Народное художественное творчество что это
Народное искусство — важнейшая основа огромного разнообразия мировой культуры
Народное искусство — собирательное название для разнообразных видов творческой деятельности человека в рамках определенной исторической культуры. Народное искусство служит ярким отражением жизни людей, их восприятия окружающего мира и основано на древних культурных традициях, которые бережно передаются из поколения в поколение.
Народное искусство предоставляет человеку широкие возможности для творческой самореализации и приобщения к древним знаниям предков. Оно также служит основой для формирования и развития мировой художественной культуры во всех ее проявлениях.
Виды народного искусства
Народное искусство играет важнейшую роль в жизни человеческого общества, так как помогает людям сохранить национальную идентичность и духовные ценности предков. Оно включает в себя огромное количество разнообразных форм творчества.
Народное искусство можно разделить на две основные составляющие:
Основными формами фольклора являются:
Декоративно-прикладное искусство объединяет множество видов творческой деятельности человека, основанных на определенной технике обработки материалов с целью создания художественных объектов. Изготовленные народными мастерами предметы обычно сочетают в себе и декоративные, и утилитарные функции.
К наиболее распространенным видам материального народного искусства относятся:
История народного искусства
История народного искусства, по самым скромным оценкам специалистов, насчитывает несколько десятков тысячелетий. Еще в каменном веке наши предки умели создавать из подручных материалов всевозможные украшения и предметы быта. Кроме того, в течение многих поколений из уст в уста люди передавали своим потомкам легенды и мифы, которые постепенно обрастали новыми подробностями.
В разных уголках Земли на протяжении многих лет формировались уникальные народные промыслы, основанные на местных культурных, религиозных и прочих традициях. Часть из них сохранились до наших дней, другие были навсегда утрачены для потомков. Но с момента возникновения первых цивилизаций искусство перестало быть истинно народным. Часть людей смогла полностью посвятить себя творчеству, появились первые профессиональные художники.
В цивилизованном обществе народные ремесла не могли на равных конкурировать с высоким искусством, зато открылись огромные возможности для развития живописи, зодчества и скульптуры. Народное искусство постепенно перестало играть значимую роль в культурной жизни людей и оказалось на ее задворках.
Более того, в эпоху Возрождения сформировалась концепция изящного искусства, согласно которой высшей его формой были признаны произведения, выполняющие исключительно эстетическую функцию. А творения народных мастеров попали в разряд «низких» и «вульгарных» поделок, недостойных внимания высших кругов цивилизованного общества.
Несмотря на предвзятое отношение, народное искусство сохранилось до наших дней благодаря усилиям огромного количества неизвестных мастеров, влюбленных в свое дело. Только в ХХ веке оно, наконец-то, получило поддержку со стороны властей в большинстве цивилизованных стран мира.
Более того, международным сообществом в 1945 году было принято решение о создании специального учреждения ООН по вопросам образования, науки и культуры — ЮНЕСКО. Одной из основных задач этой влиятельной организации является содействие сохранения культурного разнообразия человечества. В 2013 году ЮНЕСКО приняла концепцию защиты нематериального культурного наследия, согласно которой значительные средства ежегодно выделяются на сохранение шедевров народного творчества, в том числе танцев, музыки и древних ремесел.
Народное искусство за долгие годы своего существования было источником вдохновения для многих поколений художников и подарило миру бесчисленное количество прекрасных шедевров. А сегодня оно продолжает развиваться и радовать обычных людей благодаря усилиям миллионов энтузиастов, посвятивших свою жизнь благородной цели сохранения культурного наследия своего народа.
СД. 02 Народное художественное творчество
Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине
Конспект лекций
(на правах рукописи)
Абакан
РАЗДЕЛ. Народное художественное творчество как основа художественной культуры общества.
Понятие и сущность народного художественного творчества.
Народное художественное творчество (народное искусство, фольклор) –художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения, идеалы; это создаваемые народом и бытующие в народе поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное творчество.
В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы.
Можно выделить следующие виды и жанры народного творчества:
1. Устное народное творчество (фольклор).
Жанры сказка, предание, легенда, сказание, былина, историческая песня, пословицы и поговорки, загадки и др. относятся к роду эпос.
Жанры лирическая песня, обрядовая песня, семейная, любовная, песни социального протеста, частушка и др. относятся к роду лирика.
Святочные игрища, обрядовые действа, народный театр Петрушки, раек и др. – к роду драма.
Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор развивается вместе с народом, вбирая в себя самое ценное и отображая новые социальные изменения, исторические события.
2. Народная музыка – музыкальная традиция, возникшая в качестве ритмического сопровождения труда или части определенного ритуала, имеющая свой звуковой идеал и свои ладовые формы. Представлена инструментальным и вокально-инструментальным творчеством народа. Основные жанры музыкального фольклора — песни, танцевальные мелодии, плясовые припевки, инструментальные пьесы и наигрыши. Музыка сопровождала всю трудовую и семейную жизнь крестьянина:
— календарные праздники (колядки, веснянки, масленичные песни);
— полевые работы (покосные, жатвенные песни);
— рождение, свадьба (колыбельные, свадебные песни)
3. Народный театр — театр, бытующий в народе в формах, органически связанных с устным народным творчеством, зародился в глубокой древности: в играх, сопровождавших охотничьи и земледельческие праздники, содержались элементы перевоплощения. Театрализация действия присутствовала в календарных и семейных обрядах (святочное ряженье, свадьба). Далее появляется комедия о Петрушке. К народному театру относят также балаганные представления и так называемый раек (показ движущихся картинок в сопровождении драматизированного текста). Характерная особенность народного театра – условность костюмов, движений и жестов, импровизационность (актеры общались с публикой, которая подавала реплики, вмешивалась в действие).
Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона, является формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций; характеризуется собственным хореографическим языком и пластической выразительностью.
Первоисточником народного танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира.
Танец – один из древнейших видов народного творчества. Народы, занимавшиеся охотой, животноводством, отражали в танце наблюдения за повадками животных (якутский танец медведя). Возникают танцы на темы сельского труда (латышский танец жнецов и т. д.) Большое место в танцевальном народном творчестве занимает тема любви (русская кадриль, грузинская картули и др.) Многие танцы исполняются под аккомпанемент народных инструментов.
В России представлено художественной резьбой, росписью (хохлома, гжель), керамикой (дымковская игрушка, каргапольская и др.), чеканкой, кружевоплетением, прядением и ткачеством, вышивкой и т.д.
Для всех жанров народного искусства характерно то, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями, а исполнение может быть созданием вариантов, обогащающих традицию. Следует также отметить и единство различных жанров: в народных обрядовых действах сливались поэзия, музыка, танец, театр, декоративное искусство; в народном жилище — архитектура, резьба, роспись, керамика, вышивка создавали неразделимое целое.
Современное народное художественное творчество представлено формами:
— любительское творчество (любительские объединения и клубы по интересам);
— художественная самодеятельность — форма народного творчества, которая включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, коллективы, народные театры) или в одиночку;
— народные промыслы — это деятельность по созданию художественных изделий утилитарного (прикладного) или декоративного назначения, на основе коллективного освоения и развития народных традиций в определенной местности (Жостово, Палех, Хохлома и т.д.)
Народное художественное творчество — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, выразитель народного самосознания.
Следует различать понятия «народное художественное творчество» и «народная художественная культура». Народная художественная культура – воплощение духовно-нравственных ценностей и идеалов этноса, национального характера, «национальных образов мира» (Г. Гачев и др.)
Народная художественная культура общества представляет собой совокупность созданных и распространяемых в данном обществе произведений искусства, а также форм, способов их сохранения, изучения, трансляции. Она включает в себя искусство как форму отражения действительности в художественных образах с помощью особых художественных средств, но не ограничивается им. В структуру художественной культуры общества включается также различные средства и формы сохранения, изучения и распространения художественных ценностей. В народной культуре заложен важный механизм функционирования и сохранения культуры в целом, она цементирует и укрепляет духовные устои жизни общества.
Российский этнолог С.В. Лурье рассматривает народную культуру как структуру, скрепляющую данное общество и предохраняющую его от распада. Следовательно, можно утверждать, что изучение народной культуры – есть познание самого народа.
А.С. Каргин предлагает следующее определение основных структурных образований народной художественной культуры.
6. Архаическая культура имеет древнее крестьянское происхождение и связана с эпохой земледельческого календаря.
7. Традиционная культура определяет качественные и наиболее устойчивые, сложившиеся, проявившие свою безусловную ценность параметры (качества, свойства, характеристика) народной культуры; это культура, ставшая общезначимой для всех или, по крайней мере, для большинства социальных групп.
712,Виды народного творчества: рассмотрим все нюансы
Фолькло́р (англ. folk-lore — «народная мудрость») — устное словесное и музыкальное народное творчество.
В более широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают все народное творчество, проявления духовной (а иногда и материальной) культуры народа — язык, верования, обряды, ремёсла.
Фольклор является предметом изучения фольклористики.
Народное творчество и народная культура
Народное творчество представляет собой совокупность произведений народной культуры, то есть результатов художественной деятельности народа. Иными словами, народное творчество можно назвать искусством, которое создано народом и для народа. Сегодня народное творчество – это комплекс процессов хранения, создания и распространения результатов художественной деятельности народов мира.
Народное творчество отражает идеалы, мировоззрение, традиции, нормы поведения, мораль, верования, представления об окружающем мире того или иного народа.
Разнообразие произведений творчества народа напрямую связано с характером его культуры. Народ, как коллективная категория, имеет тесную связь с конкретным этносом (слово «этнос» в переводе с греческого языка означает «народ») или нацией (слово «нация» в переводе с латинского языка также означает «народ»). Важно понимать, что народ представляет собой совокупность людей, которые объединены общей культурой и осознают себя как коллективное целое на основании этнических или национальных признаков.
Каждый народ имеет в своей культурной сокровищнице народные сказки и мифы, народные танцы и песни, народные костюмы и промыслы. Поэтому сегодня существует огромное множество различных жанров и видов народного творчества, как результатов художественной деятельности самых разных народов мира — русского, украинского, грузинского, якутского, чешского, финского, вьетнамского, венгерского и других. В творчестве каждого народа столетиями создавались и передавались из поколения в поколение самобытные народные предания, мелодии, сказки, легенды, танцы, декоративные изделия, театральные постановки и так далее. И эти произведения народной культуры, которые сохранились до наших дней, отражают ценности данного народа.
Народное творчество – это воплощение ценностей конкретного народа в словах, изображениях, композициях, орнаментах, звуках, формах, стилях, мотивах и пр.
Несмотря на такое разнообразие, все же для народного творчества, где бы оно ни было, присущи общие характерные черты, которые наделяют творчество именно народными качествами. Художественная деятельность народа обладает уникальным свойством. Благодаря творческому осмыслению разных аспектов жизни народа, оно способно просвещать, наставлять, воспитывать, вдохновлять современников, формировать патриотизм и любовь к своему народу. Примеры народного творчества (народные сказки или поверья) содержат в себе мораль, изложенную для простого человека в доступной форме.
Народное творчество самобытно и современно, уникально и разнохарактерно, близко каждому и всем. Народное творчество многогранно и включает в себя самые разные художественные произведения, отражающие все аспекты осмысления окружающего мира с точки зрения того или иного народа.
Народное творчество отличается от прочих типов художественной деятельности тем, что оно самобытно и тесно связано с культурой и мировоззрением конкретного народа. В каждом регионе, районе, стране народное творчество имеет свой почерк, оригинальные формы и краски. За счет проявления в народной культуре национальных или этнических мотивов, мы можем лучше понимать себя и свой народ. Примеры народного творчества (легенды, мифы, сказания, забавы и пр.) хранят в себе следы ушедших эпох и событий. С помощью чтения, созерцания, использования, проигрывания художественных текстов народа мы ментально постигаем народный дух, соприкасаясь с культурой наших предков. Наконец, народное творчество – есть художественное отражение коллективной идентичности, благодаря которой складывается и народное самосознание, и ощущение принадлежности к народу, и гордость за свой народ.
Определение
Термин «фольклор» (англ. folk-lore — «народная мудрость») впервые был введён английским учёным Уильямом Дж. Томсом (англ. William Thoms) в 1846 году для обозначения как художественной (предания, танцы, музыка и так далее), так и материальной (жильё, утварь, одежда) культуры народа. Как научный термин официально принят английским фольклорным обществом «Folklore Society».
На протяжении времени, и в разных странах под фольклором понималось как народное творчество во всех своих проявлениях, так и более узко — «устная словесность», «устное поэтическое творчество»; единство в употреблении термина отсутствует. Распространено представление о фольклоре как о части традиционной крестьянской культуры в феодальном обществе и сохраняющихся пластах культуры крестьянской среды на протяжении последующих периодов в истории общества; в то же время к фольклору может быть отнесено любое самодеятельное творчество (современный городской фольклор), при этом особый интерес представляет творчество субкультурных групп — объединенных общим занятием (творчество горняков, солдатский, туристский, студенческий фольклор) или по другим причинам.
Под устным понимается художественное коллективное творчество народа, отражающее его жизнь, воззрения, идеалы, принципы; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия (предание, песни, частушки, анекдоты, сказки, эпос), народная музыка (песни, инструментальные наигрыши и пьесы), театр (драмы, сатирические пьесы, театр кукол), танец. Важнейшей особенностью фольклора в отличие от литературы и современной книжной культуры является его традиционализм и ориентация на устный способ передачи информации. Носителями обычно выступали сельские жители (крестьяне).
Некоторые исследователи относят к народному творчеству также все виды непрофессионального искусства (самодеятельное искусство, в том числе народные театры).
Особенности
Народное творчество, зародившееся в глубокой древности, — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных художественных традиций, способ выражения народного самосознания.
Существует подход, согласно которому единицами фольклора, как комплексной системы, являются не песни, мифы, танцы сами по себе, не отдельные «произведения» народного искусства, а целостные фольклорные акты, фольклорные действа (ритуалы, обряды в широком смысле слова). Например, любая песня рассматривается не как сама по себе «просто» песня, а в рамках своего предназначения — как к чему-то привязанная, с чем-то структурно и функционально связанная. Аналогично с танцем, музыкой, одеждой, народным театром.
Фольклор первобытного бесписьменного общества основывается на мифологии и религиозной системе, в нём особо важную роль имеют обрядовые формы. Древнейшие жанры письменности продолжают фольклорные традиции заклинаний, ритуальной поэзии (календарной и свадебной), мифа, исторических преданий; литература при этом сохраняет близкие к фольклорным стилевые средства: схожие системы повторов, параллелизмы, метафоры, словесную игру и т. д. Вместе с тем уже древнейшие надписи — таковы, что их функция не может быть адекватно осуществлена с помощью устного фольклорного слова (например, древнеегипетские «автобиографические» надписи вельмож и всякого рода заупокойные тексты). После появления письменности и литературы, в условиях зарождения государственности и развития более сложных религиозно-мифологических систем, фольклор продолжает функционировать, но такой традиционный, или «классический», фольклор развивается в нечто отличное от фольклора строго архаического.
Древнейший сюжетный фонд подвергается десакрализации, устная традиция испытывает многоплановое влияние книжной словесности: так, устное слово может воспроизводить нормы письменного языка (особенно характерно для торжественной ритмизованной речи), одновременно происходит фольклоризация и архаизация книжных источников. Помимо влияния литературы, сходный эффект может иметь влияние более развитого фольклора соседних народов (например, влияние русского фольклора на устные литературы некоторых других народов СССР).
Эволюция в подходе к фольклору привела к тому, что функционирование фольклора в обществе рассматривается не только с точки зрения литературоведения, но и с точек зрения антропологии и социологии.
Многие неофициальные, неканонические, жанры и виды фольклора не сразу попадают в поле зрения специалистов. Например, любовные девичьи рассказы, обратили на себя внимание собирателей лишь в 1980-е годы, тогда как бытование их имеет несравненно более долгую историю.
Пословицы и поговорки
Начнем с тех, о которых мы хорошо знаем и иногда, используем в обиходе – с пословиц и поговорок. Данные виды устного искусства являются одними из интереснейших жанров, дошедших до наших дней.
Никто доподлинно не знает когда появились эти жанры устного творчества. Несомненным фактом остается то, как точно и лаконично, образное, логически законченное изречение, выражает народный ум и опыт, накопленный многими веками.
Между тем, многие из нас давно привыкли думать, что пословицы и поговорки это одно и то же. На самом деле это не так. Пословица представляет собой законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым, часто зарифмованным языком.
Пример русских пословиц:
«Береженого Бог бережет»
«Мал золотник, да дорог»
«Копейка рубль бережет»
Тогда, как поговорка является устоявшейся фразой или словосочетанием. Она предназначена для украшения речи.
Пример русских поговорок:
«Остаться с носом» (быть обманутым)
«Медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред)
«Когда рак на горе свистнет» (никогда)
Виды народного творчества
Все разнообразие и примеры народного творчества можно сгруппировать и структурировать, если воспользоваться содержанием таблицы, в которой представлены виды народного творчества.
Виды народного творчества – это устойчивые формы творческой активности народа. Виды народного творчества сложились в результате многократного создания и исполнения произведений искусства народа с характерными признаками, которые различаются по способам кодирования художественной информации. В зависимости от того, на какой творческой деятельности народ сосредоточил свое внимание, и образовались виды народного творчества. Если речь идет о видимых глазу формах искусства, то такое творчество носит характер визуального. Если творчество народа сосредоточено на звучании и устных формах художественной деятельности, то это аудиальный вид народного творчества. Наконец, сочетание первого и второго рождают синтетический вид народного творчества.
Русский фольклор
Основная статья: Русский фольклор. См. также: Культура СССР.
В СССР, ввиду цензуры, особенно отточены были короткие частушки и анекдоты с острым политическим или сексуальным содержанием и/или ненормативной лексикой (см. Сатира в СССР).
Таблица «Виды народного творчества»
Визуальные виды народного творчества характеризуются тем, что произведения народной культуры в этом случае выражают художественное мастерство народа через видимые изображения. Визуальные (видимые) предметы искусства существуют статично и созданные однажды, не меняются со временем (народная изба, дымковская игрушка, вышитое полотенце и пр.). Кроме того, визуальные виды творчества народа занимают определенное место в окружающем пространстве.
Аудиальные виды народного творчества предполагают акцент на звуке, с помощью которого мы слышим, усваиваем и понимаем художественную информацию. Такие произведения народной культуры созданы с помощью звучания – речь, инструментальная мелодия, песенное исполнение, дробь, бренчание и пр. Аудиальные виды творчества народа не занимают пространства, а сами произведения разворачиваются во времени (например, народная песня, былина, пословица и пр.)
Для синтетических видов народного творчества характерно сочетание, синтез визуальных изобразительных форм и художественных звуков. К данному виду творчества народа относятся зрелищные произведения народной культуры, которые мы и видим, и слышим одновременно (например, народный театр или танец).
Поверье
В поверьях отражено стремление человека объяснить и упорядочить окружающий мир, осмыслить свое место в природе, в окружении разнообразных животных и растений.
Сказки
С древности сохранились и отдельные элементы детского фольклора – сказки. Позднее этот жанр устного искусства сильно изменялся. Это произошло под влиянием эстетических и педагогических функций, но все же он продолжает существовать.
Впрочем некоторые жанры словесного искусства со временем «отмирают», и человечество постепенно забывает о них. Данный процесс является естественным явлением, он не свидетельствует об упадке народного искусства. Наоборот, процесс «отмирания» является признаком того, что из-за изменения условий человеческого бытования происходит развитие художественного коллективного творчества народа, вследствие чего, появляются новые жанры и исчезают старые.
Функции народного творчества
Культурное и социальное значение народного творчества рассмотрим с помощью тех функций, которое оно выполняет сегодня.
Коммеморативная функция. Коммеморация – это процесс поддержания коллективной памяти о культуре того или иного сообщества. В данном случае речь идет о поддержании культурной памяти народа. С помощью творчества народ сохраняет память о себе, актуализирует ее в исполнении и культивировании народных произведений искусства и передает другим поколениям. Народное творчество в предметах, формах, текстах и красках рассказывает нам о наших предках, а мы сохраняем память о них с помощью произведений искусства.
Декоративно-эстетическая функция. Многие произведения народного искусства особенно выразительны и несут в себе частичку художественного осмысления мира народом. Народная эстетика через линии, орнамент и стиль своих произведений (кружевные, расписные, вышитые, выточенные, резные и прочие изделия) наполняет пространство уникальными историями, оживляет, восхищает, вдохновляет и создает уют. Кроме того, с помощью декоративных элементов народного творчества люди украшают и оформляют интерьер современных помещений.
Бытовая функция. Несмотря на то, что произведения народной культуры носят по большей мере декоративный характер, все же утилитарно-бытовую роль в хозяйстве они также могут выполнять. К ним относятся, прежде всего, различные предметы и постройки хозяйственного значения (например, сани, изба, конское снаряжение, телега, амбар, серп), элементы одежды (например, шаль или сарафан), а также элементы убранства дома (например, лавки или половики), печи и т.д. Данные элементы предметы народного творчества используются и сегодня многими людьми по своему прямому предназначению – греют, возят, покрывают, хранят и так далее.
Религиозно-магическая функция. Некоторые произведения народной культуры имеют особое культовое значение для людей, поскольку с ними ассоциируется определенная магическая или религиозная сила, которой их наделил народ. Религиозную силу несут в себе различные произведения творчества народа, выполненные по религиозным канонам (иконы, крестики нательные, кресты и пр.). Тогда как магическую власть скрывают в себе такие народные произведения искусства, как народные амулеты, обереги, подвески, пояса и другие элементы народного творчества.
Культурно-индустриальная функция. Когда тиражируемые продукты культуры имеют возможность приносить коммерческую прибыль, то в этом случае в науке говорят о культурной индустрии. Произведения народной культуры также могут быть элементами культурной индустрии, особенно в рамках сувенирной отрасли. В качестве сувениров люди приобретают предметы вологодского кружева, изделия из новгородской бересты, чашечки с гжелью, тульские пряники, коломенскую пастилу и многое другое. Сувенирная продукция, созданная на основе культурного наследия народного творчества, стала в век развития культурного туризма сегодня весьма востребованной.
Былины
К таким жанрам можно отнести былины (или как их еще называли – старины — русские героико-патриотические песни-сказания, основным сюжетом которых, являлись важные исторические события или героические подвиги богатырей и дев-воительниц). Этот жанр возник еще в Древней Руси, просуществовал вплоть до средних веков и постепенно стал забываться к XIX веку.
Кроме того к почти забытым жанрам так же можно отнести и обрядовый фольклор. Давайте рассмотрим его составляющие немного поближе.
Календарный фольклор и годовой песенный цикл
Эти небольшие жанры появились в связи с необходимостью следить за сельскохозяйственным циклом, а так же за изменениями, происходящими в природе и религиозными праздниками.
Много пословиц, примет, советов и запретов сложилось в календарном фольклоре. Вот некоторые, из которых дошли до наших дней:
«Рано затает — долго не растает»
«Март и снегом сеет, и солнцем греет»
Не мало песен было сложено народом и для годового песенного цикла. Так на масленицу было принято печь блины, исполнять обряды проводов зимы и петь обрядовые песни. Эта и еще некоторые из старых традиций сохранились до сих пор.
Семейный фольклор
Включал в себя такие малые жанры как: семейные рассказы, колыбельные, пестушки, потешки, свадебные песни, похоронные причитания.
Название «Семейные рассказы» говорит само за себя, и существует этот жанр словесного искусства с незапамятных времен – возможно столько, сколько живет человек на этом свете. Примечателен тем, что формируется он довольно обособленно, как правило, в рамках семьи и близкого окружения.
Кроме того, этот жанр обладает своей особенностью, он может формировать «определенные выражения», понятные только членам семьи или людям, присутствующим во время события, которое повлекло за собой появление этой фразы. Так, например, в семье Толстых существовало такое выражение как «архитектор виноват».
Рождению этого выражения предшествовало событие: когда Илье Толстому было пять лет, на Новый год ему подарили обещанную чашку. Счастливый ребенок побежал, чтобы показать всем свой подарок. Перебегая через порог, споткнулся и упал. Чашка разбилась. Маленький Илья, оправдываясь, говорил, что он не виноват, а виноват архитектор, который сделал этот порожек. С тех пор в семье Льва Николаевича Толстого появилось свое выражение равноценное крылатому — «стрелочник виноват».
Колыбельные песни
Еще одним не менее интересным жанром в семейном фольклоре были колыбельные. В старые времена умение петь колыбельные песни считалось особым искусством. В процессе игры, матери обучали своих дочерей правильно «баюкать». Эта способность была необходима, для того, чтобы старшие девочки уже в шесть – семь лет могли присматривать за младшими. Именно поэтому этому умению уделялось особое внимание.
Предназначением колыбельных было не только успокоить, но и защитить дитя. Многие песни представляли собой «заговоры». Они были призваны оберегать маленького ребенка от опасностей, которые могли его подстерегать в будущем. Часто колыбельные были обращены к духам и мифологическим существам, носителям сна – Дреме, Сну. Их призывали для того, чтобы убаюкать малыша. В настоящее время этот жанр народного искусства почти забыт.
Пестушки и потешки
Пестушки и потешки – представляли собой коротенькие напевы. Они помогали ребенку в развитии и в познании окружающего мира. Возможно, кто-то помнит из детства — «Сорока-ворона…». Такие небольшие песенки-приговорки побуждали малыша к действию, прививали навыки гигиены, развивали мелкую моторику, рефлексы, помогали познавать мир.
Скороговорки
Скороговорки основаны на трудности произношения, особенно при быстром их произнесении. Примеры скороговорок:
Г.С. Виноградов приводит в своих материалах шутки и вопросы, в основе которых лежит каламбур. «Ты можешь перебросить через заплот соленый огурец?»- Конечно переброшу. — «А вот не перебросишь». Дело разъясняется, — вопрос обозначает: «Ты можешь перебросить через заплот огурец с Алёной?»
В таком же роде и озадачивающие замечания. Подходя к девочке или мальчику и указывая на швы, говорят: «У тебя вши-то вши-то» вместо «вшито». Или «сколько вшей» вместо «сколь ковшей».
Свадебные песни
Свадебные песни – разительно отличались от всех остальных малых жанров семейного фольклора. Примечательным был тот факт, что вне свадебного обряда эти песни не звучали. Кроме того, с функциональной точки зрения они были крайне важны, так как исполняли своего рода «юридическую роль» в этом событии. Наряду со свадебными песнями, немаловажную роль в обряде играли причитания. Они были неотъемлемой частью праздника, представляли собой лирические повествования, которые описывали переживания невесты, родителей и подруг.
Также немалую роль играли величания. Ими в песнях гости восхваляли жениха и невесту, желали молодым благополучия и счастья. Ко всему прочему ни одна свадьба не могла ни обойтись без корильных песен. Эта небольшая составляющая свадебного обряда представляла собой шуточные песни. Как правило, они были адресованы сватам, из-за которых невеста «покидала» родную семью, подружек и утрачивала свою девичью волю.
Похоронные причитания или плачи еще один древний фольклорный жанр, о времени, появления которого, никто доподлинно не знает. Он лишь «обрывками» дошел до наших дней, но из названия легко можно понять, о чем идет речь и для чего этот жанр служил.
Главной особенностью данного устного творчества являлось то, что он имел свою «формулу» или лучше сказать строгую последовательность, которую каждый плакальщик «украшал» своим творческим элементом – рассказом о жизни, о любви или смерти усопшего. Сейчас, к примеру, часть обряда, а так же плачи можно увидеть и услышать в фильме «Вий» (1967 г.).
Окказиональный фольклор
Не соответствующий общепринятому употреблению фольклор. Носил индивидуальный характер, обусловленный специфической ситуацией, поводом. К нему относились такие малые жанры как: заклички, считалки, заговоры.
Заклички
Закличками невероятно богат русский фольклор. Они представляли собой небольшие песенки, часто не лишенные юмора и сопровождавшиеся игровыми действиями. Сюжеты этого малого жанра были самые разные: это могли быть заклички о погоде и погодных явлениях, о природе и временах года, о животных и сказочных существах…
Дождик, лей! Дождик, лей!
На меня и на людей!
На людей по плошке.
А на лешего в бору —
Лей по целому ведру!
Считалки
Считалки – еще один малый жанр словесного народного искусства. Он возник очень давно, но сейчас почти исчез из современного фольклора. А между тем, как бы удивительно это ни звучало, в далекие времена считалки широко использовались взрослыми. Главной их функцией было распределение работы.
Да, да. Ведь тогда многие виды работ, были не только очень тяжелыми, но иногда опасными для жизни. Поэтому мало кто по собственному желанию хотел браться за такое дело. А считалки позволяли распределять работу между участниками так, чтобы никому не было «обидно». В наше время эта «важная роль» считалок утеряна, но они все еще существуют и по-прежнему выполняют свою функцию в детских играх.
Заговор
И наконец, самый удивительный, но далеко не последний, довольно сложный по своей структуре древний жанр устного народного творчества, который как ни странно продолжает жить и в наше время – заговор. Функция, со времени возникновения данного жанра, не поменялась. Он все так же продолжает исполнять роль «магического орудия», призванного выполнить желание заговаривающего. Как говорилось выше, этот жанр довольно оригинален в своем исполнении и часто сложен по своей конструкции – в этом и состоит его особенность.
Говорить о жанрах устного народного творчества можно бесконечно долго, потому как все направления по-своему интересны и неповторимы. Данная статья призвана лишь ознакомить читателя с необъятным, многогранным богатством человеческой культуры и мудрости, ярко отражающих опыт предыдущих поколений.