Наехал на забор и уехал с места дтп что грозит
Госавтоинспекция разъясняет жителям региона, в каких случаях оставление места ДТП не влечет наказание
В летний период времени на дорогах области ежедневно фиксируется более 100 аварий. Зачастую автолюбители даже после выполнения всех обязательных условий боятся покидать место ДТП, опасаясь ответственности и создавая заторовые явления. УГИБДД России по Воронежской области разъясняет обстоятельства, при которых возможно менять расположение автомобиля.
За истекший период 2020 года на территории Воронежской области зарегистрировано 1493 дорожно-транспортных происшествия с участием транспортных средств, водители которых скрылись с места совершения ДТП, из них в 66 ДТП пострадали люди.
Ответственность за оставление места ДТП предусмотрена ст. 12.27 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Как следует из п. 2 этой статьи за оставление места ДТП предусмотрено наказание в виде лишения прав от года до полутора лет или административного ареста до 15 суток. Штраф за оставление места ДТП законом не предусмотрен. Ответственность за оставление места ДТП возникает не в любом случае, а только если это запрещено правилами дорожного движения.
Правила разрешают уехать с места ДТП в случаях:
1.Если в ДТП нет пострадавших, и у водителей нет разногласий о том, как произошло событие, кто виноват, то сотрудники ГИБДД не вызываются, а можно составить схему ДТП, подписать ее обоим участникам и поехать в ГИБДД, чтобы там оформить документы (п. 2.6 ПДД РФ). Однако, если кто-то из водителей не согласен с оценкой обстоятельств, или кому-то причинен вред здоровью, то этим правом воспользоваться нельзя и оставление места ДТП повлечет наказание.
2.Законом об ОСАГО предусмотрено оформление ДТП по «Европротоколу», т.е. без вызова ГИБДД. При этом должны быть соблюдены следующие условия:
— в ДТП участвовало не более 2 транспортных средств.
— у обоих водителей есть действующий полис ОСАГО на участвовавшее в ДТП ТС,
— пострадало только имущество,
— нет разногласий, кто виновник и как произошло ДТП, а также оба водителя согласны с перечнем и характером повреждений, полученных при этом ДТП.
Только при соблюдении всех четырех условий можно заполнить на месте извещение о ДТП, которое будет являться подтверждением факта произошедшего для страховщика ОСАГО, подписать обоим водителям и разъехаться, не вызывая сотрудников полиции (п. 2.6.1 ПДД РФ).
3. Временно покинуть место ДТП без последствий можно, если при ДТП пострадали люди, и им требуется экстренная медицинская помощь, при этом невозможно отправить пострадавшего на попутном транспорте, тогда водителю разрешено оставить место ДТП для доставки человека в ближайшее лечебное учреждение. Однако, он должен вернуться назад на место происшествия, а также до своего отъезда зафиксировать положение машины, следы и предметы в присутствии свидетелей, а также принять меры к их сохранению и организовать объезд места ДТП (п. 2.5. ПДД РФ)
4.Водитель должен освободить проезжую часть, если невозможно проехать другим ТС. То есть если другим машинам не проехать, то свой автомобиль можно переставить, чтобы не мешал. При этом опять же, как и в предыдущей ситуации, нужно при свидетелях зафиксировать положение машины, следов и предметов, принять меры к сохранению следов ДТП, организовать объезд (п. 2.5. ПДД РФ)
Все остальные случаи оставления места ДТП, которые не предусмотрены ПДД, будут считаться неправомерными.
Также при рассмотрении уголовного дела за совершение ДТП со смертельным исходом или тяжкими телесными повреждениями, суд может дать оценку поведению водителя, который скрылся с места ДТП и назначить более суровое наказание, руководствуясь статьей 264 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Кто виноват в ДТП с воротами или забором при наезде или закрытии/открытии?
Авария с наездом на забор или открытыми воротами
Если с ситуациями при авариях на дороге всё чаще всего предельно понятно, то в случае с ДТП с забром, створками ворот и иными хозяйственными сооружениями зачастую возникает много вопросов, и не всегда виновник оказывается настоящим, а потерпевшему удаётся взыскать возмещение – по меньшей мере полноценное и справедливое. В этой статье мы рассмотрим, что делать при таких происшествиях, и что говорит законодательство 2021 года о виновности и обязанности оформления документов.
Можно ли не оформлять такое ДТП?
Если вы попали в аварию с любым сооружением в виде ворот или забора, либо зданием и вообще объектом, то первое, что необходимо сделать – вызвать сотрудников ГИБДД и оформить такое ДТП. Даже если виновный сразу предлагает оплатить причинённый вред.
Зачем же вызывать полицию при согласии на возмещение стоимости ущерба? А затем, что в этом случае перед вами виновный в такой аварии предлагает понести гражданскую ответственность. Но от этого ваша административная ответственность никуда не девается, если вы в данном ДТП – водитель автомобиля.
Как мы знаем, в нашей стране действуют 2 интересующих нас нормативных акта: Гражданский кодекс и КоАП РФ. И если первый обязывает причинившее вред лицо полностью возместить нарушенное право потерпевшего лица, то второй предусматривает наказания за нарушения, в результате которого такой вред причинён. И будьте уверены, если ДТП произошло, то нарушения в любом случае будут – как минимум, универсально приписываемое сотрудниками нарушение пункта 10.1 ПДД.
Если ДТП с наездом на ворота или, наоборот, на автомобиль воротами не оформлено, а водитель оставил место происшествия, то его могут наказать по части 2 статьи 12.27 КоАП с длительным сроком лишения прав и большим штрафом. И, обратите внимание, ДТП по определению считается любое событие с участием авто, при котором нанесён материальный ущерб или в котором пострадали или погибли люди.
Поэтому, если произошла авария, то ваши первые действия следующие:
Если есть пострадавшие или погибшие люди
Разумеется, если в аварии пострадали люди, то в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь. Но внимательно оцените характер увечий. Помните, что если формально ДТП будет оформлено как с пострадавшими, то будет 2 негативных последствия:
Наезд на забор – что делать?
Если вы именно въехали в чужой забор (обратите внимание, даже если в свой, то оформлять ДТП по Правилам всё равно нужно), то виновность в этом происшествии лежит на вас.
Но есть и хорошие новости в этом – если ваша автогражданская ответственность застрахована, то собственник забора получит возмещение в полном объёме в пределах страховой сумммы 400 тысяч рублей, обратившись в вашу страховую компанию по ОСАГО. Правда, стоимость страховки в следующем периоде для вас из-за этого возрастёт, но с большой долей вероятности меньше, чем стоимость забора.
И в ДТП с наездом на забор особенно важно, чтобы оно было оформлено сотрудниками – без этого потерпевшему просто не выплатят. И поэтому что делать в первую очередь? Верно, обязательно вызвать полицию для оформления!
И всё это работает аналогично с ущербом любому другому имуществу:
Если ГИБДД отказывается оформлять
Но в 2021 году бывают случаи, когда сотрудники полиции отказываются выезжать на место ДТП по той причине, что это не дорога, а прилегающая территория, и потому их компетенция здесь не действует.
Это в корне не верно, так как сам принцип действия ПДД распространяется на всю территорию России, вне зависимости от наличия дорог (пункт 1.1 ПДД), а, если машина изначально съехала с дороги, совершив наезд на забор, не справившись с управлением, к примеру, то здесь есть чёткое нарушение Правил, и полиция обязана на это реагировать (пп. 7.3 Административного регламента, введённого Приказом №664).
В этом случае ваши действия могут быть следующие:
По результату у потерпевшего на руках должны быть:
У меня нет страховки
В этом случае водителю придётся оплачивать нанесённый забору ущерб из собственного кармана. И сделать это лучше всего, договорившись с владельцем сооружения без суда, так как в противном случае при выигрыше в суде с вас взыщут издержки, которые могут включать услуги представителя, госпошлину при её оплате и другие расходы истца.
Если вы добровольно выплачиваете сумму ущерба, то обязательно возьмите об этом расписку либо запишите передачу денег на видео, оглашая, за что, в какую дату и время и в какой сумме вы передаёте средства.
Если скрылись с места ДТП
Здесь разделим порядок действий для водителя и владельца забора.
Водителю, чтобы избежать административной ответственности за оставление места происшествия, достаточно не попасться инспекторам ДПС в течение срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца с даты происшествия.
При этом, следует учесть следующие обстоятельства:
Обратите внимание, всё вышеуказанное подразумевает административное преследование. Если в ДТП с наездом на забор пострадали люди (в том числе пассажиры вашего авто или пешеходы), то здесь ситуация другая, и просто скрываться вряд ли поможет.
Для владельца забора тоже есть хорошие новости. Вам достаточно идентифицировать машину, и не обязательно устанавливать водителя. Требуется также, чтобы у собственника автомобиля было действующее ОСАГО. В этом случае вы сможете получить возмещение.
Что делать в первую очередь при таком ДТП:
Сколько стоит забор?
Порядок определения размера ущерба для возмещения виновником можно определить по имеющимся у вас чекам на стройматериал (например, профлист) и документам о проведённых работах по его монтажу.
Если таких документов нет, то придётся заказывать экспертизу, где специалист посчитает, сколько элементов повреждено, и затем по среднерыночны ценам документально подтвердит размер вреда. До экспертизы ремонтировать забор нельзя.
Это всё, разумеется, актуально, если вам не удастся договориться с водителем-виновником без суда.
Кто виноват в ДТП с воротами?
Тот, кто причинил ущерб, как бы абсурдно это ни звучало:
Если автомобиль припарковался слишком близко
ПДД предписывают не затруднять и не загораживать въезды и выезды (пункт 12.4). Тем не менее, даже если кто-то открывал ворота, либо они приводятся в действие автоматически, то это не имеет значения. Ответственность, согласно судебной практике 2021 года, лежит именно на воротах.
Это так, потому что суды действуют примерно следующим образом при выяснении виновости: если бы вместо припаркованного в нарушение ПДД автомобиля там был не нарушающий ничего человек, то удалось бы избежать вредных последствий? Нет, не удалось бы. Вот и ответ на наш вопрос.
Что делать?
Увы, но в данном случае, когда вина лежит на владельце ворот, ОСАГО для водителя не работает, потому что этот вид страхования работает в отношении ответственности перед другими при виновности в ДТП. А в данном случае водитель не виновен.
Поэтому требовать возмещения придётся в общегражданском порядке – с ответственного за его причинение. Для этого, в первую очередь, нужно также обязательно вызвать полицию и оформить происшествие. Без документов о ДТП суд с большой долей вероятности не примет правильное для вас решение. Аналогично забору для этого подойдёт и участковый.
Далее либо устно, либо письменным требованием попытайтесь договориться о возмещении вам ущерба. Для оценки здесь подойдёт любой жестянщик из автосервиса, который огласит стоимость ремонта автомобиля.
Если «полюбовно» договориться не удалось, то придётся заказывать экспертизу повреждений. Это платная услуга, но проигравшиая сторона возмещает стоимость в суде. Для оценки вреда следует воспользоваться среднерыночными расценами, а не Единой методикой ОСАГО – в этом случае стоимость запчастей будет больше.
Далее вам нужно подать досудебное требование с приложением результатов экспертизы. И в случае отказа в удовлетворении требования в разумный срок (10-20 дней, которые также указываются в «досудебке») подавать в суд по месту регистрации ответчика.
Можно ли оформить европротокол?
Нет. Одно из условий для оформления без сотрудников ГИБДД – если не причинено вреда иному имуществу, кроме автомобилей, а само происшествие произошло с участием 2 и более машин.
Поэтому, если вы решите разойтись с европротоколом, то в любом случае потерпевший не получит возмещение по ОСАГО.
Несколько важных тонкостей
Верховный суд разъяснил, когда можно безнаказанно уезжать с места ДТП
Итак, некто Аксенов не справился с управлением, в результате чего его автомобиль получил незначительные повреждения. Убедившись, что он может ехать дальше, Аксенов уехал. Однако в этот же день на него возбудили административное дело по факту того, что он скрылся с места происшествия. Откуда сотрудники ГИБДД узнали про аварию, в материалах дела не поясняется. Согласно протоколу, в нарушение требований пункта 2.5 Правил дорожного движения Аксенов оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.
Мировой суд признал его виновным и лишил прав на один год. Районный, городской, а затем и Седьмой кассационный суды оставили это решение в силе. Но Верховный суд с этим не согласился.
Он напомнил, что согласно пункту 2.5. Правил дорожного движения, при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно пункту 2.6 водитель обязан дожидаться сотрудников ГИБДД на месте происшествия, если в ДТП пострадали люди. Если пострадавшего необходимо доставить в больницу, то водитель может это сделать, но потом вернуться на место происшествия. В этой аварии люди не пострадали.
Пункт 2.6.1 Правил гласит, что когда в ДТП вред причинен только имуществу, водители, причастные к нему, не обязаны сообщать о случившемся в полицию и могут оставить место происшествия, если в соответствии с законодательством об ОСАГО оформление документов о ДТП может осуществляться без сотрудников полиции.
Исходя из этих положений, оставить место ДТП без вызова сотрудников полиции его участники могут лишь в случае причинения вреда только имуществу и возможности оформления аварии по Европротоколу.
Как видно из материалов дела и установлено судами нижестоящих инстанций, в результате этой аварии вред причинен только автомобилю самого Аксенова. Пострадавших в этом происшествии нет, имущественного вреда другим лицам не причинено.
Таким образом, при отсутствии иных участников дорожно-транспортного происшествия, пострадавших и с учетом причинения вреда только имуществу самого Аксенова императивная обязанность оставаться на месте происшествия и сообщать о случившемся в полицию у него отсутствовала, указал Верховный суд.
На этом основании ВС решил постановления нижестоящих судов отменить, а производство по делу прекратить за отсутствием события административного правонарушения.
Надо сказать, что это не первое такое решение Верховного суда. Практика отмены лишения прав из-за аварий, в которых никому не причинен ущерб, довольно обширна. Достаточно давно этой практике следуют и кассационные суды.
Так, недавно в обзоре своей судебной практики Первый кассационный суд привел дело одного водителя, которого нижестоящие суды лишили прав за то, что он якобы скрылся с места происшествия. Тогда водитель не справился с управлением, вылетел на встречную обочину, а затем и вовсе слетел в кювет. Машина остановилась,только врезавшись в дерево.
Убедившись, что никто не пострадал, кроме него самого, водитель отправился домой. Он собирался потом найти эвакуатор и вывезти машину. ГИБДД вызывать не стал, потому что, кроме него, никаких других участников ДТП не было. Однако проезжавшие мимо сотрудники ДПС увидели брошенную побитую машину и оформили протокол, указав в нем, что водитель не выполнил требований Правил дорожного движения в связи с ДТП. А именно, скрылся с места происшествия.
Тогда Первый кассационный суд разъяснил, что в соответствии с Законом «О безопасности дорожного движения» и Правилами дорожного движения «дорожно-транспортным происшествием признается событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб».
Но в материалах дела нет доказательств, подтверждающих, что в результате происшедшего наступили последствия, указанные в Правилах. А значит, выводы о виновности водителя не подтверждены доказательствами. Поэтому решения нижестоящих судов были отменены, а производство по делу прекращено в связи с недоказанностью нарушения.
То есть, если в происшествии пострадал только автомобиль неудачливого водителя и нет ущерба третьим лицам, то и дорожно-транспортного происшествия нет. Следовательно, водитель может, не дожидаясь ГИБДД, отправляться на все четыре стороны. Но если бы дерево, в которое врезалась машина, кому-нибудь принадлежало, то факт ДТП был бы. И его уже надо было бы оформлять по всем правилам, с выплатой возмещения ущерба тому, кому это дерево принадлежит.
Еще более интересное заключение сделал председатель суда Ненецкого автономного округа. В том деле даже фигурировал второй участник аварии. Само происшествие произошло на парковке. Некая гражданка Медведева выезжала с нее задним ходом. Когда она собралась уже уезжать, то услышала звуковой сигнал. К ней подошел мужчина и сказал, что она задела другую машину. Дама осмотрела обе машины, повреждений не увидела и уехала. Однако бдительный гражданин сообщил об инциденте в ГИБДД, а также хозяину задетой машины. В итоге в гости к Медведевой пожаловали сотрудники ГИБДД, а позже мировой суд лишил ее прав. Это решение поддержал районный и городской суды.
Дело дошло до председателя суда Ненецкого автономного округа. И он указал, что само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные Правилами при ДТП.
В протоколе о нарушении никаких повреждений автомобилей не зафиксировано. Из справки о ДТП было видно, что повреждения на машинах есть. Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда. Медведева отрицает наличие повреждений на ее автомобиле. Владелец второй машины никаких материальных претензий не предъявлял.
Автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин не проводилась, что не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с участием этих машин. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП. А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.
В общем, чтобы обвинить водителя в том, что он скрылся с места ДТП, надо еще доказать, что дорожно-транспортное происшествие было. А для этого необходимо несколько условий. Либо в результате ДТП должны были пострадать люди, либо другим гражданам должен был быть причинен ущерб. Причем если ущерб причинен автомобилю, то необходимо также доказать, что он причинен именно в результате взаимодействия машины пострадавшего и обвиняемого. Интересно, что такой судебной практике более двух лет. Однако до сих пор некоторые судьи только на основании протокола, составленного не очень продвинутыми в юридических тонкостях сотрудниками ГИБДД, продолжают лишать прав водителей якобы за оставление места ДТП, которого по факту не было.
Под колесами самокатов гибнет все больше людей
Количество ДТП с участием электросамокатов в России за семь месяцев этого года возросло на 66 процентов, а число погибших в них выросло в четыре раза.
Всего на дорогах произошло почти 270 таких аварий, жертвами которых стали восемь человек, еще 275 пострадали, сообщает ТАСС со ссылкой на ответ пресс-центра МВД на запрос агентства.
По данным МВД, в ДТП с электросамокатами в 2021 году погибли восемь человек, в том числе один ребенок, пострадали 275, 39 из них дети. Число погибших увеличилось в четыре раза (с двух до восьми), а число пострадавших выросло почти на 70 процентов (с 164 до 275) по сравнению с таким же периодом прошлого года.
Лидером по количеству ДТП с электросамокатами стал Санкт-Петербург, где зафиксировано 58 таких происшествий. На втором месте Москва с 55 ДТП. Далее идут Краснодарский край с 21 случаем, Татарстан с 12 и Подмосковье, где зафиксировано 11 таких происшествий.
Надо сказать, что эта статистика включает в себя только столкновения между машинами и электросамокатами. Если электросамокатчик наехал на пешехода и тот получил ранения или погиб, то ДТП это считаться не будет. Столкнулись два пешехода. В статистику МВД такие случаи не попадают.
В МВД напомнили, что статус средств индивидуальной мобильности, к которым относятся электросамокаты, все еще не определен, разработкой соответствующего проекта постановления правительства занимается минтранс.
Однако этот проект получил отрицательный отзыв от Аналитического центра при правительстве.
Теперь минтранс подготовил новый проект и внес его снова на рассмотрение в Аналитический центр. В нем уже никаких роликов и скетбордов. Но при этом предлагается разрешить движение электросамокатов не тяжелее 35 кг по тротуарам со скоростью не более 25 км/ч. По всей видимости, ведомству, отвечающему за транспорт, пешеходов совсем не жалко. Представьте себе столкновение с ребенком 100 килограммового мужика на 35 килограммовом электросамокате на скорости 25 км/ч.
Совершенно непонятно, откуда взялся именно такой вес, если большинство подобной техники весит 15 кг. Почему вдруг скорость выросла с 20, что уже в четыре раза больше пешеходной, до 25 км/ч?
Но теперь у этих поправок возникла и еще одна сложность. Согласно постановлению правительства менять правила можно только целиком. Поэтому в своих поправках минтранс предлагает сделать исключение из этой нормы для правил дорожного движения. Но есть подозрения, что эксперты Аналитического центра на это не пойдут. А значит, поправки вновь получат отрицательное заключение.
Оставление места ДТП: что грозит, как избежать наказания, будет ли регресс?
Оставление места аварии
Оставление места ДТП, как и езда в пьяном виде – считается грубым правонарушением. Скрывшиеся водители рискуют остаться без прав на 1,5 года, а в ряде случаев сесть в тюрьму на срок до 15 лет. Однако вопрос покидания места аварии не так прост, как кажется. Бывают случаи, когда водитель не замечает контакта с другой машиной, успевает вернуться до приезда сотрудников ГИБДД или действует в состоянии крайней необходимости. Поэтому за оставление ДТП далеко не всем грозят лишение прав и другие санкции. Давайте разберёмся, что считается покиданием места происшествия, что за это грозит, как избежать наказания, получить выплаты по ОСАГО и как действовать, если вы виновник или потерпевший.
Что считается оставлением места ДТП?
Далеко не каждую ситуацию можно трактовать как оставление места ДТП. В первую очередь это связано с условиями наступления дорожно-транспортного происшествия.
ДТП – это событие, возникшее в процессе движения транспортного средства или с его участием, в ходе которого пострадали люди или был нанесён ущерб имуществу. Например, если сосед открыл дверь своей машины и поцарапал ваш стоящий во дворе автомобиль – это не считается ДТП. Следовательно, ушедшего домой соседа нельзя будет привлечь по части 2 ст. 12.27 КоАП за оставление места аварии.
В свою очередь, оставление места ДТП – это покидание места дорожно-транспортного происшествия одним или несколькими его участниками в нарушение пункта 2.5 ПДД, если отъезд произошёл:
При этом не столь важно, где произошёл контакт автомобилей – в городе, на трассе, на парковке, возле заправки или во дворе. Также не имеет значения, как именно скрылся виновник ДТП – уехал на машине или просто сбежал. Факт в том, что действия такого водителя образуют состав правонарушения по части 2 ст. 12.27 КоАП и являются основанием для привлечения к ответственности за уезд с места ДТП.
Что грозит за сокрытие с места ДТП в 2021 году?
Водителю, который покинул аварию, не удастся отделаться штрафом. Дело в том, что такая мера ответственности как штраф за отъезд с места ДТП законом не предусмотрена. Зато действуют другие, более суровые наказания – от лишения водительских прав до лишения свободы.
И ниже в таблице мы приведём все наказания за оставление места ДТП в 2021 году:
Отметим, что инспекторы ДПС не могут лишать прав за покидание места аварии. Наказание выносит исключительно судья – мирового или районного суда. Сотрудники ГИБДД лишь собирают материалы дела и передают их в судебную инстанцию на рассмотрение.
Лишат ли прав за отъезд с места ДТП?
Да, но не во всех случаях.
Любое административное наказание назначается только за виновное деяние – на это указывает часть 1 ст. 2.1 КоАП. При этом нужно определить не просто вину, а умысел в совершении противоправного деяния (ст. 2.2 КоАП РФ). В нашем случае водитель должен осознать, что произошло ДТП, но при этом, ничуть не сомневаясь, уехать или убежать с места происшествия.
Однако умысел присутствует не всегда. И ниже мы разберём разные ситуации.
Если я не заметил ДТП и уехал?
Однозначно сказать, какое наказание вас ожидает – сложно. На практике в 2021 году вас могут как лишить прав, так и оштрафовать. Но часто в таких случаях суды идут навстречу водителям и переквалифицируют дело с части 2 на часть 1 ст. 12.27 КоАП РФ.
Водителю не грозит лишение прав, если:
Это объясняется тем, что водитель подвергается административной ответственности только за те нарушения, в отношении которых установлена вина этого самого водителя (ч. 1 ст. 1.5 Кодекса). При этом неотъемлемым атрибутом формы вины является умысел. И если водитель не заметил ДТП и уехал с места происшествия – он сделал это неумышленно, а значит не может быть подвергнут наказанию в виде лишения прав.
Однако в судебной практике есть дела с противоположным исходом. Так, Верховный Суд оставил в силе решение нижестоящего суда о лишении девушки-водителя прав за оставление места ДТП. Автоледи сдавала назад и чуть задела стоящий автомобиль, повредив тому подсветку заднего номера. Повреждений на своём транспортном средстве девушка не обнаружила и уехала. В итоге ВС РФ счёл достаточными собранные доказательства в пользу виновности автоледи, отклонив ходатайство на проведение трасологической экспертизы. Как итог – девушка-водитель осталась без прав на 1 год (Постановление Верховного Суда РФ от 16.10.2020 N 5-АД20-102).
Если ДТП было бесконтактным
Бесконтактным считаются ДТП, в ходе которых отсутствовало любое столкновение между машинами, но действия одного из водителей (или пешеходов) образуют состав правонарушения:
Что тут такого, контакта же не было! Однако Верховный Суд указал на необходимость привлекать водителей, если по их вине произошло бесконтактное ДТП и они умышленно скрылись с места аварии:
К административной ответственности по части 2 статьи 12.27 КоАП РФ может быть привлечен водитель транспортного средства, допустивший нарушение требований ПДД РФ, которое стало причиной дорожно-транспортного происшествия с участием других транспортных средств (другого транспортного средства), вне зависимости от того, вступило ли управляемое им транспортное средство в механическое взаимодействие с другими транспортными средствами (транспортным средством), физическими лицами или материальными объектами, при условии, что этот водитель был осведомлен о факте дорожно-транспортного происшествия, однако умышленно оставил место дорожно-транспортного происшествия.
Уехавшему с места аварии водителю будет сложно остаться с правами. Ведь он автоматически будет являться участником ДТП, а значит должен остановить автомобиль и выполнить все обязанности в соответствии с пунктом 2.5 ПДД после дорожно-транспортного происшествия. В противном случае виновнику ДТП грозит лишение прав за оставление места происшествия.
Я уехал, но вернулся до приезда ГИБДД?
Факт возвращения сыграет в вашу пользу. Удастся ли избежать ответственности по части 2 ст. 12.27 КоАП, зависит от конкретной ситуации:
Наконец, третья ситуация. Если вы доставили пострадавших в больницу, но затем так и не вернулись к месту ДТП для оформления, ваши действия также образуют состав для лишения водительских прав (абзац 6 ст. 20 ППВС № 20). Так что в ваших же интересах вернуться обратно.
Если мы со вторым участником разъехались после аварии?
Уезжать с места ДТП можно только при соблюдении ряда условий. Они связаны с оформлением европротокола.
Согласно пункту 2.6.1 ПДД, водители могут не сообщать об инциденте в ГИБДД, а разъехаться по своим делам только при условии, что можно оформить ДТП без привлечения сотрудников полиции. Другими словами, речь идёт о составлении извещения о происшествии (европротокола), как это предписывает нам часть 1 ст. 11.1 ФЗ Об ОСАГО.
Когда можно разъехаться:
Только при выполнении вышеназванных условий оформления европротокола в 2021 году вы можете разъехаться без последствий за оставление места ДТП. И в этом случае вам не грозит лишение прав или арест по части 2 ст. 12.27 Кодекса.
Если вы решили возместить ущерб на месте, то не забывайте о составлении расписки. Иначе второй участник ДТП может попросту вас подставить. К примеру, после того, как вы передадите ему деньги без расписки и разъедетесь, он может вернуться обратно, вызвать ГИБДД и наплести им, что это вы въехали в его машину, а сами скрылись с места аварии. В данном случае у вас есть реальная перспектива остаться без прав и пересесть на общественный транспорт на годик-полтора.
Я действовал в условиях крайней необходимости?
Это оправдывает вас в глазах ГИБДД и судов. Но, как вы понимаете – на слово вам никто не поверит, поэтому нужно запастись доказательствами действий в состоянии крайней необходимости.
Например, вы были вынуждены лично отвезти в больницу пострадавшего в ДТП, поскольку дело происходило на трассе и скорую ждать было долго. Перед отъездом желательно сделать два звонка. Один в ГИБДД, второй – в свою страховую. Далее нужно подтвердить факт посещения медицинского учреждения. Подойдёт запись в журнале посещений, показания свидетелей, данные с камер и т.д.
Как только вы доставите пострадавших в больницу, вы должны снова вернуться на место ДТП для дальнейшего оформления. В этом случае есть все шансы рассчитывать на отнесение ваших действий к состоянию крайней необходимости (ст. 2.7 КоАП РФ) и избежать лишения прав или ареста за умышленное оставление ДТП.
Если я не виновник, а потерпевший?
Как мы выяснили выше, административные наказания полагаются лишь за виновное умышленное деяние. Умысел есть у виновника – ему выгодно удрать с места ДТП и скрыть следы своего пребывания.
Есть ли такой умысел у потерпевшего в аварии? Конечно, нет! Правда, и статус «потерпевший» также отсутствует, поскольку происшествие никак не оформлено. На практике ГИБДД или суд могут также наложить на якобы потерпевшего ответственность за ДТП. В том числе, если он уедет с места происшествия, а настоящий виновник заметит повреждения, вернётся и вызовет ГИБДД.
Но в целом, в судебной практике 2021 года потерпевших привлекают за оставление места аварий гораздо реже, чем виновников. Тем не менее, уезжать не стоит.
Что делать, если виновник ДТП скрылся, а сотрудники ГИБДД не торопятся его искать?
Практика показывает, что сотрудники ГИБДД не очень активно ищут скрывшихся с места ДТП. Чаще всего из-за отсутствия возможности установить личность сбежавшего водителя. Вот и получается, что розыск уехавшего является формальным (в кабинете). Поэтому не надейтесь, что по вашему делу обязательно будут какие-либо сдвиги. Ваша задача – организовать самостоятельные поиски беглеца.
Какие действия предпринять потерпевшему?
Итак, каким образом можно узнать номер скрывшегося автомобиля, а в ряде случаев и личность злодея, находившегося за рулём:
Но есть одна тонкость с поиском уличных камер. Просто так их владельцы не отдадут вам запись инцидента. Да и не обязаны этого делать! Ваша задача – вежливо и настойчиво попросить их не удалять (перезаписывать) запись нужной вам даты. Затем вам останется подать ходатайство в ГИБДД об изъятии этих записей в целях дальнейшего изучения. На основе вашего заявления инспектор ДПС произведёт выемку видеозаписей и просмотрит их.
Стоит ли ехать в погоню?
Зависит от ситуации. Если вы запомнили или зафиксировали номер машины скрывшегося водителя, то ехать вдогонку не нужно. Иначе вы рискуете создать аварийную ситуацию во время погони. И не факт, что вообще догоните уехавшего с места ДТП.
Но если номера вы не разглядели, есть смысл отправиться за беглецом с одной-единственной целью – запомнить госномера его машины для дальнейшего возмещения ущерба по ОСАГО.
Ну и, конечно, по завершении преследования вы обязаны вернуться на место ДТП и вызвать сотрудников ГИБДД. Эти действия подтвердят отсутствие у вас умысла покидать место происшествия. Зато такой умысел будет у скрывшегося водителя (если только тот не вернётся до приезда ДПС).
Выплатит ли страховая по ОСАГО, если виновник скрылся с ДТП?
Да, а может и нет. Всё зависит от сложившихся обстоятельств и условий, при которых страховые возмещают ущерб после ДТП.
Когда вы можете рассчитывать на выплаты по ОСАГО:
Также страховая покроет ущерб вашему транспортному средству, если вы оформляли договор Каско.
Как избежать лишения прав за отъезд с места ДТП в 2021 году?
Теперь расскажем о лайфхаках, как не остаться без прав, если вы скрылись с места ДТП. Эти способы в 2021 году не являются противозаконными – это всего лишь лазейки в законе, позволяющие избежать наказания за любое административное правонарушение.
И первый лайфхак связан со сроками.
Рабочий способ!
Его суть в том, что вы скрываетесь от сотрудников ГИБДД и по истечении определенного времени вас уже не могут привлечь к ответственности за оставление места ДТП.
По закону постановление о привлечении лица к административной ответственности не может быть вынесено судом позднее, чем через 3 месяца после правонарушения (часть 1 ст. 4.5 КоАП РФ). Так, если вы скрылись с места ДТП, но в течение трёхмесячного срока вас не нашли и не вынесли в отношении вас никакого постановления – суд сам прекратит дело в связи с истечением сроков давности.
Так, например, произошло в Иркутской области, где водитель смог уйти от ответственности за покидание места ДТП. Решением Чунского районного суда № 12-37/2020 дело было прекращено в связи с истечением срока давности.
Еще одно решение, на этот раз областного суда в Ярославле. Уехавший с места ДТП автолюбитель был также «реабилитирован» в связи с истечением сроков давности привлечения к ответственности. Хотя водитель строил защиту на основе не приходящих ему на телефон извещений о судебных заседаниях (Решение Ярославского областного суда № 30-1-77/2021 от 15 марта 2021 года).
А если меня нашли?
Даже если вас вызвали/доставили в отделение ГИБДД для дачи показаний, у вас всё еще есть возможность избежать лишения прав за покидание ДТП. Для этого вы вправе воспользоваться ст. 51 Конституции РФ:
Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.
Тем самым, у вас появляется даруемая законом возможность не сообщать, кто в действительности был за рулём скрывшейся машины – либо вы сами, либо кто-то из ваших родственников. И за отказ указывать на виновника по закону 2021 года вам ничего не грозит. Между тем, сотрудникам ГИБДД придётся собирать другие доказательства. Если этих доказательств не будет и пройдут 3 месяца с момента ДТП – вас не смогут лишить водительских прав или арестовать.
Но есть еще одна, третья (и самая сложная), лазейка, как не остаться без прав.
Замена лишения прав на арест
Суть третьего способа в том, что вы ходатайствуйте перед судом о замене лишения прав на административный арест, а суд решает – удовлетворить вашу просьбу или оставить без внимания.
Сложность в том, что арест – это более суровая санкция, нежели лишение водительских прав (часть 2 ст. 3.9 КоАП). Суды назначают арест только в крайних случаях. Например, если вы никогда не получали прав или ранее их вас лишили. Или автомобиль служит единственным источником заработка, и без водительских прав вы не сможете обеспечивать семью. В этих и других случаях суд назначает административный арест сроком до 15 суток по части 2 ст. 12.27 КоАП.
Ставропольскому водителю за оставление места ДТП удалось отделаться 2 сутками ареста вместо лишения прав (Постановление № 5-385/2021 от 4 марта 2021 года). А ранее, в том же регионе, за аналогичное правонарушение другой водитель получил те же двое суток ареста.
Удастся ли избежать регресса от страховой?
Страховая имеет право предъявить виновнику регрессный иск на сумму возмещения ущерба потерпевшему в том числе и если этот виновник уехал с места ДТП (пп. «г» ч. 1 ст. 14 ФЗ-40 Об ОСАГО). Но в ряде случаев регресса можно избежать.
Рассмотрим два примера:
Таким образом, избежать регресса от страховой за покидание места ДТП можно только в одном случае – если вина водителя не установлена, и он не привлечён к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП.
Если установлен умысел и есть решение суда о лишении прав или аресте – отвертеться от регрессного требования страховой вряд ли получится. Но даже в этом случае у вас есть шанс на отсрочку или рассрочку. А если нет денег, то вряд ли страховая сможет взыскать с вас эти суммы.
Что грозит, если скрылся пешеход, велосипедист или самокатчик?
Ошибочно думать, что за оставление ДТП привлекают только водителей. Наказания ждут и пешеходов, если по их вине произошла авария, но они слиняли с места происшествия.
Ни пешехода, ни самокатчика, ни велосипедиста не могут лишить прав за покидание места ДТП – для них предусмотрены иные меры ответственности.
О последствиях можно узнать из абзаца 3 п. 20 ППВС № 20:
В случае, когда участниками дорожно-транспортного происшествия являются лица, управляющие велосипедом, возчики или другие лица, непосредственно участвующие в процессе дорожного движения (например, пешеход, пассажир транспортного средства) и нарушившие ПДД РФ, их действия (бездействие) могут быть квалифицированы по соответствующей части статей 12.29, 12.30 КоАП РФ.
Теперь откроем указанные статьи и действительно обнаружим там отдельные наказания для пешеходов и других участников дорожного движения (за исключением водителей):
Но на практике 2021 года найти убежавшего пешехода крайне тяжело. Во-первых, он должен «засветиться» на фото или видео, где были бы чётко видны черты его лица. Во-вторых, розыск может длиться очень долго, а срок привлечения к административной ответственности ограничен 2 месяцами. Лишь в редких случаях сбежавших пешеходов ловят и выписывают им штрафы.
Но если вы угодили в аварию, где был пешеход, а тот сбежал – вы обязаны следовать инструкции по оформлению ДТП. То есть никуда не уезжать, включить аварийку, выставить знак аварийной остановки, позвонить в ГИБДД и зафиксировать место происшествия. Отъезд может стоить вам лишения водительских прав или ареста. Не совершайте глупых ошибок!
Получить выплаты по ОСАГО вы, как водитель, не сможете. Всё потому, что «автогражданка» распространяется на покрытие ущерба от действий самого водителя. Так что истребовать оплату ремонта вашей машины с пешехода или велосипедиста придётся уже в рамках гражданского производства – путём подачи иска к причинителю вреда. Но для этого нужно сперва его найти, с чем могут возникнуть трудности.