Ндд в нефтяной отрасли что это
Путин подписал закон о реформе НДД для нефтяной отрасли с 2021г.
Согласно расчетам, заложенным в проект трехлетнего бюджета, казна от отмены льгот в нефтянке в 2021 году может дополнительно получить более 200 млрд рублей.
Льготы по экспорту нефти
Подписанный закон с 1 января 2021 года отменяет несколько существующих льгот по экспорту нефти.
Отменяется пониженная ставка экспортной пошлины на сверхвязкую нефть (степень вязкости выше 10 тыс. мПа.с (миллипаскаль-секунда)), сейчас она составляет 10% от полной ставки вывозной пошлины. В 2020 году, согласно расчетам Минфина, выпадающие доходы от предоставления данной льготы оценивались на уровне 14,7 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются на уровне 18,99 млрд рублей. Расчеты приведены в материалах к проекту трехлетнего бюджета.
Отменяется льгота по экспортной пошлине для нефти, добытой на 15 месторождениях с особыми физико-техническими характеристиками. Льгота применялась с 2013 года и касается 15 месторождений, крупнейшие из которых принадлежат «ЛУКОЙЛу», «Иркутской нефтяной компании» (ИНК), «Роснефти», «Газпром нефти», «Сургутнефтегазу». В 2020 году действие данной льготы привело к выпадающим доходам бюджета на уровне 51,93 млрд рублей. В 2021 году дополнительные доходы от отмены льготы оцениваются существенно ниже – в размере 18,7 млрд рублей.
В итоге в Таможенном тарифе, в части льгот при экспорте углеводородов остались льготы по экспорту газа в рамках межправительственных соглашений («Голубой поток», выпадающие доходы бюджета в 2020 году – 4,9 млрд рублей); в отношении новых морских месторождений на шельфе (выпадающие доходы бюджета в 2020 году 33,6 млрд рублей) и льготная пошлина на СПГ, где выпадающие доходы всего 121 млн рублей в текущем году.
Льготы по НДПИ
Подписанный закон отменяет пониженную ставку НДПИ для месторождений углеводородного сырья с выработанностью более 80%. Выпадающие доходы от применения данной льготы оценивались Минфином по 2020 году в размере 232,5 млрд рублей, такие данные приведены в отчете о налоговых расходах бюджета за 2019-2023 годы. Данные месторождения предлагается перевести на режим НДД. В итоге данного маневра дополнительные доходы бюджета в 2021 году составят 80,4 млрд рублей, следует из бюджетных проектировок.
Отменяется льгота по НДПИ для сверхвязкой нефти, в 2021 году допдоходы бюджета могут составить 77,9 млрд рублей. Перестает действовать пониженная ставка НДПИ (30% от полной) для компаний, ведущих поиск и разведку месторождений за свой счет, допдоходы в 2021 году составят 2,3 млрд рублей.
Параметры НДД
Так, для нефти, добытой на участках недр, одновременно расположенных в границах Нефтеюганского, Сургутского и Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент вырастет до 1,2. Для нефти, добываемой на участках второй группы, которые расположены в границах Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа, на период с 1 января 2021 года по 31 декабря 2023 года коэффициент составит 1,95.
Как следует из проекта бюджета, изменение поступлений НДПИ с учетом корректировки параметров режима НДД в части применения корректирующих коэффициентов (Кг) принесет в бюджет в 2021 году 103,5 млрд рублей.
Пересматривается процедура переноса исторических убытков в рамках НДД. Сейчас можно переносить 100%, закон предлагает не более 50% на период 2021-2023 годов, что даст за этот же период допдоходы бюджету в размере 51,7 млрд рублей.
Закон также исключает из состава фактических расходов, на основании которых рассчитывается НДД, расходы на строительство (бурение) разведочных и поисково-оценочных скважин, а также затраты, оплаченные за счет бюджетных средств.
Нормы закона заработают с 1 января 2021 года.
Налоговое время
19 июля президент РФ подписал закон о пилотном введении налога на дополнительный доход (НДД) с 2019 года — его нефтяная отрасль с нетерпением и надеждой ждала двадцать лет. «Сибирская нефть» разбиралась в том, какие преимущества получат нефтяники от нового налогового режима и почему он так важен для успешной разработки новых активов
Первые редакции законопроекта о переходе на налогообложение финансового результата, полученного при добыче углеводородного сырья, были подготовлены еще в далеком 1998 году при разработке проекта Налогового кодекса РФ. За все время рассмотрения концепция нового налогового режима видоизменялась несколько раз — от введения НДД с прогрессивной ставкой в зависимости от значения Р-фактора (соотношение накопленных доходов к затратам) до введения налога на финансовый результат (НФР), представляющего из себя аналог налога на прибыль с полным отказом от взимания ключевого для государственного бюджета налога — НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых). Из-за разногласий между государственными ведомствами относительно параметров НДД реформа нефтяной отрасли несколько раз откладывалась.
И вот наконец по итогам практически периода обсуждение концепции нового налогового режима завершено. Утвержден итоговый вариант системы налогообложения финансового результата на базе уплаты НДД, параметры которой согласованы бизнес-сообществом и профильными министерствами. Что же из себя представляет утвержденный налог на дополнительный доход и чем он отличается от других фискальных платежей в добыче нефти?
В режиме дохода
Реформа налога для нефтяных компаний предполагает частичную замену НДПИ новым налогом на дополнительный доход. Ставка НДД составит 50%, а взимать его будут с дохода от добытой нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (см. врез). Это принципиальное отличие от НДПИ — новый налог взимается с финансового результата, а не с выручки и позволяет платить только в том случае, если разработка месторождения оказалась прибыльной.
Что касается налога на добычу полезных ископаемых, то НДД предполагает сохранение НДПИ, но в пониженном размере (в среднем на 60%) в сравнении с общей действующей налоговой ставкой. Кроме того, для участков недр, расположенных в новых регионах и относящихся к так называемым гринфилдам, предусмотрен льготный период уплаты НДПИ. Он предполагает, что в первые годы (до истечения 7 лет для гринфилдов в новых регионах или 2 лет для гринфилдов в традиционных регионах с года, следующего за тем, когда началась добыча) ставка НДПИ снижена на величину до 60 и 50% соответственно. Таким образом, в рамках НДД происходит перераспределение налоговой нагрузки с этапа начала промышленной разработки месторождения на этап выхода проекта на окупаемость понесенных затрат. Также в режиме НДД отменяется действие сформированного за последние 10 лет лоскутного одеяла налоговых льгот по НДПИ.
Пилотное введение НДД — это одно из самых долгожданных событий для российской нефтяной отрасли. Переход к новой налоговой системе назрел давно, схожие по своей механике режимы показали свою эффективность во многих нефтедобывающих странах. От результатов апробации НДД будет зависеть будущее налогообложения отрасли, поэтому выбранным пилотным проектам будет уделяться особое внимание со стороны государства.
Компания активно участвовала в обсуждении основных параметров НДД и положений проектов законодательных актов с целью снятия неопределенностей, связанных с применением нового фискального режима, и учета интересов «Газпром нефти». Новая система начнет действовать уже с 2019 года. Это ставит перед нами амбициозную цель быстрой адаптации методологии, бизнес-процессов и учетных систем к новым налоговым реалиям.
НДД имеет ряд явно выраженных преимуществ по сравнению с действующей налоговой системой. В отличие от налога на добычу НДД основан на показателе дополнительного дохода (по сути — прибыли), объективно отражающем реальную экономическую эффективность разработки конкретного месторождения (лицензионного участка). Новый налог учитывает изменение горно-геологических условий добычи в процессе эксплуатации месторождения: по мере истощения месторождения снижается доход и размер налога. НДД стимулирует инвестиции в освоение новых месторождений, поскольку налог не взимается вплоть до полной окупаемости понесенных затрат, а последующее налогообложение соответствует показателям доходности. В случае высокомаржинальных проектов применение НДД обеспечивает прогрессивное изъятие ресурсной ренты в пользу государства; одновременно создаются условия для реализации высокозатратных проектов. Кроме того, за счет снижения налоговой нагрузки до момента окупаемости проектов высвобождаются дополнительные средства. Таким образом, НДД стимулирует инвестирование в новые эффективные технологии нефтедобычи, что в конечном итоге приведет к увеличению текущего коэффициента извлечения нефти (КИН). По оценкам Минэнерго России, введение НДД позволит увеличить КИН с 27,2 до 35%, а добычу нефти — на 10–12 млн т/год.
Стоит также отметить, что режим НДД в принятой конфигурации не предполагает стимулирование разработки запасов газа и сохраняет налоговую нагрузку по добыче этой категории запасов. То есть применение НДД для участков с преимущественно газовыми запасами может повлечь ухудшение экономической эффективности разработки. Поэтому, принимая во внимание возможность перехода нефтяного проекта со временем в газовую фазу, в новой налоговой системе предусмотрена возможность отказа от дальнейшего применения НДД в случае превышения доли остаточных запасов природного газа 50% относительно суммарных запасов углеводородов.
Расчет НДД
Ставка НДД составит 50%. Взимать новый налог будут с дохода от добычи нефти за вычетом расчетной экспортной пошлины и расходов на транспортировку, сниженного НДПИ, а также фактических капитальных и операционных расходов, связанных с разработкой участка недр (база НДД = расчетная выручка — фактические расходы — расчетные расходы). Главные отличия НДД от налога на прибыль — учет капитальных расходов единовременно в момент оплаты (без начисления амортизации), а также определение прибыли от добычи в разрезе лицензионных участков (а не в целом по компании).
При определении расчетной выручки учитываются объемы добычи по любому углеводородному сырью, за исключением природного и попутного газа, закачанного в пласт в целях поддержания пластового давления, и попутного газа, закачанного в пласт на временное хранение. Цена нефти привязана к мировым котировкам сорта Urals (без учета скидок и премий за качество), по природному и попутному газу используются фактические цены реализации.
Фактические расходы учитываются при расчете НДД только в случае их непосредственной связи с разработкой участка недр. Капитальные расходы учитываются по кассовому методу (в момент их оплаты), операционные расходы учитываются по начислению (в момент их осуществления) в соответствии с закрытым установленным перечнем.
Для исключения необоснованного занижения сумм НДД предусмотрен контроль полученных доходов и расходов с точки зрения правил трансфертного ценообразования (т.е. потребуется подтверждать рыночный уровень цен в сделках с аффилированными лицами), а также восстановление сумм ранее учтенных капитальных расходов при позднем вводе, переводе на консервацию или дальнейшей реализации основных средств. Кроме того, предусмотрен минимальный НДД исходя из лимита фактических капитальных и операционных расходов (за исключением налогов) — 7140 рублей за тонну нефти в 2019–2020 годах и 9520 рублей/т с 2021 года. В бюджет уплачивается максимальная из величин — расчетного или минимального налога.
Тестовый периметр
На период апробации нового фискального режима установлен закрытый перечень пилотных участков, в отношении которых возможно применение НДД. Выделено несколько групп пилотов — традиционные и новые месторождения Западной Сибири, а также месторождения новых регионов нефтедобычи (Восточная Сибирь, НАО, север ЯНАО, Каспий) (см. рис.). В традиционных регионах нефтедобычи (ЯНАО, ХМАО, Коми, Тюменская область) выбрано 46 пилотных участков, право пользования которыми в большинстве случаев предоставлено крупнейшим нефтяным компаниям в РФ. Для новых регионов четкого перечня участков, которые начнут применение НДД с 1 января 2019 года, не установлено, прописаны лишь критерии по выработанности и регионам, а порядок перехода на НДД конкретных участков предполагает волеизъявление недропользователей. В портфеле «Газпром нефти» представлены пилоты всех групп участков.
Условия перехода на НДД в рамках тестового периода
Условное деление пилотов на четыре категории обусловлено порядком перехода участков на НДД и установленными особенностями налогообложения. В частности, наиболее привлекательные условия установлены для участков из новых регионов добычи (1–2 группы). Так, для этих активов применяется освобождение от уплаты экспортной пошлины и региональная льгота по НДПИ на нефть в течение семилетнего периода с года, следующего за тем, когда началась промышленная добыча. Кроме того, в указанный льготный период все понесенные фактические расходы могут быть учтены без ограничения на установленный в налоге лимит. Учитывая, что многие участки недр разрабатываются уже не первый год, для обеспечения возможности максимального учета понесенных исторических затрат предусмотрено определение исторического убытка по НДД начиная с 2011 года.
Для пилотных участков 4-й группы (новые месторождения в Западной Сибири) также установлены схожие стимулирующие меры в виде применения льготы по НДПИ на нефть и отсутствия лимитирования фактических расходов в течение двухлетнего периода с года, следующего за началом промышленной добычи, а также учет исторических расходов начиная с 2007 года. Для пилотов 3-й группы (браунфилды Западной Сибири) подобные преференции не предусмотрены ввиду уже зрелой стадии разработки запасов.
Расчет ставки НДПИ на нефть
Масштабные перспективы
Стоит ли ждать дальнейшего увеличения количества пилотов в новых регионах нефтедобычи? Ответ на этот вопрос пока остается открытым. Сейчас обсуждается только расширение периметра пилотов по 4-й группе за счет увеличения суммарной квоты для всех участков по начальным извлекаемым запасам нефти с 51 до 150 млн т. Возможность включения других крупнейших нефтедобывающих регионов (в частности, Оренбургской и Томской областей) будет зависеть от результатов мониторинга экономической эффективности введения НДД как для бюджета, так и для недропользователей.
Для бюджета целью будет рост фискальных поступлений в долгосрочной перспективе от прироста добычи за счет открытия и освоения новых месторождений нефти и вовлечения в разработку нерентабельных в действующей налоговой системе запасов на уже открытых месторождениях. Для недропользователей ключевым ориентиром станет повышение рентабельности зрелых месторождений и новых проектов за счет учета геологических и технологических особенностей их разработки.
Первые итоги внедрения НДД можно будет подводить только через несколько лет. Сегодня же нефтяники надеются, что НДД в пилотном режиме оправдает все возложенные на него цели и ожидания и получит возможность распространения на всю нефтяную отрасль. А также позволит за счет мультипликативного эффекта на смежные отрасли экономики (такие, как производство материалов и оборудования, сервисные услуги и пр.) обеспечить устойчивое функционирование экономики страны в целом в долгосрочной перспективе.
НДД и выпадающие доходы. К чему приводит новый налог для нефтяников
Председатель правления ОАО «НК «Роснефть» Игорь Сечин
Михаил Климентьев / РИА Новости
Эксперимент с введением налога на дополнительный доход (НДД) в нефтяной отрасли, возможно, оказался не слишком удачным. Минфин подсчитал, что в результате применения этого механизма за 2019 год бюджет может недополучить приблизительно 140 миллиардов рублей. Ранее также предполагалось, что часть доходов выпадет, однако исходили из того, что выпадающие доходы не превысят 30-40 миллиарда рублей, что 3,5-4,5 раза меньше названного Минфином показателя.
О том, что доходы в результате введения НДС 2019 год могут сократиться на 140 миллиардов рублей, руководитель департамента Минфина Алексей Сазанов сказал в кулуарах форума «Биржевой товарный рынок-2019». По его словам, располагая данными на 9 месяцев года, Минфин экстраполировал их на весь год и получил такую цифру. «Если это будет правда, то результат разочаровывающий», – приводят его слова информационное агентство «Финмаркет». В этом случае, признал Сазанов, придется решать, как действовать дальше.
Напомним, система НДД применяется с 1 января 2019 года. При ней налог взимается не с объема добычи, а с дохода от продаж нефти за вычетом расходов на добычу и транспортировку по ставке 50%, уточняет национальный отраслевой журнал «Нефтегазовая вертикаль». Предполагалось, что это позволит повысить рентабельность зрелых активов. При этом рассчитывали, что снижение налоговой нагрузки будет компенсировано дополнительной добычей на этих месторождениях.
Система НДД в принципе учитывала четыре группы месторождений. В первую входят участки в Якутии, Иркутской области, Красноярском крае, Ненецком автономном округе, севернее 65-го градуса северной широты полностью или частично в границах ЯНАО, в пределах российской части дна Каспийского моря – если выработанность запасов нефти не выше 5% или запасы поставлены на государственный баланс после 1 января 2017 года. Ко второй группе относятся месторождения, на которые распространяется льготная ставка экспортной пошлины.
К третьей – участки Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, ЯНАО, Республики Коми со степенью выработанности запасов нефти от 10 до 80%, если по состоянию на 1 января 2017 года участок находится в разработке не менее шести лет. Именно на этих участках, по сути, решено отрабатывать систему НДД, чтобы понять, распространять ли ее на всю отрасль. Здесь уровень изъятия должен составлять около 60% от действующей налоговой системы, а анализ результатов, по оценке экономистов, может занять до 5 лет.
Четвертая группа – это участки в Тюменской области, ХМАО, ЯНАО, Коми со степенью выработанности запасов не выше 5% и начальными извлекаемыми запасами нефти менее 30 миллионов тонн. Общий суммарный размер запасов этой группы месторождений не должен превышать 150 миллионов тонн. В настоящее время планируется создать новую, пятую группу, куда попадут Пайяхское месторождение «Нефтегазхолдинга» и Западно-Иркинское месторождение «Роснефти» на севере Красноярского края, пишут СМИ.
Что касается оценки выпадающих доходов, то размер примерно в 30-40 миллиардов рублей был определен самими нефтяниками. Минфин же в октябре 2019 года оценил выпадающие доходы от введения нового налогового механизма в 100 миллиардов рублей, уточняет газета «Коммерсантъ». Эта оценка была сделана на основе данных за первые два квартала года. Опрошенные журналистами издания аналитики, в свою очередь, подчеркивают, сколь важно корректно выбрать подход к оценке выпадающих доходов. Тем более что в рамках сделки с ОПЕК+ Россия сейчас не может наращивать добычу, на что прежде рассчитывали.
По мнению директора по консалтингу в сфере государственного регулирования ТЭКа Vygon Consulting Дарьи Козловой, Минфин, вычисляя объем выпадающих доходов, вероятно, оценивал разницу между тем, сколько компании заплатили бы при действующей фискальной системе, и тем, сколько платят сейчас, для одного и того же фактического объема добычи. Она, впрочем, считает такой подход не вполне корректным. Эксперт отмечает, что один год тут не может дать окончательных результатов, поскольку пилотный режим НДД для третьей-четвертой групп месторождений как раз и должен повлиять на степень вовлечения в разработку не рентабельных при действующей налоговой системе запасов.
Эксперт Александр Хуруджи отмечает, что НДД, по задумке авторов проекта, должен был стимулировать инвестиции в освоение новых месторождений:
Поскольку там закладывался критерий: не взимать налог, пока понесенные затраты полностью не окупятся. И, наоборот, если мы имеем высокомаржинальный проект, то применение НДД должно обеспечить прогрессивное изъятие ренты в пользу государства. Прогнозное и реальное число недополученных государством доходов из-за введения пилота вызывает вопросы. Но скорее не к самой системе налогообложения, а к уровню специалистов, которые считали. Слишком велик разброс. Тем не менее, сама идея, заложенная в этом подходе, является здравой, поэтому уверен, что нужно искать такие механизмы, которые позволят уменьшить потери государства, не меняя основных подходов НДД.
Эксперт Алексей Белостоцкий напоминает, что данный проект позволит частично заменить НДПИ, с учетом того, что, в течение нескольких лет он будет реализован на определенном количестве месторождений и только после успешного применения этой практики распространен на всю отрасль:
Но несмотря на то, что 2019 год еще не завершен, уже сейчас мы можем наблюдать предпосылки того, что государственный бюджет может недополучить 140 млрд рублей от 35 лицензионных участков. При том, что объем выпадающих доходов планировался в сумме 30-40 млрд. рублей, и есть тенденция, что сумма выпадающих доходов в декабре может только увеличиться. Безусловно, новый налог был введен для того, чтобы повысить рентабельность основных активов предприятий отрасли, но увеличивающиеся показатели выпадающих доходов никак не способствуют достижению поставленной изначально цели.
Налог на добавленный доход (НДД)
НДД пока что проходит корректировку некоторых пунктов и уточнений, дабы снизить риск падения нефтяной продукции, в частности, ее стоимости на мировом рынке.
Налог на добавленный доход представляет собой налоговый сбор на добычу и продажу нефтепродукции, без учета потраченных на нее техники, материалов переработки, иных затрат.
В том числе, не берутся во внимание затраты на эксплуатацию нефти транспортом и т. д. Налоговый сбор будет осуществляться с итоговой суммы продажи продукции, а не с добытого объема, как раньше.
Налоговый сбор на 2018 г. на нефтепродукцию пока предполагается в размере 50%. Что именно произойдет:
— размеры вычета налога;
— порядок его уплаты;
Законопроект о налоге на добавленный доход должны ввести не раньше 2019 г. Об этом утверждается в очередном правительственном заседании.
Изначально планировалось его активация в 2018 г., но в силу обстоятельств, проект коснется лишь новых точек месторождения нефти, соответственно, молодых нефтяных компаний и скважин.
За словами вице-премьера РФ, за проектом от управления Президента РФ поступило несколько значительных замечаний со стороны технического характера.
После корректировки недочетов, проект снова выставят на обсуждение в думу для утверждения. Пока проект находится в «пилотном» режиме.
Первый этап принятия закона на НДД состоялся при первом чтении думы. НДД был изначально предложен и разработан совместно с Минэнерго и Минфин РФ.
Специалисты прогнозируют, что благодаря нововведения в системе налогообложения в нефтяной отрасли, государственный бюджет может пополниться на сумму около 600 млрд. руб.
Должен снизиться прежний налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), но сам налог, как таковой, останется, его никуда не уберут.
Суть внедрения нового налога в том, чтобы заменить ряд льгот на нефтяную продукцию по экспорту и размер ставок в направлении добычи этой продукции для молодых участков месторождения нефти.
Государство предлагает нефтяным компаниям обмен, где они отменяют льготы, но вводят новую систему налогового вычета с рядом множественных послаблений.
Для государства такой встречный шаг к нефтяному бизнесу имеет значение. Отменив пошлину на экспорт продукции и заменив ее на налог на добавленный доход, Минфин находит еще один дополнительный источник дохода для бюджета страны.
Поскольку нововведения неизбежны в любом случае, то нефтяные компании все стараются отстоять свое право выбора типа налогового вычета в своей деятельности.
Так как новый законопроект НДД еще окончательно не утвержден правительством РФ, за компаниями остается право выбора порядка налогообложения.
Компании могут выбирать, оставаться еще на старой системе вычета НДПИ или переходить на новую НДД.
Обратите внимание, что и старая программа никуда не девается, просто снижается ее стоимость, потому компаниям придется удерживать два типа налогов от добычи и доходов по продукции.
Минфин пробовал распространить сначала новый проект за нефтяными месторождениями свежими, новыми, но при этом, минуя те, к которым уже с 2016 г. стали применяться экспортные льготы за НДПИ.
Если правительство отменит старую систему налогообложения на доход полезных ископаемых, то всем нефтяным компаниям «добровольно-принудительно» придется перейти на новый порядок.
Тем самым, старая система потеряет свой смысл, если кто-то еще попытается ею пользоваться. По мнению экспертов, с применением новой НДД, нефтяные компании не много выиграют.
Другой вопрос касается технической части отрасли. К примеру, установили пороговое значение по выработке браунфилдов (зрелых месторождений нефти).
Речь идет о месторождениях, у которых выработано от 20% до 80%, а для Сибири только 5%. Эксперты практически единогласно утверждают, что старания компаний не принесут желаемого результата.