Народная народно демократическая парламентская что объединяет
Выборы в Северной Корее
Выборы в Северной Корее проводятся каждые четыре-пять лет в Верховное народное собрание (ВНП), национальный законодательный орган страны, и каждые четыре года в местные народные собрания. [1] [2]
В ответ на вопрос Майкла Маршалла Ли Чун Сик из Северной Кореи заявил на заседании Ассоциации генеральных секретарей парламентов (ASGP) Межпарламентского союза : [5]
Хотя кандидаты могли выдвигать кто угодно, на практике все кандидаты выдвигались партиями. Эти кандидатуры были рассмотрены Объединенным фронтом воссоединения, а затем Центральной избирательной комиссией, которая распределила кандидатов по местам. Затем кандидат на каждое место рассматривался избирателями на собраниях на рабочем месте или аналогичных мероприятиях, и в день выборов избиратели могли затем указать одобрение или неодобрение кандидата в бюллетенях для голосования.
Местные выборы
Местные выборы проводятся с 1999 года. [11] Люди избирают представителей в народные собрания городов, округов и провинций на местных выборах каждые четыре года. [1] Количество представителей определяется населением каждой юрисдикции. [12]
Последние выборы состоялись 10 марта 2019 г. [17]
Российский народно-демократический союз
«Народно-демократический союз молодёжи»
Росси́йский наро́дно-демократи́ческий сою́з — российское общественно-политическое движение центристской демократической ориентации. Учреждено в 2006 как организация «Народ за демократию и справедливость». Лидер — М. М. Касьянов.
Содержание
Учредительная конференция
8 апреля 2006 года в Москве прошла Учредительная конференция движения. В инициативную группу движения входили Михаил Касьянов, Константин Мерзликин, Геннадий Пушко, Иван Стариков, Николай Травкин, Ирина Хакамада и другие. В работе конференции приняли участие около 200 человек, представлявших 41 регион страны.
Среди делегатов — представители Демократической партии России, РДП «Наш выбор», СПС, «Яблоко», нескольких десятков общественных организаций. Делегаты конференции обсудили и приняли Устав и Манифест движения и наметили план предстоящих организационных мероприятий. Были избраны руководящие органы движения — Президиум и его председатель. Председателем движения стал Михаил Касьянов. В Президиум вошли К. Мерзликин, А. Половинкин, Г. Пушко, И. Стариков, Н. Травкин, И. Хакамада.
Учредительный съезд
1 июля 2006 состоялся съезд движения. Межрегиональное движение «Народно-демократический союз» преобразовано в Общероссийское общественное движение «Российский народно-демократический союз».
На учредительном съезде нового движения приняты его устав и манифест, избраны руководящие и контрольно-ревизионные органы движения. Председателем движения переизбран Михаил Касьянов.
Касьянов заявил, что в планах — преобразовать движение в партию «центристской ориентации», поскольку на партийном ландшафте «центр остаётся пустой». «Наше решение, наши рекомендации по партийному строительству таковы: поддержать на основе положений Манифеста НДС о создании новой политической партии центристской ориентации путём формирования организованного, широкого круга сторонников во всех регионах нашей страны», — сказал Касьянов.
Михаил Касьянов считает, что для успешного развития России ставку необходимо делать на высокотехнологичные отрасли, а также поддерживать институты гражданского общества: «Надо приоритетную ставку сделать на образование, науку, на высокотехнологичные отрасли экономики, а не на сырьевую сферу. Россия должна стать не энергетической империей, а империей свободы».
По мнению Касьянова, «только сильная власть может способствовать развитию гражданского общества, слабая — стремится контролировать всё и вся». При этом экс-премьер заявил, что необходимо не допустить излишней «концентрации власти», а также «изоляции России от мирового сообщества».
Он предостерёг от «популизма и изоляционизма» и добавил, что курс на противостояние России остальному миру стал бы ошибкой. «Это ошибка, потому что никто сегодня не угрожает нам так, как мы сами угрожаем себе», — сказал Касьянов.
В то же время, говоря о внешней политике, он отметил, что Россия не должна стремиться к вступлению в Евросоюз. «Россия — особая страна и она должна идти своим свободным путем», — подчеркнул Касьянов.
Касаясь ситуации в ближнем зарубежье, Касьянов призвал к изменениям в политике в отношении соседних государств с тем, чтобы повысить привлекательность России.
Касьянов также выразил обеспокоенность тем, что, по его мнению, сейчас «буксуют национальные проекты» и впервые за последние семь лет правительство намерено сформировать дефицитный бюджет на 2007 год. «Это мина замедленного действия», — считает экс-премьер.
Кроме того, он заявил о необходимости активизировать борьбу с коррупцией, подчеркнув при этом, что эта борьба не должна сводиться к «чисто советской» ротации кадров. Касьянов отметил, что главной своей базой НДС считает российский средний класс.
Сославшись на данные президиума НДС, Касьянов сообщил, что создание партии считают целесообразным 40-50 % участников съезда. «Это в перспективе позволит тем нашим участникам, кто исповедует центристскую идеологию, участвовать в выборах на всех уровнях», — сказал Касьянов.
В то же время Касьянов сообщил журналистам в перерыве съезда, что сам не намерен возглавлять никакую политическую партию. «Мы все пришли к выводу, что мне не следует возглавлять какую-либо политическую партию. Я продолжаю быть лидером нашего НДС», — сказал он.
На съезде Касьянов поставил задачу членам движения — принять «максимальное участие в местных выборах, там, где нет партийных списков», и взаимодействовать с различными организациями, «которые имеют право участвовать в выборах».
По данным организаторов, сейчас отделения движения созданы в 54 регионах РФ. В съезде участвовало более 200 делегатов из 60 регионов.
Политический антураж вокруг съезда: Как сообщило информагентство «Интерфакс», проход и проезд на территорию подмосковного учебно-методического центра «Голицыно», где проходил съезд НДС, осуществляелся по пропускам, и политические противники НДС избрали иной путь для своих акций. Так, перед началом съезда над территорией центра пролетел дельтаплан, который разбросал имитацию 100-долларовых купюр с портретом предпринимателя Бориса Березовского и листовкой с имитацией его письма к делегатам съезда.
Кроме того, на дороге, ведущей к центру, некие люди разбросали большое количество грабель, чтобы воспрепятствовать проезду транспорта.
Второй съезд движения
2 июня 2007 г. в Москве прошёл съезд Российского народно-демократического союза. На съезде состоялась дискуссия по основным политическим вопросам, включая вопрос об отношении к федеральным выборам.
С докладом выступил лидер РНДС М. М. Касьянов. В рамках доклада М. Касьянов сформулировал основные тезисы своей будущей предвыборной программы:
Съезд принял решение выдвинуть М. М. Касьянова в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации.
Программа
2 июня 2007 г. была принята программа Российского народно-демократического союза.
Программа включает в себя следующие вопросы и пути их решения:
Создание партии
2 июля 2007 г. Михаил Касьянов заявил, что выходит из коалиции «Другая Россия» и берёт курс на самостоятельную борьбу:
«Прошёл год с момента формирования политической коалиции „Другая Россия“. Россия всего за год действительно стала другой. Граждане увидели, что представители самых разных политических сил, придерживающихся различных взглядов на будущее нашей страны, могут объединяться на основе принципов Конституции России и убежденности в неверности и пагубности курса нынешнего руководства страны.»
3 июля в Нижнем Новгороде прошло заседание организационного комитета по созданию новой партии «Народ за демократию и справедливость» (НДС). Председателем оргкомитета избран Константин Мерзликин. Был принят меморандум оргкомитета НДС и принято решение провести учредительный съезд партии осенью 2007 года.
Учредительный съезд новой партии Касьянова прошёл 22 сентября в пансионате «Берёзки». 22 сентября Михаил Касьянов был избран председателем политической партии «Народ за демократию и справедливость». В работе учредительного съезда приняли участие делегаты из 57 регионов страны. За кандидатуру Касьянова на пост председателя партии проголосовали 228 человека, четыре были «против». Документы на государственную регистрацию политической партии НДС подала в декабре. Но ей было отказано в регистрации.
Правоведение для чайников – 14. Формы правления
В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».
В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.
Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.
Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Монархия vs Республика
Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.
На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.
Почему же так происходит?
А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.
Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.
Формирование правительства и роспуск парламента
Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.
«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.
Контрольное тестирование по обществознанию за первое полугодие
Районная контрольная работа по обществознанию за первое полугодие
А1. К политике относится:
Контракты между фирмами
Договоры между государствами
Мероприятия благотворительных организаций
Гастроли театра за рубежом
А2. Укажите признаки, отличающие правовое государство от неправового:
Наличие профессионального аппарата управления
Наличие законодательного органа
А3. Гражданское общество включает:
управление сосредоточено в руках избранных
партийную фракцию в парламенте
союзы деятелей культуры
А4. На референдуме в РФ выносится(ятся):
кандидатуры высших должностных лиц
А5. При тоталитарном режиме в отличие от демократического
существует государственный суверенитет
источником власти является народ
осуществляется всесторонний контроль за жизнью общества
существует свободная пресса
А6. Верны ли следующие суждения о ветвях власти?
А. Согласно Конституции РФ, одной из ветвей власти являются средства массовой информации.
Б. Конституция РФ 1993 года закрепила принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А7. Государственный суверенитет подразумевает:
политическое преобладание государства на международной арене
независимость и верховенство государственной власти
право на вмешательство во внутренние дела других государств
подавление государством общественных организаций
В1. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, кроме одного, относятся к понятию «форма территориально-государственного устройства». Найди и укажи его.
Монархия, федерация, конфедерация, унитарное государство
В2. Прочитайте текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения. Выпишите их цифры в таблицу.
(1)Любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. (2) Но только демократическое правовое государство применяет насильственные меры вне законных рамок. (3) В демократическом государстве действует принцип разделения властей. (4) Тоталитарное государство, напротив, реализует в своём устройстве систему сдержек и противовесов между властями. (5) Государство является продуктом исторического развития народа. (6) Государство, как и люди, переживают период своей юности, расцвета и упадка.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент (Федеральное собрание). Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.
Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.
Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.
Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?
С3. Какие четыре функции парламента выделяет автор?
С4. Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?
С5. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.
С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.
Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.
Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.
Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) что такое референдум;
2) парламент и его функции.
Возможно дополнительное дробление смыслового раздела о функциях парламента, составление сложного плана фрагмента.
Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия частей соответствуют их содержанию – 1 балл
С2. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Называются такие пути:
1) народный референдум;
2) избрание своих представителей для создания и принятия законов.
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
С3. Какие четыре функции парламента выделяет автор?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны быть названы следующие функции:
2) участие в формировании исполнительных органов власти;
3) политический контроль и привлечение к ответственности;
4) обеспечение политической гласности.
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы четыре функции – 2 балла
Названы две-три функции – 1 балл
Названа одна функция, ИЛИ ответ неверный или отсутствует – 0 баллов
С4. Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос: главной функцией парламента является законодательная;
2) пример, допустим: принятие Государственной Думой закона “Об образовании”;
Может быть приведен любой другой пример.
3) Ответ на второй вопрос, например: правительство не может осуществлять законодательную функцию (хотя имеет право законодательной инициативы).
Правильно указана главная функция, приведен пример ИЛИ правильно указана главная функция, дан отрицательный ответ на второй вопрос – 2 балла
С5. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) отрицательный ответ на вопрос: такая оценка референдумов неверна;
2) фрагмент текста: «Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны».
Дан отрицательный ответ, ИЛИ подчеркнут (полностью или частично) фрагмент текста
Ответ неверный или отсутствует – 0 баллов
С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью;
2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что
— на референдумах граждане непосредственно высказывают свое отношение к той или иной проблеме, к тому или иному решению власти,
— депутаты, избранные в парламент, могут утратить связь с избирателями и перестать выражать их волю и интересы;
в случае несогласия может быть указано, что
— в нашей Конституции указано, что свободные выборы, наряду с референдумом, являются высшим непосредственным выражением власти народа, поэтому свободно избираемый парламент обеспечивает подлинное народовластие;
— законодательные органы большинства стран принимают ежегодно большое количество законов, принять их все на основе непосредственной демократии (путем референдумов) невозможно, поэтому эффективное народовластие возможно только через парламент.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).
Контрольная работа по обществознанию за первое полугодие
А1. К признакам любого государства относится:
Наличие государственной власти
А2. К признакам демократического государства относи(я)тся:
Уважение прав и свобод граждан
Господство единой партии
Зависимость суда от исполнительной власти
А3. Демократический политический режим характеризуется:
верховенством исполнительной власти
командно-исполнительными методами управления
равенством граждан перед законом
господство единой идеологии
А4. Государство в отличие от партии:
является политической организацией
имеет право издавать законы
осуществляет политическую деятельность
4)имеет органы управления
А5. Верны ли следующие суждения о политической партии:
А. Политическая партия является самодеятельной общественной организацией, объединяющей людей, придерживающихся сходных политических взглядов.
Б. Политические партии создаются для борьбы за обладание политической властью и проведения своего варианта политики государства.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А6. Верны ли следующие суждения о гражданстве?
А. Гражданство предусматривает обязательное проживание человека на территории данного государства.
Б. Гражданство подразумевает правовую связь человека и государства.
1)верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
А7. Какая из названных функций является внешней функцией государства:
обеспечение народовластия, гарантированного участия граждан в управлении делами общества
организация воспитания подрастающего поколения в духе приверженности демократическим принципам
отстаивание государственных интересов на международной арене
обеспечение законности и правопорядка.
Б1. Ниже приведён ряд терминов. Все из них, кроме одного, относятся к понятию «правовое государство». Найди и укажи его.
Независимость властей, равные права, верховенство закона, цензура, многопартийность
В2. Прочитайте текст, в котором ряд предложений пронумерованы. Три пронумерованных предложения содержат ошибочные суждения. Выпишите их цифры в таблицу.
(1)Любое государство обладает аппаратом насилия и принуждения. (2) Но только демократическое правовое государство применяет насильственные меры вне законных рамок. (3) В демократическом государстве действует принцип разделения властей. (4) Тоталитарное государство, напротив, реализует в своём устройстве систему сдержек и противовесов между властями. (5) Государство является продуктом исторического развития народа. (6) Государство, как и люди, переживают период своей юности, расцвета и упадка.
Прочитайте текст и выполните задания С1 – С6.
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент (Федеральное собрание). Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.
Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.
Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.
Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
С2. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?
С3. Какие четыре функции парламента выделяет автор?
С4. Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?
С5. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.
С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
Критерии оценивания выполнения заданий с развернутым ответом.
В современном демократическом обществе выполнение законодательной функции может осуществляться путем народного референдума. Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны. Такая демократия называется прямой (непосредственной). Некоторые политологи считают, что только такая демократия обеспечивает подлинное народовластие.
Народ может действовать через своих представителей, избранных специально для создания и принятия законов. Так он реализует возможности представительной демократии. В этом важнейшую роль играет парламент. Без избираемого народом и сменяемого парламента немыслимо современное демократическое государство.
Но парламентская власть является ограниченной. Она вынуждена взаимодействовать с другими властями.
Парламентская власть сопряжена с выполнением ряда функций, из которых законодательная – главная, но не единственная. Парламент играет решающую роль в формировании исполнительных органов власти. От его решений зависит программа функционирования этой ветви власти.
Парламент обладает правом политического контроля и привлечения к ответственности. Эта функция обычно проявляется как исключительная. Она может состоять, например, в привлечении к ответственности президента.
Одна из функций парламента – обеспечение политической гласности. Суть в том, что в ходе работы парламента партии, фракции вынуждены открыто заявлять о своей позиции по тому или иному обсуждаемому вопросу.
С1. Выделите основные смысловые части текста. Озаглавьте каждую из них (составьте план текста).
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Могут быть выделены следующие смысловые части:
1) что такое референдум;
2) парламент и его функции.
Возможно дополнительное дробление смыслового раздела о функциях парламента, составление сложного плана фрагмента.
Не все выделенные части соответствуют содержательно и логически завершенным компонентам текста, ИЛИ не все названия частей соответствуют их содержанию – 1 балл
С2. Какие два пути выполнения народом законодательной власти в современном демократическом обществе называет автор?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Называются такие пути:
1) народный референдум;
2) избрание своих представителей для создания и принятия законов.
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
С3. Какие четыре функции парламента выделяет автор?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
В ответе должны быть названы следующие функции:
2) участие в формировании исполнительных органов власти;
3) политический контроль и привлечение к ответственности;
4) обеспечение политической гласности.
Указанные элементы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках.
Названы четыре функции – 2 балла
Названы две-три функции – 1 балл
Названа одна функция, ИЛИ ответ неверный или отсутствует – 0 баллов
С4. Какую функцию парламента автор считает главной? Приведите пример, иллюстрирующий выполнение парламентом РФ этой функции. Может ли эту функцию осуществлять правительство?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) Ответ на первый вопрос: главной функцией парламента является законодательная;
2) пример, допустим: принятие Государственной Думой закона “Об образовании”;
Может быть приведен любой другой пример.
3) Ответ на второй вопрос, например: правительство не может осуществлять законодательную функцию (хотя имеет право законодательной инициативы).
Правильно указана главная функция, приведен пример ИЛИ правильно указана главная функция, дан отрицательный ответ на второй вопрос – 2 балла
С5. В государстве Н. депутаты парламента предложили отказаться от проведения референдумов, поскольку они решают ту же задачу, что и парламентские выборы. Верна ли такая оценка референдумов? Найдите и подчеркните в документе предложение, помогающее ответить на этот вопрос.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) отрицательный ответ на вопрос: такая оценка референдумов неверна;
2) фрагмент текста: «Референдум – это особый тип всенародного голосования, в ходе которого оценивается не некоторый кандидат, а рассматривается некий важный государственный вопрос, по которому необходимо выяснить мнение всей страны».
Дан отрицательный ответ, ИЛИ подчеркнут (полностью или частично) фрагмент текста
Ответ неверный или отсутствует – 0 баллов
С6. Согласны ли вы с мыслью о том, что только прямая демократия обеспечивает подлинное народовластие? С опорой на текст и знания обществоведческого курса приведите два аргумента (обоснования) своего мнения.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) мнение учащегося: согласие или несогласие с данной мыслью;
2) два аргумента (объяснения), например:
в случае согласия может быть указано, что
— на референдумах граждане непосредственно высказывают свое отношение к той или иной проблеме, к тому или иному решению власти,
— депутаты, избранные в парламент, могут утратить связь с избирателями и перестать выражать их волю и интересы;
в случае несогласия может быть указано, что
— в нашей Конституции указано, что свободные выборы, наряду с референдумом, являются высшим непосредственным выражением власти народа, поэтому свободно избираемый парламент обеспечивает подлинное народовластие;
— законодательные органы большинства стран принимают ежегодно большое количество законов, принять их все на основе непосредственной демократии (путем референдумов) невозможно, поэтому эффективное народовластие возможно только через парламент.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).