Название науки и что она изучает 5 класс биология
1. Что изучает биология? Какие еще науки, изучающие природу, вы знаете? Какую часть природы изучает каждая из них?
Биология – наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Науки, изучающие природу: естествознание – наука о природе как единой целостности или совокупность наук о природе, взятая как единое целое. Астрономия – наука о Вселенной.
Химия – наука о веществах, их составе, строении, свойствах и взаимных превращениях.
Физика – наука, которая изучает наиболее общие свойства материи и формы ее движения.
Ботаника – наука о растениях.
Экология – наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.
География – изучает и объясняет особенности явлений природы на Земле, отдельных материках, в конкретной стране либо населенном пункте.
2. Какие потребности человека привели к возникновению науки биологии?
Человечество издавна интересовали различные вопросы: как устроен мир, как продлить жизнь, из чего состоят организмы, как зародилась жизнь эти и несомненно многие другие вопросы и привели к возникновению биологии-науки о жизни.
3. Назовите древнегреческого ученого, который был одним из основателей биологии. В чем состоит его вклад в развитие биологии; других наук?
Аристотель стал одним из основателей биологии как науки, впервые обобщив биологические знания, накопленные до него человечеством. Он разработал систематику животных, определив в ней место и человеку, которого он назвал «общественным животным, наделенным разумом». Многие труды Аристотеля были посвящены происхождению жизни.
4. Какую роль играют биологические знания для современного человечества?
Биология объединяет сразу несколько наук, которые изучают самые разные живые организмы и особенности их существования. Например, никому не надо говорить о пользе анатомии, которая дала нам знания о человеческом теле, а следовательно двинула вперед медицину. Сейчас любой человек знает из чего состоит его организм, как он функционирует. А к элементарным биологическим знаниям относится и умение применить средства первой помощи при болезни и травме.
Биология помогает нам выращивать новые сорта растений и выводит новые породы животных, благодаря которым мы получаем вкусную пищу в больших объемах. Для любого человека может оказаться важным знать о влиянии растений на атмосферу в целом и на состав воздуха в квартире.
5*Перечислите известные вам биологические науки. Что изучает каждая из них?
Зоология-наука о животных.
Морфология- внешнее строение.
Анатомия- внутреннее строение.
Физиология- процесс жизнедеятельности.
6. Какую роль в вашей жизни уже сейчас играют биологические знания?
Биология – наука о живой природе
Всего получено оценок: 4038.
Всего получено оценок: 4038.
Совокупность наук о живой природе называют биологией. Узнать подробнее, что изучает данная дисциплина, расширить свои знания и повторить пройденный материал в 5 классе поможет данная статья.
Биология – наука о живой природе
Всё живое на нашей планете объединяет живая природа, изучением которой и занимается наука биология.
Определение «Биология – наука о живой природе» зародилось ещё во времена античности. В переводе с греческого языка биос – это жизнь, а логос – учение.
Понятие «биология» включает в себя не одну, а целую совокупность наук, которые изучают органический мир планеты. К системе биологических дисциплин относятся:
Все живые организмы на планете условно поделены на царства. Их в природе четыре:
Отдельным царством считаются вирусы, так как они не имеют клеточного строения и живут внутри живой клетки.
которые читают вместе с этой
Человеческий организм относится к царству животных, так как функционирование систем органов и клеток человека схоже с животными.
Условия жизни на Земле
Живые организмы обитают на планете повсеместно (вода, воздух, почва). Оболочку Земли, в которой обитает органический мир, называют биосферой.
Условия, необходимые для нормального функционирования всего живого на планете:
Значение биологии
Знание биологии лежит в основе медицины и сельского хозяйства. А именно:
Что мы узнали?
Биология включает в себя знания целой системы наук. Их изучение поможет не только узнать строение и особенности жизнедеятельности организмов, но и сохранить чистой окружающую среду.
Биология – наука о живой природе (доклад, 5 класс)
Одним из первых основателей биологии как науки был Аристотель. Все биологические знания, которые были получены до него человечеством, учёный постарался объединить. В совокупности они стали платформой для современной биологии — науке о живой природе. В 5 классе общеобразовательной школы учащимся предлагается подготовить краткое сообщение или реферат по этой теме.
Общие сведения
Само слово «биология» включает в себя 2 греческих слова: «биос» — что означает жизнь и «логос» в переводе — наука. Занимается она изучением разнообразных живых существ начиная от простейшей клетки до самых сложных организмов. Кроме того, учёные-биологи занимаются исследованием:
Учёный Аристотель первым выявил все характерные особенности живых организмов и соединил их в группы, в которых отвёл место и для человека.
Полный комплекс наук
Спектр изучения объектов биологии огромен, поэтому её по праву можно назвать целой семьёй наук, тесно связанных между собой исследованиями. Различные разделы изучают отдельные темы, какие именно — можно узнать из классификации:
Некоторые из разделов биологии состоят из нескольких подразделов. Чтобы найти ответ на вопрос, какая из них исследует конкретное направление, необходимо кратко разобрать некоторые из них подробнее.
Зоология или животный мир
Именно зоология является крепким фундаментом, на который опирается биология в изучении всего что касается животных. Она представляет собой обширный комплекс поднаук и разделов, включающих в себя массу информации, касающейся всего животного мира. Объектами зоологии являются абсолютно все животные от простейших одноклеточных до млекопитающих.
Классификация разделов зоологии:
Зоология — одна из самых занимательных наук. Ведь наблюдать за развитием животных представляет огромный интерес для человека. Ещё одной наукой, которая по праву достойна внимания, является ботаника.
Растительное царство ботаники
Один из самых обширных курсов посвящён разнообразным растениям. Особенности строения групп и их развитие представлены в разделе биологии — ботанике. Она систематизирует, комплексно исследует анатомию и физиологию представителей мира растений.
Основа любой отрасли науки о живой природе, носящей название ботаника — сложная система, состоящая из нескольких научных дисциплин. Каждая из них имеет свои цели и задачи, а также индивидуальные методы исследования.
Научные дисциплины, входящие в ботаническую систему:
Остальной комплекс не менее интересен и значителен. Классификация разделов показывает, насколько обширен спектр изучения и методов исследования всех живых организмов на планете. Именно поэтому практическое значение этой системы наук очень важен для человека.
Практическое значение биологии
Для учащихся 5 класса в докладе по биологии рекомендуется разобрать тему практического значения этой науки. Именно в этом возрасте ученик должен отчётливо понимать, что это за наука, и какова её роль в жизни человечества. Свои рассуждения учащиеся могут отобразить более широко в сочинении по теме.
Значимую роль биология играет в следующих отраслях:
Исследования в этих направлениях решают массу проблем всей планеты. Постоянно ведутся такие работы: селекция новых пород животных и растений, разработка полезных бактерий и грибов, очистка и охрана экологического состояния природы и атмосферы.
Всё это очень важно, поэтому за биологией — будущее и необходимо запомнить раз и навсегда, как называется наука, изучающая живую природу.
Практически с каждым днём значение биологии возрастает, пришла пора, когда современный биотехнический уровень достиг своего совершенства. Для достижения таких высот учёные-биологи положили все свои силы и знания.Но на этом их работа не останавливается, а практическое значение науки всё больше возрастает.
назвите мне 25 наук биологии и что они изучают
9. Этология – наука о поведении животных
10. Социобиология
11. Космическая биология
1. Растениеводство
(о разведении растений)
2. Животноводство (о разведении животных)
3. Селекция (о выведении новых сортов)
4. Семеноводство
(о хранении семян)
5. Дендрология
(о деревьях и кустарниках)
6. Фармакогнозия
(о лекарственных растениях)
7. Генная и клеточная инженерия
8. Экономическая биология (ресурсоведение)
9. Агробиология
10. Биотехнология
11. Охрана природной среды
12. Бионика – это наука об использовании свойств, физиологических и структурных особенностей организмов в технике.
13. Биометрия
14. Радиобиология
ботаника изучает растения, водоросли
микология — наука о грибах
зоология — животных и протистов,
микробиология — микроорганизмы и вирусы.
биохимия изучает химические основы жизни,
биофизика изучает физические основы жизни,
молекулярная биология — сложные взаимодействия между биологическими молекулами,
клеточная биология и цитология — основные строительные блоки многоклеточных организмов, клетки,
гистология и анатомия — строение тканей и организма из отдельных органов и тканей,
физиология — физические и химические функции органов и тканей,
этология — поведение живых существ,
экология — взаимозависимость различных организмов и их среды,
генетика — закономерности наследственности и изменчивости,
биология развития — развитие организма в онтогенезе,
палеобиология и эволюционная биология — зарождение и историческое развитие живой природы.
Биология – наука о живой природе
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Биология – наука о живой природе»
Здравствуйте ребята! Любите ли вы природу? «Конечно да», подумал про себя каждый из вас.
Мальчишки любят спускаться с крутых скалистых гор, плавать в речках и лазать по деревьям, а девчонки ─ прогуливаться по лесу, собирая ягоды, плести венки из ромашки, делать красивые букеты. Во всех этих событиях вас окружает природа. Животный и растительный мир.
С детства мы с ним знакомимся. И часто задаём себе много вопросов, как все устроено. Почему цветы цветные, а листья зелёные? Почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску? Чем питается ёжик, и почему он такой колючий? Ответы на эти вопросы непростые. И часто чтобы понять все моменты, нам необходимы дополнительные знания.
Наука биология даёт ответы на все эти вопросы, и на многие другие.
Биология ─ откуда пошло это название? От греческих слов: «βίος» означает жизнь, а «λόγος» ─ учение. Значит биология — это наука о жизни, о живых организмах, обитающих на Земле.
Биология изучает как устроены организмы, как работают те или иные органы, как все растёт, развивается, размножается, откуда происходят организмы и почему они обитают в тех или иных местах на Земле. И многое, многое другое.
Изучить все области биологии сразу трудно. Поэтому выделяют ряд самостоятельных наук и направлений.
Например, наука вирусология — изучает вирусы, микробиология — занимается изучением микроорганизмов, микология — это наука о грибах, ботаника — наука о растениях, зоология — наука о животных, антропология — наука о человеке.
Каждая из этих дисциплин ещё делится на ряд наук. Например, в зоологии выделяются такие науки, как энтомология — наука о насекомых, ихтиология — о рыбах, териология — о млекопитающих и др. В ботанике выделяются: альгология — наука о водорослях, бриология — о мхах, дендрология — о древесных растениях и др.
Биологические науки тесно связаны с физикой, химией, математикой, географией. Всех их объединяет не только предмет изучения — природа, но и методы, которыми пользуются исследователи для нахождения ответов на все поставленные вопросы.
Наиболее общими методами исследования биологии являются: наблюдение (позволяет описать биологические явления), ещё один метод ― сравнение (оно даёт возможность найти что-то в строении и жизнедеятельности разных организмов), эксперимент, или опыт (помогает изучать свойства биологических объектов в каких-то определённых условиях), моделирование (позволяет смоделировать многие процессы, которые трудно наблюдать), исторический метод (позволяет познать процессы развития живой природы).
Итак, вы поняли, что биология предмет не простой, но очень интересный, так как он приоткрывает завесы многих тайн, которыми интересовался человек с давних времён.
Ответы на сложнейшие вопросы человек находил не сразу. Биология развивалась постепенно. В разных уголках планеты, в разные века и столетия учёные делали величайшие открытия. Их накопленный опыт дошёл и до нас. И теперь мы с вами изучив биологию, сможем ответить на многие вопросы.
А с открытием микроскопа, в науке произошли кардинальные изменения. Человеку открылся тайный неведомый мир.
Микроскоп также изобрели не сразу. История микроскопии очень интересна, её вы можете изучить самостоятельно.
С помощью светового микроскопа можно видеть детали, расстояние между которыми составляет до 0,2 мкм.
Микроскоп, как нередко говорят учёные, «сделал доступным наблюдению новый мир». Микроскопические наблюдения, после открытия живой клетки, заставили резко изменить взгляд на природу материи.
История открытия клетки берет своё начало с тех времён, когда английский учёный Роберт Гук в 1665 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево хорошо плавает, стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа.
Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему соты в ульях медоносных пчёл, и он назвал эти ячейки клетками.
В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды инфузорий ─ движущихся живых организмов.
Давайте и мы познакомимся с микроскопическим миром.
Заглянем внутрь арбуза, лимона, лука и томата.
Вот спелый арбуз ― излюбленная многими ягода. Почему ягода?
С точки зрения ботаники (науки о растениях), ягода ― это сочный многосемянный плод. Если у плода есть сочная мякоть и внутри него много семян ― можете не сомневаться, это ― ягода (смородина, крыжовник, виноград, например).
Если посмотреть на срез арбуза, то можно заметить множество шарообразных пузырьков ― это клетки. У арбуза они очень крупные и видны в лупу.
Если посмотреть на клетки в микроскоп, то мы можем увидеть многие клеточные структуры.
Это клеточная стенка, ядро в котором заключена большая часть наследственного материала. Цитоплазма ─ полужидкое содержимое клетки. Также мы наблюдаем вакуоль. Сок, который содержится в плодах сосредоточен именно в вакуолях растительной клетки. Мы откусываем кусок арбуза повреждая при этом вакуоль и его содержимое ― клеточный сок ─ вытекает наружу.
Подробно о клеточных структурах вы узнаете позже.
А теперь рассмотрим под микроскопом кожицу лука. Для этого приготовим микропрепарат.
Для начала возьмём чистое предметное стекло. Протрём его чистой салфеткой чтобы на нем не было разводов и отпечатков пальцев.
Теперь нанесём на предметное стекло 1─2 капли воды. Возьмём луковицу и разрежем её вдоль, снимем наружные чешуи.
При помощи пинцета осторожно снимем маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука.
Положим кусочек кожицы в каплю воды. С помощью пинцета поверх поместим покровное стекло. Рассмотрим микропрепарат под микроскопом.
Для того чтобы клеточные структуры были хорошо видны, окрасим микропрепарат раствором йода.
Добавим 1 каплю йода на край покровного стекла.
Теперь рассмотрим окрашенный препарат сначала при малом увеличении.
На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.
Теперь мы можем рассмотреть клетки и при большем увеличении.
Мы видим плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками ― порами. Внутри клетки находится бесцветное полужидкое содержимое ― цитоплазма (окрашенная йодом).
В цитоплазме находится небольшое плотное ядро.
Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости ― вакуоли.
А каковы клетки лимона? Посмотрим на них в микроскоп. Для этого сделаем тонкий срез мякоти и положим его в каплю воды на предметное стекло.
Клетки лимона жёлтые, благодаря пигментам. Именно пигменты окрашивают организмов в различные цвета.
Клеточный сок лимона богат лимонной, аскорбиновой и яблочной кислотами, оттого он такой кислый.
А вот микропрепарат мякоти томата. Он имеет красный цвет, ― также за счёт пигментов.
Клетки томата имеют те же клеточные структуры, что и предыдущие рассмотренные нами клетки.
Вам интересно, каковы клетки зелёного растения под микроскопом?
Посмотрим на лист элодеи. Элодея — это водное растение. Оно пускает длинные, сильно разветвлённые стебли, растущие чрезвычайно быстро и достигающие нередко длины более двух метров.
При малом увеличении мы наблюдаем зелёные округлые структуры. Это хлоропласты. Именно благодаря этим небольшим тельцам растения в присутствии света способны вырабатывать кислород, который необходим для нашего с вами существования. При большом увеличении мы видим, что хлоропласты движутся. На самом деле это движется цитоплазма. Благодаря этому происходит распределение важных веществ внутри клетки.
Посмотрим на кожицу листа примулы. Что мы видим? Какие-то округлые поры. Действительно, это поры листа в ботанике их называют устьица, они находятся на нижнем или верхнем слое кожицы листа растения, через них происходит испарение воды и газообмен с окружающей средой.
Попробуем рассмотреть под микроскопом не только растительный мир, но и животный. Это проба, взятая в озере. Возьмем каплю воды с ее дна и нанесем на предметное стело.
Вот амеба обыкновенная. Это маленький (0,2─0,5 мм), едва заметный простым глазом бесцветный студенистый организм, постоянно меняющий свою форму.
Амёба состоит из одной клетки, эта клетка — целый организм, ведущий самостоятельное существование.
Мы наблюдаем, как она при помощи своих ложноножек захватывает пищу. Благодаря микроскопу невидимый глазу мир становится видимым.
А сейчас мы ответим на вопросы, которые были заданы нами в начале урока.
Итак, почему цветы цветные, а листья зелёные?
Дело в том, что у листьев и цветов разные задачи. Листья зелёные за счёт хлорофилла. Мы видели его в микроскоп, на микропрепарате элодеи.
Цветы растений служат для продолжения рода. Они имеют яркую окраску, для привлечения к себе насекомых и других животных, которые способствуют размножению, перенося пыльцу от одного растения к другому.
Сладкий аромат цветов также привлекает насекомых и животных. Этот запах исходит от нектара — богатого сахарами сока. Он является основным продуктом питания, для многих насекомых.
Существуют также растения, которые может опылять только один-два вида насекомых. Например, клевер «дружит» лишь с пчёлами и шмелями — строение его цветка специально приспособлено под их хоботки.
Следующий вопрос: почему пчела окрашена в черно-жёлтую полоску?
На фоне ярких цветов пчелы могут быть замечены насекомоядными животными. Поэтому их окрас предостерегающий. Яркий, резко контрастирующий с окружающим фоном. Их яркая гамма приобретает, таким образом, общепонятное условное значение: «Не трогать — ядовито!»
Предостерегающая окраска свойственна и другим насекомым, например божьи коровки также яркие красные с черными пятнами. Если вы брали их на руки, то наверняка замечали, что они выделяют оранжевый секрет, он ядовит. Поэтому птицы их не склёвывают.
Чем питается ёжик, и почему он такой колючий?
Все из вас видели картинки где ёжики тащат на своих иголках яблоки. Яблоки ежи едят, но не так часто, как принято это считать.
Обыкновенный ёж поедает жуков, червей, личинок, слизней и улиток и других организмов.
Глубокой осенью ёжики прячутся в норы, зарываются в листья и впадают в зимнюю спячку.
На спине, боках и голове ёжика имеются иглы. У обыкновенного ежа они короткие, не более 3 см.
И если бы не острые иголки, покрывающие спину и бока ежа, он быстро бы стал лакомой добычей какого-нибудь хищника.
В случае опасности ёж сворачивается плотным клубком, прикрывая броней из острых игл ноги, морду и живот. Единственным животным, представляющим для ежа реальную опасность, является барсук: своими длинными когтями он может развернуть колючий шар и добраться до не защищённого иглами брюха.