Налог на прибыль к уменьшению что это значит
Как уменьшить налог на прибыль?
Налог на прибыль — это обязательная выплата для юридических лиц, работающих по общей системе налогообложения на территории РФ. Сама компания может быть как российской, так и зарубежной. Но, в любом случае, возможность законно уменьшить налог — важный пункт на пути к оптимизации и развитию бизнеса.
Снизить налоги на прибыль можно несколькими способами. Большинство из них связаны с уменьшением налога за счет увеличения общего объема расходов. Чтобы сделать это безо всякого риска, лучше привлечь юриста к осуществлению задуманного.
Какой вариант снижения налога выбрать?
Чтобы уменьшить налог, важно правильно определить статьи доходов и расходов. Существует несколько статей доходов, с которых организации обязаны платить налог на прибыль:
К последним можно отнести, например, процент прибыли по договору займа и другую внереализационную прибыль.
Существует способ, который помогает уменьшить налог на прибыль. Можно заключить фиктивный договор с компанией, которая якобы оказывает вам ряд услуг. Затем перечислить на ее счет средства с целью их последующего возврата. Только с этим фокусом налоговая служба давно знакома.
Если вы переводите крупные суммы в чужую копилку, возникает вопрос: зачем? Если экономического обоснования нет — готовьтесь к повышенному вниманию со стороны налоговой службы. Вместо того, чтобы уменьшить отчисления в бюджет, вы должны будете платить еще и штрафы.
В первом пункте 252 статьи НК РФ обозначены все веские причины, по которым одна компания может перевести финансы на счет другой. И необоснованное уменьшение налога на прибыль среди них не значится. Так что рисковать собственным кошельком, а тем более репутацией, не нужно. Лучше выбрать другой способ снижения налога на прибыль.
Законные основания для уменьшения налога на прибыль
Процент налога на прибыль считается от числа, полученного по формуле: «доход минус расход» (статья 247 НК РФ). Процент может быть разным и зависит от системы налогообложения, региона и других характеристик. Но ясно одно: чем меньше итоговая сумма, получившаяся в результате вычитания, тем меньше налог на прибыль. Если вы увеличите расходы, остаток средств будет меньше. Это законный способ. Просчитайте все расходы, не пропуская ни одной траты, и вы получите сниженный процент выплаты. Так налог на прибыль станет минимальным.
Но как это сделать без нарушения закона? На самом деле, искусственное увеличение расходов — некорректно. Профессиональные юристы предлагают не придумывать статьи для фиктивных трат, а проверять, нет ли у вас расходов, которые вы не учли. Если действовать по этой схеме, вы можете обнаружить некоторые выплаты, о которых забыли. Тогда их нужно включить в «прайс» и снизить итоговый налог на прибыль.
Есть как минимум 9 видов трат, о которых забывают налогоплательщики:
Проверьте, есть ли у вас подобные статьи расхода, и включите в формулу подсчета трат. Так вы сможете уменьшить итоговую сумму налога в рамках закона.
Резервы на отпуска, вознаграждения и ценные бумаги
Каждая организация вправе беспокоиться о будущем. Как руководитель будет оплачивать больничные и отпуска? Как поступит, если ценные бумаги станут дешевле? На этот и другие случаи предусмотрен финансовый резерв. Поместить средства в резерв нужно предварительно, а отправив их на «черный день» — внести в статью расходов. Такой ход предусмотрен статьей 25 НК РФ.
А в статье 266 НК РФ прописана ситуация, когда в резерв можно отправить средства на оплату сомнительных долгов. Это может быть поручительство или банковская гарантия, главное, чтобы в компании сумма для погашения подобной задолженности была. Каким образом уменьшается налоговая выплата в этом случае? Зависит от типа расчета налога на прибыль. Первый тип — кассовый, второй — метод начисления.
Метод начислений является основным, именно на нем делается акцент в статье 25 НК РФ. Для кассового варианта действует система ограничений: его можно применить, только если ваша компания не получала доходы, превышающие 1 млн. рублей за квартал без учета НДС. И так на протяжении 4-х кварталов подряд (статья 273 НК РФ).
Статьей 272 НК РФ определено, что метод начислений можно использовать следующим образом: расходы на формирование резерва можно учесть в том периоде, в котором он был сформирован, независимо от фактической траты этого бюджета. Таким образом, можно уменьшать объем налога на прибыль по своему усмотрению. Это не уход от выплаты, а перенос ее на следующий отчетный период. В некоторых случаях это очень удобно.
И про бонус. Скидки и акции, которые компания предлагает клиентам — тоже статья расходов. Она относится ко внереализационным расходам — их тоже вычитают из доходов, полученных в расчетный период (подп. 19.1 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Убытки организации
В пункте 2 статьи 265 НК РФ есть информация о том, что уменьшить налог на прибыль можно за счет списания трат на убытки. Если в текущем отчетном периоде вы только выявили убытки, которые организация понесла раньше, их можно включить в статью расходов.
Ограничений, которые касаются сумм убытков, нет. Гасят убытки в хронологическом порядке, начиная с самых древних и заканчивая свежими. Если вы понесли убытки в текущем налоговом периоде, то, по закону, вы можете перенести убыток на будущее, но не больше чем на 10 лет.
Аренда и эксплуатация помещения
Существует ряд статей расходов, которые сложно проверить досконально со стороны налоговой службы. Компании пользуются этим и увеличивают те суммы, которые якобы тратят на аренду офисов, вывоз мусора или поддержание помещения в рабочем состоянии.
Искусственное повышение расходов считается незаконным, поэтому лучше не завышать цены втрое, а досконально проверить, все ли затраты, касающиеся помещений и их эксплуатации, вы учли и внесли в отчетность. Помочь сделать верные расчеты и пройтись по всем статьям расходов помогут профессиональные юристы.
Работа маркетолога
В подп. 15 п. 1 ст. 264 НК РФ есть информация о такой статье расходов как «расходы на консультационные и иные аналогичные услуги». Если вы сотрудничаете с маркетологом или другими консультантами, вы можете включить оплату их труда в статью расходов и уменьшить налог на прибыль.
Важно, чтобы работа маркетолога и оплата тех исследований, которые он делает, касалась непосредственной деятельности компании. Еще один нюанс — актуальность исследований. Если компания находится на подъеме, обосновать необходимость анализа рынка, изучения конкурентов и поиска новых стратегий увеличения прибыли будет проблематичнее.
Плата за товарный знак
Товарный знак — обязательный атрибут брендирования. Его создают профессиональные дизайнеры, а затем он эксплуатируется повсюду: в рекламе, на визитках, на продукции, в помещении. Создание и использование товарного знака стоит денег. Вы включили эту статью в расходы? Если нет, это можно сделать в текущем периоде. Согласно подп. 37 п. 1 ст. 264 НК РФ плату за использование интеллектуальной собственности можно причислить к законным расходам. Есть еще несколько позиций, наиболее часто включаемых в статью расходов:
Для того чтобы учесть все возможные траты, связанные с интеллектуальной собственностью, лучше обратиться к профессиональным юристам. В п. 3 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» есть информация о том, что логотип, также как и ряд других объектов интеллектуальной собственности можно причислить к нематериальным активам и вычесть затраты после их покупки или регистрации.
Заказ формы
Статья расходов, связанная с покупкой брендированной или классической формы, относится к расходам на оплату труда сотрудников. Это предусмотрено п. 5 ст. 255 НК РФ. Форма — важная составляющая бизнес проекта. Благодаря удобной, качественной и стильной одежде сотрудники чувствуют себя уютно и быстрее справляются с поставленными задачами, а у клиентов, подрядчиков и инвесторов складывается положительное мнение о компании в целом.
Важно, чтобы сотрудник не оплачивал форму самостоятельно, а получил ее бесплатно или со скидкой, с переходом в собственность. Важно чтобы на одежде был фирменный знак (аксессуары, такие как косынки, кепки или фартуки — не в счет).
Амортизация и демонтаж
Письмо Минфина от 17 января 2006 г. № 03-03-04/1/27, которое актуально и сегодня, включает перечень статей, относящихся к расходам на ликвидацию средств, выводимых из основной эксплуатации. К ним относят: суммы недоначисленной амортизации, оплата демонтажа имущества и оплату вывоза имущества. Вы не забыли включить такие расходы в отчетность?
Развитие кадров
В перечень расходов, касающихся производства и реализации товаров и услуг, входит обучение сотрудников. Это может быть профессиональная подготовка или переподготовка, повышение квалификации и другие формы обучения, которые обоснованы производственным или другими бизнес-процессами.
Обоснование списания таких расходов есть в п. 3 ст. 264 НК РФ. При этом важно, чтобы у сотрудника был заключен трудовой договор с организацией. Направлять сотрудника можно только в те образовательные учреждения или филиалы, которые имеют соответствующую лицензию.
Грамотная система налогообложения
Самым верным способом следить за итоговыми налоговыми выплатами и снижать их по мере возможности, является ведение профессиональной учетной политики. Если с вами работают профессиональные юристы, они выполнят три действия, которые помогут уменьшить налог на прибыль законным способом:
Задача юристов — выбрать правильную систему налогообложения и составить учетную политику, которая принесет выгоду. Вы работаете с профессиональным юристом? Если нет, попробуйте — это сэкономит ваше время и снизит риски потери прибыли.
Поручите задачу профессионалам. Юристы выполнят заказ по стоимости, которую вы укажите. Вам не придётся изучать законы, читать статьи и разбираться в вопросе самим.
Декларации «к уменьшению» по налогу на прибыль под контролем налоговиков
ФНС России обязала налоговые инспекции информировать о декларациях по налогу на прибыль, в которых сумма налога «к уменьшению» составляет более 10 млн. рублей. Об этом налоговики сообщили в письме от 20.08.2021 г. № ВД-4-1/13447@.
Под декларацией по налогу на прибыль организаций «к уменьшению» на сумму свыше 10 млн. рублей понимается:
При получении деклараций по налогу на прибыль организаций «к уменьшению» на сумму свыше 10 млн. рублей:
При этом информацию о декларациях «к уменьшению» на сумму свыше 10 млн рублей в федеральный бюджет в адрес ФНС больше направлять не надо.
Если организация участвует в налоговом мониторинге и в отношении нее камеральная проверка не проводится, то информация по налоговым декларациям по налогу на прибыль организаций «к уменьшению» свыше 10 млн. рублей представляется при получении налоговой декларации и при возврате либо зачете в другой налог средств организации.
О том, как заполнить декларацию по налогу на прибыль читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»
Мы пишем полезные статьи, чтобы помочь вам разобраться в сложных проблемах бухучета, переводим сложные документы «с чиновничьего на русский». Вы можете помочь нам в этом. Это легко.
*Нажимая кнопку отплатить вы совершаете добровольное пожертвование
Убытки в декларации: чем опасны и как пояснить их налоговой
Инспекторы вправе требовать пояснений в рамках камеральной проверки, если компания отразила в декларации убыток. Это касается убытков по итогам и года, и отчётных периодов. Поэтому многие бухгалтеры предпочитают занижать расходы и подавать неправильную прибыльную декларацию. Но убыток — это нормально, если он обоснован. Расскажем, как пояснить налоговой убыток в отчётном периоде.
Если компания показала убыток за отчётный период в декларации по налогу на прибыль, то во время камеральной проверки налоговики могут прислать требование о пояснении размера убытка (п. 3 ст. 88 НК РФ).
Такая же ситуация возникает при проверке убыточной декларации по УСН «доходы минус расходы» и бухгалтерской отчётности. Но эти отчёты бизнес сдаёт раз в год, а декларацию по налогу на прибыль ежеквартально или ежемесячно.
Как реагировать на требование
Срок для ответа считается с даты получения требования о пояснениях. Если компания отчитывается на бумаге, требование придёт ей почтой. Датой его получения считается шестой день со дня отправки заказного письма (абз. 3 п. 4 ст. 31 НК РФ).
Если организация или ИП обязаны отчитываться в электронном виде, требование от налоговой придёт им через оператора. В этом случае срок ответа на требование отсчитывается с даты отправки квитанции о приёме. Но подтвердить получение позже, чтобы выиграть время, не получится: НК даёт на отправку квитанции те же 6 рабочих дней (п. 5.1 ст. 23 НК РФ). Если не отправить квитанцию вовремя, в течение следующих 10 рабочих дней налоговики могут заблокировать счёт налогоплательщика (пп. 2 п. 3 ст. 76 НК РФ).
После отправки квитанции у налогоплательщика есть 5 рабочих дней, чтобы отправить пояснения или уточнённую декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ). За опоздание с ответом на требование налогоплательщика могут оштрафовать на 5 000 рублей, при повторном нарушении в течение года — на 20 000 рублей (ст. 129.1 НК РФ). Ответственность граждан и должностных лиц — до 1000 или до 4000 рублей штрафа соответственно (п. 1 ст. 19.4 КоАП РФ).
Наконец, если проигнорировать требование ИФНС, это может привлечь нежелательное внимание налоговиков к организации вплоть до назначения выездной проверки.
Расскажем, как действовать дальше в зависимости от того, что вы решили предпринять: подать уточнённую декларацию или обосновать убытки.
Вариант 1. Отправляем уточнёнку
Если при составлении декларации допущена ошибка и убытка на самом деле нет, нужно подать уточнённую декларацию. Пояснения в таком случае можно не давать, а камеральная проверка декларации начнётся заново (ст. 129.1 НК РФ). Перед подачей уточнённой декларации заплатите налог и пени. Это позволит избежать штрафа (п. 4 ст. 81 НК РФ).
Вариант 2. Отправляем пояснения
Если вы не собираетесь пересматривать декларацию, надо составить убедительное обоснование размера убытков. Его составляют в произвольной форме, указывая причины, в результате которых возникли убытки.
Рассмотрим типичные ситуации, в которых налоговая запрашивает пояснения, и дадим образцы ответов на требование.
По итогам отчётного (налогового) периода получен убыток
Такое часто случается с недавно зарегистрированным бизнесом или организациями, которые развивают новое направление и вкладывают много денег в закупку оборудования, недвижимости, материалов и пр.
«Старички» от убытков тоже не застрахованы. Причиной может стать сезонное падение спроса, крупная разовая трата, банкротство контрагента, изменение условий договоров и т.д.
Если убыток получен из-за коронавируса и режима самоизоляции, никаких особенностей в пояснении нет. Отсутствие доходов понятно, так как многие фирмы не могли работать, но по-прежнему платили зарплату, аренду, коммуналку и пр. В пояснении опишите обстоятельства и сошлитесь на решения федеральных, региональных и местных властей, например на указы Президента о нерабочих днях от 25.03.2020 № 206, от 02.04.2020 № 239.
Убыток от реализации покупных товаров
Пояснения могут запросить и когда убыток в декларации показан только по реализации покупных товаров. В этом случае налоговые органы подозревают, что компания нарушила правила учёта расходов при реализации товаров (ст. 268 НК РФ) или неправильно распределила расходы на прямые и косвенные (ст. 320 НК РФ).
В первую очередь проверьте, действительно ли вы продали товары дешевле, чем купили. Если нашли ошибку, подайте уточнёнку. Если же в декларации всё верно, готовьте пояснение.
Уменьшение налоговой базы за счёт убытков прошлых лет
При проверке прибыльной декларации налоговая тоже может требовать пояснить убытки. Так бывает, если в отчёте снижена налоговая база за счёт убытков прошлых лет. Такое право налоговиков напрямую не прописано в законе, но арбитражная практика показывает, что суды могут поддержать стремление налоговиков трактовать п. 3 ст. 88 НК РФ расширительно (Постановление арбитражного суда ВВО от 18.01.2016 N Ф01-1806/2015 по делу № А11-372/2015).
Может ли налоговая требовать документы для подтверждения убытков
Вместе с пояснениями налоговики часто требуют представить дополнительную информацию: постатейную расшифровку затрат, развёрнутую по контрагентам кредиторскую задолженность с указанием времени и причины возникновения, регистры бухгалтерского и налогового учёта, первичные документы и даже иногда бизнес-план по выходу на прибыль. Обязан ли налогоплательщик выполнять такие требования?
При даче пояснений, в том числе и по поводу убытков, налогоплательщик вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и бухгалтерского учёта и иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (п. 4 ст. 88 НК РФ). При этом налоговики не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, не предусмотренные статьёй 88 НК РФ (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Закон чётко устанавливает, что налогоплательщик может представить дополнительные документы, но не обязан это делать. На официальном сайте ФНС говорится: «На этом основании будем считать доказанным, что в рамках процедуры истребования объяснений в порядке п. 3 ст. 88 НК РФ налоговые органы не вправе требовать предоставления каких-либо документов».
Тем не менее п. 8.3 ст. 88 НК РФ устанавливает право налогового органа запрашивать первичные документы и регистры налогового учёта при камеральной проверке уточнённой декларации, поданной спустя два года после срока подачи декларации, если в ней уменьшена сумма налога или увеличена сумма убытка.
Что будет, если пояснения не покажутся налоговикам убедительными
В этой ситуации есть три варианта:
Читайте также
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.
Уменьшение налога на прибыль
Чтобы платить меньше налогов, бизнес часто использует сомнительные схемы. ФНС хорошо их знает и тщательно следит за нарушителями. В результате вместо уменьшения налога, бизнес не только платит всю его сумму, но и получает штрафы. Есть и законные способы уменьшить налог на прибыль. Разберемся, как легально помочь своему бизнесу сократить платежи в бюджет.
Использовать льготные ставки
Стандартный налог на прибыль организации платят по ставке 20%: 3% в федеральный бюджет и 17% в бюджет субъекта.
Отдельные категории налогоплательщиков получили льготу по налогу — ставку 0% и для федеральной, и для региональной части. Им не приходится платить налог совсем. Такая ставка действует для следующих налогоплательщиков:
Кроме того, льготные ставки установлены в отношении некоторых доходов, например, от продажи акций и долей, дивидендов и пр. Полный перечень льготных категорий и всех возможных ставок дан в ст. 284 НК РФ.
Формировать резервы
Организация может создать резервы на оплату отпусков, ремонт и гарантийное обслуживание, ремонт основных средств, возмещение непогашенных задолженностей. Они полезны в работе: помогают вовремя отремонтировать сломанный станок или не уйти в убыток, не получив от покупателей оплату. Бонусом резервы позволяют уменьшить авансовые платежи по налогу на прибыль.
Экономия от формирования резервов зависит от метода признания доходов и расходов: кассовый или начисления. В основном организации на ОСНО применяют метод начисления, так как кассовый доступен только тем, у кого выручка за каждый из четырех предыдущих кварталов не превышала 1 млн рублей. При методе начисления доходы и расходы признаются для расчета налога в том периоде, в котором они начислены, независимо от фактического получения и расходования денег.
Пример. ООО «Розетка» отгрузило товары на 500 000 рублей, но оплату в назначенный срок не получило. Общество применяет метод начисления, поэтому на дату отгрузки уже начислен доход 500 000, который облагается налогом на прибыль. ООО «Розетка» ещё не получило деньги, но уже должно заплатить 20% или 100 000 рублей.
Если создать резерв по сомнительным долгам, то на конец квартала можно списать всю сумму долга при просрочке от 90 дней или её половину при просрочке от 45 дней.
После того как вы получите долг, налог придётся заплатить в полном размере, но уже из полученных денег, а не из своего кармана. Поэтому резервы можно использовать как отсрочку уплаты налога, а не полное освобождение.
Списывать убытки прошлых лет
Если организация получила убыток, его можно включить во внереализационные расходы и уменьшить налог за текущий период.
Налоговый убыток также можно перенести на будущее, уменьшив на его сумму облагаемую по ставке 20% прибыль. Размер переносимого убытка ограничен — налоговая база по налогу на прибыль в периоде, когда производится перенос, не должна уменьшаться более чем на 50% (ограничение действует до 31.12.2020). Убытки надо погашать, начиная с более поздних.
Пример. У ООО «Этника» по итогам 2018 и 2019 года были убытки, 150 000 и 300 000 рублей соответственно. В 2019 году получена прибыль за год — 850 000 рублей, нарастающим итогом 235 000 за 1 квартал, 470 000 за полугодие и 750 000 за год.
Бухгалтер может учесть при расчете базы:
Таким образом, компания уменьшила базу по налогу наполовину. Остаток убытка за 2019 год можно продолжать учитывать в последующие годы.
Проводить маркетинговые исследования и покупать консультации
Чтобы увеличить свои продажи, полезно проводить маркетинговые исследования. Затраты на них могут уменьшить налог на прибыль. Так же работают консультации юристов, бухгалтеров-аутсорсеров и пр.
Этот вариант законен при условии, что затраты оправданы и подтверждаются документами. Такие услуги попадают в состав прочих расходов. Обратите внимание, что затраты должны быть связаны с производством и реализацией, иначе занижение базы по налогу на прибыль могут посчитать необоснованным.
Использовать амортизационную премию
Если компания покупает станки, недвижимость, оборудование и другие основные средства, то может включить в состав расходов отчетного периода до 10% первоначальной стоимости основных средств и расходов на их ремонт, модернизацию, частичную ликвидацию. Лимит расширен до 30% для основных средств 3-7 амортизационных групп. Это и есть амортизационная премия.
Премия помогает раньше отразить в расходах часть капитальных вложений. Она признается как косвенные расходы в том периоде, в котором начата амортизация или изменена первоначальная стоимость ОС.
Решение о том, к каким основным средствам и в каких случаях можно применять амортизационную премию, должно быть прописано в учетной политике. Например, можно применять премию только для ОС дороже 300 000 рублей или только к транспорту.
Пример. В мае 2020 года ООО «Серия» купило и ввело в эксплуатацию четыре грузовика, отнесенных к 5-й группе. Первоначальная стоимость каждой машины 2 млн рублей, срок полезного использования 85 месяцев. База по налогу на прибыль за полугодие 2020 года равна 2,8 млн рублей.
Амортизационная премия помогла уменьшить размер налога на прибыль с 560 000 рублей до 66 823.58 рубля, почти на 90%.
Получить инвестиционный вычет
Инвестиционный налоговый вычет позволяет уменьшить региональную часть налога на прибыль до 90% суммы расходов на покупку, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию, техническое перевооружение объектов основных средств из 3 — 7-й амортизационных групп. Обычно такие расходы признаются в течение срока полезного использования, а не сразу.
В отличие от других вариантов, вычет уменьшает сам налог, а не базу по налогу. Налог в региональный бюджет должен быть уплачен в сумме хотя бы 5% от базы по налогу на прибыль, а федеральную часть можно уменьшить до 0, но не больше, чем на 10% от стоимости приобретения ОС.
Пример. ООО «Березка» получило прибыль 100 млн рублей и купило станок за 10 млн рублей. Налог на прибыль в региональный бюджет — 17% или 17 млн рублей.
Применение этого вычета должно быть прописано в учетной политике.
Ведите учет доходов и расходов в Контур.Бухгалтерии. Налог на прибыль по итогам периода рассчитывается на основании внесенных данных, декларацию тоже формируется в автоматическом режиме. Ведите бухучет, считайте зарплату, платите налоги и сдавайте отчетность через интернет. Все новые пользователи получают 14 дней работы в сервисе в подарок.