Начальник абьюзер что делать
Неадекватные люди: конфликты и абьюз на работе
⏱ Время прочтения — 8 минут
Исследование показало, что жесткое отношение на работе, к сожалению, нередкий случай:
При этом 11% сталкивались с абьюзом только со стороны коллег, 44% — только со стороны начальства, и 13% — и со стороны коллег, и со стороны начальства.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Анализ по отраслям показал, что исключением стали лишь госслужба, НКО и начало карьеры: там процент тех, кто не испытывал на себе абьюз на работе, выше тех, кого это коснулось. Правда, разница не велика — всего 2−3%.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Тройкой «лидеров» среди проявлений жесткого отношения стали обесценивание труда, пренебрежение и высокомерие, разговоры на повышенных тонах, хамство и грубость:
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Решать конфликтные ситуации большинство опрошенных предпочитало самостоятельно, но значительный процент респондентов не находили выхода из ситуации и просто увольнялись.
Опрос проводился с 22 по 27 октября 2020 г. среди 6463 соискателей (в т. ч. 3116 работающих и 3070 неработающих, но имевших работу в прошлом).
Рабочие конфликты и абьюз со стороны коллег и руководителя — эмоционально заряженные, непростые ситуации, на которые сложно реагировать с «холодной головой». Мы попросили Анастасию Желудкову, психолога, автора проекта prosto_psy, прокомментировать типичные проблемные сценарии и дать рекомендации, как выходить из них без ущерба для себя и карьеры. И по возможности больше с ними не сталкиваться.
Ситуация: конфликт с начальником
Алена живет в небольшом городе и работает бухгалтером в известной и стабильной компании. Но примерно полгода назад главный бухгалтер, в команде которого работала Алена, ушла. На ее место пришел новый человек — со своими правилами и подходами к процессам. Алена жалуется, что нередко получает распоряжения устно или по телефону, а когда задача сделана, вдруг узнает, что руководитель имела в виду совсем другое.
«Если руководитель в деловой коммуникации выбирает неэкологичную манипуляцию — переходы на личность, импульсивные выпады, — это говорит о его слаборазвитых эмоциональном интеллекте и гибких навыках. Для сотрудников в подчинении такая ситуация будет некомфортной, так как руководитель будет регулярно пользоваться своим вышестоящим положением и не сдерживать свои проявления. Это в конечном итоге может привести не только к ухудшению атмосферы в коллективе — пострадает самооценка и эффективность работы подчиненных, — но и к выгоранию сотрудников из-за постоянного эмоционального напряжения и стресса, или даже к публичным конфликтам и скандальным увольнениям.
Что я бы порекомендовала Алене: развивать собственный эмоциональный интеллект, учиться работать с манипуляцией и выстраивать профессиональные границы, выходя из-под влияния “неадекватного стиля управления”. Попробовать вывести отношения с руководителем в четкую деловую коммуникацию. В случае неудачи всё же лучше сменить компанию».
Ситуация: недружелюбный коллектив
Светлана недавно вышла из декрета и узнала, что отдел, в котором она работала, сильно поменялся. Кто-то ушел сам, кого-то «ушли». Но она вернулась с мыслями о том, что надо работать, подстраиваться. И сначала все шло неплохо.
«Данная ситуация похожа на скрытую конкурентную борьбу между коллегами с теневым лидером. В женских коллективах это распространенная история. Но для подтверждения данной гипотезы нужно деликатно выяснить информацию у коллег и руководителя. И в случае, если она подтвердится, идти в открытый диалог с коллегой при начальнице.
Я бы рекомендовала Светлане поработать над самооценкой, здоровым эго, навыками открытой конфронтации и конкуренции. Учиться видеть пассивную агрессию в коммуникации и уметь на нее реагировать, экологично конфликтовать и защищать свой профессиональный имидж.
Неразрешенная подобная ситуация может ударить по самооценке Светланы, обесцениваю своих профессиональных навыков, ухудшению отношений с коллегами и уходу по собственному вынужденному желанию».
Ситуация: под давлением клиента
Сергей около года вел проект. За это время со стороны заказчика поменялся руководитель этого проекта. Пришел человек с опытом работы на госслужбе с явной целью — выслужиться и зарекомендовать себя. В общении с Сергеем стал вести себя сразу надменно, «по-барски», не давал спокойно работать. Наступил момент, когда нужно было подписать акт выполненных работ на несколько миллионов рублей. Представитель клиента заявил: «Вы еще два месяца на меня поработаете, а потом я вам акты подпишу». Хотя все работы в рамках проекта выполнены, у проектной команды завершены командировки — никаких объективных причин не подписывать документы не было.
Сергей в растерянности: ругаться и конфликтовать не хочется, но без этого, кажется, ситуацию не решить. А еще страшно потерять клиента, ведь с этой компанией они работают уже не первый год.
«Сергей хорошо проследил психологические аспекты и мотивацию в поведении клиента, который за счет своего положения пытается повысить значимость, используя манипуляцию и давление для демонстрации власти. Но в данном случае эмоциональный конфликт только обострит ситуацию и клиент усилит напор, чтобы указать, “кто тут главный”.
Рекомендовала бы Сергею поработать над уверенностью и саморегуляцией в переговорах, учиться выключать эмоции, не давая втянуть себя в манипуляции. Вести открытый дипломатический хладнокровный диалог с клиентом. С обоснованием и подкреплением всех изначальных договоренностей, фактов и привлечением всей команды клиента».
Как разрешать конфликты на работе
👉 И последняя рекомендация: если на работе складывается непростая ситуация и все ваши попытки ее решить рушатся, подумайте, кого вы можете привлечь в качестве посредника.
«Одна из моих клиенток, — рассказывает Анастасия Желудкова, психолог, автор проекта prosto_psy, — несколько месяцев страдала от нападок нового руководителя. Тот увидел в ней конкурента и прилагал все усилия, чтобы “выдавить” из компании. Она общалась с ним подчеркнуто вежливо. По десять раз проверяла отчеты, прежде чем их отправить. Предлагала идеи, помощь, но получала лишь саркастические замечания. Просто уйти она не могла — и из финансовых соображений (у нее внушительная ипотека), и из-за привязанности к компании. В какой-то момент она поделилась своими неприятностями с руководителем соседнего департамента — они много работали вместе, и по каким-то вопросам он даже стал ее ментором. И тот неожиданно предложил ей перейти к нему. Весь вопрос с организацией перевода он взял на себя».
Кнутом и кнутом: психологический абьюз на работе
Полина Жукова
Единичные срывы возможны у каждого: важность проекта, кризис или давление со стороны вышестоящего руководства могут вызвать неуместную реакцию. Однако если подобное поведение — уже система, то перед вами абьюзер, а вы и ваши коллеги подвергаетесь психологическому насилию.
Собрали несколько анонимных историй о моральном давлении со стороны руководства, о взращивании в сотруднике комплекса вины и нарушении этики равноценными коллегами, об откровенной травле со стороны руководства и личной мести. И заодно подкрепили советами психологов для людей, оказавшихся в подобных ситуациях.
История 1. Правильное место работы
Герой: девушка, 30 лет, Москва, работала в логистической компании
Я пришла на работу мечты моего отца: красивый офис, работа с немецкими партнерами, хороший оклад — именно так он описывал мне то, к чему нужно стремиться. Поэтому, когда мне поступило предложение от работодателя, я хотя и сомневалась, но все же приняла его, чтобы оправдать ожидания семьи.
Первые месяцы мой руководитель вел себя эксцентрично, но в рамках дозволенного. В офисе нормой были долгие совещания, часто наедине: он рассказывал истории из жизни и обижался, если кто-то напоминал, что нужно возвращаться к работе. Но коллектив был маленьким, и постепенно границы начали размываться: в ход пошло все, от шуток за обедом и восхваления моих достоинств до рассказа о моем плохом образовании и утверждений, что мой расчет по проекту разоряет компанию. На работу нельзя было опаздывать, но задерживали нас регулярно, причем ради все тех же бесполезных разговоров. Экраны мониторов записывались, а по контексту мы поняли, что нас еще и прослушивают: начальник приходил на работу к обеду и был в курсе всего, что прозвучало в его отсутствие.
Когда этот человек узнал, что я выхожу замуж, случился скандал: он опасался, что я уйду в декрет. Уже тогда я понимала, что границы нарушены полностью, но за несколько лет подобного отношения моя самооценка снизилась. Мои показатели упали до нуля, я саботировала дедлайны, а плакать дома вечерами стало нормой.
Я была уверена, что никуда не смогу устроиться и здесь меня терпят, так как привыкли
Как-то раз один из проектов был на грани срыва, мы подводили партнеров, нам выставили штраф. Начальник позвонил мне и стал кричать о том, что он сделает с нашей коллегой из другого агентства за ее упрямство. Там было все: призыв к насилию, унижение женщины, мат, угрозы жизни. Я положила трубку и пошла писать заявление об увольнении.
Важно, что меня очень поддержала вся моя семья. Я не работала год, приобрела другую профессию и теперь реализую себя в любимой сфере. На текущей работе у меня постоянный страх, что меня обманывают, я не сближаюсь с коллективом, а с руководством максимально формальна. Мне кажется, что ту историю я не пережила до сих пор.
Елена Григорьева, психотерапевт, создатель сайта stop-abuse:
Важно различать нарушение трудового законодательства или закона и абьюз. Следить за людьми — незаконно, но полученные сведения агрессор может использовать для психологического давления на жертву. Самым ярким примером психологического абьюза в этой истории является, на мой взгляд, «раскачивание» жертвы: неадекватное поведение изменило восприятие нормального и ненормального. В итоге девушка оставалась под руководством человека довольно долго, принимая и абьюз, и откровенное нарушение прав.
История 2. «Вы не можете меня подвести»
Герой: девушка, 31 год, Москва, работала директором по маркетингу
Пожалуй, каждый из нас может вспомнить моменты психологического насилия от начальника. Они в нашей голове очень традиционны: кричит, оскорбляет или звонит в четыре утра. У меня, особенно в начале карьеры, были разные начальники, и в четыре утра мне тоже звонили. Но уже много лет я находилась в противоположной ситуации — когда я привожу ее в пример, то часто слышу в ответ: «Чем ты возмущаешься? Это же здорово!»
Мой руководитель (СЕО) в каждой своей коммуникации (в том числе и в каждом сообщении) возлагал на меня большие надежды. Именно так, каждое сообщение заканчивалось фразами «Это очень важно для меня», «Я возлагаю надежды на вас», «Вы не можете меня подвести», а когда что-то шло не так, следовала эмоциональная реакция: «Я очень разочарован, не подведите меня».
И вот когда ты 24/7 находишься в режиме «не подведите меня», уровень реального давления ощущается значительно сильнее, чем когда тебе звонят раз в месяц в четыре утра. Ты уже не можешь вечером спокойно почитать книгу или на выходных посмотреть сериал. Ты физически ощущаешь — «подвожу».
Работаешь беспрерывно, а когда не работаешь, мучаешься угрызениями совести
В коллективе главным комплексом стала неловкость сотрудника за то, что все работают в выходные, а он нет. На первых этапах я была объективно эффективна, но такая манера общения привела к ощущению, что что-то идет не так. Не было ни сил для работы, ни мотивации. Я осознала проблему в полной мере, только когда закончила работать в проекте.
Манипуляция — скрытый психологический прием, с помощью которого можно заставить человека выполнить нужные действия вопреки его воле и интересам.
Любая манипуляция всегда нацелена на три базовых мотиватора человека: инстинкты, систему убеждений и жизненный опыт. Объекту манипуляции могут польстить, напугать, вызвать в нем чувства жалости и зависти, чтобы к побудить. Если в системе убеждений человека есть честолюбие и развитое чувство ответственности, манипулятор будет давить именно на них.
История 3. Бей своих!
Герой: девушка, 24 года, Москва, работала менеджером по работе с клиентами
Я всегда отличалась бойкостью и не давала руководству себя в обиду; если что-то не нравилось — уходила. Но вот на этом месте работы врасплох меня застало то, что руководство оказалось отличным, а вот коллега — психологическим абьюзером. Несмотря на то что мы были в равнозначных позициях, она позиционировала себя как мой руководитель. Позже я узнала, что из-за нее из компании ушли восемь человек.
Она постоянно меняла задачи и требования, «переобувалась в воздухе», позволяла себе оскорбления и переход на личности, доводила людей до панических атак, писала ночью и в рабочее время в угрожающей манере. Нормой было перекинуть свои задачи на меня и потом открещиваться от ответственности — и это была общая манера поведения, я не была единственной, с кем она себя так вела.
Мои попытки дать отпор вызывали истерику и упреки
Однажды всего этого мне хватило с лихвой и я уволилась, после чего нашла новое место работы с прекрасным коллективом, но с невысоким окладом — но мне это было не так важно, на новую работу я шла для восстановления душевного равновесия и сил.
Две основные причины агрессии со стороны коллег — это компенсация личных комплексов и агрессия для устранения конкуренции.
В отличие от агрессии со стороны руководителя, с справиться легче: нужно регулярно напоминать ему о том, что указания и комментарии по работе вы можете получать только от руководителя.
История 4. «Мы были так близки, что решили вместе работать»
Герой: девушка, 26 лет, Москва, работала продюсером
Я работала со своим близким другом, который на эту работу меня и пригласил. Технически он был моим руководителем, но так как это был телевизионный проект, границы были обозначены не так четко, как в корпорациях. Мы были близкими друзьями, но затем случилась ссора, после которой отношение ко мне на работе радикально изменилось.
Коллега мог опоздать на встречу на три часа и в ответ на мое замечание криком («Ты тут никто!») поставить меня на место. Он мог унизить перед коллективом, переложить свою вину на меня, а затем, наоборот, внезапно вести себя со мной очень корректно и хорошо. То есть эмоциональные качели тоже были.
Я была единственной, с кем он так обращался, и я пыталась дать отпор
Сначала — через главного продюсера проекта, потом предупреждала напрямую, что если такое поведение продолжится, я уйду. В такие моменты коллега резко менялся и становился добрым, понимающим, другом, но к утру все могло вернуться обратно к абьюзу. Ситуация длилась почти полгода, в момент я впала в депрессивное состояние и не выходила из дома месяц.
Финальным аккордом стало его предложение понизить меня, урезав оклад, хотя оснований для этого не было. В тот момент я просто встала и ушла навсегда. Да, на следующий день мы с ним встретились, даже проговорили много часов: он извинялся, объяснял, что произошло, обещал пойти к психотерапевту, но меня это уже не касалось.
После ухода я почти год нигде не работала на постоянной основе: чувствовала себя ужасно, самооценка была уничтожена. Мне казалось, что я не просто плохой сотрудник, но и плохой человек, ведь с хорошими людьми такого не происходит, с ними так не обращаются. Я думала, что заслужила это. Когда я вновь пришла на постоянную работу, я очень остро среагировала на коллектив. Более того, мне до сих пор кажется, что я так и не интегрировалась в него до конца, потому что я боюсь, что если начну с близко общаться, то попаду в подобную ситуацию снова.
Для того чтобы избежать стирания границ между дружбой и работой, сперва нужно научиться эти границы устанавливать. Вы можете быть друзьями или врагами вне работы, но при попадании в рабочую обстановку должна меняться сама манера поведения: держите определенную дистанцию, удерживайте себя от дружеских и личных тем, определите зоны: работа — для работы, а вот столовая, бар или прогулка по улице — для личного общения.
История 5. Когда казалось, что все нормально
Герой: девушка, 29 лет, Смоленск, работает учителем в школе
Я поняла только сейчас, что подвергаюсь психологическому абьюзу. Изучив вопрос, я осознала, что вот уже много лет работаю под руководством агрессора, а главное — воспринимаю такое поведение как норму. Стоит отметить, что я работаю в провинции, в нашем городе плохая обстановка на рынке труда, поэтому, если раньше у меня и возникало желание уволиться, я всегда боялась, что не смогу найти на замену работу по профессии.
В школе я работаю уже семь лет. С самого начала мои занятия регулярно посещала руководитель, после чего она разбирала каждое замечание при всем коллективе, нередко — при моих учениках. Затем мне добавили ставку, но до сих пор не оплачивают ее, а когда стало известно, что у меня есть образование экономиста, меня заставили заниматься закупками (с минимальной доплатой). Во всех сложных ситуациях с учениками виновата всегда я, никто даже не пытается разобраться в деталях. Регулярный крик и сетование на то, что теперь вузы не выпускают хороших учителей, — норма.
Первые годы я часто плакала даже на работе, теперь привыкла
Мне нужно осознать, что делать дальше, так как, признаюсь, я все еще не уверена, что подобное не повторится со мной и в будущем. При этом мне очень сложно оценить качество своей работы: коллеги подбадривают, сама я стараюсь быть хорошим педагогом, развиваюсь, езжу за свой счет на курсы, но начальство с первого дня внушает, что все плохо. Мне очень нравится работать с детьми, и я не хотела бы уходить даже из этой школы, ведь за эти годы было и много хорошего.
Елена Григорьева, психотерапевт, создатель сайта stop-abuse:
Здесь мы видим типичный случай состояния дереализации (приглушения восприятия). Героиня сразу из института попала в такую трудовую среду, и ее ориентиры сбиты: ей кажется, что это нормальные условия труда. По тому, что она перестала реагировать на агрессию слезами, можно увидеть выученную беспомощность. Меня волнует, что жертва говорит о нежелании сменить место работы. В таких случаях поможет только внешнее влияние со стороны психолога.
Если вы столкнулись с абьюзом на работе
Держите дистанцию
Перед тем как проявить агрессию, абьюзеры часто сближаются с жертвой, поэтому важно сохранять правильную дистанцию: не переходить на «ты», не раскрывать на работе подробности личной жизни. В разговоре ставить себя отдельно от проекта: «Я обещаю сделать…», «Я не смог…» — неправильно; «Мы/команда планируем сделать…», «В данной ситуации не получилось…» — правильно.
Помните о самоидентификации
Сохраняйте спокойствие и оставайтесь хладнокровными
Выход из себя не только увеличивает вероятность открытой конфронтации, но также ставит вас в более уязвимое положение. Помните, что абьюзер подпитывается вашим дискомфортом и страданиями. Момент, когда он видит, что способен спровоцировать вас и вывести из себя, мотивирует его продолжать и усиливать давление. Самое безопасное — уйти, подышать воздухом, вдохнуть и выдохнуть, пока вы не успокоитесь. Затем возвращайтесь и ведите себя так, будто провокации не было.
Поговорите с обидчиком рационально и прямо, не теряя зрительного контакта
Если вы сможете вести беседу на глазах других сотрудников — еще лучше. Попросите обидчика прекратить неподобающее поведение и дайте понять, что вы не терпите подобного обращения. Удивительно, но абьюзеры редко получают отпор — и на этом строится их агрессия. Даже если агрессор будет утверждать, что все в порядке и вы неверно его поняли, два или три публичных отпора заметно охладят его пыл.
Не стесняйтесь указывать на ошибочность атак абьюзера
Чаще всего словесные оскорбления относятся к личным качествам или оценке вашего профессионализма. Если затрагивается ваша личная жизнь, прямо укажите, что вы на работе и не намерены обсуждать личное. Если речь идет о профессионализме, то слова агрессора можно парировать следующими фразами: «Это неверно», «Это несправедливая оценка», «Вы говорите о конкретной ситуации? Давайте обсудим детально». Смелость ответить на атаку — это также отличный способ установить границы и показать обидчику (и другим сотрудникам), что вы серьезно относитесь к разделению вашей личной и профессиональной жизни.
Несносный босс. Как распознать в начальнике абьюзера
Слово «абьюзер» в последние годы плотно вошло в обиход. Однако принято считать, что речь обычно идет о семейных отношениях. Но нездоровая коммуникация может родиться не только в паре. Так, нередко бывает, что в абьюзивные отношения мы бывает втянуты на работе. Как распознать тонкую грань между строгим начальником и настоящим тираном рассказывает психолог и HR-консультант Марина Десятенко.
Начальник-абьюзер: первые признаки
Есть ряд признаков, которые должны насторожить уже при приеме на работу. Присмотревшись повнимательнее к атмосфере в коллективе, можно избежать травмирующего опыта. Тревожными звонками можно считать нижеследующие проявления.
1. При устройстве на работу начальник обсуждает недостатки ваших будущих коллег, ругает их, сетует на их непрофессионализм. То же касается и комментариев относительно предшественника. Особенно должно насторожить слово «неблагодарный» и рассказ о том, как для сотрудника были созданы все условия, а он не оценил.
2. Излишняя доброжелательность. Если начальник с первой встречи пытается втереться в доверие и стать родственной душой, отцом, матерью и другом в одном лице – насторожитесь. Излишняя похвала на пустом месте, превознесение достижений, гипертрофированный восторг говорят о том, что в будущем человек будет вами манипулировать.
«Это довольно сложный пункт. Не каждый человек обладает достаточным навыком критического мышления. Одни могут могут недооценивать свои достижения, другие же, напротив, считать, что похвала заслужена. На этом и играет абьюзер. Раздразнить самомнение, чтобы потом манипулировать, давя на это», – считает Марина Десятенко.
3. Разделение на «новичков» и «старичков» в коллективе. Причем лучше относятся к первым. Кроме того, начальник-абьюзер не гнушается сплетнями и негативно относится к дружеским отношениям на рабочем месте. Лучше заранее расспросить будущих коллег. Если о боссе отзываются, как о человеке настроения, это должно насторожить.
«Конечно, эти признаки не могут давать гарантию 100%, что будущий босс – абьюзер. Но помогут, например, если стоит выбор между несколькими предложениями. Необходимо помнить, что на работе мы проводим треть жизни, и следует акцентировать внимание не только на зарплате или расположении офиса, но и на атмосфере в коллективе. Неэкологичные отношения между коллегами и начальником – одна из главных причин выгорания», – подчеркивает психолог.
Начальник-абьюзер: линия поведения
Важная особенность абьюзера в том, что он придерживается определенной тактики и линии поведения. Если речь идет не о приеме на работу, а о уже сложившейся рабочей коммуникации, абьюзера можно вычислить и противостоять ему.
Взаимодействие босса-тирана с подчиненными проходит несколько этапов. Он раскачивает эмоциональные качели отношений, чтобы потом манипулировать сотрудниками.
Стадия «Соблазнение»
Обычно все начинается с преувеличенной добродетельности. Предложения помощи, совместные обеды. При этом абьюзер пытается изолировать сотрудников друг от друга. Причем каждому внушает мысль о его уникальности и о том, что он незаменим. С помощью сплетен и наговоров в коллектив вносится разлад.
Стадия «Отдаление»
Едва сотрудник привыкает к роли любимчика и лишается поддержки коллег, начальник переходит к следующему этапу. Он перекрывает поток положительных эмоций. На смену постоянной похвале приходят претензии. Из любимчиков сотрудник внезапно переходит в разряд неудачников, которые постоянно ошибаются.
«Начинается манипуляция. Сотрудник, привыкший быть на высоте, уже находится в психологической зависимости от похвалы. Перестав ее получать, он ищет проблему в себе, чувствует вину. Старается еще сильнее, перерабатывает. Но привычную дозу положительных эмоций не получает. На этой стадии к психологическому давлению может добавится еще и финансовое. Начальник требует задерживаться, работать в выходные. Все это без дополнительной оплаты. Больше того, абьюзер может начать штрафовать и депремировать» – рассказывает эксперт.
Стадия «Стирание границ»
Поймав человек на крючок, абьюзер идет еще дальше. Звонки в выходные и в нерабочее время становятся нормой. Начальник может сознательно «мариновать» жертву, откладывая решение его вопроса до позднего вечера. Тогда сотрудникам приходится задерживаться, причем о них могут «забыть» или в последний момент перенести разговор.
Абьюзер всеми силами показывает разницу между собой и подчиненными. Он неуважительно относится к чужим личным границам, но тщательно оберегает свои. Все попытки возражения встречают жесткий отпор и даже угрозы.
«Пугать увольнением, невыплатами надбавок и даже зарплаты – любимая тактика абьюзера. Он будет использовать угрозы, вызывать чувство вины, тасовать факты. Сотрудник начинает верить в то, что он не так понимает, забывает, ошибается. Нередко в вход могут даже пойти оскорбления и унижения перед коллективом», – рассказывает Марина Десятенко.
Если сотрудник постоянно чувствует вину – это плохой признак. Если есть сомнения в объективности претензий, всегда можно спросить совета у коллег. Есть и еще одна отличительная черта абьюза. Когда жертва находится на грани, абьюзер снова сменяет гнев на милость. Дозированная похвала и приглашения на обед вернутся. Но ненадолго. Ровно до момента, когда жертва снова расслабится и почувствует себя комфортно.
Как вычислить в начальнике абьюзера?
Если сомнения все же остаются, можно пройти несложный тест. Отвечать «да» стоит, если ситуация повторялась хотя бы пару месяцев подряд.
Начальник-абьюзер:
Подчиненный-жертва:
«Если хотя бы на половину вопросов вы дали ответ «да», то налицо проблема. Многим после такого опыта требуется терапия. В первую очередь поймите, что такие неэкологичные отношения сказываются и на профессионализме. Даже попав в другую команду и под руководство адекватного начальника, жертва из-за неуверенности в себе может вместо того, чтобы проявлять себя, закрываться. А конструктивная критика будет воспринята как очередная придирка. В любом случае от начальника-абьюзера лучше бежать», – считает психолог.
Начальник-абьюзер: как защититься
Важно, что не каждый становится жертвой абьюзера. Следуя простым правилам, можно обезопасить свою психику и душевное спокойствие от тирании несносного босса. Ведь жертвой становятся далеко не все сотрудники.
Во-первых, не стоит откликаться на похвалу, держите свои эмоции под контролем. Если есть подозрения, что начальник все-таки абьюзер, лучше узнать мнение коллег. Действительно ли работа заслуживает восхвалений или так ли серьезна ошибка, за которую получили нагоняй. Для чистоты оценки лучше спросить двух-трех человек.
Во-вторых, не соглашаться работать бесплатно и в нерабочее время. Конечно, если случился форс-мажор, и вся команда сообща спасает ситуацию, то идти против коллег не стоит. А вот звонки в нерабочее время, требования задержаться или выполнить не относящееся к прямым обязанностям задание лучше сразу пресекать.
«Вполне возможно, что такая позиция будет раздражать начальника. Но, не позволяя ему влиять на вас, вы сможете сохранить себя в безопасности. А вот работу лучше сменить. Если распознали в боссе абьюзера, обновляйте резюме и развивайтесь в компании, где это оценят», – советует Марина Десятенко.