Не имеете потому что не просите
Послание Иакова, глава 4 Иакова, гл 4
Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не про́сите. Про́сите и не получаете, потому что про́сите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Прелюбодеи и прелюбодеицы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»? Но тем бо́льшую дает благодать; посему и сказано: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать».
Итак, покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас. Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные. Сокрушайтесь, плачьте и рыдайте; смех ваш да обратится в плач, и радость — в печаль. Смиритесь пред Господом, и вознесет вас.
Не злословьте друг друга, братия: кто злословит брата или судит брата своего, тот злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить; а ты кто, который судишь другого?
Теперь послушайте вы, говорящие: «сегодня или завтра отправимся в такой‐то город, и проживем там один год, и будем торговать и получать прибыль»; вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий. Вместо того чтобы вам говорить: «если угодно будет Господу и живы будем, то сделаем то или другое», — вы, по своей надменности, тщеславитесь: всякое такое тщеславие есть зло.
Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех.
Послание Иакова 4:2
Толкования:
Беда Достопочтенный
Вы просите и не получаете потому, что просите плохо, чтобы употребить для вожделений ваших. Иаков уже говорил выше, что его собеседники не просят, но никогда не говорил, что они просят плохо, ведь просящий плохо на самом деле не просит ничего. Плохо просит тот, кто, пренебрегая Господними заповедями, требует от Него вечных благ; плохо просит и тот, кто, забыв о любви, только стремится получить наименьшие из небесных благ, и не ради поддержания слабости человеческого естества, но к еще большей распущенности.
О семи Кафолических посланиях.
Вы ссоритесь и воюете, говорит апостол, за временную славу, и не можете её получить из-за того, что не сочли нужным просить Господа даровать вам спасение. Если бы вы просили Его с благочестивым намерением, Он даровал бы вам всё необходимое и полезное для временной земной жизни, и небесные блага для вечного наслаждения.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Лопухин А.П.
Дается наглядная картина беспорядочной взаимной борьбы в обществе читателей послания. Желания и стремления их, обычно не имеющие нравственного характера, не получают удовлетворения. Оттого страсти их еще более разгораются и побуждают к резким, насильственным действиям ревности и убийств, «убийство и зависть, препирательство, недобрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (блаж. Феофил).
Прп. Никодим Святогорец
Ст. 2-3 Желаете, и не имате; убиваете и завидите, и не можете улучити; сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите; просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждевете[46]
[46] Отмечаем, что это изречение «просите, и не приемлете, зане зле просите» приводит Ареопагит Дионисий, в восьмой и последней главе, церковной иерархии, что подтверждает подлинность сего послания божественного Иакова. Его же приводит и великое светило, Александрийский Кирилл: «Просите и не получаете, потому что зло просите, чтобы в удовольствиях ваших расточать». Для просящих вышней благодати не на совершение добродетели, но для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями Бог как бы замыкает Свое ухо и совсем ничего не подает, ибо как мог бы давать кому-либо то, что Он должен отвращать и отвергать ради присущей этому мерзости? Источник всякой сладости, как мог бы источать Он горькую воду?» (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, гл. 1).
Экумений
Иаков располагает [желания и распри] в последовательности, возрастающей [в зависимости] от непотребства [деяния]. Ведь созерцаемое на своем месте через разжигание удовольствий становится непотребством. Или же похоть в совершении удовольствий совершает злое, а именно, убийство, и ревность, и брани, и войны. Поэтому и не достигают того, ради чего стараются. Надлежит же знать, что он говорит не о телесном убийстве и войне. Ведь это тяжелое [преступление], и так надлежит думать о разбойниках, а не о верующих в меру сил и приходящих к Господу. Но, как мне кажется, убийцами он называет тех, кто убивает свою душу дерзкими устремлениями, через которые происходит война против благочестия.
Глава IV
Обличение Апостолом греховных вожделений в читателях послания (1–3). Несовместимость с истинным служением Богу чрезмерной любви и пристрастия к миру (4–10). Преступность осуждения и злословия (11–13). Неуместность и гибельность самонадеянности в человеческих делах и предприятиях (14–17).
Дается наглядная картина беспорядочной взаимной борьбы в обществе читателей послания. Желания и стремления их, обычно не имеющие нравственного характера, не получают удовлетворения. Оттого страсти их еще более разгораются и побуждают к резким, насильственным действиям ревности и убийств, «убийство и зависть, препирательство, недобрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (блаж. Феофил.).
Печальным, но неизбежным следствием настроения христиан – немиролюбивого и плотского является бездеятельность, бесплодность их молитвы: «если молитвы о земных благах не исполняются Богом, то причина этого не иная, как та, что молитвы в данном случае злые, так как блага испрашиваются не для того, для чего они должны бы испрашиваться: они испрашиваются с той злой целью, чтобы израсходовать, издержать ( δαπαναν ) их к удовлетворению своих похотей и страстей» (еп. Георгий). Такое настроение читателей послания свидетельствует об исключительной привязанности к миру с забвением о Боге, и потому Апостол далее (ст. 4 след.) обличает измену Богу со стороны читателей.
Из доказанной истины, что дружба с миром есть вражда против Бога и влечет за собою лишение величайших и непреходящих благ, св. Апостол делает нравоучительные выводы – наставления нравственного свойства, обращенные к читателям: коль скоро в Боге и единении с Ним заключается величайшее благо, Апостол советует читателям, отложив гордость, покориться Богу, а вместе с тем сопротивляться противоположному, злому началу – диаволу (ὑποτάγητε οὖν τῷ θεῷ ἀντίστητε δὲ τῷ διαβόλῳ). Покорность Богу есть столь великая сила (ср. Мф. 4:1–10 ), что диавол легко побеждается ею и обращается в бегство (φεύ_κσεται). По мере отступления диавола от человека приближается к нему Бог; но необходимо, чтобы и сам деятельно, сознательно стремился к приближению к Богу: « приближьтесь к Богу, и приближится к вам» (ст. 8а). Сходства приближения к Богу – внешние и внутренние: внешним образом совершается это приближение через очищение рук ( καθορίσατε χείρας ), т.е. через удаление всех греховных и оскверняющих человека дел и приобретение чистоты действий (образ взят от левитских ритуальных очищений, символизировавших духовно-нравственное очищение человека, ср. Пс.17:21 ; Ис. 1:15–16 ). Другое средство – очищение сердца ( άγνίσατε καρδίας ) – имеет более внутренний, более глубокий смысл, поскольку сердце – источник и средоточие всей внутренней жизни человека ( Мф. 15:19 ), и очищение сердца есть очищение всего человека ( Пс. 50:12, 19 ). Апостол требует, чтобы грешники, оскверненные разными неправедными делами, и двоедушные, колеблющиеся между привязанностью к Богу и любовью к миру, достигали полной чистоты и во внешних действиях, и во внутренних расположениях.
Всецелое нравственное исправление людей не может быть осуществлено без покаяния, и Апостол убедительно призывает читателей к покаянному плачу и трауру, как неизбежному предварительному условию нравственного исправления: сокрушайтесь, плачьте и рыдайте, и проч. (ст. 9). Но душу, корень или основу покаяния и исправления составляет смирение, из которого одного может последовать раскаяние и обновление жизни, приводящее человека к возвышению: «смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (ст. 10), учит Апостол, согласно с Господом Иисусом Христом ( Мф. 23:12 ; Лк. 14:11, 18:14 ), «как из зерна, брошенного в землю, вырастает прекрасное растение, так из смирения, из смешения себя с прахом, вырастает чудное дерево христианских добродетелей. Это произрастение совершается при помощи благодати Божией ( Иак.4:6 ), почему и сказано: » и вознесет вы» (еп. Георгий).
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Послание Иакова 4:2
Толкования:
Беда Достопочтенный
Вы просите и не получаете потому, что просите плохо, чтобы употребить для вожделений ваших. Иаков уже говорил выше, что его собеседники не просят, но никогда не говорил, что они просят плохо, ведь просящий плохо на самом деле не просит ничего. Плохо просит тот, кто, пренебрегая Господними заповедями, требует от Него вечных благ; плохо просит и тот, кто, забыв о любви, только стремится получить наименьшие из небесных благ, и не ради поддержания слабости человеческого естества, но к еще большей распущенности.
О семи Кафолических посланиях.
Вы ссоритесь и воюете, говорит апостол, за временную славу, и не можете её получить из-за того, что не сочли нужным просить Господа даровать вам спасение. Если бы вы просили Его с благочестивым намерением, Он даровал бы вам всё необходимое и полезное для временной земной жизни, и небесные блага для вечного наслаждения.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Лопухин А.П.
Дается наглядная картина беспорядочной взаимной борьбы в обществе читателей послания. Желания и стремления их, обычно не имеющие нравственного характера, не получают удовлетворения. Оттого страсти их еще более разгораются и побуждают к резким, насильственным действиям ревности и убийств, «убийство и зависть, препирательство, недобрые дела, почему и не достигают того, к чему стремятся. Нужно, впрочем, знать, что здесь говорится не о плотском убийстве и вражде. Ибо это тяжело слышать даже о разбойниках, тем более о верующих (хотя некоторых) и приходящих к Господу. Кажется, убийцами называет тех, которые убивают свои души такими предприятиями, за которые у них и вражда против благочестия» (блаж. Феофил).
Прп. Никодим Святогорец
Ст. 2-3 Желаете, и не имате; убиваете и завидите, и не можете улучити; сваряетеся и борете, и не имате, зане не просите; просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждевете[46]
[46] Отмечаем, что это изречение «просите, и не приемлете, зане зле просите» приводит Ареопагит Дионисий, в восьмой и последней главе, церковной иерархии, что подтверждает подлинность сего послания божественного Иакова. Его же приводит и великое светило, Александрийский Кирилл: «Просите и не получаете, потому что зло просите, чтобы в удовольствиях ваших расточать». Для просящих вышней благодати не на совершение добродетели, но для наслаждения плотскими удовольствиями и мирскими похотями Бог как бы замыкает Свое ухо и совсем ничего не подает, ибо как мог бы давать кому-либо то, что Он должен отвращать и отвергать ради присущей этому мерзости? Источник всякой сладости, как мог бы источать Он горькую воду?» (Толкование на Евангелие от Иоанна, кн. 9, гл. 1).
Экумений
Иаков располагает [желания и распри] в последовательности, возрастающей [в зависимости] от непотребства [деяния]. Ведь созерцаемое на своем месте через разжигание удовольствий становится непотребством. Или же похоть в совершении удовольствий совершает злое, а именно, убийство, и ревность, и брани, и войны. Поэтому и не достигают того, ради чего стараются. Надлежит же знать, что он говорит не о телесном убийстве и войне. Ведь это тяжелое [преступление], и так надлежит думать о разбойниках, а не о верующих в меру сил и приходящих к Господу. Но, как мне кажется, убийцами он называет тех, кто убивает свою душу дерзкими устремлениями, через которые происходит война против благочестия.
Послание Иакова 4:3
Толкования:
Андрей Монах
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Беда Достопочтенный
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Плохо просят и те, кто, пребывая во грехе и ни в малейшей степени не отказываясь от него сами, бесстыдно умаляют Господа отпустить его им.
Гомилии на Евангелия.
Сказав, что они не просят, апостол теперь говорит, что они просят плохо. Кто плохо просит, тот, кажется, внутри себя уже ничего не просит. Плохо просит тот, кто, презирая повеления Господни, желает небесных благодеяний от Господа. Плохо просит также тот, кто, отказавшись от любви к небесному, старается получить только земные блага, но не для поддержания человеческой немощи, а чтобы истратить на своё разнузданное сластолюбие. Вот об этом и говорит апостол: чтобы истратить в своих вожделениях.
Блаж. Августин
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Итак, он намерен употребить во зло то, что хочет получить, и не получает именно потому, что Бог сострадателен.
Блаж. Феофилакт Болгарский
Дидим Слепец
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Лопухин А.П.
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Прп. Максим Исповедник
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Мзду за подвиги в добродетели составляют бесстрастие и ведение. Ибо они виновниками бывают для нас Царствия Небесного, как страсти и неведение – муки вечной. И потому ищущий их ради славы человеческой, а не ради того, что они добро суть, слышит от Писания; просите и не приемлете, зане зле просите.
Прп. Никодим Святогорец
Просите, и не приемлете, зане зле просите, да в сластех ваших иждивете
Свт. Игнатий (Брянчанинов)
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Сынам мира, просящим у Бога земных благ для удовлетворения плотским вожделениям, возвещает святой апостол Иаков: Просите, и не приемлете, зане зле просите, да во сластех ваших иждивете.
Сщмч. Дионисий Ареопагит
Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений
Стало быть, иерарх Божий испрашивает Богом обещанное и Богом любимое, что обязательно будет даровано, и благолюбивому Богу показывая свое благообразное состояние, и присутствующим изъяснительно являя дары, которые ждут преподобных.