Напишите кратко в чем суть цивилизационного познания исторического процесса
В чем суть цивилизационного подхода к истории
Цивилизационный подход — в чем суть
Цивилизационный подход — это исследование закономерной смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде.
В XIX веке историки и философы полагали, что все человечество имеет единую историческую судьбу. В древности мир был расколот на тысячи первобытных народов. Постепенно многие из них объединились, образовали государства, изобрели письменность и стали переходить от простейших орудий труда ко все более сложной технике.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Ученые считали, что когда-нибудь в будущем расколотый мир станет единым, богатым и благоустроенным. Они были уверены, что у всех народов один и тот же путь развития, но некоторые ушли по нему уже очень далеко, другие отстали, а третьи только-только отправляются в дорогу. Этот путь состоит из нескольких стадий, последняя, высшая из них — цивилизация.
Слово произошло от латинского «civilis» — «гражданский», «государственный». Она наступает после стадий трехступенчатой периодизации развития общества, которые условно именовали «дикостью» и «варварством». Объединить и благоустроить мир могут лишь цивилизованные народы, т. е. обладающие государством, письменностью, сложной культурой и развитой техникой, способные поддерживать мирные международные отношения. Поэтому многие считали, а кто-то и до сих пор продолжает считать, что культура и цивилизация — различные названия одного и того же.
Во второй половине XIX и в ХХ веке большее распространение получила другая точка зрения. Признание важности устойчивых, неповторимых особенностей культуры, определяющей мысли, чувства и поведение людей, легло в основу исторического релятивизма. Суть этого подхода заключается в том, что каждая цивилизация проходит собственный путь социальной эволюции. Эту точку зрения наиболее последовательно выразили Николай Яковлевич Данилевский, Освальд Шпенглер и Арнольд Джозеф Тойнби.
По мнению английского историка и социолога Тойнби, человечество — это совокупность отдельных цивилизаций. Определяющим для каждой цивилизации являются устойчивые типы мышления и чувствования, выраженные прежде всего в религии. В отличие от Шпенглера, для Тойнби культура — не этап в развитии общества, а постоянное ядро цивилизации, всегда присутствующее в ней. Цивилизация возникает как удачный «ответ» на «внешние» или «внутренние вызовы», как реакция на некую неповторимую историческую ситуацию, будь то угрозы со стороны воинственных соседей, ограниченность географического пространства или бедность природных ресурсов.
Современные ученые предполагают, что у человечества множество путей развития и, возможно, все они направлены в разные стороны. Когда один или несколько народов, объединенных общей культурой, достигают высшей стадии, они находят свою дорогу, собственный неповторимый образ жизни. Эту общность, выбравшую свой исторический маршрут, чаще всего тоже именуют цивилизацией. История каждой такой цивилизации является самой крупной единицей измерения в истории человечества.
Плюсы и минусы, особенности
Несомненным достоинством подхода является то, что он позволяет учитывать не только классы и социальные группы, но и человеческие ценности, влияющие на их взаимодействие. Они оказывают большое влияние и на социально-экономическое развитие конкретного общества, и на его отношения с другими народами. Таким образом можно выявить и сформулировать нравственные нормы, объединяющие людей в одно общество. Это будет плюсом в случаях, когда для исследователя важнее понять сущность общества в целом, учесть духовные факторы, а не только экономические или политические.
Минусов у подхода больше.
Во-первых, чрезвычайно сложно провести грань между цивилизациями. Например, в Америке задолго до того, как ее открыл Колумб, возникло и пало несколько великих империй, внутри которых процветало искусство, развивались религиозные культы. Каждая из них многое унаследовала от предшественниц. Но их отделяли друг от друга огромные пространства дикой природы, а порой и столетия, и невозможно определить, одна это цивилизация или несколько разных.
Никто не может сказать, сколько цивилизаций на Земле. Например, А.Д. Тойнби в многотомном труде «Исследование истории» называет разное число цивилизаций: сначала 21, а затем только 13.
Шпенглер выделил восемь культур-цивилизаций:
Во-вторых, «душу культуры», своеобразную программу развития социума, по мнению Шпенглера, в принципе невозможно сформулировать, можно зафиксировать лишь отдельные внешние проявления.
Например, для античной культуры характерны первичность трех измерений пространства с их четкой и однозначной геометрией, преобладание пластики в искусстве и геометрии в математике, «скульптурные» идеи Платона в философии. Европейская культура ориентируется на иное измерение реальности — время. Для нее характерны проблемы одиночества в этике, учение о бесконечности в физике и политический динамизм.
Очевидно, что существенным недостатком этой концепции является сложность и крайняя субъективность понимания, в чем суть той или иной цивилизации и ее отличие от других. Это позволило нацистам использовать теории Шпенглера для противопоставления прусской культуры всем остальным, несмотря на его возражения.
В-третьих, цивилизационный подход рассматривает личность как уникальную в уникальном обществе, и это противоречит диктату культуры во всех сферах жизни. Само изучение исторических фактов в этом подходе представляет собой что-то вроде коллекционирования. История — музей локальных цивилизаций, и пусть они проходят схожие стадии развития, трудно экстраполировать закономерности одной культуры на другую.
В-четвертых, цивилизационный подход недооценивает социально-экономические и политические факторы. Он в принципе не может заменить формационный подход, но может сочетаться с ним, расширяя и уточняя классификацию государств.
Основоположник цивилизационного подхода
Социолог Николай Яковлевич Данилевский первым противопоставил славянскую культуру западноевропейской, отказавшись от европоцентризма. В 1869 году он написал научный труд «Россия и Европа», где доказывал, что ни одна культура не может считаться более развитой, чем другие, хотя славяне во многих отношениях и обогнали европейцев в развитии. По мнению Данилевского, каждая из десяти выделенных им цивилизаций, которые он называл «культурно-историческими типами», имеет четыре основных характеристики:
Понимание специфики экономических процессов цивилизационного подхода
В отличие от марксистского, формационного подхода, делящего экономические формации по типам производства, цивилизационный подход исследует экономическое развитие общества через человека, через его ценности и мотивации вести ту или иную экономическую деятельность. Такое отношение вполне коррелирует с понятием «человеческого капитала», используемом в современной экономической науке.
Цивилизационный подход к изучению истории России, основы
Россия всегда была более открыта внешнему миру, чем цивилизации Запада и Востока, но при этом творчески перерабатывала все традиции и ценности, пришедшие извне. Многие отечественные историки, мыслители и философы проводили многосторонний анализ истории России как целостности, неповторимой в своей исторической индивидуальности.
Во второй половине XIX века выделилось направление славянофилов, пытавшихся в своих трудах выявить особенности русской культуры. Большинство из них полагало, что существует некий «духовный фактор», определяющий историческое и цивилизационное развитие России, и считали ее единственной «самобытной» цивилизацией, которой желательно избавиться от всего заимствованного, «наносного». По их мнению, в основе разделения русской и западноевропейской цивилизаций лежал именно религиозный фактор. Также славянофилы пытались выделить критерии и виды цивилизаций.
Задолго до Н.Я. Данилевского и других мыслителей XIX века монахи-летописцы включали события на территории России в канву мировой истории, проводили сравнение Византии и Руси, восточного христианства и языческих традиций. Перу митрополита Иллариона, сподвижника великого князя Ярослава, принадлежит «Слово о законе и благодати» — первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли. В нем митрополит утверждал идею независимости и полноправности Руси среди других европейских государств, используя в качестве аргументов библейские сюжеты.
Используя устные рассказы древних старцев, документы княжеского архива, жития святых, иноземные хроники и народные сказания, сам будучи очевидцем многих событий, Нестор создал монументальное историческое произведение «Повесть временных лет». С первых строк он начинает рассказывать о расселении народов, о разделении их на семьдесят два языка, и далее излагает события Библии, выводя из них происхождение славян. Таким образом историю славян и Руси Нестор вписал в историю всемирную, где славяне заняли свое место среди других народов.
Цивилизационный подход к типологии государств
Учитывая специфику цивилизационного подхода, представляется затруднительным в его рамках отделить общество от государства. В отличие от традиционной геополитики, для этого подхода дух, объединяющий общество, важнее территориального и национального единства.
Общества, согласно цивилизационному подходу, делятся на три типа:
Каждая локальная цивилизация со временем или пропала, или переродилась в особенную. Примером особенной цивилизации может служить западноевропейская или арабская. Обе они объединили несколько стран с общей культурой. Позднее начала формироваться современная цивилизация с сохранением традиционной социокультурной базы, органически совмещенной с современными социально-политическими структурами, готовая совместно реагировать на глобальные вызовы, стоящие перед всем человечеством.
Цивилизационный подход к изучению истории: основы
Всем моим читателям и друзьям сайта пламенный привет! В самых топовых олимпиадах по истории в последнее время стали включать различные научные исторические теории. Такое давно уже наблюдаю по обществознанию, по истории это только набирает силу.
Поэтому сегодня рассмотрим цивилизационный подход к изучению истории. Его я сам применял еще в вузе при написании курсовых и диплома. Подход очень интересен сам по себе. В общем, если хотите проходить все олимпиады по истории на отлично, то информацию, которую приведу ниже, надо серьезно понять и усвоить.
Что такое подход в истории?
“Подход”, “теория познания”, “методология” — это все суть одно и тоже. Да, многие коллеги скажут, что я тут все упрощаю — и это правда. Мне важно донести основы до вас, а копнуть глубже каждый сам уже сможет.
Представьте себе, что вы смотрите сквозь замочную скважину на что-то интересное. Это может быть старый престарый дом, в котором живут странные люди, или просто вы смотрите, можно ли туда забраться.
Все, что вы видите, ограничено замочной скважиной, ее пределами, границами. Так вот эта “замочная скважина” и есть исторический подход, теория познания или методология. Она позволяет ученым анализировать события прошлого, выделяя в них те или иные закономерности.
По сути, подход — это теория, которая глобально объясняет, почему происходили те или иные события? Почему исторический процесс пошел именно по этому пути, а не по другому?
Основные принципы цивилизационного подхода
Цивилизационный подход к изучению истории активно стал применяться в прошлом, 20 веке. Да он, собственно тогда и появился в полной мере. Хотя истоки, понятно, восходят к Античности — к Гесиоду с его регрессивным развитием или к Аристотелю.
Одним из первых основателей научного цивилизационного подхода по праву считают немецкого историка и философа Освальда Шпенглера. Также его тезисы были сформулированы в трудах английского ученого Арнольда Тойнби и затем американского исследователя Самюэля Хантингтона. О чем писали все эти люди?
История развивается нелинейно и не одинаково. Главным является понятием цивилизации. Цивилизация — это группа стран и народов, связанных общей культурой и историей. Более детально читайте эту мою статью.
Цивилизаций было множество: античная объединяла в себе древний Рим и древнюю Грецию; западно-европейская; арабская, сино-буддийская (Китай, Индия, Япония, Корея), православная, англо-американская.
Любая цивилизация проходит несколько стадий своего развития: рождение, рост, расцвет и упадок. Причем новая цивилизация обычно развивается не на пустом месте, а вбирает в себя достижения предшествующей. Так западноевропейская цивилизация усвоила римские достижения: римское право, латынь, христианство, систему земельных отношений (колонат), римскую культуру.
Православная цивилизация, центром которой всегда была Россия, строила свое существования преимущественно на византийской культуре. И так далее.
Каждая цивилизация уникальна. Нет “плохой” и “хорошей” страны, народа, этноса. У каждого такого образования есть своя уникальная культура, которая сформировалась под влиянием уникальных природных условий, в которых данный народ или этнос сформировался.
Эти идеи а в дальнейшем были развиты английскими учеными и американскими антропологами. Повод к этому был очень серьезный — Вторая мировая война. Вернее Тихоокеанская война, как период или часть этой глобальной войны.
Дело было в том, что США вступили в войну с Японией — крайне непонятной страной. Японцы не сдавались в плен, убивали себя, жестоко обращались с военнопленными и вообще уничтожали себя ради уничтожения вражеской техники. Как воевать с таким врагом, которого не понимаешь? Ведь первое правило войны: понять, как думает твой противник.
И вот американский антрополог Рут Бенедикт, не владея японским, проживая в США смогла изучить и выделить архетипы японской культуры, которая оказывает на японцев крайне серьезное влияние и по сей день. Впервые была дана методология, которая бы объясняла по сути любую культуру. А также давала инструментарий для понимания этой культуры.
Вы должны понять, что я тут просто не смогу воспроизвести все нюансы и тонкости. Моя задача, чтобы вы поняли, что такое цивилизационный подход.
Так вот рассматривая историю, прошлое как набор цивилизаций, можно выделить те или иные культурные элементы, которые влияли на людей в прошлом. Тогда быть может мы и сможем понять, почему происходили те или иные события. Это реально крутая методология, от осознания возможностей которой дыбом встают волосы даже там, где они не растут 🙂
Разумеется, как и всякий подход, он имеет ряд изъянов. Главным из них является вопрос о единых критериях выделения цивилизаций. А их просто не существует. Нет у них четких границ. Однако методология работает в ряде исследований — и этого вполне достаточно.
Надеюсь, вы хоть что-нибудь поняли из прочитанного. Задавайте вопросы в комментах, если будут вопросы. А вопросы — всегда выдают думающего человека.
Мы детально разбираем все теории познания на наших курсах подготовки, когда проводим вебинары по подготовке к олимпиадам. Так что, если хотите побеждать на олимпиадах по истории, и сдать ЕГЭ на действительно высокие баллы, добро пожаловать к нам, на наши курсы.
Также делитесь этой статьей с друзьями в социальных сетях: вам все равно, а мне приятно!
Цивилизационный подход в историческом познании
В отличие от формационной парадигмы, цивилизационный подход не претендует на строгое однозначное толкование исторического процесса и включает в себя чрезвычайно широкий спектр теоретических моделей познания. Тем самым обеспечивается легитимность принципа дополнительности,согласно которому ни одна концепция истории не может претендовать на всеобъемлющее и окончательное знание, поскольку социальный организм (общество) представляет собой бесконечно сложный и перманентно изменчивый объект, объяснение и понимание которого возможно лишь на основе множества наук и теорий, дополняющих друг друга. Отечественный исследователь И.С. Кон отмечает в связи с этим: «История обрела новые объекты исследования: то, что раньше затрагивалось мимоходом или не освещалось вовсе, теперь стало предметом специальных исследований… Традиционный историк занимался в первую очередь определенным хронологическим периодом и страной. Современный историк тоже связан рамками места и времени, но он все чаще отправляется от проблемы, поставленной теоретическим обществознанием, которую он и исследует на своем материале. Его интересует не только и не столько взаимосвязь событий, сколько эволюция определенных социально-экономических или психических структур, процессов и отношений. Новые разделы истории более теоретичны и гораздо теснее связаны со смежными науками» (Кон И.С. История в системе общественных наук // Философия и методология истории. М., 1977. С. 15).
Центральным в цивилизационной парадигме (подходе) является понятие «цивилизация»,которое происходит от латинского слова “civilis”, что означало «гражданин», «городской житель», а также культурный образ жизни общества, противостоящий дикому, природному состоянию. Считается, что в широкий оборот термин «цивилизация» ввел маркиз де Мирабо в трактате «Друг законов» (1757). Его определение близко изначальному: «цивилизация есть смягчение нравов, учтивость, вежливость и знания, распространяемые для того, чтобы соблюдать правила приличий и чтобы эти правила играли роль законов общежития» (Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей // Февр Л. Бои за историю. М., 1991). Новое значение и широкое применение термин «цивилизация» приобретает в эпоху Просвещения. В смысле высшего этапа развития общества, противостоящего дикости и варварству, его используют П.А. Гольбах и Ж.А. Кондосре (Там же. С. 245).
Однако впоследствии этот термин стал обозначать все большую группу общественных явлений и состояний. «Понятие «цивилизация», – в частности, отмечает Л.Февр, – бывшее столь простым в момент своего появления на свет, обогащалось новыми значениями и обнаруживало свойства, которые нельзя было предвидеть» (Там же. С. 270). Современный российский исследователь Б.С. Ерасов выделяет, по крайней мере, семь различных толкований этого термина (Ерасов Б.С. Сложившееся употребление слова «цивилизация» // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов. М., 1998. С.18 – 26).
В нашем учебном курсе мы будем употреблять данное понятие в двух ключевых смыслах – универсальном, общечеловеческом и локально-цивилизационном.
В первом смысле – универсальном, общечеловеческом – цивилизация –это социокультурная общность людей, «формируемая на основе универсальных, т.е. сверхлокальных ценностей, получающих выражение в мировых религиях, системах морали, права, искусства. Эти ценности сочетаются с обширным комплексом практических и духовных знаний и разработанными символическими системами» (Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. С. 25). Цивилизация – это «совокупность достижений человеческой культуры и стремлений, выходящих за пределы собственно животного уровня» (Webster’s Third International Dictionary of the English Language. Springfield, Mass., 1966. P. 413). В таком понимании категория «цивилизация» призвана отразить фундаментальные различия социально-исторического процесса и эволюции природы:
а) универсальные, общечеловеческие мотивы творческой активности общества;
б) особые средства и способы реализации этой активности, ее материальные и духовные результаты, отражающие всеобщую уникальность человеческого рода.
Необходимость и познавательную целесообразность такого подхода подчеркивает отечественный культуролог Н.И. Конрад: «…смысл исторических событий, составляющих, казалось бы, принадлежность только истории одного народа, в полной мере открывается лишь через общую историю человечества» (Губман Б.Л. Смысл истории: Очерки современных западных концепций. М.: Наука, 1991. С. 10).
Таким образом, в общесоциальном и общеисторическом смысле категория «цивилизация» должна отразить принципиальные различия человеческой истории (социальных изменения) и эволюции природы, прежде всего, особые мотивы (императивы) изменений и особые способы их осуществления.
Мотивы изменений в обществе, на первый взгляд, подобны мотивам изменений всех объектов природы. Там и здесь изменения определяются потребностью в приспособлении к изменчивости окружающей среды. Назовем этот тип изменений адаптационным. Так, по мере похолодания (наступления ледникового периода) животные и люди, дабы выжить, должны были перестраиваться, видоизменяться. Например, животные – увеличивать волосяной покров, а люди – «покорять огонь», производить теплую одежду, строить жилища и т.д.
Однако мотивы изменений в человеческом обществе, в отличие от животного мира, не ограничиваются «приспособленческими» потребностями. Человеческая история – и в этом ее важнейшее уникальное качество – направляется (детерминируется) и другими мотивами, прежде всего, идеальными целями и смыслами. Уникальной особенностью людей является способность осмысливать свое существование в мире не только в контексте удовлетворения биологических потребностей самосохранения, выживания и продолжения рода, но и с позиций некоего абсолюта, т.е. воображаемого и желаемого статуса, преодолевающего многочисленные естественные ограничения человеческой воли и деятельности. Эту уникальную способность, в частности, подчеркивал выдающийся философ ХХ века Карл Ясперс. «Осознавая свои границы, он (человек. – Авт.) ставит перед собой высшие цели, познает абсолютность в глубинах самосознания и в ясности трансцендентного мира» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. 2-е изд. М., 1994. С. 33).
О каких границах здесь идет речь? Прежде всего о естественном ограничении времени существования человека и человечества. Это ограничение ощущается в первую очередь в страхе перед смертью и осознается в многочисленных мифах и легендах об «эликсире вечной молодости», о Кащее Бессмертном, в религиозных представлениях о вечной загробной жизни.
То же можно сказать и об ограниченности человека пространством. Издавна люди стремились расширить степень свободы в овладении пространством. Эта тенденция прослеживается в различных формах и достижениях у всех народов со времен зарождения древних цивилизаций до наших дней. Иллюстрацией здесь является необратимый прогресс в развитии транспорта (от гужевого до космического), а также средств массовой информации, которые к настоящему времени обеспечивают виртуальное присутствие человека в любой точке земного шара.
В отношениях с обществом человек также всегда стремится, по выражению Ф. Энгельса, прорваться «из царства необходимости в царство свободы». И в этом плане реальная история демонстрирует поступательный прогресс. Сравните, например, степень социальной свободы в первобытно-общинном, рабовладельческом, феодальном, буржуазном и современном, постиндустриальном обществах. Вспомните также, что социальная свобода и справедливость почти всегда выступали главной целью большинства революций.
То же можно сказать и о неизбывном стремлении людей обрести власть над собой, т.е. подчинить свои иррациональные страсти, инстинкты, настроения и потребности разумному (рациональному) началу – от стремления соблюдать рациональную диету до стремления подчинить социальную стихию рационально сформулированным общественным и правовым нормам. Вот что в связи с этим говорил выдающийся отечественный богослов и философ протоиерей Александр Мень: «Вы легко мне возразите: а сколько было ступеней, ведущих вниз? Да, конечно, на первый взгляд, ступеней, ведущих вниз, больше. Людей, которые падали и катились вниз, в бездну, больше. Но для нас важно, что человек все-таки поднимался в эти надоблачные вершины. И он тем и велик, человек, что он был способен подняться туда, где, как говорил Пушкин, «соседство Бога» (Мень А. ХРИСТИАНСТВО // Литературная газета 19.12.90. № 51). Таким образом, при всем бесконечном своеобразии, самобытности и противоречивости истории локальных цивилизаций и культур мировая цивилизация имеет общую мотивационную основу развития – стремление к расширению степени свободы по векторам отношений человек-время, человек-пространство, человек-природа, человек-общество, человек-человек.
Другим важнейшим признаком мировой цивилизации, выделяющим ее из окружающего природного мира, являются уникальные средства, способы и технологии реализации адаптационных потребностей и целесмысловых мотивов деятельности. На эту особенность обратил внимание, в частности, немецко-американский философ и психоаналитик Эрих Фромм (1900-1980), по которому человек является биологически ущербным существом. Что же это значит? Если животные приспосабливаются к изменчивости окружающей среды аутопластически (т.е. изменяют свои физиологические параметры), то человек, прекратив свою физиологическую эволюцию много тысяч лет назад, реализует адаптационные потребности и целесмысловые мотивы принципиально иным, культурным способом – аллопластически,т.е. изменяет окружающую природную и социальную среду «под себя», творчески созидает как бы искусственную, «вторую природу». Она включает в себя как материальные, так и идеальные составляющие. К материальной составляющей относятся орудия труда и его результаты, материальные памятники культуры и т.д. К идеальной – искусственные средства коммуникации (прежде всего, устный и письменный язык), искусственные нормы регулирования и упорядочения социальных отношений (традиции, обычаи, мораль, религиозная этика, правовые системы и т.д.), данные науки и идеологические конструкции.
Поэтому в терминах общесоциального подхода цивилизация – это совокупность материальных и идеальных продуктов творческой человеческой деятельности, которая детерминирована (определяется) как адаптационными потребностями, так и смыслоцелевым мотивом расширения свободы в отношениях человека со временем, пространством, природой, обществом и самим собой.Все это в первую очередь и отличает цивилизованный (civilis) образ жизни людей от «грубого», «дикого», «лесного» образа жизни первобытных людей и животных – “silvaticus”. В латинском языке слово «civil», означало «городской», «государственный», «гражданский» образ жизни, противопоставляемый «лесному, грубому, дикому» образу жизни первобытных людей, схожему с образом жизни животных.
В чем же заключается познавательная и социально-практическая продуктивность этой (цивилизационной) парадигмы?
Во-первых, при объяснении и понимании исторического процесса он исходит из его человеческого измерения, т.е. из реальных мотивов и смыслов человеческой деятельности как главных предпосылок социальных изменений.
Во-вторых, в ее рамках сочетаются, взаимодополняют друг друга методология объяснения (т.е. раскрытие объективных предпосылок и закономерностей исторических изменений) и методология понимания,которая предполагает постижение прошлого через проникновение в человеческую спонтанность, через погружение в смыслы и идеи, которыми руководствовались и руководствуются люди, творя историю.
В-третьих, цивилизационная парадигма формулирует подлинно гуманистические и одновременно объективные критерии социального прогресса, который в ее терминах воплощается, прежде всего, в расширении свободы самополагания человека, предоставляемой обществом.
Кроме того, подобная парадигма необходима и для ответа на фундаментальные вопросы:
1. Каковы общие тенденции развития мировой цивилизации?
2. Каким образом они влияют на развитие каждой отдельной страны, сочетаются и взаимодействуют с ее цивилизационной самобытностью?
3. Какие глобальные угрозы встают на пути человечества?
4. Каковы общечеловеческие идеалы и ценности, на основе которых можно устранить эти угрозы (глобальные проблемы), обеспечить прогресс, справедливость и равноправие как в рамках мирового сообщества, так и в каждом отдельном обществе?
Однако известно, что реальная история бесконечно разнообразна. Обладая схожими мотивами активности и средствами реализации практических и идеальных потребностей, народы и государства отличаются системами материального производства и социальной организации, политического устройства, менталитетом, конфессиональной принадлежностью и т.д. Да и результаты их цивилизационного развития весьма различны, что, в частности, подтверждается делением современного мирового сообщества на страны, принадлежащие к «первому», «второму» и «третьему» мирам, к «мировому городу» и к «мировой деревне». Поэтому перед общественными науками, включая исторические, всегда возникают проблемы описания и объяснения этого разнообразия, определения неповторимой самобытности общественных порядков и культур. Соответственно, универсалистская, глобально-цивилизационная парадигма должна быть дополнена локально-цивилизационным подходом,суть которого состоит в том, что всемирная история представляет собой не целостный процесс социальных изменений, поэтапно разворачивающийся во времени, а отдельное развитие независимых друг от друга социально-политических и территориально ограниченных образований, которые именуются цивилизациями (Чумаков А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира. М., 2005. С. 304). Именно этот локальный подход имеет наиболее давнюю историю.
До сих пор ведущую роль в разработке и применении локально-цивилизационнго подхода играют концепции таких видных мыслителей, как М. Вебер, О. Шпенглер, А. Тойнби. Существенный вклад в формирование и развитие цивилизационной парадигмы внесли также Н.Я. Данилевский, П. Сорокин и С. Хантингтон (Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990; Шпеглер О. Закат Европы. М., 1993; Тойнби А. Дж. Постижение истории. М., 1991; Данилевский Н.Я. Россия и Европа. Взгляд на культурные и политические отношения Славянского мира к Германо-Романскому. СПб., 1995; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1999.)
Многие современные исследователи стремятся сформулировать некий синтезированный, обобщающий комплекс типологизации цивилизаций. По мнению А. Малашенко, цивилизация «есть совокупность отношений между людьми одной конфессии, а также между индивидом и государством, сакрализованные религиозной или идеологической доктриной, которая обеспечивает стабильность и длительность в историческом времени фундаментальных нормативов индивидуального и общественного поведения» (Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. М.: Интерпракс, 1994. С. 36). В трактовке Л.И. Семенниковой цивилизацию следует выделять по следующим признакам: 1. Общность и взаимозависимость историко-политической судьбы и экономического развития. 2. Взаимопереплетение культур. 3. Наличие сферы общих интересов и общих задач с точки зрения перспектив развития.
. При всей самобытности, разнообразии взглядов этих мыслителей они исходили из общих парадигмальных посылок:
1. В отличие от формационной парадигмы, которая акцентирует принципиальное единство мировой истории, ее прогрессивную направленность, сторонники цивилизационного подхода, наоборот, стремятся доказать, что каждый исторический период и историческое развитие народов и регионов отличается неповторимостью и уникальной самобытностью. Например, Арнольд Тойнби утверждал, что в мировой истории можно насчитать в зависимости от критериев типологизации от 13 до 100 самостоятельных цивилизационных комплексов, обладающих особыми, неповторимыми свойствами. Поэтому данный подход и называется локально-цивилизационным.
2. Историческое развитие носит скорее циклический, нежели линейный поступательный характер. Иными словами, все цивилизации проходят этапы становления, расцвета («цветения» – К. Леонтьев), застоя, деградации и распада. Так, А. Тойнби и О. Шпенглер считали, что цикл существования цивилизации составляет примерно 1 тыс. лет.
3. Самобытность той или иной цивилизации определяется не только и не столько способом производства (экономической подсистемой), а целым комплексом признаков – менталитет, религия, особые доминирующие духовно-культурные ценности, особенности национальной психологии и т.д. Например, М. Вебер главным фактором становления и главной отличительной чертой западной индустриальной цивилизации считал протестантские религиозно-этические ценности.
Вместе с тем до настоящего времени локально-цивилизационная парадигма включает в себя множество разноречивых интерпретаций понятия «цивилизация», а также методологических схем объяснения исторического процесса. «Широкое обращение к цивилизационной проблематике, – отмечает Б.С. Ерасов, – … происходит на фоне крайней неопределенности и размытости смысла не только столь часто употребляемого в разных контекстах слова «цивилизация», но и самого термина, встречаемого в научных текстах» (Ерасов Ю.С. Цивилизация: Слово – термин – теория // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. С.8).
Исходя из ключевой задачи нашего учебного курса – определения и объяснения исторической самобытности России, мы выбираем комплексную естественно-историческую трактовку локально-цивилизационного подхода. Ее парадигмальные основания сводятся к следующему:
1. Самобытность любой цивилизации, в том числе и российской, уровень ее развития и достижений в решающей степени определяются самобытностью, неповторимостью комплекса объективных факторов становления и дальнейшей эволюции. Выражаясь словами А. Тойнби, каждая цивилизация имеет неповторимые исторические «вызовы», на которые она необходимо должна давать столь же неповторимые «ответы», т.е. генерировать адекватную социальную организацию. Такая методологическая схема нашла наибольшую разработку в исследованиях так называемой школы «Анналов» (т.е. историков, группирующихся вокруг журнала «Анналы экономической и социальной истории», основанного во Франции в 1929 г. М. Блоком и Л. Февром) (Подробнее об этом см.: Афанасьев Ю.Н. Понятие цивилизации во французской историографии // Цивилизация и исторический процесс. М., 1983; Дмитриев М.В. Некоторые аспекты изучения истории цивилизации в современной французской историографии // Цивилизации. М., 1994. Вып. 2).
2.Наиболее существенными, определяющими «вызовами», факторами или условиями становления и развития цивилизации считаются:
а) геокультурные факторы, характеризующие исходный культурный уровень общества, образующего определенную цивилизацию, качество его культурно-цивилизационного окружения, а также доминирующий тип отношений с этим окружением (взаимодействие, противостояние, изоляция). Последнее обстоятельство отражается в известной поговорке: «Скажи, с кем ты дружишь, я скажу, кто ты есть»;
б) географические и природно-климатические условия-факторы развития,отражающие особенности территории, рельефа, климата, плодородия почв и т.п. Как справедливо отмечал российский историк П.Н. Милюков, «под влиянием… географических, почвенных и других условий основное направление исторической жизни может разнообразиться до бесконечности». Следовательно, и объяснять это разнообразие можно лишь, рассматривая его «в призме реальных условий исторической жизни» (Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. М.: Изд-во МГТУ, 1992. С. 15);
в) геополитические факторы-условия, которые указывают, во-первых, на то, каким образом особые географические характеристики страны влияют на ее политическую организацию. Во-вторых, на особое соотношение военно-политических сил с внешним окружением. В-третьих, на особенности государственно-политических отношений страны с внешним миром (доминирование конфликта, сотрудничества или изоляции).
Дабы обеспечить выживание и развитие в этом уникальном комплексе обстоятельств, приспособиться к ним, любое сообщество (страна, цивилизация) должно иметь и уникальное, самобытное устройство основных сфер своей жизни: экономической, которая охватывает производство, потребление, обмен продуктами и услугами, технику, систему коммуникаций, регулирования экономики и т.д.; социальной сферы, т.е. особую социальную структуру и характер отношений между ее основными элементами (классами, социальными и демографическими общностями); политической сферы, которая включает в себя особые нормы права, тип организации власти (политический режим), особую организацию гражданской жизни, политических партий и общественных движений и т.д.; культурно-психологической сферы, вбирающей в себя все проявления духовной жизни (Подробнее об этом см.: Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. С. 30-31).
Таким образом, согласно указанному подходу, описание и объяснение самобытности отечественной истории, особенностей организации экономической, социальной, политической и духовно-психологической сфер общественной жизни российского государства, мы постараемся осуществить через определение уникальности геокультурных, географических, природно-климатических и геополитических условий становления и развития российской цивилизации.
Вопросы для самопроверки и самоконтроля
1. Что означают понятия «научный подход», «парадигма»?
2. В чем выражается познавательная продуктивность научного подхода, парадигмы?
3. В чем выражается их социально-практическая продуктивность?
4. Кем и когда была разработана формационная парадигма объяснения исторического процесса?
5. Почему марксистская концепция истории называется естественно-исторической, а также научной теорией?
6. Какая сфера общественной жизни, согласно марксизму, является базисной, определяющей в развитии общества?
7. Какое фундаментальное противоречие, согласно формационному подходу, выступает главным источником социальных изменений?
8. Что такое общественно-экономическая формация?
9. В какой форме происходит переход от одной формации к другой?
10. Какой тип изменений, согласно формационному подходу, доминирует в истории (регресс, прогресс или круговорот)?
11. Какие общественно-экономические формации должно последовательно и закономерно проходить человечество?
12. В чем заключается познавательная ограниченность формационного подхода к объяснению исторического процесса?
13. Каким образом история второй половины ХХ века на практике опровергла ряд выводов формационного подхода?
14. Каково исходное значение слова «цивилизация»?
15. На что указывает понятие «цивилизация» в рамках глобально-цивилизационного подхода?
16. В чем заключается сходство и различие в мотивации социальных изменений и эволюции природы?
17. Что предполагает тенденция расширения свободы самополагания человека?
18. Приведите примеры, иллюстрирующие прогресс в расширении степени свободы в сферах отношений человек-время, человек-пространство, человек-природа, человек-общество и человек-человек?
19. В чем выражается уникальность средств и способов удовлетворения человеком своих материальных и духовных потребностей, адаптации и развития?
20. Как можно определить понятие «общечеловеческая глобальная цивилизация»?
21. В чем заключается познавательная и социально-практическая продуктивность глобально-цивилизационного подхода к объяснению исторического процесса?
22. Какие мыслители считаются основными авторами локально-цивилизационного подхода?
23. К каким общим выводам они приходят?
24. Какими причинами (факторами), согласно цивилизационному подходу, объясняется самобытность, неповторимость исторического развития стран и народов, различия в уровне их цивилизационных достижений?
25. В каких основных сферах общественной жизни выражаются самобытные черты истории и организации стран и народов?
Глава III. Восток и Запад: основные атрибуты