был построен как раз через Обводный, на линии Царскосельской железной дороги — первой железной дороги общественного пользования в России и шестой такой в мире (1836 год). Существующая сейчас группа мостов — уже третья, они были построены в ходе реконструкции путей в начале XX века и по своей конструкции оказались настолько прогрессивными, что далеко опередили свое время. Еще они, конечно, очень красивые — век модерна сказался даже на технических сооружениях.

Интересно, что на первой железной дороге помимо двух основных путей был обустроен «Императорский путь», по которому ходил специальный поезд для царской фамилии между Петербургом и Царским Селом. Станции и мосты для безопасности на этом пути были отдельными.

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Такой вот интересный топонимический казус: мостов два (и больше), а официальное название — в единственном числе. Впрочем, никто не говорит сейчас «Американский мост». Только «Американские мосты».

Через 30 лет мост системы Гау был заново перестроен — таким же, но в металле. А что, хорошая конструкция получилась, устойчивая, зачем же менять? Рядом потихоньку начали возникать дополнительные мосты: 2-й Американский, Американский Б, Американский Е, Американский А. Последний был построен перед самой революцией и напоминал по внешнему виду Царскосельский железнодорожный мост.

Затем примерно лет 90 мосты стойко выдерживали все возрастающий груз поездов, а вот на набережной под ними то и дело застревали грузовики, превышавшие подмостные габариты. В 2006 году Американские мосты поставили на реконструкцию, которая растянулась на целых шесть лет. С ними за эти годы вот что вышло: мост Б убрали, вместо него возвели мост Г. И все мосты стали буквенными: А, Е, Б, Г и В. «Номерных» Американских больше нет.
Реконструкция затронула не только сами железнодорожные переправы, но и набережную под ними: теперь там ни одна фура не застрянет.

Но с первого раза проект реализовать в полной мере не получилось: «Мостострой №6», начавший работы в 2013 году по первому этапу и в 2014г. по второму этапу, в процессе строительства обанкротился. В 2017 году новым подрядчиком на проекте стала СК «Орион плюс», выигравшая госзаказ на 1,5 млрд рублей и приступившая к работам.

В этом же году удалось открыть рабочее движение от Глухоозерского шоссе до проспекта Обуховской обороны с проездом по мосту через протоку «Французского ковша» и эстакаде через Обводный канал, но до завершения проекта в полной мере было далеко.

В мае 2018 года, было запущено полноценное движение по северной набережной от проспекта Обуховской Обороны до улицы Кременчугская. А с 1 июля 2019 года открыто движение по проезду, обеспечивающему выезд на проспект Обуховской Обороны с южной набережной Обводного канала в сторону Володарского моста. В этом году дорожники продолжали заниматься переустройством инженерных сетей, наружным освещением, установкой защитного ограждения.

В 2019 году СК «Орион плюс» полностью завершил первый этап проекта. Были введены в эксплуатацию шестиполосная дорога протяженностью 1,4 км, путепровод через Обводный канал и проспект Обуховской обороны, а также съезды на проспект, стенки набережной и подпорная стена вдоль путепровода.

На Обводном канале расположены две станции метро, два действующих вокзала (Балтийский и автобусный), два железнодорожных вокзала (нынешний Балтийский и бывший Варшавский), два комплекса железнодорожных мостов.

Церковь на канале сейчас одна, если не учитывать выходящий на набережную боком Крестовоздвиженский казачий собор, одну из самых старых церквей Петербурга (первая церковь возникла здесь задолго до канала — в 1710-х годах).

А раньше было два крупных храма, выходящих на канал главным фасадом. Один из них снесли в 1934 году — церковь во имя св. Мирония лейб-гвардии Егерского полка или Мироновскую. Ее построили на участке под современным номером 99 по набережной Обводного канала по проекту архитектора Константина Тона. Он известен тем, что строил много церквей (Храм Христа Спасителя в Москве его работа) и вокзалов, в том числе Московский в Петербурге и Ленинградский в Москве. Кстати, самый первый вокзал Царскосельской железной дороги строил тоже Тон.

А еще у него, что называется, в портфолио были почти типовые полковые храмы: Конного полка на Благовещенской площади, Гренадерского полка на Аптекарском острове, Семеновского полка на Введенском канале. Ну и лейб-гвардии Егерского полка — на канале Обводном. Храм этот почти сразу стал считаться образцом русско-византийского стиля, а его принадлежность Егерскому полку была подчеркнута тем, что на стенах висели полковые знамена и золоченые бронзовые доски с именами павших офицеров, начиная с Багратиона. В 1915 году в подвале создали склеп для павших в Первую мировую войну офицеров.

После революции историческое здание не спасли: в 1930 году Мироновскую церковь закрыли и стали хранить в ней овощи, а через 4 года взорвали. Так с тех пор это свято место и пусто. Иногда тут что-то копают и находят фрагменты утраченного здания, но восстанавливать его пока не планируют.

Источник

Обводный канал
в Санкт-Петербурге

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Обводный канал (Загородный канал) является самым большим в Санкт-Петербурге. Его длина составляет более 8 км, средняя ширина — 20 м. Глубина канала небольшая — в среднем около 2 м. Он берет начало в Неве возле Александро-Невской лавры, а заканчивается у входа в реку Екатерингофка.

Вид на Обводный канал с Каретного моста на Яндекс. Панораме

История Обводного канала

Первый канал был прорыт в 1770-х годах по проекту инженера Л. Л. Карбонье между Лиговским каналом и рекой Екатерингофкой. В начале XIX века приступили к прокладке восточной части Обводного канала. Работы продолжались вплоть до 1834 года. На тот момент канал стал южной границей города.

В 1840 году появилась необходимость расширить Обводный канал в восточной части, чтобы обеспечить возможность нахождения в этом месте нескольких судов.

Во второй половине XIX века канал стал местом строительства промышленных предприятий. Он использовался и как источник воды, и как место слива сточных вод с местных фабрик. Также на берегу канала появились Варшавский и Балтийский вокзалы. К началу XX века на берегах искусственного водоема работало множество предприятий и строились жилые кварталы для рабочих. В те годы это место имело дурную славу, здесь часто происходили драки, грабежи и убийства.

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Легенда

Набережная Обводного канала

На набережной канала имеется много зданий бывших и действующих фабрик и заводов. Они располагаются в исторических постройках XIX — XX века, многие из которых представляют архитектурную ценность. Начинается канал с Александро-Невской лавры, построенной еще в годы правления Петра I.

В начале набережной по нечетной стороне располагаются Хлебные амбары, которые ранее сдавались в аренду торговцам хлеба. Поначалу их было больше, но после Великой Отечественной войны некоторые из них были снесены. На сегодня осталось только пять амбаров.

Дом № 74 представляет собой огромный кирпичный цилиндр, рядом с которым находятся еще три таких же сооружения поменьше. Когда-то здесь хранился запас газа для уличных фонарей. Сейчас в доме находится креативное пространство Люмьер-холл. В одном из меньших газгольдеров работает бар «Башни» с живой музыкой. В другом подобном сооружении в 2016 году открылся Планетарий № 1.

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Интересным зданием в архитектурном плане является типография Ивана Федорова, расположенная на набережной Обводного канала в доме 91. Также привлекает внимание церковь Воскресения Христова, построенная в начале XX века.

На перекрестке Лиговского проспекта и набережной находится Крестовоздвиженский собор, который является одним из старейших в Петербурге. Последняя его реконструкция прошла в 1850-х годах.

Некоторые брошенные заводы набережной обрели «новую жизнь» в виде галерей или мастерских. Так, например, в пустующем старинном здании открылась мастерская-галерея «Ткачи». Теперь это место очень популярно в молодежной среде Санкт-Петербурга. Здесь проходят различные мастер-классы, концерты и другие мероприятия.

В бывшем здании Варшавского вокзала сейчас находится торгово-развлекательный центр «Варшавский экспресс».

На набережной есть красивые зеленые зоны, например, Днепропетровский сквер или Балтийский сад, который разбит рядом с одноименным вокзалом.

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Также на набережной Обводного канала расположено множество социальных объектов, например, автовокзал, несколько психиатрических больниц, школы, духовная академия, институты.

Мосты Обводного канала

Канал пересекается 15-ю автомобильными, двумя железнодорожными и 6-ю пешеходными мостами. Большая часть из них выглядит просто и аскетично. Самым известным мостом Обводного канала является Боровский. Он получил дурную славу, так как именно с него в канал прыгают самоубийцы. В определенные годы возле него дежурили полицейские, которые не подпускали людей к краю моста.

Архитектурной ценностью является Ново-Петергофский мост, который включен в список памятников культуры. Его чугунные перила были сделаны по проекту Бенуа.

Обводный канал пересекают пять Американских мостов. Их строили в 1840-х годах вместе с железной дорогой Москва-Петербург. Каждый Американский мост имеет свою литеру или номер.

Первый Ново-Каменный мост возводился, чтобы пропускать воду из Лиговского канала в Обводный.

Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть фото Набережная обводного канала 20 что за объект. Смотреть картинку Набережная обводного канала 20 что за объект. Картинка про Набережная обводного канала 20 что за объект. Фото Набережная обводного канала 20 что за объект

Как добраться

До Обводного канала можно доехать разными видами транспорта. В центральной части водоема имеется станция метро (схема) «Обводный канал» (фиолетовая линия). Также рядом проезжают автобусы № 3, 6, 54, 65, 67, 70, 71 и 76. По набережной Обводного канала движется трамвай № 41.

Удобнее всего добраться на такси. Заказать его можно через приложения «Яндекс. Такси», «Такси 777», Uber, Gett. По телефону машину заказывают в кампаниях «Уютное такси», «ТаксовичкоФ», «Семерочка».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *