Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чув.

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости, и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах. » — так писал участник первой севастопольской эпопеи поручик артиллерии Лев Николаевич Толстой более ста лет назад. Тем более властно охватывает каждого это чувство на священной севастопольской земле сегодня, в наши дни, когда потомки участников первой обороны приумножили ее славу в революционные дни и в годы Великой Отечественной войны.

Севастополь — символ мужества и стойкости, изумительной отваги нашего народа. Земля Ушакова и Лазарева, Корнилова и Нахимова, Петра Кошки и Даши Севастопольской, Матюшенко и Шмидта, Фильченкова и Ониловой, Голубца и Чикаренко. Земля десятков, сотен тысяч отважных сынов и дочерей нашей Родины, тех, чьи имена известны ныне всей стране, и тех, о подвигах которых мы еще не знаем.

Немногим городам история уготовила такое суровое испытание, как Севастополю. Городу дважды пришлось держать экзамен на мужество. И он с честью выдержал его, поразив мир силой духа своих защитников, их беспримерной стойкостью и храбростью.

Слава Севастополя родилась еще в первую оборону, когда защитники города почти год отражали удары английских, французских и турецких войск, намного превосходивших их по численности и по техническому оснащению.

В 1941—1942 годах, отрезанный от Большой земли, окруженный врагом с суши и блокированный с моря, Севастополь 250 дней героически сражался с превосходящими силами немецко-фашистских войск, оттянув на себя в самый трудный для нашей Родины период войны двухсоттысячную армию врага.

250 дней мужества! Мужества и тех, кто ходил в контратаки, и тех, кто трудился в городе — здесь не было тыла, здесь всюду был фронт.

Восемь месяцев длилась легендарная оборона города. Но и после того, как она оборвалась, Севастополь не покорился врагу. Мужественные подпольщики продолжали бороться с фашистскими захватчиками.

В мае 1944 года советские войска разгромили у стен Севастополя 17-ю немецкую армию и, пленив остатки ее, завершили освобождение Крыма.

Золотая Звезда Героя, орден Ленина, орден Красного Знамени и медаль «За оборону Севастополя» украшают знамя города. Так достойно отметила Родина его великий подвиг.

Его необыкновенную историю несут в века улицы и площади, городские холмы и бирюзовые бухты, многочисленные памятники и музеи.

Город у моря, он дышит воздухом, настоенным на солоноватых запахах морских просторов и терпких травах лесистых гор.

Город моряков, в нем чувствуется морская душа. Она и в строгости и подтянутости улиц, и в удивительной чистоте, напоминающей чистоту палубы боевого корабля, и в синеве матросских воротников, переливающихся синевой бухт.

В нем нет праздной беззаботности, присущей южным приморским городам. Даже экскурсанты, обычно суетливые и говорливые, соприкоснувшись с его мужеством и героизмом, ходят по улицам и площадям притихшие и сосредоточенные.

Побывайте в Севастополе, городе-герое, городе-музее, наполненном особой торжественностью. Вы почувствуете дыхание тех героических лет, познакомитесь с именами героев, посетите места, давно известные вам по книгам и газетам, по рассказам тех, кому довелось в годы войны быть участником развернувшейся здесь беспримерной битвы.

Вы можете встретиться и с живыми героями, с теми, о чьих подвигах ходили легенды еще в годы войны, кто создавал славу гордому Севастополю.

«Увидеть Севастополь, ступить на его землю, взять горсть ее в ладони, припасть к ней губами, — писали тернопольские школьники в своем письме после посещения города-героя, — это, если хотите, такая школа патриотизма!

Сапун-гора. Малахов курган. Бастионы, памятники. Мы словно видим яростную атаку моряков в бескозырках, слышим их неистовый клич: «Полундра!». Мы будто заново родились на свет. Мы многое поняли. Здесь мы лучше осмыслили свою жизнь, по-настоящему задумались с своем будущем, о долге перед народом».

В Севастополе вы сможете познакомиться с выдающимися произведениями русской и советской батальной живописи — панорамой обороны Севастополя 1854—1855 гг., диорамой «Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года», с уникальными экспонатами музея Краснознаменного Черноморского флота, побывать в древнем городе Херсонесе, осмотреть многочисленные памятники истории, искусства и культуры.

Покидая этот удивительный город, вы непременно увезете с собой чувство великой гордости за свой народ, за свою прекрасную Родину.

Источник

Севастополь в судьбе великого писателя. К 180-летию со дня рождения Л.Н.Толстого.

«Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…»

Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Смотреть фото Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Смотреть картинку Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Картинка про Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Фото Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополеИмя Льва Николаевича Толстого золотыми буквами вписано в историю всемирной литературы. Сегодня он один из самых читаемых писателей на планете.

Историю нашего города невозможно представить без имени великого русского писателя Льва Николаевича Толстого. Лев Толстой и Севастополь – это эпопея, написанная им самим и его современниками.

В Севастополе, на Историческом бульваре, недалеко от знаменитой Севастопольской панорамы, возвышается гранитная стела с барельефом молодого Толстого, участника героической обороны Севастополя 1854 – 1855г.г. (авторы – скульптор Г.Н. Денисов, резчик по камню И.И. Степанов).

Толстой понимал, что в Крыму будет решаться судьба России, и стремился стать в ряды защитников Севастополя, вместе с ним разделить все опасности, трудности и лишения войны.

Шел второй месяц обороны Севастополя, когда он прибыл в осажденный город. О своих первых севастопольских впечатлениях писатель говорит в рассказе «Севастополь в декабре месяце».

История войн не знала примера столь полной, быстрой и организованной подготовки города к обороне, когда противник находится в нескольких километрах от переднего края, и столь смелого решительного отпора врагу, имевшего многократное превосходство в силах. Недаром Толстой сравнивал защитников Севастополя с героями Древней Греции, а об историческом значении севастопольской эпопеи писал, «что потомство поставит ее выше других».

На 4-м бастионе Толстой провел полтора месяца, показал себя храбрым и смелым офицером.

«За нахождение во время бомбардирования на Язоновском редуте 4-го бастиона, хладнокровие и распорядительность для действий противу неприятеля» Толстой был представлен к производству в следующий чин и награжден орденом Святой Анны 4-й степени с надписью «За храбрость».

4 августа 1855 года Толстой принимал участие в сражении у Черной речки.

Участие в сражении и его неудачный исход тяжело подействовали на Толстого. 24 августа, когда союзники начали шестую бомбардировку города, Толстой находился на Бельбеке. Писатель не мог оставаться в стороне и 27 августа появился в пылающем городе. Он плакал, видя «город, объятый пламенем и французские знамена на наших бастионах».

Через год Лев Николаевич ушел в отставку имея две медали: серебряную «За защиту Севастополя 1854-1855 г.г.» и бронзовую «В память Восточной войны 1853 – 1856 г.г.».

Севастопольский период в жизни Л.Толстого, один из значительных этапов формирования его мировоззрения и этических принципов. Время перехода от молодости к зрелости. Видя войну изнутри, он раскрыл нам психологию человеческой души в период ее тяжелых испытаний.

Вторично в Севастополь Л.Н.Толстой приехал через тридцать лет уже всемирно известным писателем, автором «Войны и мира», «Анны Карениной», «Воскресения» и других произведений.

Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Смотреть фото Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Смотреть картинку Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Картинка про Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе. Фото Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополеПрошло еще 16 лет… В сентябре 1901 года Лев Николаевич вновь побывал в Севастополе.

Причиной отказа, скорее всего, была знаменитая статья Толстого «Не могу молчать», где он страстно и гневно выступил против смертных казней, произнес беспощадный приговор царскому самодержавию, помещичье-полицейскому государству.

С тех пор произошли большие изменения в жизни нашей страны, нашего

города. Лев Николаевич Толстой для севастопольцев навсегда остался первым Почетным гражданином города.

Уже в ноябре 1920 года возникла идея организации в Севастополе музея памяти Л.Н. Толстого. К 10-летию со дня смерти писателя была создана специальная комиссия Севастопольского Ревкома, постановившая увековечить память писателя следующими мероприятиями: присвоить Историческому бульвару имя Толстого, издать иллюстрированные «Севастопольские рассказы» по первоисточникам, отвести соответствующий особняк для музея. 3 июня 1922года в торжественной обстановке музей был открыт по улице Ленина дом 49 (бывшей Екатерининской). Заведующим музеем стал Петр Алексеевич Сергеенко (1854 – 1930г.г.). Он хорошо знал Льва Николаевича, написал книгу воспоминаний о нем и в течение сорока лет занимался сбором коллекции материалов о писателе. Именно эту коллекцию, состоящую из порядка 10,5 тысяч экспонатов, Сергеенко предложил сделать ядром будущей экспозиции музея. Предложение было одобрено как Севревкомом, так и Всероссийским отделом музеев. При музее оборудованы были две залы для публичных и закрытых заседаний. В них были установлены кинематограф и эпидиаскоп для демонстрации научных и художественно-бытовых картин. Кроме того, музей изначально задумывался Сергеенко как приют для проезжающих через Севастополь ученых и литераторов, потому он и назван был не просто «музеем», а «домом-музеем», который по замыслу заведующего по сути своей должен быть аполитичен. Подобный подход изначально не устраивал представителей городского управления и советской общественности. В результате, в конце 1924 года музей был расформирован, а коллекции изолированы. Большая их часть в 1926 году была отправлена в Толстовский музей в Москве, а то, что имело отношение к Крымской войне вошло в состав коллекции Музея Севастопольской обороны, в настоящее время Музей Черноморского флота Российской Федерации.

В том же году одна из улиц города была названа именем Л.Н. Толстого.

На протяжении многих десятков лет активной деятельностью библиотека оправдывает свое почетное имя.

С 1932 года ЦГБ им. Л.Н.Толстого осуществляет методическое руководство библиотеками города.

В годы Великой Отечественной войны Севастополь был разрушен фашистами до основания, здание библиотеки сожжено, книжный фонд погиб. Сразу же после освобождения города в 1944 году библиотека была вновь открыта и временно разместилась в подвале полуразрушенного музея Черноморского флота.

Понимая важность идеологической работы, руководство Севастополя предоставляло библиотеке по возможности лучшие помещения. Три раза меняла библиотека свое местожительство, пока в 1953 году не переехала в специально выстроенное здание по проекту архитектора М. Ушаковой, по ул. Ленина, 51, где находится до настоящего времени. Это одно из красивейших зданий в центре города, которое является памятником архитектуры местного значения.

Центральная городская библиотека им. Л.Н.Толстого сегодня – это информационный, просветительский, культурный и досуговый центр города, депозитарий краеведческих изданий. Она является головной библиотекой для 40 библиотек-филиалов, которые обслуживают свыше 77 тысяч читателей, с совокупным книжным фондом около 1,5 млн. источников информации, выдавая в год более 1 млн. единиц документов.

Особое внимание библиотека уделяет популяризации жизни и творчества Льва Николаевича Толстого, располагая большим фондом произведений писателя и литературы о нем разных лет издания. Особую ценность представляют книги, изданные в 1903-1958 гг.(77экз.). В коллекции библиотеки сохранились первая и вторая серии юбилейного издания писателя с 13 по 90 тома.(1949-1958 гг.)

1992 году фонд библиотеки пополнился новым репринтным воспроизведением этого полного собрания сочинений Л.Н. Толстого (91 том) московского издательства «Терра», которое было подарено Министерством культуры России.

Библиотека гордится посмертными изданиями произведений Л.Н.Толстого под ред. П.И.Бирюкова (1912-1915 гг.). Это — красиво оформленные, в коленкоровом переплете с чеканкой из металла издание произведения «Война и мир»; «Анна Каренина»; «Воскресение»; «Драматические произведения» с рисунками А.П. Апсита и Л.О.Пастернака.

В 2002 году в Севастополе начат выпуск многотомного издания «Севастополь. Историческая повесть». В этих книгах публикуется все лучшее, что уже было написано о Севастополе, раритетные, редкие издания. В первом томе этого издания напечатаны «Севастопольские рассказы» Л.Н.Толстого, презентация которого состоялась в библиотеке.

Стали традиционными ежегодные Толстовские чтения, приуроченные ко дню рождения писателя:

«Толстой – это целый мир», «Жизнь и духовная трагедия Л.Толстого», «Надолго оставит в России великие следы эта эпопея Севастополя…», «До последнего вздоха» (Л.Н.Толстой и С.А.Бернс), «Все счастливые семьи…» и др.

. ЦГБ им Л.Н.Толстого участвовала в Российском мегапроекте «Пушкинская библиотека», в результате которого получила около 10 тыс. экземпляров книг стоимостью 20 тыс. долларов.

Тесно сотрудничает библиотека с объединенным русским культурно-историческим центром «Отчизна» и музеем Героической обороны Севастополя: в 2005 году состоялась презентация альбома А. Лазебного «Памятные места города-героя Севастополя, связанные с именем великого русского писателя-гуманиста Л.Н.Толстого», в 2006 году с большим успехом прошел тематический вечер, посвященный 150-летию выхода в свет «Севастопольских рассказов» Л.Н.Толстого.

Библиотеку им. Л.Н.Толстого связывает дружба с Музеем-усадьбой писателя «Ясная поляна». В дар от музея получены два выпуска (2005-2006 гг.) издания «Толстой. Новый век: журнал размышлений о Толстом, о мире, о себе» и др.

Севастопольцы бережно хранят память о Л.Н.Толстом. Здание ЦГБ им. Л.Н.Толстого украшают портрет и барельеф писателя.

В фойе библиотеки оформлен информационный стенд «Великий писатель великого народа».

В 1974 году в нише здания панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855г.г» были установлены 13 мраморных бюстов героев севастопольской обороны, в т.ч. бюст Л.Н.Толстого. В 2005 году на здании бывшей гостиницы «Кист» (современное Техническое управление ЧФ РФ), в которой останавливался писатель во время посещений города, установлена мемориальная доска (автор народный художник Украины, Почетный гражданин Севастополя Станислав Чиж).

Ежегодно лучшие произведения севастопольских и крымских литераторов отмечаются городской литературной премией имени Л.Н. Толстого. В 2008 году лауреатами премии стали севастопольцы, члены Национального союза писателей Украины Тамара Дьяченко и Виталий Фесенко.

В планах Севастопольского городского Совета — установка памятника Л.Н. Толстому возле библиотеки и создание на базе ЦГБ им. Л.Н. Толстого музея писателя.

Неизменна всенародная любовь севастопольцев к великому Толстому – писателю, мыслителю, гражданину.

Источник

Не может быть чтобы при мысли что и вы в севастополе

Толстой Лев Николаевич

СЕВАСТОПОЛЬ В ДЕКАБРЕ МЕСЯЦЕ

— На Графскую, ваше благородие? Пожалуйте,- предлагают вам свои услуги два или три отставных матроса, вставая из яликов.

Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникли в душу вашу чувства какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах.

— Ваше благородие! прямо под Кистентина [Корабль «Константин». (Прим. Л. Н. Толстого.)] держите,- скажет вам старик матрос, оборотясь назад, чтобы поверить направление, которое вы даете лодке,- вправо руля.

— А на нем пушки-то еще все,- заметит беловолосый парень, проходя мимо корабля и разглядывая его.

— А то как же: он новый, на нем Корнилов жил,- заметит старик, тоже взглядывая на корабль.

Да! вам непременно предстоит разочарование, ежели вы в первый раз въезжаете в Севастополь. Напрасно вы будете искать хоть на одном лице следов суетливости, растерянности или даже энтузиазма, готовности к смерти, решимости,- ничего этого нет: вы видите будничных людей, спокойно занятых будничным делом, так что, может быть, вы упрекнете себя в излишней восторженности, усомнитесь немного в справедливости понятия о геройстве защитников Севастополя, которое составилось в вас по рассказам, описаниям и вида и звуков с Северной стороны. Но прежде чем сомневаться, сходите на бастионы, посмотрите защитников Севастополя на самом месте защиты или, лучше, зайдите прямо напротив в этот дом, бывший прежде Севастопольским собранием и на крыльце которого стоят солдаты с носилками,- вы увидите там защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища.

Источник

Севастопольские рассказы

Севастополь в декабре месяце

«Утренняя заря только что начинает окрашивать небосклон над Сапун-горою; тёмно-синяя поверхность моря уже сбросила с себя сумрак ночи и ждёт первого луча, чтобы заиграть весёлым блеском; с бухты несёт холодом и туманом; снега нет — всё черно, но утренний резкий мороз хватает за лицо и трещит под ногами, и далёкий неумолкаемый гул моря, изредка прерываемый раскатистыми выстрелами в Севастополе, один нарушает тишину утра… Не может быть, чтобы при мысли, что и вы в Севастополе, не проникло в душу вашу чувство какого-то мужества, гордости и чтоб кровь не стала быстрее обращаться в ваших жилах…» Несмотря на то, что в городе идут боевые действия, жизнь идёт своим чередом: торговки продают горячие булки, а мужики — сбитень. Кажется, что здесь странно смешалась лагерная и мирная жизнь, все суетятся и пугаются, но это обманчивое впечатление: большинство людей уже не обращает внимания ни на выстрелы, ни на взрывы, они заняты «будничным делом». Только на бастионах «вы увидите… защитников Севастополя, увидите там ужасные и грустные, великие и забавные, но изумительные, возвышающие душу зрелища».

По пути на четвёртый бастион всё реже встречаются невоенные люди, и всё чаще попадаются носилки с ранеными. Собственно на бастионе офицер-артиллерист ведёт себя спокойно (он привык и к свисту пуль, и к грохоту взрывов). Он рассказывает, как во время штурма пятого числа на его батарее осталось только одно действующее орудие и очень мало прислуги, но всё же на другое утро он уже опять палил из всех пушек.

Севастополь в мае

Проходит полгода с момента начала боевых действий в Севастополе. «Тысячи людских самолюбий успели оскорбиться, тысячи успели удовлетвориться, надуться, тысячи — успокоиться в объятиях смерти» Наиболее справедливым представляется решение конфликта оригинальным путем; если бы сразились двое солдат (по одному от каждой армии), и победа бы осталась за той стороной, чей солдат выйдет победителем. Такое решение логично, потому что лучше сражаться один на один, чем сто тридцать тысяч против ста тридцати тысяч. Вообще война нелогична, с точки зрения Толстого: «одно из двух: или война есть сумасшествие, или ежели люди делают это сумасшествие, то они совсем не разумные создания, как у нас почему-то принято думать»

В осаждённом Севастополе по бульварам ходят военные. Среди них — пехотный офицер (штабс-капитан) Михайлов, высокий, длинноногий, сутулый и неловкий человек. Он недавно получил письмо от приятеля, улана в отставке, в котором тот пишет, как его жена Наташа (близкий друг Михайлова) с увлечением следит по газетам за передви­жениями его полка и подвигами самого Михайлова. Михайлов с горечью вспоминает свой прежний круг, который был «до такой степени выше теперешнего, что когда в минуты откровенности ему случалось рассказывать пехотным товарищам, как у него были свои дрожки, как он танцевал на балах у губернатора и играл в карты с штатским генералом», его слушали равнодушно-недоверчиво, как будто не желая только противоречить и доказывать противное

Михайлов дважды нерешительно проходит мимо кружка «аристократов» и, наконец, отваживается подойти и поздороваться (прежде он боялся подойти к ним оттого, что они могли вовсе не удостоить его ответом на приветствие и тем самым уколоть его больное самолюбие). «Аристократы» — это адъютант Калугин, князь Гальцин, подполковник Нефердов и ротмистр Праскухин. По отношению к подошедшему Михайлову они ведут себя достаточно высокомерно; например, Гальцин берет его под руку и немного прогуливается туда-сюда только потому, что знает, что этот знак внимания должен доставить штабс-капитану удовольствие. Но вскоре «аристократы» начинают демонстративно разговаривать только друг с другом, давая тем самым понять Михайлову, что больше не нуждаются в его обществе.

Вернувшись домой, Михайлов вспоминает, что вызвался идти наутро вместо заболевшего офицера на бастион. Он чувствует, что его убьют, а если не убьют, то уж наверняка наградят. Михайлов утешает себя, что он поступил честно, что идти на бастион — его долг. По дороге он гадает, в какое место его могут ранить — в ногу, в живот или в голову.

Тем временем «аристократы» пьют чай у Калугина в красиво обставленной квартире, играют на фортепиано, вспоминают петербургских знакомых. При этом они ведут себя вовсе не так неестественно, важно и напыщенно, как делали на бульваре, демонстрируя окружающим свой «аристократизм». Входит пехотный офицер с важным поручением к генералу, но «аристократы» тут же принимают прежний «надутый» вид и притворяются, что вовсе не замечают вошедшего. Лишь проводив курьера к генералу, Калугин проникается ответственностью момента, объявляет товарищам, что предстоит «жаркое» дело.

Гальцин спрашивает, не пойти ли ему на вылазку, зная, что никуда не пойдет, потому что боится, а Калугин принимается отговаривать Гальцина, тоже зная, что тот никуда не пойдет. Гальцин выходит на улицу и начинает бесцельно ходить взад и вперед, не забывая спрашивать проходящих мимо раненых, как идет сражение, и ругать их за то, что они отступают. Калугин, отправившись на бастион, не забывает попутно демонстрировать всем свою храбрость: не нагибается при свисте пуль, принимает лихую позу верхом. Его неприятно поражает «трусость» командира батареи, о храбрости которого ходят легенды.

«Сотни свежих окровавленных тел людей, за два часа тому назад полных разнообразных высоких и мелких надежд и желаний, с окоченелыми членами, лежали на росистой цветущей долине, отделяющей бастион от траншеи, и на ровном полу часовни Мертвых в Севастополе; сотни людей — с проклятиями и молитвами на пересохших устах — ползали, ворочались и стонали, — одни между трупами на цветущей долине, другие на носилках, на койках и на окровавленном полу перевязочного пункта; а всё так же, как и в прежние дни, загорелась зарница над Сапун-горою, побледнели мерцающие звезды, потянул белый туман с шумящего темного моря, зажглась алая заря на востоке, разбежались багровые длинные тучки по светло-лазурному горизонту, и все так же, как и в прежние дни, обещая радость, любовь и счастье всему ожившему миру, выплыло могучее, прекрасное светило».

Между русскими и французами объявлено перемирие, простые солдаты свободно общаются друг с другом и, кажется, не испытывают по отношению к противнику никакой вражды. Молодой кавалерийский офицер просто рад возможности поболтать по-французски, думая, что он невероятно умен. Он обсуждает с французами, насколько бесчеловечное дело они затеяли вместе, имея в виду войну. В это время мальчишка ходит по полю битвы, собирает голубые полевые цветы и удивленно косится на трупы. Повсюду выставлены белые флаги.

«Тысячи людей толпятся, смотрят, говорят и улыбаются друг другу. И эти люди — христиане, исповедующие один великий закон любви и самоотвержения, глядя на то, что они сделали, не упадут с раскаянием вдруг на колени перед тем, кто, дав им жизнь, вложил в душу каждого, вместе с страхом смерти, любовь к добру и прекрасному, и со слезами радости и счастия не обнимутся как братья? Нет! Белые тряпки спрятаны — и снова свистят орудия смерти и страданий, снова льется чистая невинная кровь и слышатся стоны и проклятия… Где выражение зла, которого должно избегать? Где выражение добра, которому должно подражать в этой повести? Кто злодей, кто герой её? Все хороши и все дурны… Герой же моей повести, которого я люблю всеми силами души, которого старался воспроизвести во всей красоте его и который всегда был, есть и будет прекрасен, — правда»

Севастополь в августе 1855 года

Из госпиталя на позиции возвращается поручик Михаил Козельцов, уважаемый офицер, независимый в своих суждениях и в своих поступках, неглупый, во многом талантливый, умелый составитель казенных бумаг и способный рассказчик. «У него было одно из тех самолюбии, которое до такой степени слилось с жизнью и которое чаще всего развивается в одних мужских, и особенно военных кружках, что он не понимал другого выбора, как первенствовать или уничтожиться, и что самолюбие было двигателем даже его внутренних побуждений».

На станции скопилось множество проезжающих: нет лошадей. У некоторых офицеров, направляющихся в Севастополь, нет даже подъемных денег, и они не знают, на какие средства продолжить путь. Среди ожидающих оказывается и брат Козельцова, Володя. Вопреки семейным планам Володя за незначи­тельные проступки вышел не в гвардию, а был направлен (по его собственному желанию) в действующую армию. Ему, как всякому молодому офицеру, очень хочется «сражаться за Отечество», а заодно и послужить там же, где старший брат.

Володя — красивый юноша, он и робеет перед братом, и гордится им. Старший Козельцов предлагает брату немедленно ехать вместе с ним в Севастополь. Володя как будто смущается; ему уже не очень хочется на войну, а, кроме того, он, сидя на станции, успел проиграть восемь рублей. Козельцов из последних денег оплачивает долг брата, и они трогаются в путь. По дороге Володя мечтает о героических подвигах, которые он непременно совершит на войне вместе с братом, о своей красивой гибели и предсмертных упреках всем прочим за то, что те не умели при жизни оценить «истинно любивших Отечество»,

По прибытии братья отправляются в балаган обозного офицера, который пересчитывает кучу денег для нового полкового командира, обзаводящегося «хозяйством». Никто не понимает, что заставило Володю бросить спокойное насиженное место в далеком тылу и приехать без всякой для себя выгоды в воюющий Севастополь. Батарея, к которой прикоман­дирован Володя, стоит на Корабельной, и оба брата отправляются ночевать к Михаилу на пятый бастион. Перед этим они навещают товарища Козельцова в госпитале. Он так плох, что не сразу узнает Михаила, ждет скорой смерти как избавления от страданий.

Выйдя из госпиталя, братья решают разойтись, и в сопровождении денщика Михаила Володя уходит в свою батарею. Батарейный командир предлагает Володе переночевать на койке штабс-капитана, который находится на самом бастионе. Впрочем, на койке уже спит юнкер Вланг; ему приходится уступить место прибывшему прапорщику (Володе). Сперва Володя не может уснуть; его то пугает темнота, то предчувствие близкой смерти. Он горячо молится об избавлении от страха, успокаивается и засыпает под звуки падающих снарядов.

Тем временем Козельцов-старший прибывает в распоряжение нового полкового командира — недавнего своего товарища, теперь отделенного от него стеной субординации. Командир недоволен тем, что Козельцов преждевременно возвращается в строй, но поручает ему принять командование над его прежней ротой. В роте Козельцова встречают радостно; заметно, что он пользуется большим уважением среди солдат. Среди офицеров его также ожидает теплый прием и участливое отношение к ранению.

На другой день бомбардировка продолжается с новой силой. Володя начинает входить в круг артилле­рийских офицеров; видна взаимная симпатия их друг к другу. Особенно Володя нравится юнкеру Влангу, который всячески предугадывает любые желания нового прапорщика. С позиций возвращается добрый штабс-капитан Краут, немец, очень правильно и слишком красиво говорящий по-русски. Заходит разговор о злоупотреблениях и узаконенном воровстве на высших должностях. Володя, покраснев, уверяет собравшихся, что подобное «неблагородное» дело никогда не случится с ним.

На обеде у командира батареи всем интересно, разговоры не умолкают несмотря на то, что меню весьма скромное. Приходит конверт от начальника артиллерии; требуется офицер с прислугой на мортирную батарею на Малахов курган. Это опасное место; никто сам не вызывается идти. Один из офицеров указывает на Володю и, после небольшой дискуссии, он соглашается отправиться «обстреляться» Вместе с Володей направляют Вланга. Володя принимается за изучение «Руководства» по артилле­рийской стрельбе. Однако по прибытии на батарею все «тыловые» знания оказываются ненужными: стрельба ведется беспорядочно, ни одно ядро по весу даже не напоминает упомянутые в «Руководстве», нет рабочих, чтобы починить разбитые орудия. К тому же ранят двух солдат его команды, а сам Володя неоднократно оказывается на волосок от гибели.

Несмотря на мольбы Вланга, Володя выходит из блиндажа на свежий воздух и сидит до утра с Мельниковым на пороге, пока вокруг падают бомбы и свистят пули. Но поутру уже батарея и орудия приведены в порядок, а Володя начисто забывает об опасности; он только радуется, что хорошо исполняет свои обязанности, что не показывает трусости, а наоборот, считается храбрым.

Начинается французский штурм. Полусонный Козельцов выскакивает к роте, спросонья больше всего озабоченный тем, чтобы его не посчитали за труса. Он выхватывает свою маленькую сабельку и впереди всех бежит на врага, криком воодушевляя солдат. Его ранят в грудь. Очнувшись, Козельцов видит, как доктор осматривает его рану, вытирает пальцы о его пальто и подсылает к нему священника. Козельцов спрашивает, выбиты ли французы; священник, не желая огорчать умирающего, говорит, что победа осталась за русскими. Козельцов счастлив; «он с чрезвычайно отрадным чувством самодовольства подумал, что он хорошо исполнил свой долг, что в первый раз за всю свою службу он поступил так хорошо, как только можно было, и ни в чем не может упрекнуть себя». Он умирает с последней мыслью о брате, и ему Козельцов желает такого же счастья.

Известие о штурме застает Володю в блиндаже. «Не столько вид спокойствия солдат, сколько жалкой, нескрываемой трусости юнкера возбудил его». Не желая быть похожим на Вланга, Володя командует легко, даже весело, но вскоре слышит, что французы обходят их. Он видит совсем близко вражеских солдат, его это так поражает, что он застывает на месте и упускает момент, когда ещё можно спастись. Рядом с ним от пулевого ранения погибает Мельников. Вланг пытается отстреляться, зовет Володю бежать за ним, но, прыгнув в траншею, видит, что Володя уже мертв, а на том месте, где он только что стоял, находятся французы и стреляют по русским. Над Малаховым курганом развевается французское знамя.

Вланг с батареей на пароходе прибывает в более безопасную часть города. Он горько оплакивает павшего Володю; к которому по-настоящему привязался. Отступающие солдаты, перегова­риваясь между собою, замечают, что французы недолго будут гостить в городе. «Это было чувство, как будто похожее на раскаяние, стыд и злобу. Почти каждый солдат, взглянув с Северной стороны на оставленный Севастополь, с невыразимою горечью в сердце вздыхал и грозился врагам».

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *