Научно техническое творчество это что
Техническое творчество
Полезное
Смотреть что такое «Техническое творчество» в других словарях:
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО — – процесс создания нового техникотехнологического объекта, включающий систему взаимосвязанных этапов: 1) постановка конкретной технико технологической идеи (проблемы) и выявление направления её решения, когда человеческий… … Философия науки и техники: тематический словарь
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО — вид деятельности учащихся, результатом к рой является техн. объект, обладающий признаками полезности и субъективной (для учащихся). новизны Т.т. развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к учебе и выбору… … Российская педагогическая энциклопедия
ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО — деятельность человека, направленная на преобразование природы в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности, характеризующаяся новизной процесса деятельности и его результата, а… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства) уникальность его результата. Результат… … Википедия
ТВОРЧЕСТВО — деятельность, порождающая новые ценности, идеи, самого человека как творца. В современной научной литературе, посвященной этой проблеме, прослеживается очевидное стремление исследовать конкретные виды Т. (в науке, технике, искусстве), его… … Философская энциклопедия
Творчество — Творчество ♦ Création Сотворить в строгом и абсолютном значении слова значит произвести нечто из ничего, вернее, из самого себя. Таков Бог – творец мира. В более широком смысле творчеством называют такой процесс производства, который создает … Философский словарь Спонвиля
творчество — ТВОРЧЕСТВО категория философии, психологии и культуры, выражающая собой важнейший смысл человеческой деятельности, состоящий в увеличении многообразия человеческого мира в процессе культурной миграции. Термин и понятие. Т.… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки
творчество — сущ., с., употр. сравн. часто Морфология: (нет) чего? творчества, чему? творчеству, (вижу) что? творчество, чем? творчеством, о чём? о творчестве 1. Творчеством называется сознательное и свободное создание культурных, научных и материальных… … Толковый словарь Дмитриева
ТВОРЧЕСТВО ТЕХНИЧЕСКОЕ — деятельность по созданию новой и совершенствованию старой техники и технологии, обладающей социальной значимостью [66, c. 363; 67, c. 393] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
Детское творчество — В процессе творчества ребёнок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни и своё место в ней, приобретает опыт коллективного взаимодействия, совершенствует навыки работы с различными инструментами и… … Большая советская энциклопедия
Техническое творчество как новый этап развития искусства
Научно-техническое творчество нераздельно связано с открытиями и изобретениями. Как часть искусства оно несет в себе не только эстетическую функцию, но и инновационную. Техническое творчество – это то, что помогает научной деятельности стать непосредственной производительной силой. Все искусственное, что окружает человека, сделано в рамках технического творчества посредством экспериментов и открытий.
Инновационная деятельность – помощник в развитии важных навыков
О важности научно-прикладного творчества для общества корреспонденту VSE42.Ru рассказал Александр Демидов – директор центра молодежных инновационных технологий «Техносфера» в Кемерове. В 2013 году при помощи федерального проекта поддержки малого и среднего бизнеса и поддержки развития детского технического творчества в столице Кузбасса появился ЦМИТ «Техносфера». Целью центра стало наставничество для детей и подростков, жаждущих экспериментировать и развиваться в научной деятельности. В «Техносферу» мог прийти каждый, чтобы реализовать свой проект или стать помощником в подготовке чужого.
Первые ученики вместе с педагогами постоянно экспериментировали в разных направлениях, используя различные методики и подходы в создании того или иного проекта.
– Изначально работа велась со студентами в направлении робототехники. Тогда же мы стали привлекать школьников для реализации наших замыслов. Мы организовали проектно-командную работу с подростками и студентами. Но, когда стало ясно, что компетенции привлеченных участников команды недостаточно, появилась идея создания курсов, – рассказал о становлении творческих занятий на базе центра Александр.
Студенты продолжали обучаться техническому творчеству, но при этом стали преподавателями курсов для младшеклассников, дабы они могли расширять пространственное мышление и готовиться к созданию собственных проектов. На первом этапе обучения ребята занимаются конструированием с помощью «Лего», а также прикладной деятельностью: работой с деревом, созданием оригами и шитьем.
– Раньше мы набирали по 2-3 группы учеников младших классов и обучали их. На данный момент, учитывая эпидемиологическую обстановку, мы работаем удаленно, создаем онлайн-курсы. С переходом на удаленную работу нам очень помог Центр инноваций социальной сферы Кемеровской области. С Центром инноваций социальной сферы я сотрудничаю более 5 лет, являюсь участником различных образовательных программ Центра, в 2017 году стал победителем конкурса «Лучший социальный проект года» в номинации «Лучший социальный бизнес в сфере образования». Специалисты Центра поддержали меня и в этот период нашей деятельности и помогают продолжать нам работать в таких непростых условиях. Также плотно мы занимаемся наставнической деятельностью в 42-ой гимназии и в станции юных техников «Поиск», – добавил директор центра.
В целом техническое творчество предназначено не только для школьников, которые планируют связать свою жизнь с наукой. Пора изобретательства свойственна всем детям, ведь каждый из нас тем или иным образом активно воздействует на мир. Инновационная деятельность помогает детям развивать логическое мышление, находчивость, моторику и многое другое. Посредством экспериментирования ребенок также может остановиться на одном конкретном ответвлении технического творчества.
– Иногда школьники во время обучения слишком сильно увлекаются определенной категорией, будь то логистика, моделирование и программирование. И тогда они начинают углубленно заниматься любимым занятием. Мы не настаиваем на том, чтобы наши маленькие изобретатели во время подготовки проекта были специалистами во всем. Все-таки изобретение чего-то нового – это командная и в первую очередь социально-значимая работа, а значит здесь важны особенные навыки каждого члена центра, – рассказал Александр Демидов.
Первый проект – роботизированная теплица
Один из самых важных проектов центра – роботизированная теплица. Он является отличным примером социальной значимости технического творчества. Подобное изобретение может значительно упростить работу сельского хозяйства. Главная идея роботизированной теплицы – управление ее функциями удаленно.
Также один из учеников центра ввел полезную разработку – в такой теплице сорняки могут самоликвидироваться. На данный момент изобретение все еще дорабатывается. Ученики, которые придумали проект, увезли его с собой в Томск, где поступили в университет.
– Многие изобретатели ЦМИТ в итоге связывают свою жизнь с наукой. Они стремятся не просто изучать что-то новое, а использовать свои переработанные знания в пользу общества, – отметил директор ЦМИТ «Техносфера».
Но стоит отметить, что техническое творчество – это не только идея, но и воплощение ее в жизнь. В центре все создается собственными руками, в какой-то момент работа становится объектом прикладного искусства. Ребята учатся не только выдумывать, но и работать руками.
– С несколькими студентами мы создали подразделение «Форма» в «Техносфере». Там у нас появилась возможность реализовывать наши навыки, полученные во время разработки изобретений. В мастерской создается сувенирная продукция, а также мы делаем пробные изделия для крупных предприятий, чтобы перед крупной закупкой они могли проверить на деле предмет. Мы выступаем кем-то вроде посредников между крупными заказчиками и поставщиками, – пояснил Александр.
Техносфера – это все, что окружает человека, но сделано исключительно искусственным образом. И не зря в словосочетании «техническое творчество» присутствует слово «творчество». Все, что делается в ЦМИТ, является элементом прикладного искусства, и главное – создается на благо общества.
Организация научно-технического творчества
Наукой надо начинать заниматься не в 30-40 лет, а когда тебе пятнадцать…»
Развитие нашего общества в значительной степени зависит от инициативы, энергии, знаний, способностей, творчества каждого человека. Стержнем трудовой активности выступает ныне умение каждого трудящегося технически грамотно мыслить, рационально и эффективно работать. В связи с этим большое значение имеет формирование производственника такого типа, основу действий которого составляли бы высокое профессиональное мастерство, целеустремленность, инициатива и творчество. А значит, требуется перестройка как системы ценностных ориентаций, так и практических мер в подготовке, обучении и воспитании учащихся и одна из важных задач здесь – сформировать у человека тягу к изобретательской и рационализаторской, исследовательской деятельности, к техническому творчеству. В свою очередь, научно-техническое творчество и изобретательская и рационализаторская деятельность – это и школа формирования высоких нравственных качеств человека. Это приобщение молодежи к управлению делами производства, и прежде всего к ускорению научно-технического прогресса.
Современные темпы, динамика научно-технического прогресса придают новое содержание целям и задачам среднего специального образования в подготовке специалиста — творчески мыслящей личности, не просто грамотного и знающего специалиста
Острота и актуальность проблем, решаемых студенчеством, неоспорима. Участие в борьбе за ускорение темпов научно-технического прогресса, научную организацию труда, внедрение передового опыта важнейшее дело студенчества.
Творчество не зря считается одним из важнейших видов человеческой деятельности. Без него было б абсолютно невозможным развитие человеческого общества, а значит, и его существование. Хороший учитель творчества должен быть одновременно и творцом, и организатором творчества, и ценителем его результатов.
Хорошо сказал руководитель ВВЦ Магомед Мусаев: “НТТМ – это блестящая возможность для молодых людей показать себя, выразить свой замысел, свою уникальную идею”.
Обучение творческому труду – это воспитание нового отношения к своей профессии: выработка “поискового навыка”, вскрытие причин и следствий несовершенства организации производства, его техники и технологии, возбуждение и поддержание неуспокоенности от достигнутого результата. Студент должен твердо усвоить, что ничего нет до конца совершенного, и все сущее можно сделать более совершенным.
Цель обучения студентов основам творческого труда – пробудить интерес, а затем создать и закрепить творческое отношение к профессиональной деятельности, выражающееся, в конце концов, в активной исследовательской, рационализаторской, а затем и изобретательской деятельности. Это обучение вырабатывает повышенный интерес к своей профессии, потребность в постоянном поиске неиспользованных резервов, в ускоренном приведении их в действие через совершенствование технологии выполняемой работы и улучшение (или создание новых) приспособлений, инструментов, макетов и т.д.
Основы технического творчества, ориентированные на воспитание творческого отношения к труду, должны сформировать у студентов качественно новое представление о трудовом процессе, способствовать ускорению профессионального роста. Осознание творческого труда как нормальной, естественной личностной позиции должно создать у студентов устойчивое творческое отношение к избранной профессии.
Таким образом, усвоение основ творческого труда поможет будущим специалистам повысить профессиональную и социальную активность, а это, в свою очередь, приведет к сознательному повышению производительности, качества труда, ускорению научно – технического прогресса. Преподаватели должны дать студентам объем знаний, позволяющий им стать рационализаторами в стенах техникума, а потом творчески работать на предприятии.
В последние годы сделано много грубых ошибок в отношении к изобретательству и рационализаторству. Практически на всех предприятиях отсутствуют патентные службы и отделы рационализаторства, а идейные работники не знают места, куда можно обратиться со своими рацпредложениями. В учебных заведениях дело обстоит не лучше. вся система образования в технических учебных заведениях стандартизирована. Образовательные учреждения среднего профессионального образования поставлены в такие условия, что организация НТО стало жизненной необходимостью. Связано это и с тем, что многие образовательные учреждения открывают наукоемкие специальности, которые требуют больших материальных вложений, реализуемые проф. образовательные программы требуют постоянного обновления лабораторного оборудования, ТСО и наглядных пособий.
В нашем учебном заведении организация технического творчества – это большой труд преподавателей, всего коллектива; им занимаются не отдельные преподаватели, а все предметные комиссии в целом.
Эффективность научно-технического творчества и мера отдачи от него ставятся в прямую зависимость от уровня знания специалистами основ изобретательства и рационализации. Эти знания являются обязательным компонентом современных методов научного исследования, проектирования и конструирования. Поэтому большое значение в привлечении студентов к научно-техническому творчеству имеет обучение из основам изобретательства и рационализации. С этой целью в нашем техникуме введены в учебный план факультативные курсы “Введение в специальность” и “Основы научно – технического творчества, изобретательства и рационализации”.
В техникуме действует постоянная выставка технического творчества. При проведении “Дня открытых дверей” абитуриенты знакомятся с этой выставкой.
В 2006-2007 учебном году на базе техникума прошел городской смотр-конкурс научно-технического творчества молодежи, в котором приняли участие учебные заведения и предприятия города. Проведению этого мероприятия предшествовала работа Круглого стола, на котором обсуждалось состояние научно-технического творчества в городе. Инициаторами проведения этих мероприятий выступил наш техникум. Участникам круглого стола была предложена анкета с целью изучения их отношения к обсуждаемым вопросам. Респонденты оценили важность обсуждаемых вопросов и высказались об актуальности возрождения НТТ. Все участники круглого стола единогласно отметили, что научно-техническая деятельность способствует оптимизации учебно-воспитательного процесса, заявили о необходимости создания единой информационной среды в области НТТ. Среди основных проблем, возникающих при организации НТТ были названы: слабая материальная база образовательных учреждений, низкая мотивация преподавательского состава, из-за отсутствия дополнительного финансирования, слабая освещенность данной темы средствами массовой информации.
С целью поощрения и дальнейшей активизации научно-технической студенческой работы существует система поощрения, в настоящее время вводится “Билет отличника”.
Особое место занимает работа студенческой видеостудии, которая занимается созданием и восстановлением учебных видеофильмов.
Хотелось бы верить, что всестороннее изучение высказанных проблем и последующие эффективные действия приведут к активизации технического новаторства. Поэтому приглашаю к диалогу всех, кого волнует данная тема, кто хотел бы не на словах, а на деле реанимировать творческую научно-техническую деятельность, как в нашем регионе, так и в стране.
Лекция №1. Основные понятия и определения научно-технического творчества и изобретательской деятельности. Методы научных исследований. Сравнение и измерение.
Тема «Основные понятия, методы проведения научной и изобретательской деятельности»
Лекция №1. Основные понятия и определения научно-технического творчества и изобретательской деятельности. Методы научных исследований. Сравнение и измерение.
Цель лекции:Изучить понятия и определения творчества и изобретательства. Раскрыть какие методы научных исследований существует. Дать определение сравнению, измерению.
Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, изобретательство, сравнение, измерение.
Творчество – процесс человеческой деятельности, в результате которого создаются качественно новые материальные и духовные ценности. В процессе творчества принимают участие все духовные силы человека, в том числе воображение, а также приобретаемое в обучении и в практике мастерство, необходимое для осуществления творческого замысла. В изучении творчества, творческого мышления еще остается на сегодняшний день много загадок, ждущих своего вдумчивого исследователя.
Творчествоведение в наше время, в условиях непростой экономической и социальной обстановки, особенно актуально и способно придать человечеству новые силы на пути экономического, социального и духовного развития.
Виды творчества определяются характером созидательной деятельности человека (например, творчество изобретателя и рационализатора, организатора, научное и художественное творчество).
Творчество изобретателя и рационализатора, научное и научно-техническое творчество, организаторские способности по внедрению достижений НТР особенно востребовано в наступивший сейчас период экономических кризисов и социальных потрясений. Но не менее важна в современной жизни и роль художественного творчества в качестве источника для духовного подъема, гармонизации и совершенствования личности и общества в целом.
Все виды творчества имеют между собой глубокую взаимосвязь. Например, изобретателю и рационализатору, ученому необходимо иметь также и способности к организаторскому творчеству для успешной организации проведения исследований в своей области.
Творческие способности и профессиональное мастерство специалистов становится главной производительной силой общества, и в целях преумножения достижений во всех областях науки и техники, необходимо планомерное и заблаговременное развитие у молодёжи творческого воображения, технических способностей, обучения методам научно-технического творчества, привлечения её к изобретательской деятельности. Каждый человек в своей повседневной трудовой деятельности, опираясь на интеллект, на приобретённые знания и навыки жизненного опыта, используя свои общие, специальные и творческие способности что-то создаёт, совершенствует, модернизирует. Многие люди в своих деяниях поднимаются на более высокую ступень интеллектуальной деятельности – они творят и изобретают. Каждый человек по-своему одарён природой и обогащён жизненным опытом. Под одарённостью человека понимается некая совокупность его личностных, только ему присущих качеств. К ним относятся интеллектуальные способности, специфические (академические) способности к обучению, творческие способности (креативность), способности к исполнительскому и изобразительному искусству, психомоторные способности и некоторые другие. Творческие способности – одна из важнейших сфер и компонентов одарённости. Известный учёный, психолог Д. Рензулли определил одарённость как совокупность свойств личности человека: высокого интеллекта, творческих способностей и настойчивости (мотивации).
Творческая деятельность – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца – субъекта творческой деятельности. В природе происходит процесс развития, но не творчества. По мнению психолога Фромма: «Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решение в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытия нового и способность к глубокому осознанию своего опыта». Известный специалист по теории и методам конструирования П. Хилл писал: «Творчество можно определить как успешный полёт мысли за пределы известного, оно дополняет знания, способствуя созданию вещей, которые не были известны ранее». Творческий процесс, в особенности изобретательство, связано с активным поиском и генерированием новых идей, с анализом известных и выбором альтернативных идей.
Из опыта инженерного проектирования известно, что для создания новых технических объектов (изделий), пользующихся большим спросом и способных приносить прибыль, надо иметь не менее 55-60 хороших идей. Идея – это форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Идеи включают в себя сознание целей дальнейшего познания и практического преобразования мира, удовлетворения возникших новых потребностей человека, создания новых технических устройств и технологий, новых веществ и материалов, а также их новых применений.
Изобретательство – одна из форм творческой деятельности человека. Каждый образованный человек имеет право на эту деятельность и должен испытать себя в этой области интеллектуального труда. Ведь подлинная цель образования – дать человеку шанс раскрыть свои возможности, познать себя.
Изобретательство способно доставить глубокое моральное удовлетворение, истинное удовольствие от преодоления прежде непреодолимого, от достижения новых результатов. Эта творческая работа требует интеллектуальных и эмоциональных усилий и умений делать многое, в том числе своими руками, например, создавать различные образцы и модели, испытывать их, проводить на них эксперименты. Положительные эмоции, общественное поощрения, кроме того подстегивается и экомическими стимулами разного рода.
Первый этап работы над теорией решения изобретательских задач (ТРИЗ) тоже основывался на представлении о примате психологического фактора. Но с самого начала была принята иная программа действия: «Надо изучить опыт изобретательского творчества и выявить характерные черты хороших решений, отличающие их от плохих. Отсюда можно будет определить отличие хорошего мышления от плохого». Таким образом, в центре исследования с первых же шагов оказалась логика развития технических систем. Вместо исследования играющего «исключительно важную роль» подсознания началось изучение изобретательских задач и их решений.
Основным материалом для исследования на этом этапе были литература по истории техники и заявки на изобретения. Удалось обнаружить, что решения изобретательских задач хороши (сильны), если эти решения преодолевают техническое противоречие, содержащееся в поставленной задаче, и, наоборот, плохи (слабы), когда техническое противоречие не выявлено или оно не преодолено. Далее было обнаружено, что даже самые сильные изобретатели не понимают, не видят, что правильная тактика решения изобретательских задач должна состоять в том, чтобы шаг за шагом выявлять техническое противоречие, исследовать его причины и устранять их, тем самым устраняя и техническое противоречие. Даже столкнувшись с открытым, кричащим о себе техническим противоречием, и увидев, что задачу удалось решить благодаря устранению этого противоречия, изобретатели не делали никаких выводов на будущее, не меняли тактику и, взявшись за следующую задачу, могли потратить годы на перебор вариантов, даже не пытаясь сформулировать содержащееся в задаче противоречие. Оказалось, что объективное отличие хорошего решения от плохого не означает субъективного отличия мышления изобретателя. Таким образом, последовательное осуществление поставленной программы привело к необходимости изменения самой исходной позиции.
Главной задачей стала задача развития методики АРИЗ – алгоритма решения изобретательских задач. Программы решения изобретательских задач поначалу были далеки от алгоритмов, но с каждой новой модификацией они становились четче и надежнее, постепенно приобретая характер программы (предписаний) алгоритмического типа. Основные работы по изучению, развитию и усовершенствованию АРИЗ были проделаны Г.С. Альтшуллером. Было введено фундаментальное понятие ИКР, составлены первые таблицы применения приемов устранения технических противоречий. Теперь главным материалом для исследования стала патентная информация, описания изобретений. Начали проводиться учебные семинары, постепенно накапливался опыт обучения АРИЗу. Оказалось, что при решении задач высших уровней: нужны знания, обязательно выходящие за пределы специальности, которую имеет изобретатель; производственный опыт навязывает бесплодные пробы в привычном направлении; единственной «способностью», ощутимо влияющей на ход решения, является «способность» придерживаться АРИЗ. Отсюда неизбежен был вывод: ни знания, ни опыт, ни способность («природный дар») не могут служить надежной основой для эффективной организации творческой деятельности. Если задача решается каким-то физическим эффектом в сочетании с несколькими комбинированными приемами, никакие способности не помогут человеку, не знающему этого физического эффекта и образуемых им сочетаний. Большие изобретения (т.е. изобретения четвертого и пятого уровней) делаются эстафетным способом. Есть и другой способ, который можно назвать «задача сама ищет своего решателя». Трудная задача трудна потому, что она относится к одной области, а для ее решения нужны знания совсем из другой области.