Наружный досмотр чем регламентируется

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

ГАРАНТ:

См. комментарии к статье 27.7 КоАП РФ

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 3 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 5 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 7 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ в часть 8 статьи 27.7 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Источник

Наружный досмотр чем регламентируется

КоАП РФ Статья 27.7. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице

1. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, то есть обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, осуществляются в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения.

2. Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3 настоящего Кодекса.

3. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

(в ред. Федеральных законов от 03.12.2008 N 250-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 161-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

7. В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

(в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 161-ФЗ, от 14.10.2014 N 307-ФЗ)

Источник

Личный досмотр, основания,порядок производства

В рамках привлечения к административной ответственности сотрудник полиции может требовать от гражданина пройти личный досмотр.

Что такое личный досмотр, основания

Личный досмотр – это мера обеспечения при привлечении к административной ответственности . Иногда он проводится еще до составления протокола об административном правонарушении . Но именно с момента предложения пройти личный досмотр (если не было задержания или доставления) закон считает, что возбуждение дела об административном правонарушении состоялось. Поэтому правонарушитель вправе требовать привлечения защитника, подавать ходатайства и возражения.

Личный досмотр предусмотрен статьей 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях. И под такой процедурой закон понимает обследование вещей, при котором конструктивная целостность их не нарушается, в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения. К примеру, статья 6.16. КоАП запрещает незаконное хранение наркотических средств. И чтобы их найти, уполномоченный сотрудник проведен личный досмотр.

Этот перечень является исчерпывающим (определение Конституционного суда от 28.05.2013 г. № 780-О).

Кто осуществляет личный досмотр

При осуществлении этой процедуры исследуется сам гражданин (внешнее визуальное обследование тела), а также вещи, которые находятся при нем. Дом, квартира, транспортное средство не являются объектами личного досмотра!

Вправе проводить личный досмотр те же лица, которые вправе осуществить административное задержание . И только одного пола с досматриваемым.

Таким образом, если осматривается человек (включая карманы и вещи на нем), то присутствие понятых обязательно. В иных случаях есть основания их не пригласить. Но сотрудник обязан мотивировать необходимость и возможность организации досмотра именно таким образом.

Проведение личного досмотра

Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола.

Только досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыболовства, добытой продукции и иных предметов), может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Подобная формулировка не позволяет заменять понятых видеозаписью в случае личного досмотра, как это допускается общей нормой.

При личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, в случае необходимости применяются фото- и киносъемка, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств.

Протокол личного досмотра лица по КоАП

В протоколе о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, делается запись о применении фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств. Материалы, полученные при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, с применением фото- и киносъемки, иных установленных способов фиксации вещественных доказательств, прилагаются к соответствующему протоколу.

Протокол о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, подписывается должностным лицом, его составившим, лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, либо владельцем вещей, подвергнутых досмотру, понятыми в случае их участия. В случае отказа лица, в отношении которого ведется производство по делу, владельца вещей, подвергнутых досмотру, от подписания протокола в нем делается соответствующая запись. Копия протокола о личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, вручается владельцу вещей, подвергнутых досмотру, по его просьбе.

Правовая группа УМВД России по Адмиралтейскому району г. СПб

Источник

Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции

В статье рассматриваются правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции Российской Федерации. На основании проведенного анализа нормативных правовых актов делается вывод о недостаточной гарантии личной безопасности сотрудников полиции при проведении наружного досмотра доставляемых в территориальные органы МВД России физических лиц. В законодательстве Российской Федерации отсутствуют правовые нормы, дающие право сотрудникам полиции проводить наружный досмотр, и нет регламента его проведения. Предлагается закрепить правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра доставляемых лиц в п. 13 ст. 13 Федерального закона «О полиции».

Ключевые слова: доставление физических лиц, наружный досмотр, личный досмотр, личная безопасность сотрудника полиции.

Legal grounds for external inspection by police officer

V.V. Tkachenko, A.I. Nikulin

The article examines the legal grounds for conducting an external inspection by policeman of the Russian Federation. On the basis of the carried-out analysis of regulations, the conclusion about an insufficient guarantee of personal security of the police officers, when carrying out external inspection brought to territorial authorities of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation of natural persons is drawn. In the legislation of the Russian Federation there are no precepts of law granting the right to policeman to carry out external inspection, and there are no regulations of his carrying out. Authors of article suggest to enshrine legal grounds of carrying out by policeman of external inspection of the brought persons in paragraph 13 of article 13 of the Federal law «About Police».

Key words: conveyance of natural persons, external inspection, personal inspection, personal safety of a policeman.

Основное назначение полиции состоит в защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан (и неграждан) Российской Федерации, а также противодействии преступности, охране общественного порядка, собственности и обеспечении общественной безопасности. Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти и т.д.

Исполняя свое прямое назначение по основным направлениям деятельности, сотрудники полиции пресекают преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах.

Основной объем работы по обеспечению охраны общественного порядка и безопасности принадлежит патрульно-постовой службе полиции. Высокая общественная значимость деятельности вышеназванной службы полиции определяет необходимость приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, государства и общества от преступных посягательств [6].

При выполнении своих служебных обязанностей сотрудникам полиции предоставлены права, перечень которых закреплен в ст. 13 ФЗ «О полиции», в том числе предоставляется право доставлять физических лиц в служебное помещение территориального органа МВД России, осуществлять их принудительное препровождение [5]. Правовые основания доставления и порядок применения данной меры достаточно детально регламентированы ФЗ «О полиции» и законодательством об административных правонарушениях.

При осуществлении доставления сотрудники полиции нередко сталкиваются с оказанием противодействия, которое выражается не только в пассивном неповиновении законным требованиям сотрудникам полиции, но и в активном воспрепятствовании осуществления законной деятельности по охране общественного порядка и обеспечению безопасности общества.

В настоящее время существует проблема неоднозначного толкования таких понятий, как «наружный досмотр» и «наружный осмотр», а также отсутствия законодательного закрепления права сотрудников полиции проводить наружный досмотр (осмотр) физических лиц перед их доставлением в территориальный орган МВД России.

Анализ действующего законодательства Российской Федерации показал отсутствие среди широкого круга полномочий полиции норм права, направленных на обеспечение личной безопасности самих сотрудников полиции при проведении наружного досмотра физических лиц.

На основании п. 16 ст. 13 ФЗ «О полиции» в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения полицейские имеют право в порядке ст. 27.7 КоАП РФ осуществлять личный досмотр физических лиц в присутствии двух понятых. Личный досмотр является мерой административного обеспечения, цель которого обнаружить орудия или предметы совершения административного правонарушения, впоследствии приобщаемые к делу в качестве доказательств.

Но эти действия проводятся в целях обнаружения орудий совершения административного правонарушения или даже уголовного преступления. В Федеральном законе «О полиции» нет положений о проведении наружного досмотра как о мере личной безопасности сотрудников полиции.

Обеспечивая безопасность и антитеррористическую защищенность зданий ОВД, сотрудники полиции имеют право «требовать от граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов на охраняемых полицией объектах, осуществлять досмотр и (или) осмотр граждан, осмотр находящихся при них вещей» [5]. И в таких случаях граждане, не совершившие правонарушения, также добровольно подвергаются личному досмотру и (или) осмотру.

Изъятие опасных предметов, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра и которые могут быть использованы доставляемым физическим лицом для нападения на сотрудников полиции, в законодательстве никак не урегулировано.

Это положение закреплено в ведомственном приказе МВД России, который регламентирует деятельность сотрудников полиции, но граждане зачастую не знают, да и не обязаны знать, содержание ведомственных приказов правоохранительных органов.

Также непонятна процедура оформления веществ, обнаруженных в ходе проведения наружного досмотра, которые на первый взгляд не являются запрещенными, но впоследствии таковыми могут оказаться, например: обнаружение вещества растительного происхождения зеленого цвета, которое впоследствии эксперт может признать наркотическим средством.

В таких случаях необходимо привлекать понятых и проводить личный досмотр физического лица, но возникает вопрос, как потом это все оформлять процессуально и доказывать законность действий сотрудников полиции, если это досмотренное физическое лицо будет обжаловать все происходившее в органах прокуратуры. Иногда проведение наружного досмотра физических лиц помогает оперативно установить личность, своевременно оказать помощь пострадавшим лицам, но правовых оснований проведения наружного досмотра этих лиц в Федеральном законе «О полиции» нет. Например: физическое лицо оказалось в состоянии, при котором не способно сообщить о себе сведения, а его необходимо отправить в медицинскую организацию для оказания медицинской помощи, установить адрес проживания, сообщить близким лицам. Сотрудники полиции проводят наружный досмотр лица, находящегося в бессознательном состоянии, с целью обнаружения документов, удостоверяющих личность. А иногда проведение наружного досмотра позволяет обнаружить и изъять предметы, которые могут быть использованы во вред медицинским работникам.

Какие пути решения можно предпринять? С.В. Белов и М.Ю. Водяная (Омская академия МВД России) предлагают законодательно закрепить право сотрудников полиции на проведение наружного досмотра, проводимого в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, без понятых, дополнив ч. 1 ст. 13 ФЗ «О полиции» п. 15.1 следующего содержания: «. осуществлять наружный досмотр граждан, а также досмотр находящихся при них вещей, при наличии оснований для доставления в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение, в медицинские организации, в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях обеспечения личной безопасности сотрудника полиции, обнаружения и изъятия предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда окружающим или себе» [1].

На наш взгляд, дополнение в ч. 1 ст. 13 в такой формулировке дает широкое поле деятельности для злоупотреблений при изъятии предметов, поскольку непонятно, каким образом оформлять изъятые предметы и как потом приобщать эти предметы к делу об административном правонарушении или к уголовному делу.

Мы полагаем, что внесение изменений в ст. 24 ФЗ «О полиции» менее целесообразно, поскольку в данной статье прописаны гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции, а мы рассматриваем правовые основания наружного досмотра физического лица. Также А.В. Равнюшкин предлагает внести дополнения в п. 266 Устава ППСП, изложив его в следующей редакции: «Патрульный (постовой) при пресечении административного правонарушения и преступления, доставлении задержанного обязан предусмотреть меры предосторожности на случай попытки со стороны задержанного оказать сопротивление и (или) совершить нападение путем проведения наружного досмотра. Наружный досмотр осуществляется на основании статьи 24 Федерального закона «О полиции» [8].

По нашему мнению, необходимо дополнить п. 13 ст. 13 Федерального закона «О полиции», изложив его в следующей редакции: «. доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона; перед доставлением проводить наружный досмотр граждан в целях обеспечения личной безопасности сотрудников полиции. При обнаружении орудий совершения либо предметов правонарушения (опасных веществ) проводить изъятие обнаруженного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)».

Кроме того, мы предлагаем закрепить понятие наружного досмотра, дополнив п. 266 Устава ППСП следующим: «. наружный досмотр является мерой принуждения, применяемой для обеспечения личной безопасности сотрудников полиции и обеспечения защищенности объектов ОВД, при доставлении физических лиц в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение. Изъятие обнаруженного проводится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 27.7 КоАП РФ)».

Внесение этих дополнений закрепит в ФЗ «О полиции» правовые основания проведения сотрудниками полиции наружного досмотра, даст четкое определение понятия наружного досмотра, цели и порядок его проведения. Изменения помогут сотрудникам полиции повысить уровень личной безопасности при выполнении служебных обязанностей, избежать неоднозначного трактования понятия наружного досмотра, что в результате положительно скажется на доверии граждан к полиции.

Источник

Когда и как производят личный досмотр

Наружный досмотр чем регламентируется. Смотреть фото Наружный досмотр чем регламентируется. Смотреть картинку Наружный досмотр чем регламентируется. Картинка про Наружный досмотр чем регламентируется. Фото Наружный досмотр чем регламентируется

Адвокат Антонов А.П.

Безосновательные подозрения полицейского, что гражданин имеет при себе запрещенные предметы, не могут быть основанием для задержания и досмотра. Речь может идти только о конкретных данных (ориентировках, заявлениях других лиц), но не о подозрениях.

Порядок личного досмотра регулируется ст. 27.7 КоАП РФ. Положения данной статьи устанавливают, что личный досмотр проводится в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения. Личный досмотр производится лицом одного пола с досматриваемым в присутствии двух понятых того же пола. Досмотр находящихся при гражданине вещей может быть произведен без понятых, но с применением видеозаписи. При досмотре должен быть составлен протокол, копия которого вручается досматриваемому по его просьбе. В случае необходимости изъятые вещи и документы упаковываются и опечатываются на месте изъятия.

Кроме личного досмотра в целях обнаружения орудий совершения или предметов административного правонарушения может также проводиться осмотр помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (ст. 27.8 КоАП РФ) и досмотр транспортного средства (ст. 27.9 КоАП РФ).

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры.

Остались вопросы к адвокату?

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71 (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *