Музыка 5 класс тема что роднит музыку с литературой

Конспект урока музыки 5 класс по теме «Что роднит музыку с литературой»

УРОК МУЗЫКИ №3 В 5 КЛАССЕ

Дата урока: 17.09.2020г.

Раздел: «Музыка и литература»
Тема урока: «Что роднит музыку с литературой»

Художественное название: «Волшебный мир искусства»

Предметные: развивать интерес к предмету музыка; владеть способностями анализировать музыку; уметь объяснять значение понятия «интонация.

Метапредметные: уметь строить речевые высказывания о музыке, осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, находить общие особенности выразительности в музыке и литературе, уметь анализировать слушаемую музыку.

— Познавательные: находить нужную информацию, обобщать и оценивать её, знать основные музыкальные и литературные жанры.

— Регулятивные: уметь обрабатывать информацию и применять на практике; обобщать и оценивать результаты деятельности; совершенствовать вокально-хоровые навыки.

— Коммуникативные: уметь слушать и вступать в диалог; воспитывать ответственность и аккуратность.

Личностные: положительно относиться к урокам музыки, уметь делиться впечатлениями о прослушанных музыкальных произведениях, сравнивать, делать выводы.

Тип урока: урок введения в тему.

Формы работы учащихся: фронтальная работа, групповая.

Техническое оборудование: проектор, экран, ноутбук, синтезатор.

1) А.Ермолов «Волшебный мир искусства».

2) М.Глинка, сл.Н.Кукольника «Жаворонок».

3) Муз. М.Минкова, сл. Ю. Энтина «Дорога добра».

Ресурсы урока: учебник «Музыка 5 класс» (авт. Критская Е.Д.; Сергеева Г.П.); раздаточный материал (схемы анализа музыки, тексты песен).

Видеоматериал: выступления музыкантов, музыкальные ролики.

Методы: словесные; наглядные; практические; частично-поисковые.

Педагогические технологии: здоровьесберегающие; информационно-коммуникативные; учебный диалог; деятельностный подход; хоровое исполнение песни.

Эпиграф: Как много в этих звуках красоты!

2.Постановка цели урока, мотивация учебной деятельности.

Посмотреть друг на друга с улыбкой и передать радость одноклассникам.

Давайте вспомним, что такое искусство и какие виды искусств вам известны?

Просмотр видеоролика с песней А.Ермолова «Волшебный мир искусства».

-С помощью слов-помощников сформулируйте цель урока: (я узнаю… я смогу…я научусь…).

Чтение эпиграфа вслух.

-О какой же красоте мы узнаем с вами сегодня?

-Ответ на этот вопрос вы дадите сами в конце урока.

Что такое музыка? Ее особенности.

Правильно, это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы. Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).

Эту мелодию мы можем с вами исполнить?

ДЕТИ. Да, сможем. Голосом.

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке осталась бы одна мелодия. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

Что такое литература? Ее особенности.

А теперь давайте с вами проследим, что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение).

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте, пожалуйста, басню И.А. Крылова «Квартет».

(Во время слушания можно предложить учащимся записать в тетради слова, относящиеся к музыке: квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? Конечно же, нет.

4.Первичное усвоение знаний.

Скажите, какое общее, связующее звено у музыки и литературы?

Совершенно верно! Без литературы не могли бы появиться на свет ни опера, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман…).

«Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы?» «Где находятся источники, откуда черпают свое вдохновение композиторы и поэты?».

5.Первичная проверка понимания.

Создание проблемной ситуации. Задание по группам.

1 гр. работает над вопросом – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Обсуждение в группах и анализ результатов обсуждения.

Природа, и люди, их характеры, мысли, настроения, взаимоотношения, исторические события и многое другое. Как это можно назвать, одним словом? (это всё явления жизни).

Вот и нашли мы с вами вторую связь, объединяющую музыку и литературу: это окружающая нас реальная жизнь. Поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей. Мы с вами уже знаем, что музыкальная речь и речь человека, обычная разговорная или поэтическая имеет общую основу, которая связана с произнесением текста.

Так что же роднит музыку с литературой, что является единым стержнем этих искусств?

По предложенным музыкальным примерам подвести детей к определению понятия «интонация».

Вот вы нашли третью взаимосвязь музыки и литературы. Действительно, единым стержнем этих искусств является интонация. И в разговорной речи, и в литературной, и в музыкальной мы слышим огромное разнообразие интонаций. Мы можем услышать восторг, просьбу, печаль или радость, усмешку, величие, спокойствие или тревожность, много различных интонаций. Благодаря интонациям мы различаем народную музыку от композиторской, музыку русскую от зарубежной, старинную от современной.

Как вы думаете, в каких музыкальных жанрах ярко проявляется союз музыки и литературы? (песня, романс, кантата, мюзикл, опера, балет, оперетта).

Правильно. В основе многих вокальных произведений лежит поэзия. Вот мы вспомнили ещё одну взаимосвязь двух искусств.

Ребята, а к созданию каких больших и сложных музыкальных произведений побуждает композиторов всё то, что они слышат в жизни: мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов? (симфония, концерт, сюита, опера, во многих из них песни, мелодии, напевы получают как бы вторую жизнь, композиторы заново открывают их слушателям).

Слушание романса «Жаворонок» композитора М.И.Глинки (анализ произведения по опорным сигналам).

Вам, наверное, приходилось встречаться с литературными произведениями (рассказами, сказками, повестями и др.), где упоминается звучащая музыка, или же рассказывается о каких-то музыкантах, их жизни, творчестве, не так ли? Приведите примеры, пожалуйста! (былина о Садко, миф об Орфее, сказка «Бременские музыканты»).

Работа над текстом и вокализацией мелодии 2 и 3 куплетов песни «Дорога добра» (пропевание фраз песни беззвучно, затем поочерёдное повторение текста и мелодии через строчку: про себя – вслух).

Обращать внимание на правильное дыхание: быстрый, активный вдох перед фразами.

9.Рефлексия. По опорным словам сформулировать вывод урока.

Я узнал…Я понял…Мне пригодится…

Повторное чтение эпиграфа.

О какой же красоте был сегодняшний урок? (о красоте музыкальных звуков и выразительности словесных интонаций).

Молодцы! Вы отыскали ещё одно связующее звено между музыкой и литературой: это проникновение в литературные произведения образов, связанных с музыкальным искусством.

Великий педагог В.А. Сухомлинский писал: «Слово никогда не может до конца объяснить всю глубину музыки, но без слова нельзя приблизиться к этой тончайшей сферы познания чувств».

10.Итог урока и оценивание.

Как бы жила музыка без литературы?

Вывод: Не было бы песен, опер. Музыка стала бы скучной, непонятной. Она потеряла бы содержание, была бы однообразной. Не возникло бы многих замечательных произведений. Композиторы потеряли бы вдохновение.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Конспект урока по музыке в 5 классе на тему: «Что роднит музыку с литературой»

Тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

Цель : Выявление общности жизненных истоков и многосторонних связей музыки и литературы.

формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства;

выявлять особенности художественного языка разных видов искусства;

развивать воображение через восприятие музыки и поэзии;

учить находить взаимосвязь искусства и жизни;

учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы;

уметь сравнивать музыкальные произведения

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Планируемые результаты изучения:

Понимать взаимодействие музыки с другими видами искусства. Воспринимать музыкальную интонацию, эмоционально откликаться на содержание услышанного произведения.

Необходимое оборудование и материалы:

Компьютер, проектор, экран, музыкальный инструмент ф-но.

М. Глинка, сл. Н. Кукольника «Жаворонок», «Во поле береза стояла» р.н.п. П. Чайковский. Симфония №4, Г. Струве, сл. Н. Соловьевой «Моя Россия».

I. Организационная часть.

Провести беседу, посвященную летнему отдыху, кратко повторить темы 4 класса

1. Актуализация знаний.

На уроках музыки мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые связаны с литературой. Как вы думаете, нужна ли музыке литература? А без литературы, каких музыкальных произведений не было бы?

Ответы учащихся: Оперы, балета, мюзикла, оперетты и т.д.

Потому что в основе их сюжета, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и т.д.) Без стихов нельзя написать песню или романс, кантату.

Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что потеряла бы музыка, если бы не было поэзии и прозы? Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить сегодня на уроке.

2. Формулирование темы урока.

— Откройте, пожалуйста, учебник и прочтите тему I полугодия. (Слайд №4), а на следующей странице тему сегодняшнего урока.

— Тема I полугодия: «Музыка и литература», а тема урока : «Что роднит музыку с литературой».

— А теперь давайте составим план, работы на уроке.

(Дети называют виды деятельности, а учитель формулирует пункты плана).

— Прочитайте, что получилось. В конце урока мы посмотрим, успеем ли мы все выполнить?

Выяснить, что общего между музыкой и литературой.

Определить, что лежит в основе музыкальных и литературных произведений.

Сравнить средства выразительности в музыке и в литературном искусстве.

Сравнить произведения разных видов искусств: музыкального, изобразительного, литературного.

Ответить на вопрос – Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

3. Работа над новым материалом. Постановка учебной проблемы.

Проблема: «Нужна ли музыке литература?»

— Чтобы ответить на вопрос: Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Надо понять, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет писателей, поэтов, композиторов на создание их. Давайте попробуем, вспомним знакомые музыкальные произведения, которые не разрывно связаны со словом, а так же литературные произведения со страниц которых звучит музыка или в которых рассказывается о музыке и музыкантах. (миф об Орфее, былина о Садко). Сюжеты, темы, образы искусств музыки и литературы имеют общий источник – это жизнь (Слайд №6.)

— Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. (Слайд №7) Разнообразные интонации мы слышим в разговорной речи, литературной и музыкальной речи. Благодаря выразительности музыкальных интонаций мы можем отличить народную музыку от композиторской, русскую от зарубежной, старинную от современной.

Давайте рассмотрим взаимосвязь музыки и литературы. (Слайд №8)

Литература становится основой вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс.

Мелодии народных песен, церковные напевы, интонации колокольных звонов побуждают композиторов к созданию больших и сложных произведений, как симфония, концерт, сюита, опера.

Литературную программу имеют многие инструментальные произведения.

Именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа.

Жизнь и творчество знаменитых композиторов, исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

— Эти два искусства – музыку и литературу объединяет общность жанров. (Слайд №9) Нередко в музыке произведения называются – сказка, поэма, баллада, а в литературе – песня, романс, запевка.

— Сейчас прозвучит музыкальная загадка, а вы вспомните, как называется произведение, к какому жанру относится произведение и, что еще вы можете о нем сказать? (Слайд №10)

Ответы учащихся: Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

— Правильно, давайте исполним песню (исполнение)

— Скажите, а кто из композиторов использовал мелодию этой песни в своем творчестве?

— Правильно. Давайте послушаем фрагмент этого произведения, а вы постарайтесь вспомнить, как оно называется. (Слайд №11)

Слушание: Фрагмент финала «Симфонии №4».

Ответы учащихся: Это финал Симфонии №4. По характеру музыка яркая, бурная стремительная завораживающая. Главная тема финала отличается от песни темпом, характером, звучит в высоком регистре.

III. Осмысление и закрепление знаний.

Ответы учащихся: Светлую, легкую, парящую, мелодичную, напевную.

— М.И. Глинка написал музыку на стихи Кукольника. (Слайд №13) Послушайте романс «Жаворонок» М. Глинки.

— Обратите внимание, простые строки стихотворения, благодаря их музыкальному прочтению композиторами как бы обрели вторую жизнь. Их звучание в музыке обогатилось более глубоким смыслом, более яркими человеческими чувствами. Стихи многих поэтов стали известны благодаря их музыкальному прочтению. И до нас вполне могли бы не дойти стихи Кукольника, если бы не простая, задушевная и задумчивая музыка «Жаворонка» Глинки.

— Давайте еще раз послушаем фрагмент романса, и вы поделитесь своими впечатлениями о музыке романса. Слушание.

Ответы учащихся:Создается настроение задумчивости, задушевности, мечтательности.

— Как вы думаете, этот лирический романс создает настроение, которое перекликается с настроением картины Василия Поленова «Монастырь над рекой»? (Слайд №14)

— Обратите внимание на то, как созвучны настроение картины Поленова с музыкой Глинки. Назовите сходства выразительных средств живописи и музыки.

Ответы учащихся:Сходство линии рисунка в картине и музыки, цветовая гамма в картине и ладовая окраска в музыке…

— Какой напрашивается вывод?

— А теперь ответьте на главный вопрос сегодняшнего урока. (Слайд №15) Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?

Ответы учащихся: – Если бы не было литературы, то многих музыкальных произведений тоже не было бы.

— Сделайте вывод по уроку.

В ы в о д: такие искусства как литература и музыка тесно взаимосвязаны. В них очень много общего. Без литературы не могли бы появиться многие музыкальные произведения. Ведь в основе их сюжета лежит литературное произведение: сказка, рассказ, повесть, роман.

IV. Подведение итогов.

— Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать? (Слайд №16)

— Что самое главное необходимо запомнить с урока?

Источник

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Что роднит музыку с литературой

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— связь двух видов искусства – музыки и литературы;

— влияние музыки на литературу;

— влияние литературных текстов на музыку;

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Интонация – ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении.

Сергеева Г. П. Музыка. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. // Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская. – 10-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2019. – 159 с.

Большой толковый словарь русского языка. / Под ред. С. А. Кузнецова. –1-е изд. – СПб.: Норинт, 1998.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В основе многих музыкальных произведений лежит литература. Без неё не существовало бы и половины музыкальных жанров.

Вокальные произведения (кроме вокализа) пишутся на основе стихов. На создание опер, балетов, мюзиклов и других сценических постановок композиторов вдохновляют литературные сюжеты сказок, мифов или известных пьес и романов.

Вокализ – это вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках.

Если инструментальная музыка опирается на литературный сюжет, её называют программной.

Программная музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

Например, симфоническая сюита «Антар» Николая Андреевича Римского-Корсакова по одноимённой сказке или «Метель» Георгия Васильевича Свиридова по повести Пушкина.

Музыка Свиридова переносит слушателя в Россию XIX века. Семь пьес отражают различные фрагменты и состояния повести «Метель»: «Тройка», «Весна и осень», «Вальс», «Венчание».

И вот уже герои Александра Сергеевича Пушкина кружатся в чудесном вальсе на балу, устроенном по случаю победы над Наполеоном.

В любом виде искусства авторы поднимают волнующие их темы. Только пользуются они для этого разными инструментами: художники – красками, музыканты – звуками, писатели – словами.

Литературу и музыку роднит такое понятие, как интонация.

В речи это слово означает манеру произношения, выражающую чувство говорящего, его отношение к предмету речи, особенности его душевного склада. Например, можно говорить с сердитой интонацией.

В литературе интонация указывает на стиль какого-то писателя. Например, можно сказать, что в произведении прослеживается шекспировская интонация.

В лингвистике – науке, изучающей языки, интонация имеет более музыкальное значение. Это ритмико-мелодический строй речи, чередование повышений и понижений тона при произнесении. Например, в речи собеседника может быть слышна вопросительная интонация.

В музыке же интонация часто употребляется в отношении точности исполнения и чистоты спетого или сыгранного звука (в отношении его высоты). Всем известно, что интонация может быть фальшивой.

А также про направление движения мелодии можно сказать, что в этом фрагменте слышна, например, восходящая или нисходящая интонация.

В музыке, как и в речи, могут быть ласковые и печальные интонации, спокойные и взволнованные, тревожные и торжественные. Голоса инструментов, как речь человека, говорят, поют, выражая какую-либо эмоцию с помощью интонаций.

Не зная иностранного языка, по интонации можно определить, в каком настроении собеседник, а с помощью музыкальных интонаций можно понять характер музыкального произведения.

Благодаря интонациям можно распознать, к какой эпохе и национальной культуре относится та или иная мелодия.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№ 1. Что такое программная музыка?

Варианты ответа: музыка не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания; музыка, к которой выдают театральную программку; музыка, которая включена в школьную программу; музыка без слов.

В школьную программу включено множество музыкальных произведений, но они не всегда являются программными. Бумажный буклет с программой люди покупают в театрах и на концертах, там обычно указан состав исполнителей и содержание. Музыка без слов – любая инструментальная музыка или вокализ. Поэтому правильный ответ: программная музыка – музыка, которая не включает в себя текст, но сопровождается словесным указанием содержания.

№ 2. К какому музыкальному термину подходит определение «вокальная пьеса для голоса, не имеющая текста и исполняемая на одних гласных звуках»?

Варианты ответа: опера; духовный концерт; ария; каватина; вокализ.

Духовные концерты пишутся на религиозные тексты. Опера содержит слова. Ария – это вокальная или инструментальная партия для одного голоса или инструмента, представляющая собой законченный эпизод или самостоятельный номер. Каватина – одна из разновидностей оперной арии, обычно свободного построения, отличающаяся напевностью и лиричностью. Правильный ответ – вокализ.

Источник

План-конспект урока музыки

УМ модуль: Музыка и литература

Тема урока: Что роднит музыку с литературой

Тип урока: урок изучения нового материала

— учить сопереживанию и эмоциональной отзывчивости в процессе восприятия музыки и литературы.

— развивать умение устанавливать ассоциативные связи между художественными образами музыки и произведениями литературы и изобразительного искусства.

— знание взаимодействия музыки с другими видами искусства на основе осознания языка каждого из них;

— формировать у учащихся умений воспринимать и анализировать музыкальные произведения;

— овладеть понятиями вокализ, квартет.

Дидактические средства: презентация, учебник музыки 5 класс Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской.

Материально-техническое оснащение (МТО): проектор, ноутбук, акустическая система.

Мотивация учебной деятельности учащихся

Актуализация ранее изученных знаний

Объяснение нового материала

Объяснение нового материала

Подведение итогов урока

Выдача домашнего задания

1. Организационный момент (2 мин)

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Перекличка.

2. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

Сегодня тема нашего урока – «Что роднит музыку с литературой». Нам с вами предстоит рассмотреть связь двух видов искусства – музыки и литературы. (слайд 1)

3. Актуализация ранее изученного материала (6 мин)

Но для начала необходимо вспомнить, что вы уже знаете о музыке. Для этого немного поиграем. Любите играть? Я подготовила для вас кроссворд, давайте его разгадаем.

Клавишный струнный музыкальный инструмент (фортепиано). (слайд 2)

Как называют музыканта, играющего на ксифоне, барабанах или тарелках (ударник). (слайд 3)

Фамилия какого композитора по-русски звучит как часть растения? (Лист) (слайд 4)

Чем водит по струнам скрипач? (смычок) (слайд 5)

Ансамбль четырех музыкантов, а также название одной известной басни И. А. Крылова (квартет). (слайд 6)

Инструмент вроде гармони, только с правой стороны у него клавиатура как у фортепиано (аккордеон). (слайд 7)

Молодцы, я вижу, что с музыкой вы знакомы. (слайд 8)

Но кто ответит мне на следующий вопрос?

4. Изучение нового материала (30 мин)

Что такое музыка? Ответов существует множество. Давайте прочитаем как бы ответили на этот вопрос великие люди прошлого.

Музыка – лучшее утешение для опечаленного человека. ( Лютер М.)

Как гимнастика выпрямляет тело, так музыка выпрямляет душу человека. (В. Сухомлинский)

Прекраснее музыки только тишина. ( Поль Клодель) (слайд 9)

Как вы понимаете эти высказывания?

Запишите себе в тетрадку высказывание Сухомлинского.

Разные ответы на вопрос «что такое музыка?» лишь дополняют друг друга, доказывая, как прекрасна и многогранна музыка. Каждый человек слышит в звучащей мелодии что-то свое, но между тем, музыка воздействует на всех одинаково – она делает людей лучше, возвышеннее и благороднее. Но испытывать влияние музыки, еще не значит понимать ее.

Чтобы хорошо разбираться в музыке, нужно знать, что такое звук, как создается мелодия, быть знакомым с произведениями выдающихся композиторов, разбираться в музыкальных инструментах, а также иметь чувство ритма и музыкальных слух. Не огорчайтесь, если у вас «нет слуха». Слуховую память можно развить. Все это мы узнаем на уроках музыки.

Музыка существует на земле тысячи лет. Изобретение музыки нельзя приписать никому, так же, как нельзя приписать кому-либо изобретение человеческой речи. С древнейших времен музыка всегда сопровождала человека. Она непременно звучала на праздниках.

Во все времена музыка помогала человеку жить и трудиться, помогала становиться лучше. Сила подлинно прекрасной музыки поистине безгранична. А ее способность пробуждать «добрые чувства», стремление к совершенству и созиданию – просто удивительна!

У каждого вида искусства есть его собственные изобразительные средства – так называемый художественный язык. Произведения живописи создаются с использованием масляных красок, акварели, карандашей, фломастеров или цветных мелков и еще холста или бумаги. (слайд 10) Скульптор в своем творчестве использует камень, глину, металл, пластмассу. (слайд 11)

А композитор? Он пишет музыку, используя звуки, точнее, сочетания звуков. И соединяются звуки друг с другом не просто так, а по определенным музыкальным законам. Чтобы лучше понимать музыку, следует хорошо знать ее язык.

Какое музыкальное произведение вы слышите чаще всего? (Песня)

Правильно, это песня. Песня – это жанр, который отражает мысли и чувства человека с помощью музыки и литературы.

Ребята, а давайте представим себе, что один из видов искусства убрать из песни. Что же получится? Что станет с песней, если в ней не будет слов? (в песне останется одна мелодия).

Эту мелодию мы можем с вами исполнить? (Да, сможем. Голосом)

Ребята, такое исполнение мелодии голосом без слов называется «вокализ». (слайд 13)

Итак, ребята, что же стало бы с музыкой, если бы не было бы литературы? В музыке остался бы один вокализ. Не было бы песен, опер, ораторий, романсов, балета, всех тех музыкальных жанров, которые тесно переплетаются с литературой, ярко, красочно дополняя друг друга.

А теперь давайте с вами проследим – что произойдёт с песней, если из неё убрать мелодию? (Останется один только текст, т. е. – стихотворение.) (слайд 15)

Правильно. Без музыки и литература намного бы обеднела, потому что не было бы произведений, в которых, читая, мы встречаем слова, относящиеся только к музыке. Послушайте басню И.А. Крылова «Квартет» и запишите слова из текста басни, которые относятся к музыке.

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть Квартет.

Достали нот, баса, альта*, две скрипки

Пленять своим искусством свет.

Ударили в смычки, дерут, а толку нет.

Как музыке идти? Ведь вы не так сидите.

Ты с басом, Мишенька, садись против альта,

Я, прима, сяду против вторы*;

Тогда пойдет уж музыка не та:

У нас запляшут лес и горы!»

Расселись, начали Квартет;

Он все-таки на лад нейдет.

Послушались Осла: уселись чинно в ряд,

А все-таки Квартет нейдет на лад.

Вот пуще прежнего пошли у них разборы

Случилось Соловью на шум их прилететь.

Тут с просьбой все к нему, чтоб их решать сомненье:

Чтобы Квартет в порядок наш привесть:

И ноты есть у нас, и инструменты есть;

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье

А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь». (слайд 16)

Итак, какие слова, относящиеся к музыке вы записали? (квартет, ноты, бас, прима, скрипка, музыка, музыкант, запляшут, втора, смычок).

А теперь представьте, что не было бы музыки, смог бы Крылов написать такую замечательную басню? (нет).

Мы с вами убедились, что связь музыки с литературой важна. Она дарит нам истинное наслаждение, когда мы или слушаем, или исполняем песни.

5. Подведение итогов урока (3)

Давайте ответим на несколько вопросов для повторения.

Из каких составных частей состоит песня? (слайд 17)

Вот и подошел урок к концу. Я предлагаю вам проголосовать. Если вам понравился урок, то поднимите большой палец вверх, если не понравился, то вниз. (слайд 18)

6. Выдача домашнего задания (1 мин)

На оценку составить кроссворд о музыке с использованием не менее 5 слов. Оформить в виде презентации, распечатать на принтере или нарисовать на альбомном листе. Ответы не вписывать, а написать на отдельном листе.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *