Методика жохова в чем суть
Домашнее обучение и «система Жохова»: почему родители ищут замену традиционной школе
На фоне недоверия к традиционной школьной системе набирают популярность альтернативные методы обучения — например классы по «системе Жохова» или домашнее обучение. Родители, которых не устраивает школьная система образования, ищут единомышленников в соцсетях, создают сообщества, определяют форму обучения и договариваются со школами. В федеральном законе об образовании утверждается свобода выбора методик и программ — главное, чтобы ребенок проходил итоговую аттестацию в государственной школе. Это дает родителям и учителям свободу экспериментировать с инновационными методиками или семейным обучением. Однако не все согласны, что альтернативные методики эффективны.
Каждый ребенок — вундеркинд
Для кого традиционная школа настоящее испытание, так это для гиперактивных мальчиков и их родителей. Лариса Жилина из Копейска, отдавая сына Арсения в первый класс, выбирала не школу, а учителя. Она отдала ребенка в класс Натальи Клиновой, которая долгое время преподает по системе заслуженного учителя РФ Владимира Жохова. К методике она относилась настороженно, но выбор в итоге показался ей правильным.
«Мой сын относится к гиперактивным детям, и ему эта методика подошла. В ней выполнение учебной задачи совмещается с двигательной активностью. Дети подходят друг к другу, к учителю, но не злоупотребляют этой свободой, потому что материал интересный», — рассказывает Лариса Жилина.
Свобода перемещения — не единственная особенность системы. Она подразумевает, что дети уже за первый год освоят всю программу начальной школы, будут знать таблицу умножения и уметь читать. Жохов в выступлениях подчеркивает, что его методика основана на открытиях нейрофизиологии о развитии детского мозга. И такой небывалый результат достигается за счет активного развития обоих полушарий мозга. На уроках дети поют, делают зарядку, смотрят мультфильмы. Темп занятий очень быстрый, но материал многократно повторяется — кто не понял в первого раза, поймет с десятого, обещают сторонники методики. Как говорится в роликах о системе Жохова, которых немало на YouTube, дети, занимающиеся по этой методике, всегда с удовольствием ходят в школу, умеют отстаивать свою точку зрения и уважать точку зрения других.
Методика охватывает занятия в начальной школе. В 2017-2018 учебном году по жоховской системе, согласно данным официального сайта автора методики, работало 400 классов как в государственных, так и в частных школах страны.
Как методику Жохова внедряли на Урале
Владимир Жохов во второй половине нулевых годов работал на базе ЧелГУ в Челябинске. Поэтому, наряду с Москвой, жоховские классы стали открываться в южноуральских городах, причем не только в самом Челябинске, но и в небольших Копейске и Еманжелинске.
Сейчас жоховские классы, как правило, открываются по инициативе «снизу» — стараниями родителей. Десять лет назад ситуация была иной — методика распространялась при участии административного ресурса. В августе 2007 года тогдашний мэр Копейска Михаил Конарев лично привез Владимира Жохова на общегородское совещание с педагогами первых и вторых классов.
«Учителям было объявлено, что это известный автор учебников, пособий и тренажеров по математике, — вспоминает педагог из Копейска Наталья Клинова, которая уже девять лет преподает по системе Жохова. — Владимиру Ивановичу, когда он рассказывал о методике, многие тогда не поверили. Казалось невероятным, что дети могут знать и уметь на конец первого класса так много». Из 58 учителей, присутствовавших на совещании, только 8 начали работать по жоховской методике. Теперь их стало 26, они ведут занятия в 30 жоховских классах (у некоторых — по два).
«Я не хочу обидеть учеников обычных классов, но мне есть с чем сравнивать, — говорит Наталья Клинова. — Дети по объему знаний подготовлены к среднему звену лучше. Они умеют формулировать мнение и отстаивать точку зрения. При этом в методике Жохова, помимо знаний, мощнейшая воспитательная работа. Здесь особые правила жизни в коллективе: дети уважительно относятся к чужому мнению и умеют радоваться успехам друг друга».
На еженедельных вебинарах, которые могут длиться до пяти часов, автор методики дает педагогам материал на предстоящую неделю и отвечает на возникшие вопросы. В открытом доступе материалов уроков нет.
Дети становятся амбициознее
Выпускники первых жоховских классов в Копейске прежде всего вспоминают сильную математику в начальной школе.
Есения Алдакушева в 2007 году пошла в жоховский класс школы № 6 Копейска. Сейчас она учится в УрФУ. Студентка признается, что мало что помнит о начальной школе, хотя в целом воспоминания «хорошие». «Уклон шел на математику. Наш класс был самым успешным среди параллели и более самостоятельным в изучении материала», — рассказала она.
Студентка ЮУрГГПУ Виктория Астафьева, три года отучившись в обычном классе, пошла в четвертый жоховский класс. «Особой разницы в методике не ощутила, разве что математика была на более высоком уровне. Нужно было научиться в короткие сроки решать математические задачи и примеры: умножение и деление двухзначных и трёхзначных чисел. Летом, перед четвертым классом, мы с мамой самостоятельно проходили учебник математики третьего класса по методике Жохова, чтобы я могла быть на одном уровне с детьми из нового класса», — рассказывает девушка. По ее словам, подготовка к классу Жохова и обучение в нем сделали ее более сильной и целеустремленной: «У меня появились амбиции, зародилось желание быть конкурентоспособной».
Всем ли подходит?
За девятилетний опыт работы по Жохову Наталье Клиновой встречались дети, которых забирали из классов, — но чаще это происходило по семейным обстоятельствам. Такого, чтобы ребенок не мог справиться с нагрузкой в жоховском классе, — у нее не бывало.
Учитель из Екатеринбурга Светлана Николаева другого мнения. Год проработав по методике Жохова в частной школе, она навсегда отказалась от нее. До этого учитель вела русский и литературу в пятом классе, работала с дошкольниками и была репетитором в начальных классах. По ее словам, она пять лет учила детей читать по классической схеме. И сбоев не было. В конце года в жоховском классе дети не читали, не могли как следует оформлять работы, в классе не было дисциплины. На вебинарах в течение года она говорила о сомнениях, но ей отвечали: дети нагонят.
«Сейчас, по прошествии времени, анализируя методику, я вижу в ней сильные стороны. Например, математику, воспитание уважения человеческого достоинства. Но, несмотря на то, что изначально учителям говорится, что никаких изменений и дополнений в присылаемые материалы к урокам вносить нельзя, необходимо привлекать дополнительный материал. На это нужно было получить разрешение Жохова, и мои более опытные коллеги так и сделали», — говорит учитель.
Методика Жохова не используется повсеместно, но она до конца апробирована и подстроена под принципы аддитивного обучения, говорит директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина. «Она дает положительный эффект: время не тратится на то, что в массовой школе практикуется: объяснения, домашние задания на шаблонное повторение. Этого в жоховских классах стараются избегать, тем самым стимулируя развитие творческих способностей и критического мышления и включая весь интеллектуальный потенциал ребенка в процесс обучения», — поясняет Абанкина.
Повесть о педагогической свободе
Дочь Юлии Петроман из Нижнего Тагила сейчас в седьмом классе. Девочка с первого класса учится дома и в школу приходит, только чтобы написать контрольные. Каждый год Юлия спрашивает дочь, не хочет ли она пойти в школу, и каждый год получает отказ.
«Плюс домашнего обучения — много свободного времени, — говорит Юлия. — Дочь любит читать, поэтому у меня нет проблем с компьютером или телевизором. Занимается в театре моды, в музыкальной школе. Когда проходит итоговую аттестацию и приходит в школу, то потом признается: „Как они могут учиться в таком шуме?“ Ее слабые места — точные науки, и если бы она училась в школе, ее результаты по математике были бы ниже, чем сейчас. С ней никто бы не занимался индивидуально».
Репетиторов Юлия пока не привлекала — хватает собственных знаний. Если что-то забылось, можно повторить по учебнику и вспомнить или посмотреть видеоуроки в интернете. Благодаря интернету, находясь в Нижнем Тагиле, можно слушать лучших преподавателей Москвы и Санкт-Петербурга.
Организация семейного обучения отнимает много сил и времени. Тем более что Юлия работает, хотя занятость и неполная — 2-3 дня в неделю. До некоторых предметов руки не доходят — это география, биология, история. По этим предметам девочка занимается полностью самостоятельно. Педагогического образования родителю, который хочет перевести ребенка на семейное обучение, не требуется, считает Юлия. «Важнее понимать ребенка и прислушиваться к нему. Педагогическое образование нужно, чтобы строить учебный процесс для большой аудитории», — говорит она.
Педагог и писатель из Санкт-Петербурга Алексей Карпов троих своих детей обучал дома. Сейчас они уже закончили вузы. О своем опыте многодетный отец рассказал в книге «Повесть о педагогической свободе».
«Я всю эту нашу историю домашнего образования всегда воспринимал именно как приключение, — говорит Алексей Карпов. — Я ведь вырос на книжках Джека Лондона и Жюля Верна, братьев Стругацких и других историях про первооткрывателей. Так что мне казалось это естественным — идти новыми путями. Но главное — я четко видел, что моим детям так было лучше».
По его словам, в интернете можно найти множество поддерживающих фирм, которые за некоторую оплату радикально облегчают процесс домашнего образования. Год от года родителям все проще и проще решаться на такой путь. И все же семейное обучение — это особый способ жизни. «Дети не ходят в школу, и целый день им нужно как-то организовать. Далеко не каждый родитель готов заниматься этим вопросом», — считает педагог.
Семейное обучение будет распространяться
Профессиональный тьютор из Ижевска Алина Дьякова, которая с 2014 года проводит семинары по всей стране, говорит, что родители начали не только интересоваться семейным обучением, но и практиковать его. «Раньше, когда я спрашивала на семинарах, у кого дети на семейном обучении, поднимались одна-две руки. В последние годы поднимаются почти все руки. Семейному обучению 25 лет, но только сейчас люди начинают массово о нем узнавать».
Алина с 2012 года занимается семейным обучением своего ребенка. При переходе на эту форму она столкнулась с сильным сопротивлением местных властей, ей пришлось изучить всю законодательную базу и приобрести опыт общения с чиновниками. Теперь она помогает родителям и как педагог, и как юрист.
Распространение семейного обучения неизбежно, считает Алина Дьякова: «Наше образование еще в 90-е годы свалилось в яму, сейчас все только усугубляется. Моя цель — рассказать родителям, что семейное обучение по силам практически любой семье».
Педагоги-инноваторы: как уберечь нашу школу от катастрофы, а из ребенка вырастить гения
Чаще всего родителей беспокоит отсутствие общения со сверстниками и убежденности в том, что для преподавания хватит знаний. «Когда говорят о нехватке общения, на самом деле речь идет о социализации. И я спрашиваю у родителей: вы действительно хотите, чтобы ваши дети усвоили именно те нормы поведения, которые сегодня демонстрируют школьники?» — говорит Дьякова.
Главная ошибка родителей — когда они приносят «школу» домой, считает эксперт. По ее словам, семейное обучение предоставляет гораздо большие возможности, чем может сегодня дать школа.
«Продвинутых» родителей все больше
Директор Института развития образования НИУ ВШЭ Ирина Абанкина говорит, что современные методики, которые формируют актуальные компетенции, а не просто предлагают осваивать предметные знания, пользуются спросом среди родителей и иногда самих ребят. «Становится все больше „продвинутых“ родителей, у них часто психологическое, педагогическое образование. Они в состоянии освоить эти методики и без всякого пресса и контроля со стороны госорганов заниматься по ним с детьми», — говорит она.
«Это позволяет учитывать особенности развития детей, сохранять их мотивацию, что-то осваивать в более высоком темпе. Но главное — подстроить образование под современные вызовы и действительно сформировать компетентную личность, адаптированную к неизвестностям», — считает эксперт.
Методика жохова в чем суть
Заслуженный учитель РФ, автор школьных учебников, методических пособий и более 300 научных работ. Разработал систему обучения «Университетские классы (УниК)» для начальной школы.
Основные сведения
Владимир Иванович более 50 лет занимается преподаванием — начинал как учитель математики и физики, затем работал методистом и готовил учителей в Московском государственном педагогическом институте. Последние 30 лет он разрабатывает и совершенствует авторскую методику обучения — пожалуй, самую оригинальную и неоднозначную из всех современных русских программ.
Начальная школа по методике Жохова — это учебно-методический комплекс для 1–4-х классов. Кроме обучения основным школьным предметам система включает упражнения для развития речи и органов чувств, тренировки лёгких и опорно-двигательного аппарата.
Методика Жохова полностью соответствует нормам ФГОС, хотя техника преподавания по ней сильно отличается от традиционной. Занятия проводятся в игровой форме и предполагают комфортную психологическую обстановку: нет жёсткой дисциплины, а взаимопомощь и самовыражение только приветствуются.
В первый класс детей берут с пяти лет и трёх месяцев. Согласно исследованиям, в возрасте от пяти до шести лет человек переживает пик развития лобных долей мозга — в это время информация усваивается лучше всего. Приветствуется обучение в разновозрастных группах — от пяти лет и трёх месяцев до семи лет и пяти месяцев, чтобы старшие могли помогать младшим.
В 2019–2020 годах по системе «УниК» работали более 400 классов в 61 городе России и ближнего зарубежья. Учащиеся стабильно достигают высоких результатов на предметных олимпиадах. Например, в 2017 году в Челябинске 90% победителей городской олимпиады по математике для четвероклассников были «жоховцами».
Принципы методики Жохова
Вот как сформулированы особенности системы «УниК» на её официальном сайте:
Каждый день — зарядка для ума и гимнастика для тела.
Каждый урок — хорошая песня и классическая музыка.
Каждая тема — богатый визуальный ряд, особая технология прохождения.
Каждый ребёнок — личность самобытная и яркая.
Каждая личность — достойна уважения.
Каждая книга — источник становления нравственной позиции.
Каждый праздник — способ самовыражения.
Каждый рисунок — яркий образный мир ребёнка.
Каждые каникулы и выходные — без обязательных домашних заданий и зубрёжки.
Как проходит обучение
Автор программы с гордостью заявляет, что материал первого класса дети осваивают к концу сентября. К октябрю первоклассники уже умеют складывать и вычитать числа в пределах сотни, затем осваивают работу с дробями. На курсе математики детей учат быстрым способам вычислений, благодаря которым к концу первого класса они могут решить 60 примеров за пять минут.
Чтение и письмо осваивают к середине учебного года. Таким образом, за один год школьники проходят всю традиционную программу начальной школы. В дальнейшем дети изучают литературу, географию, музыку, астрономию и историю, занимаются творчеством и практикуются в решении изобретательских задач.
Конечно, такие результаты подразумевают очень высокий темп работы. Но Владимир Иванович уверен: такая скорость оптимальна для ребёнка в возрасте пяти-семи лет. Уроки выстроены так, чтобы задействовать все виды внимания. И чем интенсивнее учебный процесс, тем меньше у детей шансов заскучать. При этом учитель никого не подгоняет и не заставляет работать: если ребёнку трудно включиться, он может просто следить за процессом и даже заниматься своими делами, пока не втянется.
Такая свобода стала возможной благодаря нелинейной подаче материала: все темы многократно повторяются и перекликаются. Материал смогут усвоить даже те, кто проболел несколько уроков или не слушал.
Информация распределена по блокам, объединяющим сразу несколько дисциплин. Например, на уроке чтения дети читают сказку «Колобок», а на уроке математики решают задачи о способах побега Колобка от лесных зверей.
Уроков рисования и труда в системе не предусмотрено. Но навыки по этим дисциплинам ученики получают на других предметах. Чтобы развить связи между правым (творческим) и левым (аналитическим) полушариями мозга, они поют на математике, рисуют музыку, регулярно переключаются с умственной деятельности на физическую. На каждом занятии выделено время для пальчиковой гимнастики, упражнений для глаз и энергичной зарядки.
Все уроки полностью мультимедийные: они проводятся с использованием интерактивной доски и проектора. Каждое занятие расписано автором по минутам, для каждого создана специальная презентация и подобраны видеоматериалы. Нередко ими служат мультики и познавательные фильмы BBC.
Вместо чтения по слогам детей учат читать по буквам, а обучение письму проходит без прописей — сначала дети используют маркерные доски, затем — обычные тетради в линейку и клетку. Жохов считает, что не стоит тратить время на каллиграфию, поскольку почерк всё равно в дальнейшем меняется. Поэтому аккуратность букв не оценивается — каждый пишет так, как ему удобно.
В жоховских классах вообще нет строгой дисциплины: школьники могут свободно ходить по классу, в любой момент выйти в туалет, подбежать к учителю, чтобы задать вопрос, или выкрикнуть ответ с места.
Подсказывать не запрещается — это считается не «медвежьей услугой», а взаимовыручкой. Обсуждение задач с одноклассниками и ответы хором только приветствуются. Ребят учат здоровому взаимодействию в коллективе: помогать друг другу и принимать помощь, уважать товарищей и радоваться их успехам.
Работа преимущественно коллективная, но контрольные работы и домашние задания дети выполняют сами. И здесь всё строго: родителям категорически запрещено помогать с домашкой. Нужно только проконтролировать, что школьник сел за уроки. Каждое домашнее задание в системе Жохова — это мультипредметный квест. Ребёнку важно пройти его без посторонней помощи.
Как попасть в жоховский класс
Классы по системе «УниК» существуют на базе государственных и частных школ. Самый простой способ — найти заведение, в котором открыт набор в такой класс. Правда, присоединить ученика к коллективу, который уже год и больше учится по Жохову, нельзя.
Другой способ — открыть жоховский класс в выбранной вами школе. Для этого требуется как минимум 25 желающих (для сельских школ — 16). Нужно будет походить по школам, познакомить с программой руководство и учителей. Возможно, у вас получится их убедить. Аргументы изложены на официальном сайте методики. Однако программа стоит денег, для школьного бюджета немалых, поэтому, скорее всего, оплатить её придётся родителям.
Третий вариант — открыть класс самостоятельно, в формате семейного класса, то есть объединения детей на семейной форме обучения. Нанять учителя, арендовать помещение, купить программу и оборудование. При этом ребёнку всё равно нужно будет прикрепиться к аккредитованной школе, чтобы проходить аттестации.
Стоимость подключения к программе — 55 000 ₽ за учебный год для сельских и 65 000 ₽ для городских школ. В эту сумму входят:
Таким образом, если покупку программы возьмёт на себя родительский коллектив, обучение для каждого школьника будет стоить не больше 3 500 ₽ в год.
Критика методики Жохова
Многие работники сферы образования к методике Жохова относятся скептически. Прежде всего потому, что никаких материалов по системе «УниК» в открытом доступе нет. Всю информацию педагогам высылают на съёмном диске и рассказывают на онлайн-семинарах. По условиям сотрудничества публиковать ничего из этого нельзя.
Даже с научными исследованиями, на которых, по утверждениям автора, основана его система, ознакомиться невозможно.
Риторика официального сайта и интервью самого Владимира Ивановича тоже вызывают вопросы: и там и там — много эмоций и рекламных заявлений при отсутствии фактов, поддающихся анализу:
• заболеваемость снижается в два-три раза;
• дети осмысленно и с удовольствием много читают, пишут и с радостью ходят в школу;
• отношения со сверстниками и взрослыми качественно меняются;
• потенциал, заложенный природой, сохраняется и развивается;
• познавательная активность детей, как в школе, так и дома или в секциях нормализуется;
• объём усвоенных знаний и умений значительно увеличивается (за четыре месяца работы дети легко изучают основной материал двух лет обучения).
Результаты обучения на сайте sistemazhokhova.ru
В Сети много критических статей, где методика Жохова названа профанацией и обманом, но эти нападки также не подкреплены фактами: только сомнения вроде «этого просто не может быть» и предположения, что может пойти не так. Поэтому единственным объективным источником информации о системе «УниК» остаются отзывы родителей, тоже очень эмоциональные и противоречивые.
Чтобы разобраться, где истина, мы собрали основные минусы методики Жохова из родительских отзывов и попросили прокомментировать их нашу сотрудницу, не понаслышке знакомую с этой системой. Тьютор «Домашней школы Фоксфорда» Анастасия Федякова в течение года преподавала в жоховском классе, где учились двое её детей.
Отсутствие дисциплины. Многие родители жалуются, что на уроках царит хаос, а дети возвращаются из школы с признаками нервного срыва. И вместо обещанного Жоховым «непреодолимого желания бежать в школу», они боятся туда возвращаться.
По словам Анастасии, всё зависит от учителя: если он уверен в себе и способен сделать учёбу весёлым и увлекательным занятием, дети забудут про шалости и с удовольствием втянутся в работу.
Страшно было начинать. Предыдущая учительница отказалась — просто не верила, что дети смогут так интенсивно заниматься. Но ребята довольно быстро освоились. У нас в классе был один ребёнок с аутизмом, ещё один вёл себя довольно агрессивно. Но произошли качественные изменения, и к концу года у них тоже были хорошие результаты. Дети говорят, что это была самая лучшая школа.
Высокий темп. В комментариях часто встречаются сомнения в эффективности методики: реально ли освоить программу четырёх классов за год и стоит ли вообще это делать? Не сводится ли учёба в таком случае к бессмысленному механическому запоминанию?
Анастасия утверждает, что нет: жоховская система построена не на зубрёжке, а на приёмах нейролингвистики, которые стимулируют работу обоих полушарий мозга.
Месяц-два идёт сонастройка мозга и у ребят, и у учителя под такой формат работы. И я с изумлением наблюдала, как у них запускаются оба полушария. Результаты были потрясающие: к концу первого класса они умножали трёхзначные числа в уме на скорость и получали от этого удовольствие. Ребята стали самостоятельными, научились рефлексировать. Многие раскрыли свои таланты. Мальчик, который меньше всех хотел петь на уроках, в итоге перешёл в хоровую студию и занимается там уже не один год.
Мультимедийность. Смущает, что в жоховской системе нет учебников, и весь учебный процесс выстроен вокруг интерактивной доски. Многие задаются вопросом: а какова роль учителя, если весь урок — это видеопрезентация? Ему остаётся просто нажимать на кнопку «Далее»?
Нет, ты не просто переключаешь слайды — ты постоянно обсуждаешь с детьми всё, что на доске. В начале урока зарядка: учитель делает её вместе с детьми. Кстати, отличное оздоровление для учителя! Песни в рамках урока тоже поём все вместе. Помимо этого учитель должен направлять внимание, отвечать на вопросы, поощрять, поддерживать, запускать командные процессы и следить за выполнением заданий.
Проблемы с адаптацией. Вопрос, которым задаются все родители: легко ли детям будет перестроиться с такого необычного формата учёбы на традиционный? Ведь система Жохова разработана только для начальных классов и логического продолжения у неё в средней и старшей школе нет.
У моих детей никаких сложностей не возникло. Когда у тебя такой фундамент знаний и навыков работы с информацией, сформирована любовь к обучению, есть азарт к сложным задачам, — можно воспринимать любой формат. Правда, ребята, которые потом уходили в обычную школу, жаловались, что им скучно. Моя дочь так и сказала: «Здесь я ничему новому не учусь». Многие заканчивали классы экстерном. При этом погружались в области, которые им были интересны: история, биология, литература, творчество. Сейчас мои дети учат три языка, очень много читают, ценят знания, играют на фортепиано.
В заключение сформулируем объективные плюсы и минусы методики Жохова.
Плюсы
Минусы
Резюме
Эффективность методики В. И. Жохова для начальной школы полностью зависит от учителя. Если он верит в то, что делает, верит в способности детей, понимает их нужды и трудности, умеет повести за собой, — ученики смогут достигнуть тех самых невероятных результатов. В противном случае учёба может обернуться потерянным временем.
Сам Жохов говорит, что не каждый учитель готов работать по его методике: здесь важно любить детей, верить в то, что дети настолько способны и талантливы, видеть в них потенциал.
Анастасия Федякова, тьютор «Домашней школы Фоксфорда»
Так что к выбору преподавателя нужно относиться очень тщательно. Если вам нравится система, но не нравится учитель, — ищите другого.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Интересное по рубрике
Найдите необходимую статью по тегам
Подпишитесь на нашу рассылку
Мы в инстаграм
Домашняя онлайн-школа
Помогаем ученикам 5–11 классов получать качественные знания в любой точке мира, совмещать учёбу со спортом и творчеством
Посмотреть
Рекомендуем прочитать
Реальный опыт семейного обучения
Звонок по России бесплатный
Посмотреть на карте
Если вы не нашли ответ на свой вопрос на нашем сайте, включая раздел «Вопросы и ответы», закажите обратный звонок. Мы скоро свяжемся с вами.