Назовите подходы к освоению валеологического воспитания в чем они заключаются
Назовите подходы к освоению валеологического воспитания в чем они заключаются
В основу валеологического воспитания положены информационные и практические подходы к формированию здорового образа жизни: ознакомление детей с многообразием традиционных и нетрадиционных средств и методов сохранения и укрепления здоровья, воспитание потребности в здоровом стиле жизни.
Здоровье человека – проблема, далеко вышедшая за пределы медицинской науки. По утверждению ряда ученых, сохранение здоровья всецело зависит от отношения самого человека к этому драгоценному дару природы, от его образа жизни, поведения. Никто и ничто не сможет помочь сохранить здоровье, приумножить его или, наоборот, потерять, как это делают сами люди. Мы с удивлением наблюдаем примеры неадекватного поведения детей, казалось бы, из самых благополучных семей. Наркомания, алкоголизм, проституция процветают в благополучных по экономическим показателям обществах.
Решение данных проблем видится прежде всего в осознании человеком своей власти над здоровьем, которое, как справедливо утверждают, «не купишь в аптеке». И нет особой надобности доказывать огромное значение регулярных занятий физическими упражнениями для укрепления человека. Именно физическая культура позволяет представить человека как биосоциальное единство и вместе с тем предлагает широкий спектр форм, средств и методов управления индивидуальным состоянием личности.
Таким образом, можно утверждать, что по силе валеологического потенциала и способности воздействия на сохранение и приумножение здоровья человека данный феномен является по существу одним из самых значительных и эффективных, поскольку любая из ценностей физической культуры в той или иной мере работает на здоровье человека. В связи с этим возрастает роль валеологического воспитания, ключевой проблемой которого становится процесс формирования физической культуры личности.
Программа валеологического воспитания помимо других разделов валеологии должна содержать следующие приоритетные направления: воспитание физической культуры человека; воспитание потребности и навыков здорового стиля жизни; практическое освоение оздоровительных систем.
Формирование валеологического воспитания учащихся в процессе учебной деятельности
Задачи валеологии как науки об оздоровлении организма человека. Здоровый образ жизни как основа валеологического воспитания. Санитарно-гигиенические и нравственно-психологические условия сохранности здоровья учащихся в условиях технических учреждений.
Рубрика | Педагогика |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.02.2016 |
Размер файла | 88,4 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Валеология как наука об оздоровлении организма человека
1.2 Здоровый образ жизни как основа валеологического воспитания
1.3 Валеологическая служба технических учреждений: функции, направления и содержание работы
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Санитарно-гигиенические и нравственно-психологические условия сохранности здоровья учащихся в условиях технических учреждений
2.2 Формирование у учащихся системы валеологических знаний в ходе учебного процесса
Наиболее актуально и остро указанные проблемы стоят перед молодежью. В современных условиях требуется такое развитие личности учащегося в процессе образования, которое обеспечит ему возможность в дальнейшем опережать существующую в каждый момент времени востребованность знаний за счет собственной познавательной активности. Общий культурный уровень является ключом к непрерывному образованию
В Концепции непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2006—2010 годы отмечается: «Содержание воспитательной работы по формированию здорового образа жизни направлено на усвоение обучающимися многогранности понятия «здоровье», восприятие его как общечеловеческой и личностной ценности». Особым приоритетом в воспитательном процессе общеобразовательных учреждений является формирование культуры здоровья, сохранение и укрепление здоровья детей, формирование навыков здорового образа жизни, безопасного и ответственного поведения, профилактика вредных привычек..[1, с. 34]
Перед педагогами и воспитателями стоит задача: формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни и его пропаганда.
На сегодняшний день практически во всех регионах республики в учреждениях образования проводятся конкурсы социально-педагогических проектов как уникальных инновационных инструментов в работе с учащимися. Однако существует мало научных изысканий в этой области, сами организаторы не всегда имеют достаточное научно-методическое обеспечение по вопросам проектирования.[2, с.15]
Воспитание у молодежи чувства меры во всем — это простая, на первый взгляд, задача есть одновременно и самая сложная проблема. Человека губят любые излишки — обжорство, переутомление в работе, применение в больших дозах возбуждающих средств.
Здоровый образ жизни должен стать нормой для каждого гражданина. Начинать борьбу за ЗОЖ мы должны с личного примера. Индивидуальный образ жизни педагога и родителей должны стать образцом для подражания.
Цель работы: формирование валеологического воспитания учащихся в процессе учебной деятельности
1. Определить значение валеологии как науки в формировании здорового образа жизни
2. Сформировать установку на здоровый образ жизни.
3. Дать представления о здоровом образе жизни, основам безопасной жизнедеятельности и культуре взаимоотношений.
ГЛАВА 1. ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1 Валеология как наука об оздоровлении организма человека
Началом возникновения идеи валеологии следует считать, когда в Древнем Риме появились валеотугенарии, отвечающие за здоровье и работоспособность рабов. Примерно в это же время в Греции обосновали значение закаливания, физических упражнений и здорового образа жизни.
Валеология — это наука, которая изучает сущность, механизмы и проявления индивидуального здоровья, методы его диагностики и прогнозирования, а также коррекции путем оптимизации механизмов здоровья с целью повышения его уровня, улучшения качества жизни и социальной адаптации индивида.
В отличие от других наук о человеке, валеология рассматривает здоровье человека в качестве самостоятельной категории, сущность которой может быть количественно и качественно определена и прогнозируема.
В конце ХХ в. валеологии как научному направлению, поставившему в центр своих научных интересов индивидуальное здоровье, исполнилось 20 лет. В 1980 г. И.И. Брехман впервые высказал идею о необходимости выделения здоровья индивида в качестве предмета исследования, в 1982 г. четко оформил ее в виде методологической статьи «философско-методологические аспекты проблемы здоровья человека», а в 1987 г. выпустил первую монографию по проблеме. Валеология сформировала несколько научных направлений со своими собственными предметами исследования. В медицине — это механизмы индивидуального здоровья, возможности управления этими механизмами, в педагогике — закономерности вовлечения личности в процесс собственного здравостроительства. Наличие своего предмета исследования — явилось основанием для выделения медицинской и педагогической валеологии в самостоятельные научные дисциплины. На стадии начального формирования находится психовалеология.
Общество предъявляет требование к системе образования — усилить работу по оздоровлению молодежи, укреплению здоровья и формированию у них здорового образа жизни. Эту проблему решает новая область знаний — ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ВАЛЕОЛОГИЯ, которая объединяет валеологию и педагогику в единый научно-методический комплекс. Ее можно назвать наукой о формировании здоровья педагогическими средствами. Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».
Под понятием «педагогическая валеология» понимается научная концепция формирования, сохранения и укрепления здоровья учащихся в ходе обучения. Педагогическая валеология опирается на теорию и методику воспитания здорового человека, создающие устойчивую мотивацию к здоровью, формирование научного понимания сущности здорового образа жизни, выработку индивидуального валеологически обснованного способа жизнедеятельности. Учреждение образования должно обеспечить физическое, психоэмоциональное и нравственное здоровье, т.е. оптимальное развитие этих сфер личности учащихся. Необходимо значительно усилить работу по оздоровлению в студенческой жизни.
В последнее десятилетие внимание специалистов в проблеме здоровья все больше стало обращаться на образ жизни человека, на отношение индивида к собственному здоровью. В связи с этим актуальной проблемой становится формирование здорового образа жизни (ЗОЖ). К сожалению, подавляющая часть населения страны не предпринимает никаких действий для изменения вредных привычек (гипокинезия, курение, употребление алкоголя и пр.). Причиной такого положения являются отсутствие у человека установки на личную ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья и низкий уровень мотивации на ЗОЖ.
Процесс формирования установки на здоровье предполагает наличие целенаправленной системы образования и воспитания.
Основные задачи, которые стоят перед валеологическим образованием:
1. Воспитание у людей стойкой мотивации на здоровье и здоровый образ жизни на основе овладения знаниями о приоритете здоровья и механизмах жизнедеятельности организма человека.
2. Обучение средствам и методам оценки своего физического состояния, а также использование функциональных возможностей организма и естественных средств оздоровления для поддержания своего здоровья.
Валеологическое обучение представляет собой процесс:
* формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развитии здоровья человека;
* овладения умениями сохранения и совершенствования личного здоровья и оценки формирующих его факторов;
* усвоения знаний о здоровом образе жизни;
* освоения методов и средств ведения пропагандистской работы по здоровью и здоровому образу жизни.
Валеология оказывает важное влияние на мышление человека, его способности к пониманию универсальной ценности здоровья и роли окружающей среды как важнейшего условия его становления. Исходя из этого, именно здоровье должно занимать приоритетное место как в системе общечеловеческих ценностей, так и в социально-экономической политике государства.
В воспитании непосредственно культуры здоровья усилия валеологии должны быть направлены, прежде всего, на формирование у людей жизненной мотивации на здоровье и обучение их основам ЗОЖ.
Основные цели этой системы можно сформулировать так:
1. Создать условия для формирования, сохранения и укрепления здоровья, как важнейшего фактора развития личности.
2. Предоставить каждому учащемуся возможность получить образование без потери здоровья.
3. Сформировать у всех участников образовательного процесса валеологическую культуру. [3, с. 3]
1.2 Здоровый образ жизни как основа валеологического воспитания
В последние годы вопросы охраны и укрепления здоровья и пропаганды здорового образа жизни стали особенно актуальными Валеологическое воспитание выходит на первые позиции по степени значимости; сохранение физического здоровья и психологического благополучия детей является одним из основных направлений педагогической деятельности. Несомненно, чем раньше начнет проявляться забота о здоровье ребенка, о формировании у него навыков здорового образа жизни, тем более социально востребованного и трудоспособного человека получит общество.
Хорошее здоровье составляет главную ценность каждого человека. К сожалению, в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения, связанная с различными причинами. В связи с этим остро возникает необходимость выработки у населения привычек здорового образа жизни.
Существующие определения здоровья человека, как правило, содержат пять критериев:
— полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие;
— способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде;
— способность к полноценному выполнению основных социальных функций.
В обобщенном виде «здоровье» можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим собственным возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням и повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, увеличить деятельность полноценной жизнедеятельности, т.е. обеспечивать свое благополучие.
Физическое здоровье обеспечивается физической активностью, правильным питанием, закаливанием и очищением организма, рациональным сочетанием умственного и физического труда, умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака и наркотиков.
Среди физических факторов, влияющих на здоровье человека, наиболее важными являются наследственность и состояние окружающей среды.
Степень влияния наследственности на здоровье может составлять до 20%.Степень влияния окружающей среды на здоровье человека может составить также до 20%.
Для того чтобы сформировать систему здорового образа жизни, необходимо знать факторы, которые положительно влияют на здоровье человека. К ним можно отнести соблюдение режима дня, рациональное питание, закаливание, занятия физической культурой и спортом, хорошие взаимоотношения с окружающими людьми и др.
Необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на здоровье: курение, употребление алкоголя, наркотиков, эмоциональная и психическая напряженность при общении с окружающими, а также неблагоприятная экологическая обстановка в местах проживания.
Формирование здорового образа жизни осуществляется через информацию, получаемую человеком извне, и через коррекцию образа жизни благодаря обратной связи, анализу собственных ощущений, самочувствия и динамики объективных морфофункциональных показателей, их соотношения с имеющимися у него валеологическими знаниями. Формирование здорового образа жизни представляет собой исключительно длительный процесс и может продолжаться всю жизнь [4,с.65]
1.3 Валеологическая служба технических учреждений: функции, направления и содержание работы
Основные направления деятельности технических учреждений по формированию позитивного отношения к здоровому образу жизни:
— создание здоровьесберегающей образовательной среды;
— повышение мотивации педагогов, учащихся и их родителей к сохранению и укреплению здоровья;
— формирование культуры здорового образа жизни педагогов и учащихся;
— медико-педагогическое и психологическое сопровождение
учащихся в образовательном процессе;
— внедрение в образовательный процесс технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся;
— повышение уровня санитарно-гигиенических знаний педагогов и обслуживающего персонала.
Деятельность валеологической службы ставит своей целью обеспечение оздоровительного режима, выявление и изучение причин возможных отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья детей, выбор и внедрение наиболее эффективных путей их предупреждения и устранения.
В своей деятельности Служба руководствуется, нормативными документами и актами, инструкциями Кодекса об образовании Республики Беларусь.
Служба осуществляет свою деятельность в тесном контакте с педагогическим коллективом и администрацией. Необходимым условием эффективности работы Службы следует рассматривать взаимодополняемость позиций педагогов в подходе к ребенку, тесное сотрудничество их на всех стадиях работы, как с отдельным ребенком, так и с детским коллективом. [5]
Содержание деятельности валеологической службы учебно-воспитательной работы:
* структурирование учебных программ на основе валеологических принципов;
* введение валеологически целесообразного режима учебных занятий и самостоятельной работы учащихся разных возрастных групп;
* организация ступенчатого режима учебной нагрузки для учащихся первых классов с целью облегчения адаптации к новым условиям;
* валеологический анализ расписания уроков;
* валеологический анализ урока;
* строгое регламентирование количества и длительности факультативных занятий для детей, желающих углубить свои знания по отдельным предметам;
* контроль за выполнением норм самообслуживания, а также профессиональной ориентацией учащихся;
* создание условий для развития индивидуальных способностей и отдыха по интересам;
* контроль за правильным использованием технических средств обучения;
* организация перемен и длительной динамической паузы с обязательным пребыванием на открытом воздухе;
* организация перемен, создание условий, способствующих оптимальному двигательному режиму учащихся разных возрастных групп;
* повышение валеологической грамотности учителей и руководителей школы, формирование их готовности к валеологической работе с учащимися;
* преподавание курса валеологии как самостоятельной дисциплины, включение вопросов с определенной валеологической направленностью в план учебных программ по биологии, ОБЖ, этике общения, этикету, социологии, психологии и др.;
* оказание помощи учителям и руководителям в формировании здорового образа жизни учащихся.
Служба осуществляет следующие функции:
— проводит оценку физического развития и подготовленности, работоспособности и степени утомления детей, диагностику их физического и эмоционального состояния;
— анализирует причины функциональных расстройств и заболеваемости;
— осуществляет постоянный индивидуальный контроль за данными обследований и наблюдений с ведением на каждого ребенка «Карты здоровья»;
— реализует систему мер, способствующих снижению заболеваемости детей и педагогов, улучшению эмоционального фона учебно-воспитательного процесса, предупреждению их утомляемости, повышению работоспособности и эффективности деятельности;
— систематически повышает свой профессиональный уровень.
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
2.1 Санитарно-гигиенические и нравственно-психологические условия сохранности здоровья учащихся в условиях технического учреждения
валеология оздоровление воспитание учащийся
Гигиеническое обучение и воспитание является важным условием сохранения и укрепления здоровья и должно носить комплексный и непрерывный характер, побуждать учащихся к активным и сознательным действиям, направленных на:
· улучшение собственного физического и психического здоровья;
· отказ от поведения, нанесенного вред своему здоровью и здоровью окружающих;
· сознательное участие в формировании здоровья сберегающей среды.
1. Необходимо планирование учебного процесса в течение всего учебного года с учетом биоритмов развивающейся личности. Так работоспособность в течение дня приходится с 8 до 12 час. и с 15 до 17 час. вечера. На фоне всего учебного года наиболее неблагоприятными периодами для здоровья личности считаются первая половина весны и вторая половина осени, когда организм человека ослаблен, проявляется авитаминоз и др. Также отличаются уровнем работоспособности учащихся различных возрастов. Все эти факты необходимо учитывать педагогам при планировании учебной деятельности учащимися, их физических нагрузок.
2. Необходимо создавать оптимальные условия по оборудованию помещений, где осуществляется жизнедеятельность учащихся. Освещенность кабинетов должна соответствовать принятым нормам, в специальных помещениях (спортзал, мастерские и др.) состояние оборудования должно отвечать требованиям техники безопасности.
3. Большое значение имеет соблюдение гигиенических норм в условиях учреждения образования. К ним относят чистоту и регулярную проветриваемостъ учебных кабинетов и служебных помещений (санузлов, столовой и т.д.); контроль за содержанием учащимися в чистоте своих обуви и одежды.
4. Нравственно-психологическое оздоровление учащихся в учебном процессе
Основными направлениями работы психологической службы по формированию «психологического здоровья» учащихся являются:
1)Психодиагностика. В начале каждого учебного года может проводится мониторинг психического здоровья учащихся, включающий комплекс исследовательских процедур и мероприятий по выявлению тенденций состояния ведущих психологических параметров здоровья: психоэмоциональное состояния учащихся, определения «проблемных» зон в развитии личности детей, адаптация учеников к школьным условиям, характер межличностных отношений в группе, уровень тревожности, мотивация к учению, особенности взаимоотношений учащихся и педагогов и другие. На основе полученных данных определяются основные направления в работе педагога-психолога, планируется комплекс мероприятий, направленный на обеспечение условий формирования здорового образа жизни учащихся.
2)Развивающая и психокоррекционная работа, направлена на создание условий для целостного развития, психологического здоровья, решение конкретных проблем обучения, поведения или психического самочувствия.
3)Консультирование и просвещение. В технических учреждениях должны проводиться систематические индивидуальные консультации по результатам обследования учащихся, по запросу преподавателей, куратора, родителей. [7,с. 50]
Другой причиной, негативно влияющей на здоровье учеников, выступает нерациональное структурирование учебного процесса. Это в свою очередь вызывает учебные перегрузки студентов и быструю утомляемость. Как следствие, не только ослабление физического здоровья, но и угнетенное психологическое состояние, а также их формальное отношение к изучаемым предметам.
На этом фоне современная валеологическая педагогика предлагает следующие пути нравственно-психологического оздоровления учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса:
· создание благоприятного психологического климата во взаимоотношениях преподавателя с учащимися и учащихся между собой, ориентация педагога на поддержку, одобрение, поощрение и стимулирование молодежи;
· рациональное построение учебного процесса с учетом биоритмов развивающейся личности;
· создание гибких учебных планов и программ, позволяющих дифференцировать обучение студентов в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей;
· организация компенсирующего обучения для нуждающихся учеников в виде консультаций, взаимопомощи и т.д.;
· устранение шаблонности и однообразия в обучении, активизация познавательной деятельности учащихся на основе выполнения творческих работ и самостоятельного поиска решения дидактических задач.
2.2 Формирование у учащихся системы валеологических знаний в ходе учебного процесса
В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований ЗОЖ, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.
Структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:
*определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для понимания ЗОЖ.
С этой целью в структуре планируемых результатов по каждому занятию выделяются следующие уровни описания.
Цели ориентиры, определяющие ведущие целевые установки и основные ожидаемые результаты изучения основ ЗОЖ. Их включение в структуру планируемых результатов призвано дать ответ на вопрос о смысле ЗОЖ, его вкладе в развитие личности обучающихся. Оценка достижения этих целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования.
Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗОЖ. Они ориентируют учащихся в том, какой уровень освоения опорного материала о ЗОЖ ожидается от них. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся.
В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала о ЗОЖ.
Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса о понимании ЗОЖ, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от специалиста Центра требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.
В сфере личностных универсальных познаний о ЗОЖ будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.
В сфере регулятивных универсальных познаний о ЗОЖ обучающаяся молодежь овладеет всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей деятельности в сфере ЗОЖ в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
За последние годы отечественными учеными были разработаны валеологические рекомендации, способствующие регуляции физического и психического состояния учащихся группы. Особенно следует отметить следующие.
— повышение общей культуры учащихся и обучение их различным приемам саморазвития;
— соблюдение общих гигиенических норм учебной деятельности;
— проведение оценки утомляемости школьников и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой их работоспособности;
— проведение систематической коррекции психических функций учащихся;
— совершенствование форм проверки знаний учащихся;
— оказание эмоционально-интеллектуальной поддержки. [19, с.85].
Больших усилий требует работа по профилактике у молодежи вредных привычек. Устранение негативных явлений и создание нормальных условий непосредственно в учебном процессе послужит оздоровительным фактором телесного и нравственно-психологического состояния учащихся. Основными путями оздоровления учебного процесса могут быть:
· максимально индивидуализировать процесс подбора и реализации программ занятий в зависимости от пожеланий, исходного уровня подготовленности и желаемого уровня достижений занимающихся;
· расширять перечень культивируемых в школе форм работы по формированию мотивов ЗОЖ у учащихся с учетом импонирующих им видов деятельности, возрастных психологических и индивидуальных особенностей, а также гендерных различий;
· привлекать к работе по данному направлению специалистов различных служб и ведомств;
· большое внимание уделять разнообразию и нестандартности применяемых на занятиях упражнений и условий их выполнения, активнее применять интерактивные методы;
· вводить в занятия творческие задания, тем самым обучая учащегося, как субъекта здоровьетворения, на основе знаний, убеждений выбирать для себя способы здорового образа жизни в соответствии с состоянием здоровья и окружающими его обстоятельствами;
· использовать в процессе формирования ЗОЖ эмоциональные стимулы, создающие положительную основу при изучении сложных вопросов здоровья;
· своевременно осуществлять мониторинг качества работы по формированию здорового образа жизни у учащихся.
На основе анализа психолого-педагогической литературы раскрыты сущность и содержание понятия установки на здоровый образ жизни у молодежи.
Существует несколько подходов к определению понятия здоровье. Проанализировав их, в общем можно трактовать здоровье как состояние полного телесного, душевного и духовного благополучия человека. Здоровье рассматривается как интегративная характеристика личности, охватывающая как её внутренний мир, так и всё своеобразие взаимоотношений с окружением и включающая в себя физический, психический, социальный и духовный аспекты; как состояние равновесия, баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды.
В связи с этим целостный взгляд на здоровье можно представить в виде четырехкомпонентной модели, в которой выделены взаимосвязи различных его компонентов.
ПедаДуховный компонент здоровья определяет его личностный уровень, который строится в соответствии с основными целями и ценностями жизни, характеризуется нравственной ориентацией личности, ее менталитетом по отношению к себе, природе и обществу.
Физический компонент характеризуется уровнем физического развития, степенью само регуляции органов и систем, наличием резервных возможностей организма.
Психический компонент определяется, на наш взгляд, уровнем развития психических процессов, степенью регуляции деятельности эмоционально-волевой сферой.
Социальный компонент характеризуется степенью социальной адаптации человека в обществе, наличием предпосылок для всесторонней и долговременной активности в социуме.
Понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности, и на сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни.
Выделены следующие педагогические условия формирования установки на здоровый образ жизни у молодежи в процессе воспитательной работы в условиях учреждения образования:
во-первых, информирование учащегося о здоровом образе жизни (организация информационного обеспечения);
во-вторых, актуализация его эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни;
в-третьих, обогащение опыта здорового образа жизни учащегося (включение в здоровье сберегающую деятельность).
Подводя итог, можно сказать, что реализация выделенных в гипотезе педагогических условий формирования установки на здоровый образ жизни у учащихся способствует получению им знаний по теории и практике формирования здорового образа жизни, позитивному отношению к созданию собственной установки на здоровый образ жизни, творческому подходу к реализации здоровой жизнедеятельности.
3. Брехман И.И.Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987, с. 125.
Подобные документы
Организационно-методические основы валеологического воспитания личности учащихся. Целостный характер и принципы валеологического воспитания личности школьников. Особенности управления деятельностью учащихся в процессе валеологического воспитания.
реферат [40,2 K], добавлен 13.06.2012
Валеология как наука. Предпосылки развития валеограмотности. Причины негативного влияния обучения на состояние здоровья детей и подростков. Мотивы, используемые в ходе валеологического обучения. Формирование навыков здорового образа жизни у учащихся.
реферат [25,4 K], добавлен 24.07.2014
Цель, задачи и принципы, признаки и критерии эстетического воспитания в школе. Формирование у детей нравственно-гуманистического идеала всестороннего развития личности. Художественное воспитание учащихся в процессе учебной и внеклассной деятельности.
курсовая работа [48,7 K], добавлен 15.02.2014
Основные проблемы формирования ответственного поведения и здорового образа жизни (ЗОЖ) у учащихся. Методы воспитания ЗОЖ. Интерактивные методы обучению учащихся ответственному поведению. Государственная политика по формированию ЗОЖ в среде учащихся.
курсовая работа [58,2 K], добавлен 03.06.2014
Развитие комплекса эффективных мер по сохранению и укреплению здоровья школьников. Совершенствование здоровьесберегающих условий в школе. Формирование у учащихся позитивных установок на здоровый образ жизни. Формы физического воспитания школьника.
методичка [19,8 K], добавлен 09.08.2009
Социально-педагогические задачи физического воспитания детей школьного возраста. Характеристика значения физической культуры в школьный период жизни. Роль спортивного скалолазания в формировании здорового образа жизни и укреплении здоровья школьников.
курсовая работа [164,6 K], добавлен 10.10.2013
Здоровый образ жизни как социально-педагогическое явление, необходимые для этого условия. Виды здоровьесберегающих образовательных технологий, их основные принципы. Деятельность педагога школы и мероприятия, направленные на формирование ЗОЖ у учащихся.
контрольная работа [36,3 K], добавлен 16.03.2010