Не дыши что скрывает старик
Не дыши что скрывает старик
Посмотрел. И прямо во время просмотра во мне все больше и больше зрело недоумение. Ведь как-то по всем законам считается, что когда снимаешь триллер о людях, пытающихся спастись из замкнутого пространства, то им как-то, по идее, зритель должен сочувствовать. Ну, например, поставить себя на их место и понять, насколько им страшно и какой липкий ужас их обволакивает.
Но поставить себя на место трех скотов, которые залезли в дом одинокого слепого старика, чтобы украсть деньги, выплаченные ему в качестве компенсации за потерю дочери, у нас с Бубликом не получилось ни разу.
Тогда мы подумали, что, может, режиссер нам предлагает насладиться зрелищем того, как слепой, но еще вполне мощный старик убьет этих негодяев. Это звучало логично, и мы приготовились к этому неземному наслаждению.
Однако дальше все пошло не так. Дальше по сюжету старик представлялся каким-то монстром, а юнцам-бандитам предлагалось сопереживать.
Впрочем, если бы он код не набрал, то со стороны юнцов было бы логичным связать старика и страшно пытать, раз уж пошла такая пьянка, но вот как раз связать его ни у кого не получилось, поэтому слепец страшно ходил по всему дому и двое оставшихся после утраты Мани ублюдков его страшно боялись.
Увы, мы с Бубликом не боялись. Хотя снято это, врать не буду, все-таки хорошо: старик зловещ, девица боится, ботаник геройствует, дом загадочен и страшен, ну и зрители надеются на счастливый финал, в котором старик наконец перебьет их всех.
И главная боль, главная тоска при просмотре этого фильма заключается в том, что ты понимаешь: нет, не будет этого, девчонка наверняка пришибет несчастного ветерана, Иран ей в дышло. И все это наполняло нашу душу скорбью и печалью.
Вы спросите, как я мог игнорировать отличные отзывы критиков, высокий рейтинг и шикарные сборы? Да запросто мог игнорировать, не понравился мне этот фильм, и я пожалел, что потратил на него драгоценное время кота Бублика.
Просмотр фильма Не дыши (2016). Начало конца онлайн доступен в конце статьи
Победа любит подготовку. Это изречение можно отнести и к производству фильма. Если в наличии есть крепкий сценарий, толковый режиссер и харизматичные актеры, то шансы завоевать победу зрителей будут высоки.
За сценарий отвечал дуэт парней (чьи фамилия вам ничего не скажут) которые тремя годами ранее сделали ремейк зловещих мертвецов. Может показаться, что пересняв культовый фильм еще раз, особо не поднатореешь в мастерстве создании истории. Но ребята, оказались, не промах. Спустя три года из-под их пера выходит фильм, в котором получившейся сценарий – стал крутым, эффектным и безжалостным. Старина Эш одобрил бы. Режиссер, к слову, был одним из тех, кто был причастен к сценарию. Парень, родом из Уругвая по имени Федерико Альварес звезд с неба не хватал. Но пересняв культовое кино Сэма Рейми, смог засветиться в Голливуде. Его главными козырями, тогда и сейчас, можно смело считать свежесть и изобретательность. Эти свойства, целиком и полностью, являются гарантом успеха «Не дыши». Что и было подтверждено многими. В том числе проф.критиками.
Что же до актеров, то каждый из них сумел достойно себя проявить. Стоит сказать, что по факту в фильме всего четыре персонажа, среди которых нет звезд и одна популярная персона. Пусть вас не смущает такая загадочность. Ведь именно в ее присутствии и нужно окунаться в такое приключение.
.
.
Не дыши 2: Искупление грехов…
От первого фильма я не была в большом восторге. Средний триллер с небольшой изюминкой, но не больше. Но как пройти мимо второй части, если она буквально лезет на глаза. Посмотрим, может в этот раз создатели придумали что-то поинтереснее?
Норман Нордсторм и его дочь
Живет Норман Нордстром в общем-то нормально, разводит цветы и воспитывает дочь. Но уж больно строго и жестко. Заставляет ее регулярно проходить тесты на выживание и редко отпускает в город. Феникс, классное имя старик выбрал для дочери. Выжила в огне?
Феникс сильно тоскует по маме и постоянно поет песенку, которую пела ей мать. Местный рейнджер Эрнандес, с которой девочка едет в город, предлагает тайком ее навестить. Они едут в старый сгоревший дом, где Феникс сделала для мамы небольшой алтарь.
Безжалостные убийцы и их новая жертва
Ага, по новостям рассказывают о каком-то докторе, который занимается незаконной то ли торговлей, то ли трансплантацией органами. Видимо, именно с этим человеком придется столкнуться старику и его дочери. А нет. Будет нечто похуже. В туалете к Феникс пристает какой-то мужик, чуть позже он и его подельники убивают Эрнандес.
Мда, это не глупые подростки, это убийцы с военной подготовкой. Безжалостные не только к другим, но и к себе. Чего только стоит эпизод с отверткой. Если старик хотел, чтобы его дочь прошла тест на выживание, то скоро для этого представится подходящий случай, потому как бандюки явно наметили себе жертву.
Стычка с бандитами и неожиданная правда
Пока Норман искал на улице свою собаку, в дом пробрались два бандита и Феникс довольно долго от них пряталась в полной тишине. Потом старик вернулся, Феникс спряталась в специальном ящике, ну и папа начал охотиться на бандюков. Но силы явно не равны. Кажется, бандиты знают, кто такой старик, а главный Райнал явился сюда с какой-то определенной целью.
О как, да он настоящий отец девчонки. Старик подобрал маленькую девочку после пожара на улице, а Райнал восемь лет отсидел. Все вроде решилось, но прошло только полфильма. Ай да, старик. Людей убивает без сомнений, а вот собаку пожалел, при этом сам чудом не сгорел в собственном доме. Собака же оказалась очень кстати.
Встреча с родителями и чудесное спасение
Райлан отвез Феникс в какой-то заброшенный отель. Сказал, что зовут ее Тара, но она свободна и если хочет, может уйти. Она почти ушла, но услышала знакомую песню. Это была ее мать. Она инвалид и она умирает. Какие-то очень странные родители. Наркоту что ли варили? Откуда химикаты?
О как, дочь они нашли не от большой любви, а чтобы маман пересадить ее сердце. Какие замечательные родители! А я уж было умилилась, как же сильно мать любит дочь и страдает без нее. Она действительно плакала от радости и счастья, ведь она получит новую жизнь.
Феникс уже готовили к операции, когда явился старик и всех по очереди хотя и не без труда замочил. Помогла собака. Ну правильно, хозяин бросил в горящем доме, а потом еще пристрелить пытался. Я бы тоже обиделась. Дочь на отца тоже обиделась. Пусть Норман убийца и насильник, но ей он не сделал ничего плохого в отличие от родителей.
Впечатления от просмотра и странности
Ничего не ждала от фильма вообще, но он понравился мне гораздо больше первой части. Создателям действительно удалось невозможное. Сюжет потрясающий и подумать есть над чем. Есть в кино два любопытных момента.
Первый — как Норман умудрился биться в совершенно незнакомом месте? Теоретически это возможно, но у него должен быть виртуозно развит не только слух, но и само восприятие пространства. Когда буквально телом ощущаешь, где есть преграды, где нет, где провалы, где живые существа и т. д.
Старик не просто военный, он не один год прожил в полной темноте. Так что, теоретически и даже практически я это допускаю. А вот то, что мертвая женщина своим весом не сломала девчонке запястье, это уже реально фантастика.
Интересные моменты в кино
А теперь еще немного того, что я увидела помимо сюжета. Во-первых, подобное притягивает подобное. То есть, Норман и Феникс долго и упорно готовились выживать, и однажды Мироздание предоставило им такую возможность.
Второе — желания исполняются даже без джиннов, но все равно самым неожиданным образом. Феникс втайне мечтала жить в приюте с другими детьми, ее желание исполнилось. Третье. Не важно кем ты был, важно, кем ты являешься сейчас, особенно на пороге смерти.
Старик искренне раскаялся в том, что когда-то совершал. Сумел открыто признать свою вину перед тем, перед кем стыдился своего прошлого больше всего. К тому же умер, защищая невинную жизнь. И это очень достойный уход. Хотя, судя по сцене после титров, героя вполне могут оживить для продолжения истории.
«Не дыши» (Don’t Breathe)
Рецензия на фильм
Я когда-то уже затрагивал слабые места фильмов в жанре home invasion, а теперь настал черед поговорить о проблемах всех антигеройских проектов.
Очевидный вопрос при производстве таких картин – как добиться сопереживания к антигеройским персонажам? Ведь антигерой это, фактически, тот же самый злодей, но волею судьбы выступающий на стороне условного добра. А без сопереживания к протагонисту фильм развалится от малейшего дуновения проблем. Вот и приходится создателям таких картин выкручиваться, наделяя антигероев немыслимо крутыми качествами и накачивать их харизмой так, чтобы из ушей пёрла. И всё ради того, чтобы зрители полюбили их персонажей, пусть даже они немного подонки и совсем чуть-чуть убийцы.
Но планированием зрительской реакции нужно заниматься на уровне сценария, потому что в процессе производства фильма будет уже поздно что-то менять.
Недочеты именно такого толка и преследуют картину «Не дыши». Сюжетная ограниченность жанра home invasion накладывается на проблематичность антигеройского сюжета, и вместо нормального триллера получается эдакая мрачная сказочка, которую детям смотреть нельзя (ибо кровь и жесть), а взрослым не особо интересно.
Home invasion
Но начать я хочу всё-таки с положительных моментов ленты – как ни крути, но фильм Федерико Альвареса отнюдь не так плох и ужасен, как можно подумать из моего витиеватого вступления.
Альварес – молодой и многообещающий режиссёр, и в его подаче отчётливо просматриваются свежесть и кураж. Видно, что он откровенно наслаждается постановкой даже самых проходных сцен – картинка получается очень сочная, мрачная, грязная и до отвращения притягательная. Альварес всерьёз этим заморачивается, и его усилия не пропадают втуне. По контрасту можно вспомнить унылый «И гаснет свет…», снятый предельно безжизненно и механистично. Так вот, «Не дыши» – другой фильм. Он живой и яркий. В нём есть эмоции и чертовски классные сцены.
Все проблемы картины растут из дурацкого сценария, который откровенно недоделан. Доходит до смешного: в коротком прологе фильм фактически спойлерит сам себя. Зачем было нужно такое вступление – непонятно.
Из магнума. В закрытом помещении.
Отдельное раздражение вызывает троица грабителей, которых можно охарактеризовать буквально двумя словами – «воистину дебилы». На ночной грабёж они идут без фонариков (только с телефончиками), они не в состоянии сломать монтировкой простейшую сортирную щеколду, да и вообще – они поражают своей никчемностью.
Мне сложно представить, кто вообще захочет переживать за эту троицу и хоть как-то ассоциировать себя с ней. Это антигерои без малейших положительных черт и без капли обаяния – тупые и жадные кретины, трусливые лузеры и полнейшее отребье. Попытки сценариста вызвать к ним жалость так и остались попытками. И если девушка может похвастаться хотя бы красивыми глазами (я серьёзно) и хорошей актёрской игрой, то у ее подельников туго даже с этим.
Но черт с ними – я бы с удовольствием посмотрел, как полковник Куорич Стивен Лэнг со смаком размазывает этих неудачников по своему подвалу, но с данным героем тоже всё непросто. Не хочу спойлерить, но в определенный момент он тоже теряет своё мрачное злодейское обаяние и превращается в дежурного маньячину, которого можно найти в любом дешевом слэшере. Этот поворот разочаровывает, а сам фильм становится воплощением нецензурной поговорки про то, как «е..ла жаба гадюку» – когда обе стороны конфликта равнозначно отвратительны, то наблюдать за их обоюдным месиловом становится просто неинтересно.
Да и вообще – ну не стоила эта история того, чтобы растягивать её на полтора часа. В ней просто не заложено столько событий, поэтому их пришлось высасывать из пальца, раз за разом чудом спасая героев, попавших в затруднительное сценарное положение. И каждый раз появление «бога из машины» выглядит всё тупее и тупее.
Я уж не говорю про невнятную концовку, которая оставляет ощущение, будто режиссёр сам не знал, что хочет сказать, поэтому он просто обрезал фильм в произвольном месте.
Но закончить обзор я всё-таки хочу на мажорной ноте. В отличие от многих других триллеров и ужастиков этого года, «Не дыши» всё-таки можно смотреть без отвращения. В этом фильме присутствует настроение и эдакая тёмная энергия, не дающая ему заглохнуть на полпути. Забавно видеть, как упадочный и словно гниющий заживо Детройт находит свою вторую жизнь в кино, становясь потрясающей съёмочной площадкой с уникальной атмосферой.
Также, повторюсь, очень хороша сама манера съёмки Альвареса – пусть во многом и подражательная, но очень стильная. Кино просто приятно глянуть – плавнейшая операторская работа, никакой тряски, изобретательные ракурсы. Для кровавого триллера это необязательная роскошь, но всегда приятно видеть профессиональную работу. Ведь лучше равняться на «Комнату страха» и «Молчание ягнят», чем на примитивные камерные хорроры а-ля «И свет погас…»
В целом, зрелище получилось строго на любителя, и фанатам жестких триллеров оно вполне может прийтись по душе. Снято здорово, звук сочнейший, постоянная движуха. Но если вы не готовы наблюдать за тем, как суровый инвалид полтора часа гоняет ссаными тряпками трёх идиотов в замкнутом пространстве, то фильм лучше обойти десятой дорогой. Вместо него можно глянуть «Тишину» – зрелище чуть более утонченное.
«Не дыши»: Антон Долин о лучшем хорроре 2016 года
Кажется, Антон Долин открыл для себя лучший фильм ужасов года из всех выпущенных на данный момент в прокат.
Чудеса случаются, и даже с некоторой регулярностью. Стоит отчаяться из-за вала блеклых, предсказуемых блокбастеров и напыщенных авторских экспериментов, преследующих нас ежегодно, как вдруг из ниоткуда явится маленький независимый фильм, который даст тебе больше мыслей и чувств, чем все остальное, вместе взятое. И снял его никто, и звать никак. По жанру этот чудо-фильм в 90% случаев оказывается хоррором. В этом году — «Не дыши».
Хотя уругваец Феде Альварес все-таки не совсем никто. Замеченный продюсерами еще на этапе первых любительских короткометражек, выложенных автором в ютьюб, он был взят режиссировать новых «Зловещих мертвецов». Предсказуемым образом, результат не устроил ни фанатов классического фильма, ни публику нового поколения. «Не дыши», минималистский и самобытный проект, спродюсированный режиссером оригинальных «Зловещих мертвецов» Сэмом Рейми, кажется, кто-то на небесах перепутал местами с предыдущим полнометражным фильмом Альвареса. Ну конечно — таким должен был быть дебют, а уже потом полагалось взяться за обреченный ремейк культовой классики.
Качество фильма очевидно уже из леденящего затакта, длинного и медленного плана анонимного захолустья, где по потрескавшейся старой дорожке между пустыми домами крепкий седой мужчина тащит за волосы безжизненное тело молодой девушки. А потом, после титров, мы переносимся в начало истории.
Дальше начинается череда приключений, все более опасных с каждой минутой фильма, а где-то к середине превращающих криминальный триллер в настоящий фильм ужасов. Спойлер: никакой мистики не предвидится, только грубый, беспощадный реализм. Вообще, пересказать фабулу так, чтобы не испортить удовольствие от просмотра, невозможно. Поэтому придется довольствоваться очевидным. Разумеется, усыпленный грабителями ротвейлер не будет спать до самого конца фильма. Естественно, слепой старик окажется круче, чем можно было предвидеть. Воспитанный войной и личными драмами ветеран не будет церемониться с методами. И дом его окажется шкатулкой с сюрпризами — как правило, довольно неприятными.
«Не дыши» — образец минималистской драматургии, хоть сейчас в учебники. Напряжение не ослабевает, хрестоматийные приемы чередуются с неожиданно наглыми находками. У некоторых поступков и слов есть правдоподобная психологическая мотивация, а другие поданы так шокирующе, что о мотивах зритель не задумается вовсе. Все четыре персонажа убедительны и узнаваемы, хотя о старике мы практически ничего не узнаем, включая имени. Неважно. Его мимика, пластика, стратегия говорят за себя, позволяя достроить в уме недостающие компоненты пазла. Стивен Лэнг — отличный актер, на котором может держаться вся конструкция фильма. Здесь в каждом крупном плане видно, что он воспитан театром, а не только «Аватаром», где сыграл незабываемого полковника Куоритча (наверное, доживи тот до пенсии, вполне мог бы превратиться в этого решительного слепца с пистолетом).
Конечно, «Не дыши» — не только виртуозный образец жанра, но и исследование посттравматического синдрома, а заодно и притча о стране — или нет, пожалуй, целом мире, где война продолжает идти даже после того, как из зоны военных действий выведены войска. Будь то Сирия, Ирак или Вьетнам, не имеет значения: важно лишь то, что человеку войны необходим враг и победа над ним любой ценой, а предполагаемая правота в конфликте оправдывает любые средства. Тем хуже для тех, кто эту этику не разделяет. Хотя в антикапиталистическом гротеске (можно определить фильм и так) Альвареса погоня за наживой — достаточный повод вступить в войну даже для тех, кто не умеет воевать.
Нравоучительный каркас «преступления и наказания», принципиально важный для американской традиции хорроров, здесь дает трещину. Не очень понятно, с чего зрителю болеть за компанию безнравственных юнцов, решивших ограбить слабого, а не за слепого несчастного одиночку, в чей дом вторглись чужаки. Однако злорадно радоваться, когда наступает миг отмщения, тоже не получается. Оказавшийся убежденным садистом старик заражен жестокостью и смертью, его моральная правота не позволяет проникнуться к нему даже тенью симпатии.
Ужас «Не дыши» — не в сценах крайней жестокости (камера на удивление целомудренна), а в безвыходности тупика, дома с заколоченными изнутри дверьми и окнами, где столкнулись два ненавидящих друг друга врага, открывшие войну до последней капли крови. Кто бы ни победил, оба хуже. Что, парадоксальным образом, не мешает людям в зале переживать и вцепляться мертвой хваткой в подлокотники кресел. Наверное, потому, что узнать себя в одном из персонажей проще простого.